СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химическое образование в начальной школе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Ученики начальных классов могут быть уже ознакомлены с элементами некоторых химических знаний ( например классификация веществ ,  разные химические соединения и т.д. ) . Интерес к химии у учеников начальных классов более ярко выражен по сравнению с учениками восьмых классов.

Просмотр содержимого документа
«Химическое образование в начальной школе»

Значение компонента химии в начальной школе.

Очевидно , что обучение химии должно быть ориентировано на организацию продуктивной, практической, творческой деятельности. Классический подход в организации учебного процесса основывается на том, что это возможно лишь тогда , когда учащиеся владеют прочным запасом базовых знаний- основными химическими понятиями, законами фактами, , которые рассматриваются на первом году изучения химии в средней школе. Содержание учебного предмета на начальном этапе обучения химии как правило, содержит большой объем теоретического материала, сложного для понимания учащимися. Результат-химия самый сложный предмет в школе. Другой подход предлагает эффективно интегрировать химические знания в содержание образования в начальной школы (Ламанаускас).

Ученики начальных классов могут быть уже ознакомлены с элементами некоторых химических знаний ( например классификация веществ , разные химические соединения и т.д.)Интерес к химии у учеников начальных классов более ярко выражен по сравнению с учениками восьмых классов.

Важнейшими задачами естественнонаучного образования являются:

-сформировать понимание учащимися того ,что существует большое разнообразие различных веществ и соединений;

-помочь учащимся понять , что химические вещества могут быть не только полезными , но и очень опасными;

-сформировать понимание учащихся о том , что все что нас окружает состоит из различных химических соединений;

-научить обучающихся внимательно и осторожно обращаться с различными веществами;

-стимулировать понимание необходимости сохранения своего личного здоровья, а также здоровья других людей;

-научить классифицировать вещества по различным параметрам :состояние , цвет, запах, форма и т.д.

-сформировать такие понятия как : сырье, загрязнение, отходы, химическое загрязнение , органические и неорганические вещества, фильтрация, диффузия , растворитель ,индикатор , горение, испарение, конденсация и т.д.

-сформировать начальные исследовательские умения;

-сформировать позитивное отношение к химии;

-развивать умения обрабатывать информацию ее визуализировать;

-развивать умения пользоваться простейшими приборами и инструментами( например термометром, весами, пробирками и т.д.)

Введение раннего обучения химии в начальной школе позволяет более успешно решать задачи формирования научного мировоззрения современных школьников, тем более с психологической точки зрения у детей 10-11 лет наблюдается пик познавательной активности.

Компонент химии в содержании образования в начальной школе.

Элементы химии интегрируются в курс «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.. в 1-4 классах.

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ;

- Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения);

- Авторской программы Плешаков А.А. (Образовательная система «Школа России»);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Планируемых результатов начального общего образования.



Курс окружающего мира в начальной школе имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.



Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.



Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании:

- личностного восприятия;

- эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

-воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Курс «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Рабочие программы, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества.



Одним из важных результатов обучения окружающему миру является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана на 270 ч. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю:1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Структура содержания химического образования в начальной

школе.

(В качестве отдельного компонента выделяю раздел вопросов имеющих непосредственное отношение к химии. )

Рассмотрим содержание программы по классам.

Основные разделы и темы(1 -4 классы)

Человек и природа

- Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

- Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

- Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

- Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

- Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

- Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

-Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

- Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

- Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Содержание программы для 1 класса

Что и кто?

-Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

- Суша и вода на Земле.

Как, откуда и куда

-Канализация и очистные сооружения

-Пресная и соленая вода.

-Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

-Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

-Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда

Почему и зачем?

- Витамины

-Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете.

Заключение

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Содержание программы для 2 класса



Где мы живем

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа

Неживая и живая природа, связь между ними.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды.

Жизнь города и села

. -Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя)

Здоровье и безопасность

-Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Содержание программы для 3 класса



Как устроен мир

-Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.

-Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды,

-Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого человека за свое поведение в природе

Эта удивительная природа

-Тела, вещества, частицы. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

-Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений.

-Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.

Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

-Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры.

-Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе.

Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.

-Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделении кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека.

Практические работы:

-обнаружение крахмала в продуктах питания;

-изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра.

Мы и наше здоровье

-Наше питание: продукты питания растительного и животного происхождения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания.

-Табак и алкоголь – враги здоровья.

Практические работы:



- изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках)

Наша безопасность

-Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

-Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

К концу 3 класса учащиеся должны знать ( из основ химии):

  • человек — часть природы и общества;

  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы .

  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной

Учащиеся должны уметь ( из основ химии):

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.









Содержание программы для 4 класса

Земля и человечество



-Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.



Родной край — часть большой страны





-Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

-Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Практические работы:

-рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств

Критерии и нормы оценки результатов образования



В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы.

В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения.

Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре.

Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.

Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  • натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

  • гербарии; коллекции насекомых;

  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи отдельных органов и др.;

  • географические и исторические карты;

  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска.) и средств фиксации окружающего мира (фото и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира.

Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц и т.д.

В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них

уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками.



В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие.

Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д.

Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.



Библиотечный фонд

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Методические пособия для учителя

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения (ТСО)

Заключение

Однако несмотря на все вышесказанное компоненту химии в программе уделяется недостаточно внимания:

- не формируется понимание учащимися того ,что существует большое разнообразие различных веществ и соединений;

- не сформировано понимание учащихся о том , что все что нас окружает состоит из различных химических соединений;

- недостаточно даны классификации веществ по различным параметрам: состояние , цвет, запах, форма и т.д.

- не достаточно сформированы начальные исследовательские умения;

-не сформировано позитивное отношение к химии;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!