СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Харизматичный оратор_Урок 2_Рабочий лист учителя

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 2 по развитию речи   в системе уроков в разделе "Риторика"

Просмотр содержимого документа
«Харизматичный оратор_Урок 2_Рабочий лист учителя»

Занятие 2

1.Тема занятия: Содержательный аспект речи Дата_________

Не КАК говорить, а ЧТО говорить

Вопрос занятия: Как построить публичное выступление, чтобы основное содержание было донесено до слушателей?(ученики сами формулируют свой вопрос, на который хотят получить ответ на уроке)

2. Определить цели выступления перед публикой. Цели выступления: 1.выдать информацию 2.побудить к действию 3.произвести впечатление 4.доложить результат 5.поддержать компанию

3. Словарная работа. Работа с терминологией.

Словесные средства воздействия на аудиторию

То, что связано со словом, называется ВЕРБАЛЬНЫМ (ВЕРБАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [лат. verbalis] Спец. Словесный; глагольный; устный. Мысль в её вербальном выражении. В-ая нота (дипломатическая нота без подписи, приравниваемая к устному заявлению).

4. Составление интеллект-карты по вербальным средствам воздействия на аудиторию. Параллельно ведётся работа над речевыми ситуациями

Интеллект-карта

Содержание выступления

Интересная тема, яркие примеры, не известные ранее факты, статистика….

Структура выступления

Тезис, аргументы, примеры, вывод

Коммуникативные качества речи

Уместность, богатство, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность




  1. Содержание

Какую ошибку допустил оратор?

Слушатель опоздал на выступление минут на 10. Забегает в зал. Садится. Спрашивает соседа: «О чём оратор гоаорит?». А в ответ: «Да непонятно… пока ещё к делу не перешёл» (Нет тезиса, не определена тема)

II. Структура

1.Тезис:

  1. Чётко определите, о чём хотите говорить

  2. Сформулируйте тезис в виде яркого высказывания

  3. Провозгласите тезис в начале своего выступления

2.Аргументы

(Поддержка тезиса, факты, доводы, убеждающие в истинности вашего тезиса)

  1. 2-4 аргумента

  2. Аргументы должны быть легко различимы (во-первых, во-вторых…использование вводных фраз – следующее, что хотелось бы сказать, ещё один важный момент…

  3. Аргументы должны быть краткими (грамотно подобранные слова, которые помогают передать суть довода воспринимаются лучше, чем витиеватая речь

  4. Яркие или неожиданные примеры

  5. Сильное начало и сильное завершение

3.Вывод

1. Перекликается с тезисом

2.Сильная и запоминающаяся фраза

Принцип КРАЯ (Запоминается начало и конец)

  1. Работа с текстом (афоризмом). Подчеркните афоризм, подтверждающий ваш вывод.

Афоризмы

  1. Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон

  2. Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Антони Иден

  3. Истинный артист создаёт, даже копирую Г.Лебон

  4. Искренность - источник всякой гениальности. Людвиг Берне

  1. Работа над коммуникативными качествами речи. Разбор речевых ситуаций, решение коммуникативных задач.( Некоторый материал взят из учебника - Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./под ред. Н.А.Ипполитовой.-М.:Проспект, 2008.)

  1. Коммуникативные качества речи

  1. УМЕСТНОСТЬ О каком качестве речи пишет Цицерон?

«А между тем оратор должен соблюдать такт не только в содержании, но и в выражениях. Не для всякого общественного положения, не для всякой должности… не для всякого возраста, так же как не для всякого места, момента и слушателя подходит один и тот же стиль….это зависит от существа дела… и от лиц – и говорящих, и слушающих» (уместность)

  1. БОГАТСТВО

-Как вы думаете, в чём проявляется богатство речи человека? ( интонация, лексическое богатство,богатство смыслов – семантическое, индивидуальность речи)

  1. ТОЧНОСТЬ

Как понимаете высказывание мастера судебного красноречия П.Пороховщикова:

«…мысль вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределённость выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления»

Всем известна фраза А.П.Чехова «Краткость – сестра таланта». Какое отношение она имеет, на ваш взгляд, к речевой точности?

  1. ЛОГИЧНОСТЬ

Логика - ход рассуждений, умозаключений.(Большой толковый словарь)

Логика – наука здравомыслия, наука правильно рассуждать, умословие (словарь В.И.Даля)

Прочитайте словарные статьи и ответьте на вопрос: только ли рассуждение должно быть логичным?

  1. ДОСТУПНОСТЬ

Всякий слышит лишь то, что понимает. И.Гёте

Подумайте, как адресат может решить проблему недоступности речи адресанта? (вопросы на уточнение, перефразирование, обдумывание дома темы…)

  1. ПРАВИЛЬНОСТЬ

Всё ли правильно сформулировано в пункте инструкции для машиниста электровоза.

Найдите ошибки в предложениях

  1. Он одел на себя куртку….

  2. Он ещё не в курсе о новой информации….

  3. Хвалебная рецензия о спектакле (на)…

  4. Дорогие цены на электроприборы.

  5. Мелочную рыбёшку рыбаки отдали коту.

  6. С голубыми глазами девочка отправилась в гости.

  7. Около дома возвели сарайчик.

  8. Своевременно оплачивайте за проезд



  1. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Как вы считаете, может ли быть выразительным нехудожественный текст?

Можно ли назвать данный текст выразительным?

«На его выставке, проходящей в музее истории города, представлены 10 акварельных работ , но зато каких! Вот, скажем, иллюстрации к стихам А.Фета. Сколько света и цвета. Тонкости и изящества.

Молва о замечательном мастере давно разнеслась по миру. Издательства Франции, Германии, Голландии выпускают иллюстрированные им книги»



8.Рефлексия.

НАЗОВИТЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ (Содержание выступления. Структура выступления. Коммуникативные качества речи)



Д/З Найти имена великих ораторов любого века. Составить список 5-7 имён. Об одном дать информационную справку1 (на след. уроке предоставить слово 7-12 человек по 15 сек.)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!