СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характерные признаки семейств класса Двудольные Практическая работа № 8 Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для получения знаний об особенностях семействах класса двудольных и однодольных растений.

Задачи:

Обучающие: формирование знаний об особенностях класса Однодольные, двудольные

Развивающие: развитие познавательного интереса обучающихся, формирование умения логически мыслить, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к родной природе, формирование экологической культуры.

Тип урока: повторительно- обобщающий

Методы работы: беседа, работа в группах.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, гербарный материал, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Ожидаемые результаты: Учащиеся обобщают свои знания, понимают роль и место изученных организмов в природе, смогут дать определения понятиям, создавать кластер, сравнивать признаки семейств; смогут работать с рисунками, фотографиями и схемами, а также с раздаточным материалом

 

Просмотр содержимого документа
«Характерные признаки семейств класса Двудольные Практическая работа № 8 Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек.»

Урок по биологии в 7 классе

Тема: Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые) Практическая работа № 8 Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек.

Цель урока: создание условий для получения знаний об особенностях семействах класса двудольных и однодольных растений.

Задачи:

Обучающие: формирование знаний об особенностях класса Однодольные, двудольные

Развивающие: развитие познавательного интереса обучающихся, формирование умения логически мыслить, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к родной природе, формирование экологической культуры.

Тип урока: повторительно- обобщающий

Методы работы: беседа, работа в группах.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, гербарный материал, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Ожидаемые результаты: Учащиеся обобщают свои знания, понимают роль и место изученных организмов в природе, смогут дать определения понятиям, создавать кластер, сравнивать признаки семейств; смогут работать с рисунками, фотографиями и схемами, а также с раздаточным материалом



Ход урока



I. Организационный момент

Учитель.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

II. Мотивация

Девиз нашего урока: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой).

Ребята, как вы считаете, что Лев Николаевич хотел нам этим сказать? (приобретенные знания через свои рассуждения и практику даёт больший результат)

Правильно! И главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Оценка, которую вы сегодня получите будет накопительной, на ваших столах есть «Лист самооценки» (Приложение 1)

Вы сможете самостоятельно оценить себя по двум пунктам: Самостоятельная работа и активность в групповой работе. Свою оценку я поставлю после проверки тетрадей. И маленький бонус тем учащимся, которые проявят на уроке свою активность! Не забудьте подписать листы!



III Актуализация



Ребята, какие два класса растений мы с вами знаем? (Однодольные, Двудольные).


1.признаки двудольных (две семядоли, стержневая корневая система, жилкование листьев сетчатые или перистые, обычно древесные и травянистые формы)

2.цветок-это орган…(полового размножения)

3.Признаки однодольных. (одна семядоля, мочковатая корневая система, жилкование листьев дуговые или параллельные, обычно травы).

4.Назавите семейства Однодольных (Лилейные, Злаки, или Мятликовые)

5. Перечислите семейства двудольных (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые)

6. Почему решили разделить растения 2 классов по семействам (У растений внутри класса есть разница в соцветии, формуле цветка, вида плода, расположении листьев или лепестков)

Молодцы! Мы повторили основные моменты нашей темы, теперь я предлагаю проверить свои знания. Перед вами Карточка опросник в виде таблицы. на заполнение которой у вас есть 5 минут, приступаем….

Работа по карточкам (Приложение 2)

Внимание! На экране критерии для осуществления самопроверки.

(После выполнения работы- самопроверка, правильно заполненная таблица выводится на экран. Обсуждаем заполнение, ставим +/-,

0-2 ошибок – 5 баллов

3-4 ошибки – 4 балла

5-6 ошибок -3 балла

Более 6 -2 балла



Кто набрал 5 баллов?

4 балла?

3 и 2 балла? Где совершили ошибку?

IV. Формулировка темы и целей урока


Сегодня мы с вами продолжаем изучать двудольные и однодольные растения, и тема нашего урока: «Характерные признаки семейств класса Двудольные и класса Однодольные».

Необходимо отметить, что некоторые характерные для дву­дольных признаки встречаются и у однодольных, и наоборот. Сле­довательно, отличить однодольные растения от двудольных мож­но лишь по совокупности признаков (более подробное строение цветка, стебля, характер листовых пластин). Растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические катего­рии — классы, порядки, семейства.



Как вы думаете ребята какова цель сегодняшнего урока, исходя из того, что мы уже изучили характеристики приставленных классов? (Научиться на практике использовать свои знания)

Цель: Научиться на практике отличать по внешним признакам однодольные растения от двудольных, определить семейство.

V. Практическая работа

Сегодня ваш класс поделился на 4 группы, каждой группе выдаются по 2 экземпляра растений (гербарий). Ваша задача внутри группы обсудить и определить к каким классам относятся предложенные вам экземпляры. Результаты практической работы оформить в тетрадь. (Приложение3)

Открываем тетради, записываем тему: «Определение видов растений ( на примере семейств с использованием Гербария)»

Наша цель: Научиться на практике отличать по внешним признакам онодольные растения от двудольных.

Оборудование: гербарные экземпляры растений семейства.

Ход работы:

Ребята, для начала внутри своей группы вам нужно рассмотреть выданные экземпляры. Определить: корневую систему, жилкование листьев, особенность строения цветка (если имеется), число семядолей. После обсуждения занести результаты в таблицу. А вот после таблицы в выводе вы должны самостоятельно пояснить, почему растение является двудольным или однодольным.



По окончанию работы проверить результаты группы, выявить ошибки, если имеются, выяснить причины.

Ребята я вижу с работой справились большинство из класса, предлагаю вернуться к листам самоконтроля. И выставить себе оценку за активность работы в группе. Если считаете, что работали активно, пришли к правильному выводу, аргументировали свои решений внутри группы ставите 3 балла, 2 балла если пришли к правильному выводу, но от аргументов отказались. 1 балл- вы полностью согласны с группой, но своё решение не проявили никак. 0 ставят те, кто не понял сути задания, не справился в определении даже при помощи команды.



VI. Функциональная грамотность

Ребята перед вами на экране «Борщевик Сосновского», давай попробуем определить к какому классу он относится (Класс Двудольные ,  Семейство Зонтичные   ,   Род Борщевик)

ТРАВА ГЕРАКЛА

Однажды, когда Игорь ездил с родителями за город, он увидел гигантское растение с крупными листьями и белыми цветками, собранными в огромный зонтик. Игорь спросил: что это за растение? Родители сказали, что это борщевик Сосновского – ядовитое растение. Сок растения вызывает сильные ожоги, поэтому ни в коем случае нельзя дотрагиваться до него. Игоря поразили необычно большие размеры растения, и он решил узнать о нём побольше. Из Интернета Игорь узнал, что борщевик Сосновского из-за внушительных размеров называют «гигантский укроп» или «трава Геракла». Это растение иногда вырастает до 4 метров высотой. Оно имеет толстый полый стебель и крупные перистые листья.

Игорь прочитал, что борщевик Сосновского обладает высокой продуктивностью, зимостойкостью и конкурентоспособностью. Растение содержит вещества, подавляющие рост и развитие других растений. Так борщевик зачищает территорию вокруг себя.

Почему борщевик способен вытеснять другие растения?

Отметьте все верные варианты ответа.

Большие размеры растения

Ярко-зелёная окраска растения

Содержание ядовитых веществ в растении

Растение имеет полый стебель

Семена прорастают при низкой температуре

Оказалось, что родиной борщевика является Кавказ. После Великой отечественной войны нужны были новые высокопродуктивные кормовые культуры. Для этих целей был отобран Борщевик Сосновского. Сейчас растение не используют для корма животным, но борщевик быстро распространился и стал вытеснять другие растения на захваченных территориях. Одно растение может образовать более 20 тыс. семян. Плоды борщевика способны к распространению с помощью ветра, дождевых и сточных вод, деятельности человека на расстояние до 2 км, но основная масса семян осыпается на землю. Несозревшие семена дозревают в почве. Жизнеспособность семян в естественных условиях сохраняется более 5 лет.

Благодаря чему борщевик способен быстро распространяться, захватывая новые территории?

В одной из книг Игорь прочитал, что в настоящее время борщевик получил статус сорного растения и организованы мероприятия по борьбе с этим растением. Он нашёл схему, на которой показаны способы борьбы с борщевиком.

На какой стадии развития растения способ «Скосить растение» не будет эффективным в борьбе с борщевиком? Отметьте один верный вариант ответа.

При первых всходах

В период формирования главного стебля

Во время цветения

После образования семян

Игорь прочитал в Интернете, что в соке борщевика Сосновского содержатся ядовитые вещества, повышающие чувствительность кожи человека к ультрафиолетовому излучению. После попадания сока растения на кожу человека под влиянием солнечного света на коже возникают ожоги.

Какие меры предосторожности нужно соблюдать при борьбе с борщевиком? Отметьте все верные варианты ответа.

Избегать прямых контактов с растением

Работать только в вечернее время суток

Работать в специальном костюме с капюшоном

Работать натощак

Работать в перчатках, защитных очках и респираторе


VII. Итог урока

Итак, какую цель мы сегодня поставили? ( научиться на практике отличать двудольные растения от однодольных),как Вы считаете добились ли мы с вами поставленных целей?

В начале урока я объявила о бонусных оценках, учащимся активных работающим на уроке. В листах самоконтроля прошу выставить оценки 5 у …….., 4 у ………. (пояснить)

VIII.Рефлексия

В качестве оценки о приобретенных навыках предлагаю на лестнице успеха расположить человечка. Ступень 1 «У меня ничего не получилось», Ступень 2 «У меня были проблемы», Ступень 3 «Всё удалось» Листы самоконтроля вложить в практическую тетрадь. Дежурные соберите пожалуйста тетради.

В качестве домашнего задания работа по карточкам, ответы оформить в рабочей тетради.

(дежурные собирают тетради)

Всем спасибо, урок окончен!

























Приложение 1

Лист самоконтроля

п.п

Вид деятельности

Баллы

1

Самостоятельная работа


2

Активность в групповой работе


3

Практическая работа


4

Бонус учителя


ФИ______________________________________

Общее количество баллов:

Оценка:





















































Приложение 2









Морфологические особенности

Класс

Однодольные

Класс

Двудольные

Корневая система



Жилкование листьев



Особенности строения цветка



Число семядолей




Класс:

Семейство:

К ласс:

Семейство:





















Приложение 3

Практическая работа №8

Тема: «Определение видов Растений (на примере семейств с использование гербария»

Цель: Научиться на практике отличать по внешним признакам однодольные растения от двудольных.

Оборудование: определительные карточки.  гербарные   экземпляры   растений   семейства  

Ход работы:

1.Пользуясь   определительной   карточкой, определите   данное   вам   растение.

Для этого:       

  1. Рассмотрите растение

  2. Определить: Корневая система, жилкование листьев, особенности строения цветка, число семядолей.

  3. Результат оформить в виде таблицы

п.п

Название растения

Класс

Семейство

1




2






Вывод: перечислить признаки по котором определили класс растений











Карточка № 1

1. Выберите три признака растений семейства крестоцветных (капустных).

1) цветок четырёхчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

6) плод боб


2. Назовите растение. К какому классу относится растение, изображенное на рисунке? Запишите формулу цветка и тип плода.


3. Определите класс растения и семейство растения.

Название растения определять не нужно!

Это двухлетнее овощное растение с простыми листьями с перистым жилкованием. Имеет стержневую корневую систему. У этого растения следующее строение цветка: 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок и 1 пестик. Цветки желтого или белого цвета, собраны в соцветие в виде кисти. Зародыш семени с двумя семядолями. Плод – стручок.



Карточка № 2

1. Растения семейства лилейных можно узнать по (выбери три признака)

1) цветкам трехчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизмененным подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизмененным наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов — ягоды или коробочки

6) образованию плодов — ореха или стручка


2. Назовите растение. К какому классу относится растение, плод и семена которого изображены на рисунке? Запишите формулу цветка.


3. Определите класс растения и семейство растения.

Название растения определять не нужно!

Это однолетнее и двухлетнее растение с линейными и плоскими листьями с параллельным жилкованием. Корневая система мочковатая. Каждый цветок состоит из двух цветковых чешуй, заменяющих околоцветник. Соцветие представляет собой сложный колос длиной до 14 см. Зародыш семени с одной семядолей. Плод-голая или плёнчатая зерновка.

Карточка № 3

1. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием (выбери три признака)

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником

3) плода — яблока, костянки

4) плода — стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку


2. Какие признаки характерны для этого растения?

3. Определите класс растения и семейство растения. Название растения определять не нужно!

Это кустарник высотой от 0,15 до 2 и более метров со сложными листьями с перистым жилкованием. Стебли и побеги почти всегда покрыты шипами различной величины. Зародыш семени с двумя семядолями. Корневая система куста - стержневая. Цветки с двойным околоцветником: 5 чашелистиков и 5 лепестков (иногда их может быть больше), с множеством тычинок и пестиков.

Карточка № 4

1. Выберите три верных ответа из шести, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства Злаковые (Мятликовые)?

1) плод семянка 2) стебель соломина

3) вставочный рост 4) сложные листья

5) сетчатое жилкование листьев

6) соцветие сложный колос, метелка


2. Назовите растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.

А) У зародыша 2 семядоли.

Б) Зародышевый корешок рано отмирает.

В) Проводящие пучки рассеяны равномерно.

Г) Корневая система стержневая.

Д) Проводящие пучки расположены по кругу.

Е) На корнях имеются клубеньковые бактерии


3. Определите класс растения и семейство растения.

Название растения определять не нужно!

Это однолетнее травянистое растение до 60 см высотой с простыми листьями. Тонкий стержневой корень. Зародыш семени с двумя семядолями. Цветки в каждой корзинке двух типов: краевые — ложноязычковые, белые, женские; срединные — трубчатые, желтые, обоеполые. Плод — продолговатая семянка.

Карточка № 5

1.Для растения семейства бобовых характерно: (выбери три признака)

1) наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла)

2) наличие в цветке нектарников

3) образование плода боб

4) образование плода стручок

5) наличие на корнях клубеньковых бактерий

6) перекрестное опыление насекомыми


2. Назови растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.

А) Лепестка четыре, расположены крестиком

Б) Тычинок множество



В) Плод яблоко, костянка, ягода.

Г) Плод ягода или коробочка

Д) Тычинок обычно десять

Е) Лепестков обычно 5 сросшихся


3. Определите класс растения и семейство растения.

Название растения определять не нужно!

Луковичное многолетнее растение с крупными цветками колокольчатой, чашевидной или воронкообразной формы, самой разнообразной окраски. Зародыш семени с одной семядолей. Размножаются дочерними луковицами. Листья растут от основания надземной части до середины стебля. Нижние листья крупные, удлиненно-ланцетные или широко овальные, часто с волнистым краем, иногда серповидно изогнуты; верхние — значительно мельче. Цветки состоят из шести свободных лепестков. Шесть тычинок. Плод – трёхгранная коробочка.

Карточка № 6

1. Какие признаки характеризуют семейство Паслёновые? (выбери три признака)

1) в основном кустарники и деревья

2) плод стручок или стручочек

3) плод коробочка или ягода

4) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником

5) к семейству относятся картофель, табак

6) к семейству относятся редька, редис


2. Назови растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.

А) Корневая система мочковатая.

Б) Число частей цветка кратно трём.

В) Листья с сетчатым или пальчатым жилкованием.

Г) У зародыша одна семядоля.

Д) Число лепестков и чашелистиков кратно кратно пяти или четырём.

Е) Плод стручок или стручочек


3. Определите класс растения и семейство растения.

Название растения определять не нужно!

Это двухлетнее овощное растение с простыми листьями с перистым жилкованием. Имеет

стержневую корневую систему. У этого растения следующее строение цветка: 4 чашелистика, 4

лепестка, 6 тычинок и 1 пестик. Цветки желтого или белого цвета, собраны в соцветие в виде кисти.

Зародыш семени с двумя семядолями. Плод – стручок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!