СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика приемов технологии формирующего оценивания учебных достижений младших школьников на уроках в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика приемов технологии формирующего оценивания учебных достижений младших школьников на уроках в начальных классах.»

Самостоятельная работа

Характеристика приемов технологии формирующего оценивания учебных достижений младших школьников на уроках в начальных классах.

Прием формирующего оценивания

Характеристика приема

Карта понятий

это схема, состоящая из узловых точек (понятий), которые расположены на разных уровнях (от общего понятия к частному) и связанных между собой прямыми линиями, определяющими связи между ними. Основная цель данной методики – определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. Оценка происходит через анализ структуры карты, выделение основных концепций и понимание их взаимосвязей.

Составление текстов

Этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя. Оценка может включать анализ содержания, языкового оформления и структуры текста.

Постановка вопросов

Учитель активно задает вопросы учащимся, направляя их мышление и стимулируя активное участие в процессе обучения. Эта технология нацелена не только на оценку текущего уровня знаний, но и на постепенное формирование и углубление понимания учебного материала. Постановка вопросов не только проверяет текущее знание материала, но и направлена на формирование навыков анализа, критического мышления и решения проблем. Постановка вопросов стимулирует учащихся к активному участию в уроке, повышая уровень внимания и интереса. Позволяет учащимся не только запоминать факты, но и развивать понимание и применение знаний в различных контекстах.

Наблюдение

Наблюдении за учебным процессом с целью сбора данных о текущем уровне знаний, умений и навыков учащихся. Эта технология оценивания ориентирована на процесс обучения и предполагает активное вовлечение преподавателя в следящий, анализирующий и реагирующий на динамику учебного процесса. Основное внимание уделяется методам обучения, деятельности учащихся и процессам достижения целей, а не только конечным результатам. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока.

Анализ

Обсуждение и оценка письменных работ вместе с учащимися. Проверка понимания материала. Проверка – повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами.

Дерево успехов

Применяется в конце дня или при изучении новой темы. Для коллективной работы используем одно дерево для класса. Если нужно посмотреть индивидуально каждого ученика, такие деревца распечатываются на каждого. На дереве ребята прикрепляют или рисуют яблочки определённого цвета. Зеленый — Мне было скучно, я ничего не выполнил, желтый — урок мне понравился, но я не всё усвоил, красный — урок интересный, мне всё понравилось, выполнил все задания сам.

Поиск ошибки

Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких- либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие ( несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.

Светофор

У каждого ученика имеются карточки красного, жёлтого, зелёного цвета. Учитель предлагает учащимся давать карточками сигналы: «понимаю» или «не понимаю». Оцениваются предметные и метапредметные результаты. Учащиеся сами оценивают своё понимание материала, учитель анализирует, регулирует темп урока, повторяет объяснения при необходимости.

Линеечка

Инструментом оценивания выступает линеечка – вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень (знаний, умений) знаком крестик. Эту самооценку можно и нужно сравнивать затем с оценками, данными ученику его одноклассниками и, конечно, учителем. Педагог отмечает на линеечке свою оценку, которая может быть выше ученической, ниже ее или совпадать с ней (тогда она обводится кружком). Результаты ученической самооценки позволяют выделить группу школьников с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность.

Сигналы рукой

Учитель просит учащихся показывать рукой сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

- большой палец руки направлен вверх – я понимаю и могу объяснить;

- большой палец руки направлен в сторону – нужна помощь;

- большой палец руки направлен вниз – я не совсем понял(а) материал.

Поезд

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

Лесенка успеха

В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Ее результаты отмечают на лесенке достижений (успеха), когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещается по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. 

Копилка достижений

На следующий день после изученной темы учащиеся в течение недели заполняют индивидуальную карту «Копилка достижений», которая представляет собой линеечки, где они отмечают свои знания и умения по данной теме. И через неделю, в начале урока учащиеся

возвращаются к лесенке успеха, в которой заполняют вторую часть – оценивают свои умения по изученной теме.

Лист учета знаний

Лист учёта знаний находится у учителя и предназначен для текущего учёта работы, проделанной учащимися, и её качества. Перечислены виды учебной деятельности ученика в процессе изучения темы и возможное число баллов, которые можно получить за своевременное и качественное выполнение каждого вида работы. Ученик, выполнивший качественно все виды учебной работы, может получить 12 баллов. В конце изучения темы подсчитывается число баллов (за тему и общее), а также рейтинг по теме и общий рейтинг за изученные уже темы.

Лист самооценки

Лист самооценки, который используется на уроке, предоставляет возможность ученикам оценить свою работу и процесс обучения. Основной целью листа самооценки является научить учеников критически оценивать свою работу и понимать, что у них получается хорошо, а где следует попытаться улучшиться. Лист самооценки может включать в себя различные критерии оценки. Это могут быть качество выполнения задания, время, затрачиваемое на его выполнение, уровень раскрытия темы, способы решения задачи и т.д.

Закончи предложение

Учащиеся читают и заканчивают предложения, обобщают знания по изученной теме:
- Я думаю, что после сегодняшнего урока….
- Мне было трудно...
- Я узнал….
-Меня удивило….
-Мне захотелось…

Мини-обзор

Способ организации рефлексии учащихся после изучения нового материала (в одно предложение записать «важный момент» и «неясный момент»). Учитель предлагает ответить на вопросы по изученной теме.

Недельный отчет

Это письменное задание. Учащимся должны ответить на три вопроса:
- Что я выучил на эту неделю?
- Чему я научился за эту неделю?
- Какие вопросы остались для меня неясными?
- Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Цепочка заметок

Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.

Матрица запоминания

Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определенным образом учителем. Ученики помещают в нужную клетку соответствующие ответы, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!