СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Характер, наследственность и воспитание" родительское собрание

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка родительского собрания в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Характер, наследственность и воспитание" родительское собрание»

  ХАРАКТЕР, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ

ХАРАКТЕР, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ

Часть I Мудрость: отличить одно от другого Что нельзя переделать…

Часть I

Мудрость: отличить одно от другого

Что нельзя переделать…

 К тем вещам, к которым не применима стратегия «полной переделки», которые мы не можем изменить кардинальным образом, относится в первую очередь темперамент . сила (нервная система может быть сильной – и, наоборот, слабой); подвижность (нервная система может быть подвижной – и, наоборот, инертной); уравновешенность (процессы возбуждения и торможения в нервной системе могут быть уравновешенными и неуравновешенными).

К тем вещам, к которым не применима стратегия «полной переделки», которые мы не можем изменить кардинальным образом, относится в первую очередь темперамент .

  • сила (нервная система может быть сильной – и, наоборот, слабой);
  • подвижность (нервная система может быть подвижной – и, наоборот, инертной);
  • уравновешенность (процессы возбуждения и торможения в нервной системе могут быть уравновешенными и неуравновешенными).
 Роль родителей (тип материнства, а также отцовства) в этом достаточно велика: родительское отношение может изменить (а скорее, направить ) врожденные особенности темперамента в положительную или отрицательную сторону. Любящие родители как раз отличаются большим принятием особенностей ребенка и меньшим стремлением их переделывать.

Роль родителей (тип материнства, а также отцовства) в этом достаточно велика: родительское отношение может изменить (а скорее, направить ) врожденные особенности темперамента в положительную или отрицательную сторону. Любящие родители как раз отличаются большим принятием особенностей ребенка и меньшим стремлением их переделывать.

 Поэтому каждый ребенок школьного возраста, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями и быть хорошо воспитанным, а задача воспитания здесь заключается в том, чтобы содействовать, с одной стороны, развитию свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны – ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

Поэтому каждый ребенок школьного возраста, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями и быть хорошо воспитанным, а задача воспитания здесь заключается в том, чтобы содействовать, с одной стороны, развитию свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны – ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

 И тут надо отметить, что «воспитание темперамента» (то есть природных особенностей) «плавно перетекает» в процесс формирования (становления) характера ребенка, то есть уже некоторых его социальных свойств, выражающих отношение человека к окружающему миру – к другим людям, природе, к труду, к самому себе.

И тут надо отметить, что «воспитание темперамента» (то есть природных особенностей) «плавно перетекает» в процесс формирования (становления) характера ребенка, то есть уже некоторых его социальных свойств, выражающих отношение человека к окружающему миру – к другим людям, природе, к труду, к самому себе.

      Динамические характеристики поведения, заложенные в темпераменте, в процессе воспитания можно с успехом развернуть «и в ту, и в другую сторону»:   Темперамент (природное) Характер (социальное). «В ту сторону» Активный, резкий, импульсивный Характер (социальное). «В другую сторону» Смелый, инициативный Чувствительный, впечатлительный Скромный, терпимый, сочувствующий Инертный, спокойный, пассивный, вялый Агрессивный, несдержанный, несобранный, «расхлябанный» Тревожный, робкий, застенчивый Осторожный, рассудительный, добродушный, терпимый Равнодушный, безучастный

Динамические характеристики поведения, заложенные в темпераменте, в процессе воспитания можно с успехом развернуть «и в ту, и в другую сторону»:

Темперамент (природное)

Характер (социальное).

«В ту сторону»

Активный, резкий, импульсивный

Характер (социальное).

«В другую сторону»

Смелый, инициативный

Чувствительный, впечатлительный

Скромный, терпимый, сочувствующий

Инертный, спокойный, пассивный, вялый

Агрессивный, несдержанный, несобранный, «расхлябанный»

Тревожный, робкий, застенчивый

Осторожный, рассудительный, добродушный, терпимый

Равнодушный, безучастный

Часть II  Терпение: смириться с тем, что нельзя изменить

Часть II Терпение: смириться с тем, что нельзя изменить

Как понять, что у ребенка слабая нервная система?  (истощаемость и повышенная чувствительность)  Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Противоположный полюс силы – слабость нервной системы. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.

Как понять, что у ребенка слабая нервная система? (истощаемость и повышенная чувствительность)

Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Противоположный полюс силы – слабость нервной системы. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.

Как понять, что у ребенка инертная нервная система?  (медлительность и недостаточная гибкость)  Ученика с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов (низкая скорость актуализации имеющихся знаний и реагирования на внешние раздражители, невысокая продуктивность деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, трудности перехода на другой способ действия и т.д.)

Как понять, что у ребенка инертная нервная система? (медлительность и недостаточная гибкость)

Ученика с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов (низкая скорость актуализации имеющихся знаний и реагирования на внешние раздражители, невысокая продуктивность деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, трудности перехода на другой способ действия и т.д.)

Часть ΙΙΙ.  Мужество: изменить то, что можно изменить

Часть ΙΙΙ. Мужество: изменить то, что можно изменить

Упрямство, негативизм  Возможные причины, ведущие к возникновению непослушания и конфликтов: требования беспрекословного подчинения, особенно в категоричной форме и когда неясны основания требований; неучет советов подростка, отказ от его помощи, чрезмерный контроль, опека, недооценка его самостоятельности, сознательности, знаний и умений; стремление навязать подростку чужое убеждение, не соответствующее уже сформировавшимся собственным убеждениям; необоснованное вмешательство в личные дела подростков.

Упрямство, негативизм

Возможные причины, ведущие к возникновению непослушания и конфликтов:

  • требования беспрекословного подчинения, особенно в категоричной форме и когда неясны основания требований;
  • неучет советов подростка, отказ от его помощи, чрезмерный контроль, опека, недооценка его самостоятельности, сознательности, знаний и умений;
  • стремление навязать подростку чужое убеждение, не соответствующее уже сформировавшимся собственным убеждениям;
  • необоснованное вмешательство в личные дела подростков.
Ложь  И родители, и учителя являются для детей главными авторитетами, от которых они к тому же зависят. По мнению американского специалиста по психологии лжи Пола Экмана, именно эти отношения зависимости «порождают разнообразные ситуации, которые побуждают детей лгать больше, чем в любых других обстоятельствах, вместе взятых».

Ложь

И родители, и учителя являются для детей главными авторитетами, от которых они к тому же зависят. По мнению американского специалиста по психологии лжи Пола Экмана, именно эти отношения зависимости «порождают разнообразные ситуации, которые побуждают детей лгать больше, чем в любых других обстоятельствах, вместе взятых».

Разбираемся в мотивах .  Выделяют следующие основные мотивы лжи: Избегание наказания; Стремление добыть нечто, чего иначе не получить; Защита друзей от неприятностей; Самозащита или защита другого человека; Стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих; Желание не создавать неловкую ситуацию; Избегание стыда; Охрана личной жизни, защита своей приватности; Стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть.

Разбираемся в мотивах .

Выделяют следующие основные мотивы лжи:

  • Избегание наказания;
  • Стремление добыть нечто, чего иначе не получить;
  • Защита друзей от неприятностей;
  • Самозащита или защита другого человека;
  • Стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих;
  • Желание не создавать неловкую ситуацию;
  • Избегание стыда;
  • Охрана личной жизни, защита своей приватности;
  • Стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть.
 Взрослые могут с успехом провоцировать или подкреплять ложь: - задавая ребенку многочисленные (притом не очень нужные) вопросы, которые воспринимаются как вторжение на его личную территорию; - концентрируя на ребенке, когда он лжет, «отрицательное внимание» (обычно это реакция беспокойства или гнева).

Взрослые могут с успехом провоцировать или подкреплять ложь:

  • - задавая ребенку многочисленные (притом не очень нужные) вопросы, которые воспринимаются как вторжение на его личную территорию;
  • - концентрируя на ребенке, когда он лжет, «отрицательное внимание» (обычно это реакция беспокойства или гнева).
 «Идеальных родителей нет. Никто…не может вырастить идеального ребенка. Так уж устроен человек. Но мы можем получать большее удовольствие от себя и своих детей, если попытаемся научиться понимать себя и свои поступки»

«Идеальных родителей нет. Никто…не может вырастить идеального ребенка. Так уж устроен человек. Но мы можем получать большее удовольствие от себя и своих детей, если попытаемся научиться понимать себя и свои поступки»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!