СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Халилова Бурлият Закарьяевна

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Халилова Бурлият Закарьяевна»

10



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РД «Малая академия наук Республики Дагестан»



Республиканский конкурс педагогического мастерства

«Мое лучшее занятие».


Методическая разработка

городской эколого – краеведческой конференции:

«Заповедными тропами Дагестана».







Подготовила и провела: учитель

географии МКОУ «СОШ№3»

г. Избербаша Халилова Б.З.

2019 г.

Цели:

Развитие интеллектуального творчества учащихся посредством проведения внеклассных краеведческих мероприятий.

2. Приобщение к экологической культуре, любви к родному краю, активной позиции учащихся к защите окружающей среды.

3. Пропаганда опыта организации эколого- краеведческих мероприятий, конференций и другой исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • пропаганда природоохранных идей сохранения и приумножения природных богатств родного края.

  • Изучение экологических проблем, связанных с заповедниками и заказниками Дагестана.

  • Активизация творческой и исследовательской деятельности учащихся по изучению природы своего края;

Оформление помещения: Плакаты, стенгазеты о заповедниках Дагестана,

Выставка поделок учащихся фауны заповедников

Оборудование: Компьютер, проектор, программа конференции, сувениры для гостей, презентации команд, видео-сюжеты «Заповедный Дагестан», аудио «Звуки живой природы», «Кизлярский заповедник», видеоклип «Песнь Земли» в исполнении Майкла Джексона.

Методы обучения, используемые на занятии: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами.


Ход мероприятия:

Открывает конференцию песня «Расскажите, птицы». в исполнении ученицы СОШ №8 Болатовой Джамили. На партах учащихся и столах жюри и гостей программа конференции и положение о конкурсе (приложение 1, 2). На экране видео – сюжет «Заповедный Дагестан»). Вступительная речь учителя начинается строками известного народного поэта Дагестана ( фото №1).

-Когда я, объездивший множество стран, усталый, с дороги домой воротился, Склонясь надо мною, спросил Дагестан: «Не край ли далекий тебе полюбился?»

На гору взошел я и с той высоты, всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

Немало краев повидал я, но ты по-прежнему самый красивый на свете. (Р.Гамзатов). Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости. Я хочу поприветствовать вас сегодня на нашей конференции, посвященной заповедникам Дагестана. Традиционно в России 22 апреля отмечается День Земли и мы собрались с вами, чтобы поговорить о природе нашего родного края - замечательной горной республике Дагестан, красота и живописность пейзажей покорила сердца многих русских писателей и поэтов, побывавших в свое время на Кавказе и не только русских. Это и М.Ю. Лермонтов, Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин и многие другие. В своих произведениях еще в 18 веке они воспевали и восхищались величественными горами Дагестана, горными реками, грандиозными каньонами. Но так получилось, что изучая предмет географии, о своем родном крае мы узнаем в самую последнюю очередь, и, к сожалению, немного времени на это уделено в школьной программе. На нашей конференции мы постараемся восполнить этот пробел, и узнаем много нового о нашей замечательной республике, о ее природе и проблемах, связанных с ней. Сегодня мы поговорим о заповедных местах нашего края.

Но прежде чем мы начнем конференцию, я хочу объявить конкурс на лучший рисунок представителя животного мира исследуемого заповедника. У нас работает творческая мастерская (фото №2). Ученики к концу работы конференции должны будут сдать свои работы. Слово ведущим нашего мероприятия и ученикам школ города, подготовившим исследовательские проекты о заповедниках Дагестана.1ведущий.Природа – это великое чудо нашей планеты. Она настолько бесконечно разнообразна и прекрасна, настолько и уязвима перед натиском стремительно развивающегося технического прогресса.

Как же сберечь этот удивительный живой мир, поражающий нас своими фантастическими красками и звуками, запахами цветов и лугов?

2ведущий.Во всем мире созданы множество заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы.

Они все призывают нас к охране окружающей среды и сегодня мы с вами поговорим о заповедниках Дагестана. 1 апреля 1987 года был организован первый в нашей республике Дагестанский комплексный государственный заповедник.

1ведущий. Человек может жить без китов, медведей, орлов, журавлей и овсянок. Его существование от них не зависит, но если человек станет безразличен к вопросу, «живут они или нет», если не поймет важности их спасения, то человек перестанет быть человеком. Исчезновение наших соседей должно служить предостережением: мы тоже можем исчезнуть. (Роберт Мак-Кланг.) О Сарыкумском участке Дагестанского государственного заповедника расскажет школа №2 (фото №3).

Группа учащихся школы №2 рассказывает о своем проекте « Сарыкум – кусочек пустыне в Дагестане». Описывает природу, животный мир, проблемы заказника. Проблема- гордость Дагестана постепенно исчезает. Бархан под угрозой исчезновения, исчезли уже некоторые виды змей. Причины исчезновения пока не совсем ясны, но очевидно, что это деятельность человека. Участница показывает проект команды –домашнее задание «Бархан Саркум» (фото №5)

2ведущий. Люди много зла совершили над природой земли своей.
А теперь воссоздать решили мир растений и виды зверей.
Заповедные зоны все шире раскрывают свои места,
Пусть же будет в засоренном мире свет гуманности и чистота! Свой исследовательский проект «Самурский заказник – уникальный реликтовый лес Дагестана» представят ученики Сош №1. (Показ презентации) Ученики рассказывают о необычном реликтовом широколиственном лиановом лесе, а также прибрежных лагун, пляжей и отмелей, входящих в заповедник, а также о богатом животном мире заповедника и экологических проблемах, связанных с ним. Проблемы заповедника- сокращение лесных массивов в результате деятельности человека, загрязнение территории бытовыми отходами. 1ведущий. Заповедники дагестана – так естественна их чистота! Это праздник родимой природы, и забота о ней на века. Давайте сбережем все живое в них.
С исследовательской работой «Кизлярский заказник. Маленький рай для водоплавающих птиц» вас познакомит группа учащихся школы №3.

Ученики СОШ №3 рассказывают о Кизлярский заливе, богатом водной растительностью (показ видеосюжета «Заповедный Дагестан»). Здесь целые колония кудрявого пеликана, занесенного в Красную книгу. Но и здесь не обходится без экологических проблем. Проблема - часто возникают нагонные волны, которые приводят к уничтожению и разорению птичьих гнезд. Что, конечно, влияет на численность водоплавающих птиц. Угрожает заповеднику и то, что в будущем здесь планируют построить судоходный канал Евразия, который должен будет соединить Каспийское и Азовское море по Кумо- Манычской впадине, что не лучшим образом отразиться на заповеднике. (Домашнее задание – поделка «Лебеди Кизлярского заповедника») фото №4.

2 ведущий. У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но в конечном счете природу может спасти только его любовь. (Жан Дорст). О Тляратинском заказнике, изучая который, невозможно не влюбится в величественных горных туров, пугливых серн и грациозных леопардов расскажут ученики школы №10.

Команда СОШ №12 представляет свою иследовательский проект «Тляратинский заповедник – заоблачное царство кавказского тура и леопарда» и презентацию к ней. Создание Тляратинского заповедника даст шанс выжить этим животным, защитит их от врагов. Проблемы заповедника – браконьеры, вырубка лесов, нерегулируемый выпас скота и загрязнение территории бытовыми отходами.1 ведущий. Да, сберечь в первозданном виде всю поверхность Земли при сегодняшнем уровне развития цивилизации, увы, не реально, но в заповедных зонах нашей планеты живут и множатся уникальные растения и животные, сохраняются поражающие воображение живописные ландшафты. Заказник «Водный мир Аграханского заповедника» - исследовательский проект «Сош№12».

Команда школы№12. Государственный природный заказник федерального значения « Аграханский» имеет профиль биологического и предназначен для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном отношении объектов животного мира, находящегося на грани исчезновения. Заказник занимает Аграханский залив к северу от русла реки Терек и северную часть Аграханского полуострова. Все заповедники и заказники Дагестана имеют определенные проблемы, в том числе и экологические и эти проблемы озвучены участниками конференции. Это незаконный вылов рыбы, заболачивание реки каналов. Проект сопровождается презентацией ( фото №6)

1 ведущий. Да, проблем, связанных с заповедниками много. Проблем - масса. А между тем - это наше будущее и будущее нашего поколения, и мы просто обязаны сохранить и передать это следующему поколению. СОШ№10 выступит с исследовательской работой «Красота и величие Дешлагарского заказника» и расскажет о этом участке заповедника, который они посетили и сделали свои наблюдения и выводы. Выступление школы№10. ( Представляют исследовательский проект и презентацию к ней и видеоролик) Проблемы заказника - такие же , как и везде в Дагестане: браконьерство, загрязнение бытовыми отходами. Провели экологическую акцию – собрали мусор, оставленный любителями пикников в пластиковые мешки.

Со своей исследовательской работой вступил и гость конференции – ученик «Тотурбийкалинской СОШ» с работой «Проблемы Андрейаульского заказника», о практической помощи краеведов его школы заказнику

В процессе работы конференции экспертная комиссия оценивает работы конкурсной номинации «Лучшая поделка представителей фауны заказников Дагестана», а также конкурсные рисунки, выполненные в процессе работы конференции. Пока жюри совещается, учитель проводит игру с участниками конференции «Своя игра»- для тех, кто знает и любит краеведение. (Авторская разработка, предоставленная учителем географии Османовой Сакинат Загидовной, учителем географии Султанянгиюртовской СОШ, Кизилюртовского района). Участники отвечают на вопросы о заповедниках. Затем экспертная комиссия озвучивает итоги конкурса и награждает победителей.

Завершить конференцию хочется сказать словами Антуана де Сент-Экзепюри: -Да, Земля у нас одна. Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля. (Звучит аудиозапись «Звуки леса») Пусть девизом каждого из нас станут слова А.П. Чехова «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша». Показ видео клипа «Песнь Земли» в исполнении Майкла Джексона.

Церемония награждения. Итоги конференции подведены директором ИМЦ г. Избербаш Шихшинатовой З.С., команды и гости награждены сертификатами, победители и призеры конкурсов – грамотами, гости и –сувенирами, сделанными руками учащихся ( приложение 5).

В работе конференции приняли участие эксперты –учителя географии Хасавюртовского района, члены Ассоциации учителей географии Дагестана.

Оценка эффективности мероприятия.

Проведенная эколого- географическая конференция достигло намеченнм целям и задачам, оказало положительное результативное влияние на учащихся и способствовало повышению интереса к краеведению, сплочению коллектива и развитию индивидуальных наклонностей и способностей;

Исследуемый материал имеет огромную познавательную ценность, затрагивает интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни учащихся;

Деятельность учащихся имела творческую направленностьи в поиске материала , касающегося не только обьекта исследования, но и при изготовления поделок на тему конкурса. Благодаря использованию современных методов, приемов и технологий, и на занятии ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является, развитие познавательных способностей, повыше­ние интереса у школьников к изучению родного края, его экологическим проблемам, формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.



















Приложение 1

Программа эколого- краеведческой конференции «Заповедными тропами Дагестана» стр1.






















ПРОГРАММА ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Регламент для выступающих 6-7 минут.

13.30

Открытие семинара. Вступительное слово руководителя ГМО Халиловой Б.З. Презентация темы семинара.


Конкурс на лучший рисунок представителей фауны изучаемого заповедника. По завершению конференции учащиеся сдают конкурсные работы для оценки экспертами.

13.38

Проект МКОУ СОШ№2. Тема проекта:

«Бархан Сарыкум – кусочек пустыни в Дагестане

13.40

Выступление группы учащихся МКОУ СОШ№1.

Тема: «Самурский заказник – уникальный реликтовый лес».

13.48

МКОУ СОШ№3. Тема проекта « Кизлярский заказник. Маленький рай для водоплавающих птиц»

13.50

МКОУ СОШ№8. « Тляратинский заповедник – заоблочное царство кавказского тура, леопарда и других животных Красной книги»

14.00

МКОУ СОШ №10. Тема выступления: «Красота и величие дешлагарского леса. Проблемы Заказника»

14.10

МКОУ СОШ №11. Тема выступления: «Водный мир Аграханского заказника».

14.20

Конкурс поделок. Эксперты оценивают конкурсные работы учащихся.

14.30

Игра с участниками конференции «Своя игра»


Подведение итогов конкурса « Лучший рисунок» и конкурса поделок фауны заповедников

14.35

Награждение победителей конкурсов грамотами, участников сертификатами.

Чаепитие. Подведение итогов семинара.


Приложение 2. Организация конференции.


Для организации работы конференции разрабатывается Положение, включающее все основные пункты: цель, задачи, дата и место проведения, участники, условия проведения, финансирование, награждение.

Научными руководителями учащихся являются учителя школы. Направление и содержание исследовательской работы определяется учащимися совместно с научным руководителем.

Тема утверждается научным руководителем

Тематика исследований в работах не ограничивается.

Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования

Группа экспертов, оценивающая конкурсные работы:

1. Махаева Хадижат Камиловна, учитель географии ГБОУ РД, г. Каспийск.

2. Аджиева Умсалимат Арсланалиевна, учитель географии МКОУ «Кокрекская СОШ», Хасавюртовский район.

3. Османова Сакинат Загидовна, учитель географии Султанянгиюртовской СОШ, Хасавюртовский район.

4.Сайпулаева Рабият Изабуллаевна, учитель географии темираульской СОШ. Хасавюртовский район.

5.Хамамова Мадина Ханмурзаева, учитель географии Узунотарской Сош, Хасавюртовский район.


Ф ото №1. Открытие конференции. Фото №2. Творческая мастерская

Приложение 3. Положение о конференции.











































Приложение 4.

Ф ото№3. В процессе работы конференции Фото№4. Домашнее конкурсное задание « Лебеди- обитатели Кизлярского залива».

Призер конкурса – команда СОШ№3

Сош12. Победитель конкурса- «Бархан Сарикум», СОШ №12

Фото №5.



Фото №6.

Зашита проекта СОШ №12





Приложение 5. Награждение сертификатами и грамотами участников конференции и экспертов.

Фото№7



Сертификатом эксперта конференции награждается Хамавова Динара Исаевна учитель географии г.Махачкала, лицей №8

Фото №8

Сертификатом конференции за лучшую исследовательскую рабонаграждается ученик 7 класса Хасавюртовского района,

« Тотурбийкалинской СОШ» Кабардиев Тагир Крымсултанович


Фото №10

Сертификатом участника конференции награждается Ильясов Ильяс Хидирович, учитель истории, Кайтагский район, «Хунгиянская СОШ».





Фото №11. Закрытие конференции. Итоги конференции. Директор ИМЦ Г. Избербаша Шихшинатова З.С.

























Сертификатом эксперта конференции награждается Хамавова Мадина Ханмурзаевна, учитель географии Хасавюртовского района,

« Тотурбийкалинская СОШ»





Также с исследовательской работой «Проблемы Андрейаульского заказника» выступил ученик Тотурбийкалинской Сош.



Сертификатом участника конференции награждается Ильясов Ильяс Хидирович, учитель истории, Кайтагский район, «Хунгиянская СОШ». Церемонию награждения номинаций конкурсов и вручения сертификатов провела директор ИМЦ УО г. Избербаш Шихшинатова З.С.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!