СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хакасия - мой край родной!

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ласковый ветер приносит запах деревьев».

/воспитатель предлагает закрыть глаза, и представить: «Что они в лесу, дует ласковый ветерок….».

«А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.

-Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа

Просмотр содержимого документа
«Хакасия - мой край родной!»

Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!»


Программное содержание:

  1. Углубить представления детей о республике Хакасия;

  2. Развивать речевую активность и творческое воображение;

  3. Воспитывать любовь к своей республике.


Предварительная работа:

  1. Беседа: «Хакасия земля, где я живу»;

  2. Посещение выставки прикладного искусства (Республиканский краеведческий музей);

  3. Посещение музея;

  4. Рассматривание открыток «Хакасия»;

  5. Просмотр альбома «Хакасия»;

  6. Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии: Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали», И.Котюшева «Мне степь мила», М.Кильчичакова «Осень» «Шуршат травинки, что-то лепеча», У.Кирбижековой «Песня о степи», М.Аршанова, П.Штыгашева «Осень»;


Словарная работамолибден, мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.


Материалы и оборудование: кисти, краски, бумага, палитра, салфетки, вода, поролон,карта Хакасии, д/и: «Какие деревья растут в Хакасии», стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…», обозначение-значки, картина хакасского художникаА.Доможакова «Степной пейзаж Хакасии», хакасская народная игра «Игра в кольца»,природные ископаемые: мрамор, уголь, железная руда, мольберт, столы и стульчики;


Ход занятия: /Художественное слово/Н.Доможаков

«Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан,

Берегами океана стали

Цепи Ала-тау и Саян.

По земле цветущей только вступишь

Здесь оставишь сердце навсегда

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы синие от льда».


  • О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).

  • Почему океан называют степным? (Ответы детей).

  • Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).

  • Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).


Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии):

«...Сегодня я встала рано и пошла, бродить по родной земле. Весеннее солнце щедро испускало лучи, от которых сверкали как драгоценные камни, росинки на зеленных травах.

Я иду и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой скалистой горы Саяны, которую омывает река Енисей.


Релаксационная пауза: «Ласковый ветер приносит запах деревьев».

/воспитатель предлагает закрыть глаза, и представить: «Что они в лесу, дует ласковый ветерок….».

«А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.

-Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа».


(Предлагаю детям рассмотреть «Степной пейзаж Хакасии» художника А.В.Доможакова).

  • Где еще вы видели каменные стелы? (Ответы детей).

  • Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).

  • Тогда отгадайте мою загадку: «Это где у нас шахтёры, добывают угля горы»?(Черногорск).

  • Да дети, в нашей республике находится много полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г. Черногорска»:

(Педагог предлагает детям отметить на карте значками природные ископаемые:залежи угля, железную руду, молибден, мрамор).

  • Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе.

(Дети отмечают значками)

  • Недалеко от г.Сорска добывают молибден (отмечают на карте).

  • В г. Саяногорске добывают мрамор.

(Дети отмечают на карте, а воспитатель демонстрирует полезные ископаемые)


  • На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала».

Д/и: «Какие деревья растут в Хакасии»?

/ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз, тополь, /

Цель: Выявить знания детей.

Игровое действие: Поиск деревьев, которые растут в городе Абакане и в тайге Хакасии /по карточкам/.

Правило: Кто найдёт первым, поднимает руку.

-«Кроме того, в Хакасии много диких животных».

(Педагог предлагает детям перечислить этих животных).


«И дальше я иду по родной земле, и радуюсь, какой богатый и знаменитый край, в котором я живу».

«Моя Хакасия родная, страны богатства умножая растит отменные хлеба».

  • Кто знает, что выращивают на полях Хакасии?

/ячмень, пшеница, гречиха, овёс, рожь, просо, овощи/.

  • Вам понравилось со мной путешествовать? (Ответы детей).

  • Что Вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).


Физминутка: Хакасская народная игра: «Игра в кольца»

Все игроки становятся в круг и держат ленту /предварительно ленту сшивают, надев на неё 2-3 кольца/, 2-3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3-4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать у кого кольцо, если угадал, меняются местами.


- Хакасия – прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Может быть, и вы когда вырастите, прославите нашу Хакасию.


Педагог читает ещё раз стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…».

Предлагает детям превратиться в художников и нарисовать картину, которую они себе представили.


Индивидуальая работа детей:

(Дети рисуют нетрадиционным способом – «Рисование по мокрому листу»).


Галерея картин. «Цветущая земля Хакасии».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!