Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!»
Программное содержание:
Углубить представления детей о республике Хакасия;
Развивать речевую активность и творческое воображение;
Воспитывать любовь к своей республике.
Предварительная работа:
Беседа: «Хакасия земля, где я живу»;
Посещение выставки прикладного искусства (Республиканский краеведческий музей);
Посещение музея;
Рассматривание открыток «Хакасия»;
Просмотр альбома «Хакасия»;
Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии: Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали», И.Котюшева «Мне степь мила», М.Кильчичакова «Осень» «Шуршат травинки, что-то лепеча», У.Кирбижековой «Песня о степи», М.Аршанова, П.Штыгашева «Осень»;
Словарная работа: молибден, мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.
Материалы и оборудование: кисти, краски, бумага, палитра, салфетки, вода, поролон,карта Хакасии, д/и: «Какие деревья растут в Хакасии», стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…», обозначение-значки, картина хакасского художникаА.Доможакова «Степной пейзаж Хакасии», хакасская народная игра «Игра в кольца»,природные ископаемые: мрамор, уголь, железная руда, мольберт, столы и стульчики;
Ход занятия: /Художественное слово/Н.Доможаков
«Если ты приедешь в наши дали,
Ты степной увидишь океан,
Берегами океана стали
Цепи Ала-тау и Саян.
По земле цветущей только вступишь
Здесь оставишь сердце навсегда
Енисей серебряный полюбишь
И тасхылы синие от льда».
О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).
Почему океан называют степным? (Ответы детей).
Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).
Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).
Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии):
«...Сегодня я встала рано и пошла, бродить по родной земле. Весеннее солнце щедро испускало лучи, от которых сверкали как драгоценные камни, росинки на зеленных травах.
Я иду и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой скалистой горы Саяны, которую омывает река Енисей.
Релаксационная пауза: «Ласковый ветер приносит запах деревьев».
/воспитатель предлагает закрыть глаза, и представить: «Что они в лесу, дует ласковый ветерок….».
«А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.
-Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа».
(Предлагаю детям рассмотреть «Степной пейзаж Хакасии» художника А.В.Доможакова).
Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).
Тогда отгадайте мою загадку: «Это где у нас шахтёры, добывают угля горы»?(Черногорск).
Да дети, в нашей республике находится много полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г. Черногорска»:
(Педагог предлагает детям отметить на карте значками природные ископаемые:залежи угля, железную руду, молибден, мрамор).
Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе.
(Дети отмечают значками)
(Дети отмечают на карте, а воспитатель демонстрирует полезные ископаемые)
На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала».
Д/и: «Какие деревья растут в Хакасии»?
/ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз, тополь, /
Цель: Выявить знания детей.
Игровое действие: Поиск деревьев, которые растут в городе Абакане и в тайге Хакасии /по карточкам/.
Правило: Кто найдёт первым, поднимает руку.
-«Кроме того, в Хакасии много диких животных».
(Педагог предлагает детям перечислить этих животных).
«И дальше я иду по родной земле, и радуюсь, какой богатый и знаменитый край, в котором я живу».
«Моя Хакасия родная, страны богатства умножая растит отменные хлеба».
Кто знает, что выращивают на полях Хакасии?
/ячмень, пшеница, гречиха, овёс, рожь, просо, овощи/.
Физминутка: Хакасская народная игра: «Игра в кольца»
Все игроки становятся в круг и держат ленту /предварительно ленту сшивают, надев на неё 2-3 кольца/, 2-3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3-4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать у кого кольцо, если угадал, меняются местами.
- Хакасия – прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Может быть, и вы когда вырастите, прославите нашу Хакасию.
Педагог читает ещё раз стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…».
Предлагает детям превратиться в художников и нарисовать картину, которую они себе представили.
Индивидуальая работа детей:
- (Дети рисуют нетрадиционным способом – «Рисование по мокрому листу»).
Галерея картин. «Цветущая земля Хакасии».