СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кемеровская роспись

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кемеровская роспись»


Н ародные декоративные росписи России всегда отличались большим разнообразием. Традиционное искусство Жостова и Нижнего Тагила вдохновляло народных мастеров в других регионах России пробовать свои силы в декоративной росписи. На основе осмысления местной народной культуры такие попытки предприняты в городах Красноярске и Кемерове.

1 января 1981 года на базе цехов № 4 и 5 завода «Химпродукты» в Кировском районе города Кемерово была создана фабрика художественных промыслов «Весна».

Т радиции уральского промысла расписных подносов восприняты в недавнее время рядом новых сибирских промыслов в Красноярск, Кемерове. В 1978 году появился «кемеровский поднос». Для кемеровского промысла характерной особенностью является то, что одновременно со становлением искусства в нем происходило освоение образов местной природы. Это хвойные растения с шишками, ягоды, листья, папоротник, позднее,

  • первой половине 1980-х годов – сложные цветы. Первоначально арсенал художественных средств, которыми владели художники, был невелик, но и

  • этих условиях они сумели создать свое «кемеровское письмо». «Каждый шаг художников этого промысла являлся экспериментом: и приемы письма, и композиции, и неведомые ранее декоративной росписи мотивы», – отмечал искусствовед В. А. Барадулин в статье «Сибирский расписной поднос» сборнике научных трудов «Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу».

При министерстве местной промышленности РСФСР, на заводе «Химпродукты», в недостроенном здании открыли цех по изготовлению сувениров, в частности подносов (существующие фабрики по росписи подносов в Нижнем Тагиле и Жостово работали в основном на экспорт). Недалеко от Кемерова, в Новокузнецке, на заводе «Металлоштамп» решили изготавливать заготовки подносов.

      • октябре привезли первую партию подносов. Это были круглые заготовки диаметром 490 мм и 370 мм. Набирали способную молодежь, желающую расписывать подносы. Параллельно строился цех, монтировалось оборудование под руководством заместителя директора Колесниченко Валерия Яковлевича. В марте 1979 года приехали сотрудники Научного исследовательского института художественной промышленности. Это был технолог, обучивший покрасчиков технологии обработки подносов.

    • э тому времени уже было восемь художников. Художница Бабаева Антонина Васильевна (под ее руководством была возрождена тагильская роспись) разработала и привезла несколько эскизов для обучения и внедрения в производство. Это были ветки, венки с рябиной, подснежниками, розами. Техника росписи – урало-сибирская. При этом использовались беличьи кисти и художественные масляные краски. Художники научились правильно держать кисть, наносить мазки. Больше всего художникам понравилось писать рябину. В результате семинара было разработано несколько образцов, автором которых являлась Спекторова Н. А., преподаватель черчения и рисования, закончившая Беловское педагогическое училище. Эти образцы были утверждены художественным областным советом. Первые два года цех работал на основе этих образцов. Позже в цех пришла Белецкая Галина Васильевна, окончившая Красноярское художественное училище и работавшая художником на Прокопьевской фарфоровой фабрике. Появились новые образцы на темы: «Огоньки», «Ветка винограда», «Лето», «Маки».


    • январе 1980 года на работу были приглашены Михальчи Тамара Николаевна и Михальчи Евгений Михайлович, которые много лет работа-ли на сувенирной фабрике Южно-Сахалинска. Тамара Николаевна возгла-вила цех «Мастер-художник первого класса». Евгений Михайлович воз-главил группу художников по изготовлению сувениров (чеканка, сувениры из рога).

  • октябре 1980 года в Доме художников была развернута городская выставка «Декоративно-прикладное искусство и сувениры». О проблемах Кузбасского сувенира говорилось давно и очень много, а найти в магази-нах хороший сувенир было трудно.

Н

Работа Спекторовой Н. А

а выставке были отмечены расписные подносы Спекторовой Н. А., Белецкой Т. Б., Миничевой А. Д. и руководителя цеха, настоящего энту- зиаста своего дела Михальчи Т. Н., под руководством которой 1 января 1981 года состоялось образование фабрики художественных промыслов «Весна»: были открыты отделения двух цехов: № 4 (зеркального) и № 5 (подносного) завода «Химпродукты». В самом названии фабрики подразумевались расцвет, возрождение, обновление. Художники, работавшие на фабрике, ездили за опытом в Нижний Тагил, Жостово, Москву, Ленинград.

Р аз в два года выездные семинары были организованы Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП). Художники Бабаева А. В. и Добромыслов А. И. привозили новые усложненные эскизы. Под рукой художника расцветали сибирские огоньки, горицвет, ромашки, алели калина и рябина, упруго стелились хвойные ветки, папоротник, мягко круглились травки.

Для творческого коллектива фабрики 80-е годы были временем бурного творческого поиска новых путей развития старинного промысла художественной росписи по металлу.

Кропотливо изучая столетиями наработанный опыт прославленных нижнетагильских и жостовских мастеров расписных подносов, молодой творческий коллектив «Весна» стремился к созданию своей самобытной, кемеровской, школы декоративной росписи по металлу. В основу ее лег уральский двухцветный и «маховой» мазок, но измененный и усложненный. Цветочная роспись на кемеровских подносах ближе к натуре, а на уральских она более декоративна.


      • 1982 года на фабрике работала Пантелеева Валентина Николаевна, окончившая Липецкую школу лаковой миниатюры. Она постигла тайны знаменитой хохломской росписи и секреты не менее знаменитой лаковой миниатюры. Пятнадцатилетний стаж работы на липецкой фабрике, глубокое знание народного изобразительного искусства позволили проявить свой многогранный талант в декоративной росписи по металлу. Она стала главным художником. Во второй половине 80-х годов напряженная работа творческого коллектива во главе с Валентиной Николаевной начинает приносить первые плоды. На союзных, республиканских, зональных выставках и конкурсах к кемеровским мастерам приходит признание, успех и слава.

    • 1985 году семь изделий отправили на республиканский конкурс.


  • местной газете «Кузбасс» за 15 мая 1986 года вышла статья В. А. Барадулина «Есть такой промысел». Он писал: «Мастерицы кемеровской фабрики “Весна” стали серьезными конкурентками прославленным жостовским художникам. Может ли в наше время возникнуть художественный промысел? Возникнет ли на новом месте творческий коллектив мастеров-художников? Да и может ли считаться такое “новообразование” настоящим художественным промыслом? В Кемеровской области получило развитие производство художественных изделий из дерева (Промышленновский деревообрабатывающий завод) и металла с декоративной росписью».

Х удожественные промыслы стали символом нашей национальной культуры, достойно представляют ее за рубежом, пользуются заслуженной популярностью у соотечественников. Однако это происходит в значительной степени благодаря большой творческой работе художников, создавших оригинальный стиль «советской хохломы», современной гжели и т. д.


Н о это лишь малая частица богатой культуры народного декоративного искусства. Одних только разновидностей декоративной росписи в районах Сибири, Урала и Русского Севера обнаружено более пятидесяти. Это богатейшее наследие вдохновляет современных художников и мастеров, служит прекрасной базой для возрождения многих угасших промыслов. Мы становимся свидетелями рождения и новых центров художественных ремесел, яркая, красочная продукция которых получает все большую популярность. Одним из таких, стал кемеровский промысел по производству расписных подносов. Кемеровский расписной поднос под именем западносибирского становится известным за рубежом. Свидетельством роста мастерства молодых кемеровских художниц является их участие в отечественных и зарубежных выставках.


В одном из последних конкурсов работы кемеровчан были представлены наравне с произведениями прославленных жостовских мастеров и значительно потеснили последних, завоевав половину премий.



Х арактерные отличия кемеровского подноса.

На первый взгляд, кемеровские ветки, букеты, венки до обыденности незатейливы и просты, но в рисунке можно увидеть таинственно мерцающие сибирские жаркие огоньки с серебристыми оттенками, которые в окружении таежных ягод, раскинувшихся хвойных веток создают самобытный образ сибирской природы.

Изображение калины, рябины, ромашек, яблочек-ранеток прочно закрепилось на кемеровском подносе. Прекрасные дары сибирской природы своей новой жизни по-своему способствовали росту мастерства художников, которые искали в первые годы существования промысла собственный путь в искусстве. Сейчас творческий диапазон кемеровской росписи по металлу неизмеримо вырос. Художники черпают из богатой природной кладовой новые мотивы, разыскивают новых «героев» своих декоративных композиций, смело вводят в роспись золотые и голубые первоцветы, пышные подсолнухи и золотые шары, создают собственные фантастические цветы.

    • к оллективе фабрики «Весна» выросли интересные творческие индивидуальности. В. Пантелеева работает в мягкой живописной манере, она предпочитает нежный колорит, отдающие лесной свежестью розоватые сибирские цветы. Л. Баранова любит широкую манеру письма, крупные цветы, букеты из роз и пионов, которые отличаются сочностью красок. Л. Лучнина отдает предпочтение сдержанным тонам, а цветы пишет с нежными, мягко очерченными лепестками. Работы одной из «старейшин» промысла Н. Спекторовой отличаются смелостью разработки художественных решений. Она берется за художественное освоение новых мотивов, причем таких трудных в промысле, как «подсолнечник» с его много лепестковым воротничком.


Фабрика выпускала четыре формы подносов: круглые двух размеров, овальные, сувенирные; два варианта расписных баночек под сыпучие про-дукты, тарелку для фруктов.

Постоянно обновлялся ассортимент, совершенствовались приемы росписи, находились новые орнаментальные мотивы, новый колорит, цветной фон на подносах.

С 1 января 1991 года фабрика «Весна» стала закрытым акционерным обществом «Весна», вступила в Ассоциацию художественных промыслов России. Творческая работа не угасала. Двенадцать художников приняли участие в выставке «Молодые мастера народных художественных промыслов России» в г. Санкт-Петербурге. Все были награждены дипломами.

      • 1992 году в Москве в выставочном зале на Крымском валу художники ЗАО «Весна» приняли участие в грандиозной выставке «Возрожденная традиция». В 1993 году художники ЗАО «Весна» приняли участие в выставке «Сибирское искусство» в Петергофе в галерее «Арт -Петергоф». Ежегодно коллектив ЗАО «Весна» принимал участие в нескольких ярмарках и выставках в различных городах: Москве, Красноярске, Новокузнецке, Таштаголе, Бийске, Нижнем Новгороде, Сочи. В 1996–97 годах приняли участие в выставке, посвященной 850-летию Москвы, 200-летию А. С. Пушкина в выставочном зале на Поклонной горе.


Но все чаще художникам приходилось сталкиваться с трудностями.

  • 1997 году в феврале – марте в Кемеровском краеведческом музее состоялась последняя выставка ЗАО «Весна». Было выставлено около восьмидесяти работ. Наряду с традиционной цветочной росписью п оявились пейзажи и сюжеты авторов (Г. Долбин, Л. Волкова, О. Бачурина, О. Бритова, Т. Макулик, М. Сырчина, Н. Спекторова).

Дважды прошло сокращение художников. От 120 художников (20 из которых – орнаменталисты) осталась пятая часть. Была попытка открыть дочернее предприятие, но оно просуществовало недолго. Власти города не стали поддерживать промысел. Просьба о льготах была отклонена. Художники стали уходить в художественные школы, училища. Осталось несколько человек – М. Павленко, Л. Смыкова, А. Гусева.


  • 1999 году коллектив художников принял участие в выставке «Расписной поднос», проводимой в городе Томске, в 2000 году – в городах Белове и Новокузнецке – «ДПИ на рубеже веков». В 1998 году в Кемеровском музее изобразительных искусств открылась первая персональная юбилейная выставка Н. Спекторовой. В 2003 году ЗАО «Весна» было объявлено банкротом.


  • 2001 году главный художник Н. А. Спекторова была приглашена на преподавательскую работу на кафедру ДПИ в Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Художник пятого разряда М. А. Павленко приглашена в Губернаторское училище народных промыслов мастером производственного обучения. Таким образом, художествен-ный промысел был сохранен, продолжено обучение мастеров начального и высшего художественного образования.


Техника художественной росписи.

П риемы, элементы и мотивы художественной росписи


Особенности технологии кемеровской росписи по металлу связаны с однослойностью, формой двухцветного крученого мазка.


Стилевые особенности Кемеровской росписи:


    • однослойная техника;

    • двухцветный, крученый мазок;

    • -сибирские мотивы росписи (таежные, лесные цветы, хвойные ветки, папоротник, многообразие зелени).

М оделировка форм цветом и светом. В кемеровской росписи используется прием «тенёжки» при передаче условного объема. Затененные части элементов росписи выполняются малонасыщенным цветом, полупрозрачным мазком. Освещенные элементы светлее, теплее, цвет насыщеннее, мазок плотный, оживка сложнее, контрастная обводка.



Подготовка металлической заготовки к росписи на производстве.

Этапы выполнения кемеровского подноса


Большую роль в повышении качества выпускаемой продукции играли подготовительные участки. Прежде чем поднос попадет в руки художника, он проходит предварительные операции:

  • Обжиг.

Обжиг подносов в печи при температуре 250–300 С в течении 2 часов. Затем подносы протирают ветошью и покрываются грунтом Гф-020, сушат в печи при температуре 150–200 С в течение 60 мин. Выдерживают 2 часа, затем шлифуют и протирают влажной тканью.

  • Обезжиривание в печах при высокой температуре.

  • Двухразовое грунтование.

  • Эмалирование. После этого на три слоя покрывают эмалью ПФ-115. Сушка при температуре 100–110 С в течение 1 часа после набора температуры. После шлифовки промывают проточной водой.

  • Покрытие цветной эмалью.

  • Роспись масляными красками, орнамент. Подносы сушат в течение 6–8 часов при температуре 85–100 С с последующей выдержкой при ком-натной температуре в течение часа.

  • Подносы протирают влажной тканью, покрывают лаком ПФ-283. Сушат в печи при температуре 70–80 С в течение 3–6 часов. Шлифуют лаком, сушат, покрывают лаком и сушат 1 час при температуре 70–С.

Готовый поднос сияет, переливается всей гаммой красок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!