СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кем будут Ваши воспитанники? Статья на тему "Профориентация для школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентация для школьников – одно из важнейших направлений педагогической работы, которое позволяет учащимся осознать ценность полученных знаний, выбрать профессию и разработать план ее освоения, чтобы стать востребованным специалистом.

Актуальность профориентации обусловлена постоянно возрастающими требованиями, предъявляемыми в современных условиях к специалистам в любой сфере. Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, работать над личностным развитием, совершенствовать знания не только в своей области, но и в смежных. Поэтому чем раньше школьник осознает свои наклонности, тем успешнее произойдет накопление и систематизация необходимых знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«Кем будут Ваши воспитанники? Статья на тему "Профориентация для школьников"»

Кем будут Ваши воспитанники? Профориентация для школьников

Профориентация для школьников – одно из важнейших направлений педагогической работы, которое позволяет учащимся осознать ценность полученных знаний, выбрать профессию и разработать план ее освоения, чтобы стать востребованным специалистом.

Профориентация для школьников включает комплекс мероприятий, позволяющих выявить у детей склонности к определенным типам деятельности, подготовить их к труду, помочь выбрать профессию.

Актуальность профориентации обусловлена постоянно возрастающими требованиями, предъявляемыми в современных условиях к специалистам в любой сфере. Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, работать над личностным развитием, совершенствовать знания не только в своей области, но и в смежных. Поэтому чем раньше школьник осознает свои наклонности, тем успешнее произойдет накопление и систематизация необходимых знаний и умений.

Обязательной составляющей гармоничного развития личности является ее подготовка к самостоятельному выбору профессии. Такая работа ведется в связке с интеллектуальным, эмоциональным, физическим, эстетическим, трудовым воспитанием школьника. Поэтому организация профориентационной работы в школе обязательно должна включаться в учебно-воспитательный процесс, выступать его неотъемлемым компонентом, в том числе во время внеурочной деятельности.

Профориентация реализуется по нескольким направлениям:

  • организационно-методическое – помощь учителям в подборе материалов, пособий, диагностических карт для работы;

  • работа с обучающимися – проведение тестов, тренингов, организация экскурсий на предприятия, встреч с представителями разных профессий;

  • работы с родителями – проведение тематических родительских собраний, бесед, заключение договоров с компаниями, которые могут организовать профессиональные пробы для школьников.

Цели, задачи и содержание профориентации для школьников

Главная задача профориентации в школе – это помощь ученикам в выборе профиля обучения и профессии. Любой профориентационный проект создается с целью формирования положительного отношения к труду, стимулирования самоопределения. Сознательный и свободный выбор профессии, который основывается на собственных склонностях и предпочтениях, – важная цель профориентации.

В рамках описанных целей выделяются такие задачи:

  • ознакомление детей с информацией о потребностях на рынке труда, профессиограммами, возможностью развития в выбранной профессии;

  • сбор полноценных и объективных данных об учениках, их наклонностях и предпочтениях;

  • применение нестандартных методов и форм самоопределения для предложения учащимся широкого набора вариантов выбора профессии;

  • поддержка школьников, которые в будущем могут испытывать проблемы с трудоустройством (плохая успеваемость, обучение в коррекционных классах);

  • создание системы взаимодействия с городскими и районными организациями дополнительного профессионального образования.

Наряду с целями и задачами профориентационной работы в школе можно выделить и ее содержание для различных возрастных групп:

  • 1–4 классы: формирование у школьников понимания ценности труда, его роли для человека и всего общества, стимулирование интереса к учебно-познавательному процессу путем посильного включения в трудовую, социальную, игровую, исследовательскую и пр. виды деятельности;

  • 5–7 классы: развитие у школьников собственного интереса к профессиональной деятельности, развитию интересов и возможностей; приобретение опыта в разных сферах – технике, медицине, искусстве, экономике, сельском хозяйстве, культуре;

  • 8–9 классы: проведение факультативов и других курсов для формирования и уточнения образовательного запроса, проведение консультаций для адекватного отношения к выбору профиля обучения;

  • 10–11 классы: обучение самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств согласно выбранному профилю, оценка готовности к профессиональной деятельности и коррекция планов.

Каковы этапы профориентационной работы в школе?

Чтобы добиться максимальной эффективности, профессиональная ориентация должна начинаться еще в детском саду и не прерываться на протяжении всего периода обучения в школе. План профориентационной работы в школе можно разделить на 4 части, соответствующие различным этапам работы с детьми разного возраста.

В начальной школе (1–4 классы) дети знакомятся с профессиями на профориентационных уроках, куда приглашаются представители профессий, посещают экскурсии и внеклассные занятия. У младших школьников формируется ценностное отношение к труду, развивается потребность учиться, открываются новые интересы. Чтобы заинтересовать детей в выборе профессии, проводятся кружки и факультативы, после 3 класса вводятся психологические игры.

В 5-7 классах профориентационная работа постепенно углубляется, используются деловые психологические и профориентационные игры. Увеличивается количество кружков и факультативов, детей привлекают к творческой работе. На каждого ребенка можно завести отдельное портфолио, которое поможет понимать, в каком направлении развиваются его интересы.

В 8–9 классах профориентационная работа ведется в направлении содействия школьникам в выборе их профиля обучения, сужения круга потенциальных профессий. В работу с детьми активно включается школьный психолог. Ребята знакомятся со специальностями, которые предъявляют повышенные требования к сотрудникам, изучают особенности рынка труда и его перспективы. Учителя и психолог проводят групповые и индивидуальные консультации для детей и родительские собрания.

В старшей школе ведется наиболее ответственная профориентационная работа. Школьный психолог проводит расширенные консультации, ребята знакомятся с вузами города, посещают их на днях открытых дверей. Акцент делается на самоподготовке и саморазвитии старшеклассников, обсуждаются возможные корректировки планов, формируется окончательный выбор профессии и оценивается готовность к ней. Ученики углубленно изучают предметы, которые понадобятся им для дальнейшей учебы и работы.

Содержание профориентационной работы в школе

Классы

Содержание работы

1 - 4

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе.

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую

5 - 7

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре

8 - 9

Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору.

Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе профиля обучения.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся

10 - 11

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности



Профориентационная работа в школе: направления и формы

Профориентационная работа должна вестись в школе с самого первого класса. Ее организовывает классный руководитель по нескольким основным направлениям.  Прежде всего, дети должны получить полные сведения, которые позволят выбрать профессию, включая предъявляемые требования, пути получения образования, предложения учебных заведений и пр.

Во-вторых, педагог должен побуждать активность учащихся во время урочной и внеурочной деятельности, склонять их к пробе своих сил, труду, развитию наклонностей и формированию навыков. Важно, чтобы школьники могли опробовать несколько видов деятельности, что обеспечивается путем разнообразия внеурочной работы.

Третьим важным направлением работы с учащимися является профессиональное консультирование. Для этого следует хорошо изучить личности детей, ведь только в этом случае возможен индивидуальный подход. Наблюдения классного руководителя, анкетирование, составление характеристик, проведение бесед с родителями – все это поможет в работе педагога.

Отдельно стоит рассмотреть формы организации профориентационной работы в школе, которые можно разделить на три группы:

  1. Работа с учениками: встречи с представителями профессий, вузов, предприятий; экскурсии в различные компании и учебные заведения; факультативы, кружки, углубленное изучение предметов; определение потребности ребенка в дополнительном образовании; анкетирование, тестирование, тренинги, консультации детей.

  2. Работа с родителями: беседы, лекции и консультации; проведение классных и общешкольных собраний; анкетирование; создание инициативной группы, которая будет организовывать и сопровождать экскурсии; стимулирование родителей помогать старшеклассникам устраиваться на работу во время летних каникул; совместное ведение кружков по разным направлениям.

  3. Организационно-методическая деятельность: создание новых и адаптация существующих программ по профессиональной ориентации; помощь педагогам в подборе материала, проведении консультаций, диагностике.

Составление плана профориентационной работы

План профориентационной работы в школе на год дает возможность грамотно организовать деятельность педагогов по достижению целей в области профориентации. Основной целью составления плана является формирование у обучающихся готовности самостоятельного планирования карьерного и профессионального роста с учетом собственных возможностей, наклонностей и требований рынка труда.

Можно выделить следующие задачи реализации плана:

  • помощь школьникам в выборе профессии;

  • взаимодействие с различными компаниями для обеспечения преемственности профобразования;

  • повышение значимости трудового воспитания, предмета «Технология»;

  • использование нетрадиционных форм и методов работы;

  • адаптация используемых технологий к требованиям рынка труда;

  • проверка эффективности реализации применяемых планов профориентационной работы и их корректировка.

При планировании своей деятельности в области профориентации педагогу важно учитывать, что реализуемые мероприятия должны быть направлены на формирование у школьников универсальных качеств, которые позволят сделать осознанный выбор профессии, понять необходимость постоянного совершенствования и собственную ответственность.

Как оценить эффективность профориентационной работы в школе?

Оценка и своевременная корректировка плана профориентационной работы в школе позволяет повысить эффективность этого процесса, а значит добиться видимых положительных результатов. Качественная оценка в этом направлении может вестись по 5 результативным и 2 процессуальным критериям. Рассмотрим их подробнее.

Результативные критерии:

  1. Полнота информации о профессии и ее получении – позволяет школьнику ясно представить себя в ней, а также наметить шаги для ее получения. Для этого необходимо предоставить данные о месте профессии на рынке труда, предъявляемых требованиях к работникам.

  2. Осознанность выбора будущей профессии – школьник проявляет заинтересованность в поиске информации, стремится попробовать себя в интересующих направлениях деятельности.

  3. Осознание учащимися общественной значимости труда, формирование взгляда на труд как на ценность.

  4. Понимание учениками собственных интересов и возможностей, которые подтолкнут его к верному выбору профессии. В этом большая роль отводится педагогам и психологам, которые определяют характеристики личности ребенка.

  5. Планирование своего профессионального обучения, которое позволяет школьнику понять, что, когда и как он будет делать, чтобы стать профессионалом в выбранном направлении.

К процессуальным критериям относятся:

  1. Индивидуальный характер профориентационной работы, предполагающий учет интересов, способностей и возможностей каждого ребенка;

  2. Ориентированность на всестороннее развитие личности и самостоятельную работу.

По указанным критериям можно составить отчет о профориентационной работе в школе. Анализ документа позволит выявить слабые и сильные стороны этого направления, внести необходимые  корректировки.

Профориентационная работа выступает способом практического применения полученных знаний и навыков, связующим элементом с экономикой государства. Педагогам нельзя недооценивать важность этой работы, а также правильного ее планирования и оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!