СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-технологии на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс – технология

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

При  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

 

Просмотр содержимого документа
«Кейс-технологии на уроке литературы»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ  6 КЛАСС

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР  КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

ЦЕЛИ Познакомить  учащихся с русскими календарными  обрядами. Показать  отголоски народной обрядовой поэзии в творчестве русских писателей, композиторов и художников. Развивать творческое воображение, устную речь и эмоциональную сферу учащихся. Воспитывать   любовь и уважение к народным традициям, к русскому песенному фольклору.

ЦЕЛИ

  • Познакомить учащихся с русскими календарными обрядами.
  • Показать отголоски народной обрядовой поэзии в творчестве русских писателей, композиторов и художников.
  • Развивать творческое воображение, устную речь и эмоциональную сферу учащихся.
  • Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, к русскому песенному фольклору.
ВСПОМНИМ! Что такое фольклор? Почему фольклор называют коллективным? Как передавалось народное творчество другим поколениям? Какие малые жанры фольклора вы запомнили с 5 класса?

ВСПОМНИМ!

  • Что такое фольклор?
  • Почему фольклор называют коллективным?
  • Как передавалось народное творчество другим поколениям?
  • Какие малые жанры фольклора вы запомнили с 5 класса?
ЧТО ТАКОЕ ОБРЯД? .  Это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

ЧТО ТАКОЕ ОБРЯД?

. Это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

  КАЛЕНДАРНО – ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ   Календарно-обрядовые песни - древнейший вид народного творчества. Получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

КАЛЕНДАРНО – ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Календарно-обрядовые песни - древнейший вид народного творчества. Получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

ГОДОВОЙ ЦИКЛ ОБРЯДОВО-КАЛЕНДАРНЫХ ПЕСЕН ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО КРУГА  Обрядово-календарные песни, связанные с такими праздниками, как Святки, Масленица, семик, Иван Купала, жатва, совершаются в период от зимнего до летнего солнцеворота.

ГОДОВОЙ ЦИКЛ ОБРЯДОВО-КАЛЕНДАРНЫХ ПЕСЕН ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО КРУГА

Обрядово-календарные песни, связанные с такими праздниками, как Святки, Масленица, семик, Иван Купала, жатва, совершаются в период от зимнего до летнего солнцеворота.

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ  Праздники Песни Обрядовый фольклор в литературе, музыке

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Праздники

Песни

Обрядовый фольклор в литературе, музыке

СВЯТКИ  Святки - святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до Крещения (с 25 декабря по 6 января) - главный зимний праздник в крестьянском календаре. На Рождество пелись колядки (щедровки), в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая.

СВЯТКИ

Святки - святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до Крещения (с 25 декабря по 6 января) - главный зимний праздник в крестьянском календаре. На Рождество пелись колядки (щедровки), в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая.

МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ Николай Васильевич Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»  Колядки

МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ

Николай Васильевич Гоголь

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Колядки

ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ Подблюдная песня — традиционные русские народные песни, сопровождавшие святочные гадания.

ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ

Подблюдная песня — традиционные русские народные песни, сопровождавшие святочные гадания.

 МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ   Василий Андреевич Жуковский Поэма «Светлана»  Девичьи гадания на Крещение

МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ

Василий Андреевич Жуковский

Поэма «Светлана»

Девичьи гадания на Крещение

МАСЛЕНИЦА Масленица — самый веселый народный праздник, длящийся целую неделю. Все радовались приходу Масленицы, называли её дорогой гостьей, красной девицей.

МАСЛЕНИЦА

Масленица — самый веселый народный праздник, длящийся целую неделю.

Все радовались приходу Масленицы, называли её дорогой гостьей, красной девицей.

 МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ Александр Николаевич Островский Пьеса «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков. « Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

МОТИВЫ ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ

Александр Николаевич Островский

Пьеса «Снегурочка»

Н.А. Римский-Корсаков. « Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

ТВОРЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА  Демонстрация собственно сочиненных обрядовых песен.

ТВОРЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Демонстрация собственно сочиненных обрядовых песен.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ  Как встречали и как провожали Масленицу? Почему менялось отношение к Масленице? Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему? Какой фольклор называется обрядовым? Что такое колядки? Когда и где они исполнялись?

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ

Как встречали и как провожали Масленицу? Почему менялось отношение к Масленице?

Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?

Какой фольклор называется обрядовым?

Что такое колядки? Когда и где они исполнялись?

 ВЕСНЯНКИ - ГЛАВНЫЙ ВЕСЕННИЙ ЖАНР На день весеннего равноденствия, 22 марта на Руси была традиция печь жаворонков, петь песни веснянки, взобравшись на пригорки, крыши. Ими встречается приход теплого времени и пробуждение новой жизни.

ВЕСНЯНКИ - ГЛАВНЫЙ ВЕСЕННИЙ ЖАНР

На день весеннего равноденствия, 22 марта на Руси была традиция печь жаворонков, петь песни веснянки, взобравшись на пригорки, крыши. Ими встречается приход теплого времени и пробуждение новой жизни.

ЛЕТНИЕ ПЕСНИ   Семик - большой праздник после Пасхи, отмечается в четверг перед Троицей, знаменующий собой прощание с весной и встречу лета. Берёзка была символом летних песен.

ЛЕТНИЕ ПЕСНИ

Семик - большой праздник после Пасхи, отмечается в четверг перед Троицей, знаменующий собой прощание с весной и встречу лета. Берёзка была символом летних песен.

 ТРОИЦА На Троицу девушки ходят в лес

ТРОИЦА

На Троицу девушки ходят в лес "завивать" березку. Затем берёзку украшали лентами, цветами и торжественно вносили в деревню. Вокруг неё водили хороводы, пели троицкие, хороводные песни о берёзе устраивали игры. Березами украшали дом, двор.

ИВАН КУПАЛА Иван Купала отмечался в день летнего солнцеворота, олицетворял расцвет сил природы. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры, прыгать через них и водить вокруг хороводы с песнями, пускать по реке венки.

ИВАН КУПАЛА

Иван Купала отмечался в день летнего солнцеворота, олицетворял расцвет сил природы. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры, прыгать через них и водить вокруг хороводы с песнями, пускать по реке венки.

ОСЕННИЕ ПЕСНИ ЖАТВЕННЫЕ, СВАДЕБНЫЕ Жатвенные песни замыкают календарно-обрядовой цикл. Справившись с работами, жнецы с последним снопом, распевая песни, шли домой. С Покрова начинались свадьбы, сопровождаемые обрядами и песнями.

ОСЕННИЕ ПЕСНИ

ЖАТВЕННЫЕ, СВАДЕБНЫЕ

Жатвенные песни замыкают календарно-обрядовой цикл. Справившись с работами, жнецы с последним снопом, распевая песни, шли домой.

С Покрова начинались свадьбы, сопровождаемые обрядами и песнями.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Какие песни вам больше всего понравились? Почему?  На какой праздник пекли жаворонков? Какой праздник знаменовал собой прощание с весной и встречу лета? Когда девушки ходят в лес

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Какие песни вам больше всего понравились? Почему?

На какой праздник пекли жаворонков?

Какой праздник знаменовал собой прощание с весной и встречу лета?

Когда девушки ходят в лес "завивать" березку?

Какие песни замыкают календарно-обрядовой цикл?

Что олицетворял собой праздник Иван Купала?

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ  Праздники Песни Святки Обрядовый фольклор в литературе Колядки  Подблюдные песни Масленица Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», В.А. Жуковский Поэма «Светлана» Масленичные песни Закликание весны А.Н. Островский Пьеса «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков. « Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Песни-веснянки, заклички Семик Троица Песни о берёзках Завивание берёзок

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Праздники

Песни

Святки

Обрядовый фольклор в литературе

Колядки

Подблюдные песни

Масленица

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»,

В.А. Жуковский Поэма «Светлана»

Масленичные песни

Закликание весны

А.Н. Островский

Пьеса «Снегурочка»

Н.А. Римский-Корсаков. « Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

Песни-веснянки, заклички

Семик

Троица

Песни о берёзках

Завивание берёзок

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Произведите анализ понравившейся песни по схеме. (Приложение №1) Приведите примеры произведений литературы, музыки, живописи, в которых используются мотивы обрядового фольклора.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Произведите анализ понравившейся песни по схеме. (Приложение №1)
  • Приведите примеры произведений литературы, музыки, живописи, в которых используются мотивы обрядового фольклора.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Анализ песни Выразительное чтение (пение) песни. Смысл названия песни. Кто и когда мог ее исполнять? Какими чувствами проникнута песня? Из каких частей она состоит? Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анализ песни

  • Выразительное чтение (пение) песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог ее исполнять?
  • Какими чувствами проникнута песня?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!