СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс — метод как условие активизации самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом заседании учителей технологии. Формирование развивающей предметной среды образовательного учреждения, отвечающей требованиям новых стандартов.

Просмотр содержимого документа
«Кейс — метод как условие активизации самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии»

Выступление на ШМО по теме:


«Формирование развивающей предметной среды образовательного учреждения, отвечающей требованиям новых стандартов»


Кейс — метод как условие активизации самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии.


В 2008 году Д.А.Медведев опубликовал президентскую инициативу – проект “Наша Новая Школа”, предполагающую новый подход к организации учебного процесса, созданию новой образовательной среды, подготовки новых образовательных стандартов. Это не только инициатива президента, но и требование времени.

Каждый век дарил цивилизации свою технологию, которая меняла не только образ жизни, но и образ мышления и требовала новых профессионалов.

Так 18 век – век сельскохозяйственный,

19 век – индустриальный, появляется много новых рабочих специальностей.

20 век сделал качественный скачок от паровоза до компьютера и космических станций, а появление сети интернет сделало знания предметом труда.

21 век за первое десятилетие сделал нормой дистанционное обучение, дистанционную работу. Развитие телекоммуникационных технологий стерло границы между странами и временем суток. Интернет стал гигантской справочной системой, выводящей на первый план не энциклопедичность человека, а его способность быстро ориентироваться в потоке информации, добывать нужные на данный момент знания, быть универсальным и компетентным работником.


«Учить – это все равно,


что бросать мысли в почтовый ящик


человеческого подсознания.


Вы знаете, когда они отправлены,


но никогда не известно,


когда они будут получены и в каком виде»


Э.Ловелл


В новые ФГОС заложено требование, при котором ученик должен овладеть универсальными учебными действиями (УУД) – личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными, знания должны быть метапредметными, педагогика мыследеятельностной, подходы к обучению компетентностными, практико-ориентированными.

От ребенка, как будущего специалиста, современное общество ожидает новые навыки:

  • учащиеся должны активно включаются в процесс обучения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

  • получать возможность для анализа своей деятельность и оценки своего потенциала;

  • должны готовиться к тем проблемам, с которыми им предстоит столкнуться в реальной жизни;

  • должны не бояться высказать свои мысли.



Одним из современных методов, широко внедряющийся в обучение является кейс-метод.


Кейс-метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета.

Кейс-метод представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.


Цель данного метода:

  • научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,

  • сортировать ее для решения заданной задачи,

  • выявлять ключевые проблемы,

  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.


Задачи


  • Развитие коммуникативных навыков и презентационных умений.

  • Формирование интерактивных умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения.

  • Приобретение экспертных умений и навыков.

  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

  • Изменение мотивации к обучению.


Суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.


Плюсы метода кейс-технологий

Представляет собой разновидность исследовательско-аналитической технологии.

  • Является технологией коллективного обучения.

  • Интегрирует в себе технологию развивающего обучения.

  • Выступает в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»).

  • Позволяет создать ситуацию успеха.

  • Относится к разновидностям проектной технологии.


Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


Виды кейсов

  • Классический кейс – развернутое описание ситуации

  • Мини-кейс – сокращенное описание конкретной ситуации, в которой предельно конкретизирована учебная проблема

  • Кейс, представленный в форме видеоматериала

  • Газетная статья (или подборка статей)

  • Официальный документ (или подборка документов)

  • Описание случая из жизни или профессиональной практики, произошедшего с кем-либо из участников учебного процесса

  • Случай, возникший в процессе обучения

  • Повторный случай, то есть анализ принятого решения по конкретной ситуации.


Требования к обучающему кейсу.


В КТ должна быть выделена центральная проблема, она не должна «лежать на поверхности», до нее нужно «докапываться», используя представленную информацию. В КТ обсуждается то, что в ней написано, ней должен быть определенный недостаток информации для принятия решения. КТ не должна подводить к «единственно верному» решению, необходимо обеспечить возможность различных реакций на одну и ту же проблему, она должна побуждать слушателей к принятию решения, что служит основой для дискуссии.


У предмета технология есть возможности для развития творческой, компетентностной, конкурентоспособной личности. Для этого необходимо стимулировать развитие мышления.


Кейс – метод предполагает активизацию самостоятельной работы.


Требования к организации самостоятельной работы:

учащийся – непосредственно участник процесса познания;

самостоятельность необходима во всех звеньях учебного процесса;

самостоятельность способствует развитию мотивации учения.


Кейс не является обязательным на каждый день и составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени. Эта технология эффективна в совокупности с остальными современными технологиями и методами и приемами обучения. Главная роль в данной технологии отводится учителю.


Действия учителя в кейс — технологии

  • создание кейса или использование уже имеющегося;

  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

  • работа с кейсом;

  • организация презентации решений в малых группах;

  • организация общей дискуссии;

  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

  • оценивание учащихся преподавателем.


Работа ученика с кейсом идет поэтапно.


1 этап – знакомство с ситуацией, её особенностями;


2 этап – выделение основной проблемы (проблем);


3 этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;


4 этап – анализ последствий принятия того или иного решения;


5 этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.


Познакомившись с данным методом обучения, я решила попробовать применить элементы этого метода на своих уроках технологии. Предлагаю осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний. Затем следует анализ ситуаций. Важно сконструировать знания, умения и навыки. Этот метод можно применять при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении, при контроле.


Например: 7 класс


Предлагаю рассмотреть кейс-метод на примере.


Девочкам предлагается такая ситуация. Они разъехались на каникулы, решили написать друг другу письма и поделиться своими проблемами. В письме, как бы между прочим, они задают вопросы, связанные с их проблемой. Получив письмо с ответом, анализируют ситуацию, предложенную подругой.


Применение такого метода стимулирует умственное развитие обучающихся, обусловленное самостоятельной поисковой деятельностью, и способствует дальнейшему формированию творческого мышления.


Чтобы этот процесс не был долгим и нудным, я это делаю в виде игры. Она называется «Письмо подруге». Для этого нужно взять определенную тему изучаемого материала. Условие игры заключается в том, что обучающиеся пишут друг другу письма и задают вопросы, касающиеся изучаемой темы. Например, тема: “ Изготовление прямой юбки”. Девочки представляют, что они уехали на каникулы и решили написать друг другу письма, но при этом, одна другой задает пять вопросов.


Алёна пишет Жене: “Здравствуй Женя! Мы давно с тобой не виделись, и мне захотелось написать тебе письмо, узнать, как ты отдыхаешь? Я отдыхаю дома. Вот решила сшить себе юбку, но немного забыла, как это делается. Я хочу, чтобы ты мне подсказала.


1. Как проходит нить основы в деталях кроя юбки?


2. Какая величина припусков по боковым швам?


3. Если юбка из шерстяной ткани, чему равна величина подгибки низа?


4. Чему равна прибавка по талии?


5. Какие еще нужны прибавки для построения чертежа?


Буду тебе очень признательна, если ты мне подскажешь ответы на эти вопросы. С нетерпением жду ответ ответа. Твоя подруга Алёна”.


Письмо вкладывается в конверт, на котором карандашом (чтобы потом можно стереть и использовать несколько раз) пишется адрес подруги. И девочки обмениваются письмами. Получив письмо, каждая из них пишет ответ: “Здравствуй Алёна! Получила твое письмо, обрадовалась, что ты меня не забыла. И очень меня радует, что в летние каникулы шьёшь себе вещи. Я с большим удовольствием помогу тебе.


Отвечу на твои вопросы.


1. Нить основы в переднем и заднем полотнище юбки проходит параллельно средней линии юбки.


2. Припуски на боковые швы юбки делаются от 2-2,5 см.


3. Если ты шьешь шерстяную юбку, то к линии низа прибавь 4-6 см. для подгибки низа.


4. Величина прибавки по талии равна 1 см. (Пт = 1 см.)


5. Для построения чертежа юбки нужны следующие прибавки:


Пб — прибавка по бёдрам (в зависимости от прилегания) свободная — 2 см, oблегающая — 1 см.


Пн — прибавка к низу изделия (на обработку 1 см.)


Пт — прибавка по талии = 1 см.


Буду очень рада, если мои ответы тебе помогут сшить себе юбку. Очень хочется тебя в ней увидеть. С нетерпением жду встречи.


Твоя подруга Женя”.


Таким образом, получив ответы на заданные вопросы, девочки сами проверяют, правильно ли на них ответила подруга. Если правильно то ставят знак (+), если не правильно то — (-). Но прежде, чем задавать вопросы, они должны сами знать ответы. После этого, письма сдают преподавателю. Мне очень легко выявить знания по изучаемой теме и отследить пробелы в том или ином вопросе. По времени эта переписка занимает 10-12 минут. В это время я наблюдаю за самостоятельной деятельностью обучающихся при письменном ответе. Смотрю, уверенно ли они отвечают на письмо. А, когда я подвожу итог игры, многое для меня открывается. Например, может раскрыться творческая натура человека или романтическая.

И это в дальнейшем помогает мне в работе.


1. Быстрый опрос по теме.

2.Увеличивает понимание обучающимися значимости изучаемого материала.

3. Обучающиеся сами проверяют ответы, что даёт возможность учиться оценивать свои знания.

4. Некоторые обучающиеся не умеют выразить свою мысль словами. Здесь им предоставляется возможность выразить мысль на бумаге. Что гораздо легче.


5. Заданные вопросы воспитывают ответственность при получении знаний по теме, т.к. прежде чем задать вопрос, надо знать на него ответ.

6. Такая форма опроса создаёт атмосферу активного и коллективного изучения темы урока.

7. Вырабатывается творческое отношение к приобретению знаний и т.д.


Выводы


  • Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:


  • Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.


  • Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.


  • Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.


  • У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.


  • Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.


  • В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.


  • Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.


















Список литературы:


1. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 — № 10 – 11.

2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

3. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.

4. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.

5. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. — Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.

6. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л. В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. — №13-15.

7. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

8. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

9. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm

10. http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm

11. http://www.casemethod.ru



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!