Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селезневская средняя школа» Велижского района Смоленской области
Литературно-экологическая кейс- игра для учащихся 7-9-х классов
Учитель: Тиваненко С.Н..
«Тайны Блудова болота»
Литературно-экологическая кейс- игра для учащихся 7-9-х классов
по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Цели и задачи игры: : привлечение читателей к изучению жизни и творчества М.М. Пришвина; развитие умения принимать экологически целесообразные решения в неразрывной связи человека и природы; воспитание чувства ответственности за свои поступки, доброты, чуткости, любви к природе, ко всему живому, желание жить в мире и гармонии со всем окружающим, ответственности за использование природных ресурсов, бережного к ним отношения; развитие творческих способностей подростков.
Подготовка к игре. Ученики делятся на две команды и выбирают себе капитана. Чтобы пройти весь путь до конца, необходимо проявить наблюдательность, сообразительность, общую эрудицию, хорошее знание текста, умение работать в группах. Наградой за удачно пройденный участок пути будут целебные ягоды клюквы (каждый заработанный балл – это одна ягодка (настоящая или вырезанная из картона), а может быть и конфета «Клюква»).
Ведущий: Сегодня у нас необычная встреча. Сегодня вы будете исследователями. Перед каждой командой лежит кейс (пластиковая папка или портфель) с заданиями. Хотите узнать, что мы будем исследовать? Тогда капитаны команд «Клюква» и «Палестинка» могут вскрыть первый конверт. Задача – решить анаграммы (расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось название произведения и фамилия его автора).
Конверт № 1 - Анаграммы.
«Клюква». ХИМАЛИ ШРИНИП (Михаил Пришвин)
«Палестинка». ЯАКАЛОДВ СНОАЦЛ (Кладовая солнца)
Ведущий: Да, ребята, сегодня мы будем говорить о писателе Михаиле Пришвине и его произведении «Кладовая солнца». Знакомиться с биографией автора нам предстоит нетрадиционным образом: мы будем делать это по ключевым словам.
Команды по очереди в произвольном порядке выбирают слово и рассказывают, как оно связано с жизнью писателя.
Конверт № 2 – Ключевые слова.
«Клюква». Хрущёво, «пришва», «В краю непуганых птиц», «Маша».
ХРУЩЁВО: М.М. Пришвин родился в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), 4 февраля 1873 года, где и провёл своё детство.
«ПРИШВА»: Странная фамилия Пришвин происходит от слова «пришва» - часть ткацкого станка, передний валик. М.М. Пришвин думал, что его предки ткали холсты или торговали этими пришвами.
«В КРАЮ НЕПУГАНЫХ ПТИЦ»: «В краю непуганых птиц» - путевые очерки, составленные из наблюдений писателя во время путешествия над природой, бытом и речью северян.
«МАША»: Писатель М.М. Пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до восьмидесяти с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и обращался в этом деле за помощью только в крайних случаях. Михаил Михайлович относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково: «Маша».
«Палестинка». «Картофель в полевой и огородной культуре», Карелия, серебряная медаль, Сергей Конёнков.
«КАРТОФЕЛЬ В ПОЛЕВОЙ И ОГОРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»: «Картофель в полевой и огородной культуре» - первая агрономическая книга М.М. Пришвина.
КАРЕЛИЯ: Переломный момент в жизни писателя. М.М. Пришвин бросает всё и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой.
СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ: Через год после выхода в свет книги «В краю непуганых птиц» Императорское географическое общество присуждает М.М. Пришвину серебряную медаль и звание действительного члена Русского географического общества.
СЕРГЕЙ КОНЁНКОВ: М.М. Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище. На его могиле стоит памятник работы Сергея Конёнкова в виде птицы счастья – Сирин. Которая символизирует всю творческую судьбу писателя – «Охоту за счастьем» для «неведомого друга».
Ведущий: Мы вспомнили некоторые эпизоды из жизни писателя. Настало время поговорить о его произведении «Кладовая солнца».
Конверт № 3 – В дорогу.
Собираясь в лес, мы должны взять с собой самое необходимое. Составьте список вещей, которые взяли с собой ребята.
«Клюква». Настя (полотенце, корзина, хлеб, молоко, картошка).
«Палестинка». Митраша (ружье, манки на рябчиков, компас, топор, сумка).
Конверт № 4 – Герои.
Ведущий: Настало время ближе познакомиться с героями произведения. Ваша задача – соотнести имя героя с его портретом и краткой характеристикой (портреты на экране, но можно использовать и иллюстрации к произведению).
НАСТЯ | Большая и рыжая с чёрным ремешком по всей спине. Под глазами чёрные полоски с загибом вроде очков. |
МИТРАША | Стройное тело, стройные ноги, и мурло с тонкими ноздрями. |
ТРАВКА | Коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. Упрямый и сильный. |
ЛОСЬ | Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком. |
Ведущий: Главные герои – Настя и Митраша отправляются на Блудово болото.
Вы должны отметить на карте в районе какого города находилось Блудово болото (в районе города Переславль-Залесского).
Конверт № 5 – Карта.
Ведущий: Блудово болото, по которому мы продолжаем свой путь, богато разными ягодами. Узнайте ягоды по их описанию.
Конверт № 6 – Лесные ягоды.
«Клюква».
1. Стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чёрные ягодки с синим пушком». (Черника)
2. Кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. (Брусника)
«Палестинка».
1. Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе. (Костяника)
2. Ягода прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Наклонишься взять одну, попробовать – и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод. (Клюква)
Ведущий: Проверить смекалку и внимательность вам поможет последний конверт.
Конверт № 7 – Шифровка.
«Клюква». ВЕСНА
|
|
- - - - - - - |
- - - |
|
«Палестинка». ГЕОЛОГИ
|
|
- - - - |
- |
- - - - |
|
|
КЛЮЧ ДЛЯ ШИФРОВОК
| - | |
А | Л | Х |
Б | М | Ц |
В | Н | Ч |
Г | О | Ш |
Д | П | Щ |
Е | Р | Ы |
Ж | С | Ь |
З | Т | Э |
И | У | Ю |
К | Ф | Я |
Ведущий: Вместе с Настей и Митрашей мы благополучно возвращаемся домой. Как вы думаете как слова «Весна» и «Геологи» связаны с произведением?
Весной происходят события, описанные в «Кладовой солнца». А рассказывают нам эту историю геологи, приехавшие осваивать богатства Блудова болота.
Подводятся итоги игры. Подсчёт баллов, награждение победителей.
Список литературы:
Пришвин, М. М. Кладовая солнца [Текст]: сказка-быль и рассказы / М. М. Пришвин; [худож. Е. Рачев] . – М.: Детская литература, 1979 .- 110 с.: ил .- (Школьная библиотека).
Электронные ресурсы:
1. Пришвин Михаил Михайлович. Биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пришвин,_Михаил_Михайлович. – Проверено: 25.01.2018.
2. Карта Переславля-Залесского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/maps/. – Проверено: 25.01.2018.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конверт № 1 - Анаграммы.
ХИМАЛИ ШРИНИП
ЯАКАЛОДВ СНОАЦЛ
Конверт № 2 – Ключевые слова.
Хрущёво, «пришва», «В краю непуганых птиц», «Маша»
«Картофель в полевой и огородной культуре», Карелия, серебряная медаль, Сергей Конёнков
Конверт № 4 – Герои.
НАСТЯ | Большая и рыжая с чёрным ремешком по всей спине. Под глазами чёрные полоски с загибом вроде очков. |
МИТРАША | Стройное тело, стройные ноги, и мурло с тонкими ноздрями. |
ТРАВКА | Коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. Упрямый и сильный. |
ЛОСЬ | Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком. |
Конверт № 5 – Карта.
7