СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Казаков "Тихое утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературы  по рассказу "Тихое утро"

Просмотр содержимого документа
«Казаков "Тихое утро"»

Урок 57. Ю.П. Казаков "Тихое утро"

Цели урока

совершенствовать навыки анализа текста, развивать творческие способности учащихся, прививать любовь к чтению произведений Ю. Казакова, развивать универсальные учебные действия учащихся, формировать у учащихся понятие гуманизма на примере конкретного литературного произведения

Задачи урока


- личностные: вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; воспитывать лучшие нравственные качества: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание, желание помочь другому;

- метапредметные: обучать умению отбирать материал текста для работы по теме урока; развивать навыки анализа текста; развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём; развивать монологическую и диалогическую речь;

- предметные: познакомить с биографией Ю. Казакова; развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя их примерами из текста; развивать умение формулировать проблемы, поднятые в произведении автором


Тип урока

открытия новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

- личностные: учащиеся на примере рассказа «Тихое утро» смогут оценить писательский талант Ю. Казакова, уяснить для себя некоторые уроки нравственности и использовать свой читательский опыт в реальных жизненных ситуациях;

- коммуникативные: учащиеся смогут планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- регулятивные: целеполагание, планирование;

- метапредметные: учащиеся смогут усовершенствовать свои читательские умения и культуру речи;

- предметные: учащиеся познакомятся с биографией Казакова, с особенностями его произведений, смогут объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя их примерами из текста

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

  1. Литературные имена (http://www.library.ru);

  2. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)


учебник

Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.:Просвещение, 2013

Оборудование

мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в Power Point, учебник портрет Ю.Казакова, иллюстрации учащихся к произведению «Тихое утро», различные издания произведений Ю. Казакова, музыкальное произведение М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»), раздаточный материал


Основные понятия и термины

Рассказ, сюжет, ирония


Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Фронтальная. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята, садитесь и проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.

Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет и радость подаренных вам улыбок и пронесите это настроение через весь урок.

Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы узнаем о Казакове Юрии Павловиче и его произведении.

Приветствуют.

Протягивают друг другу ладони и улыбаются.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни.


2.Определение темы урока, постановка цели и задач.

Фронтальная.

Метод поисково-исследовательский.

- Посмотрите, на слайд. Что вы видите на картинках? (помощь, взаимопомощь в отношениях). Предположите, пожалуйста, тему урока. "Взаимоотно­шения детей, взаимопо­мощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро». Откройте маршрутные листы и запишите ее. Определите, пожалуйста, цель урока.

Молодцы!


Смотрят ролик.



Озвучивают варианты.





Записывают.


Определяют. (воспитание гуманистических чувств по отношению к друзьям). Задачи урока: познакомиться с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, воспитать желание помогать друг другу.


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; содействие развитию мыслительных операций: сравнение анализ.

Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения.

Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы.

3. Изложение нового материала.

Индивидуальная, парная. Словесный метод. Наглядный метод.

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание выполнение каждого задания вы должны оценить по 5-бальной системе. Прошу вас анализировать свои действия на каждом этапе, занося результаты в листы самооценки.


Теперь давайте узнаем некоторые сведения о писателе.

Слушайте внимательно, ведь 1 задание на маршрутных листах связано с биографией писателя. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” .

По окончании сообщения:

Верные ответы на слайде.

Делают первичные записи в листы самооценки.
















Слушают. Работают.







Проверяют и оценивают

Познавательные: содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии.







4. Восприятие и осознание учащимися нового материала (на основе прочитанного дома рассказа)

Групповая.

Частично-поисковый метод.

Юрий Казаков - талант очень большой, таящий в себе возможности неограниченные. Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью, это - произведения большой литературы…

Писатель Вера Фёдоровна Панова


Автор многих рассказов, Казаков, предстаёт перед читателем как поэт родной природы (наверное, в рассказе вы заметили, взаимосвязь человека и природы ), как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

В теме урока уже определён жанр-рассказ. Докажите, что это рассказ.









Что такое сюжет?

















-Кто главные герои рассказа?

-Как вы думаете, наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Почему?


- Как будет звучать проблемный вопрос урока?











Ответим мы на этот вопрос посредством групповой работы.


Правила работы в группе: группа распределяет обязанности. Другие группы слушают и рецензируют выступающего, при необходимости дополняя. Не забывайте, пожалуйста, о маршрутных листах.


Во время работы будет звучать увертюра Мусоргского "Рассвет на Москве-реке". Она поможет вам погрузиться в атмосферу утра, рассвета, пробуждения.

Слушают.














Отвечают.



Отвечают.



Отвечают.









Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера


Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи,  раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным  явлениям; последовательность




Отвечают



В процессе работы на уроке мы должны раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию?




Внимательно слушают



Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы, определять способы действий в рамках предложенных условий; работать в группе. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.



Физкультминутка "Рыбалка"

Фронтальная

- А сейчас мы отправляемся на рыбалку.

На уроке отдохнём -
На рыбалку мы пойдём.
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей
И вприпрыжку побежим –
Порыбачить мы хотим.
В воду удочки закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько!

Наклоняются и делают вид, что копают, идут на месте, наклоняются вперед, делают движение руками, закидывая воображаемую удочку, тянут, прикладывая силы.



5. Закрепление изученного материала

Фронтальная.

Подведём итог.

В самом названии «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы.

Но такое название рассказу дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия.

- Почему же рассказ так называется?

















Почему Володя стал для Яшки самым дорогим человеком?









Какие проблемы подняты автором

в этом маленьком рассказе?






Какова идея рассказа?













Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувство жалости и чувство сострадания к Яшке пришла истинная любовь, которая должна царить в душе настоящего человека.

Тишина утра позволяет Ю.Казакову увидеть красоту природы. Но природа не является обычным фоном. Пейзаж помогает писателю выделить кульминационное событие, произошедшее на рыбалке с глав­ными героями рассказа. Название «Тихое утро» помогает раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания.

Названием «Тихое утро» под­чёркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.



Наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. Спокойно в природе, спокойно на душе у Яшки. Он повзрослел, проявив самые лучшие качества характера, придя на помощь другу.


- проблема долга;

- проблема совести;

- проблема любви к ближнему;

- проблема любви к природе.



Идея заключается в том, что в любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком. Взаимовыручку, проявленную Яшкой, можно считать мерилом нравственности человека, ведь друг познаётся в беде.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.





Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.


6. Рефлексия

Приемы "Микрофон", "Узелок на память".

Учитель предлагает продолжить фразы: "Сегодня я понял...", "Сегодня у меня получилось...", "Сегодня я узнал, что взаимопомощь...".


Продолжают предложения.

Отвечают.



Слушают.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

7. Оценивание Дом. задание.


-написать письмо Яшке от имени Володи;

-написать письмо Володе от имени Яшки;

-развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение считать героическим?»


- Прослушайте стихотворение Я.Хелемского,в минуты принятия важных решений вспомните его

(учитель передает каждому ученику открытки со стихотворением).

Участвуют в оценивании.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!