СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Казачьи подвижные игры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание начинается со знакомства с традициями своего народа.Казачьи подвижные игры  помогут лучше узнать традиции донских казаков. Игры расчитаны  на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Казачьи подвижные игры»

Казачьи подвижные игры




Цепи

1-й вариант (г. Константиновск).

Играющие делятся на 2 ко­манды, становятся в линию друг против друга и крепко берутся за руки. Затем по очереди произносят слова:

  • Цепи

  • -Кованые

  • Раскуйте

  • -Кого?

  • Брата моего.

  • Как зовут?

Произносится имя. Играющий, которого выбрали, с разбега должен "разбить" цепи, т.е. рассоединить руки силой удара. Если "разбил", то забирает в свою команду любого "разбитого" игрока. Если нет Л становится между ними. Затем начинает говорить противоположная команда. Выигрывает та команда, в которой количество играющих больше.

2-й вариант (ст. Багаевская). Друг против друга выстраиваются две шеренги, крепко держась за руки, и договариваются, кто будет кричать первым:

  • Кованый, закованный

  • Раскуйте нас!

  • Кем из нас?

  • Таней (...и т.д.)

Названный игрок второй шеренги разбегается, разрывает плечом цепи и забирает любого участника (слева и справа). Если это ему не /дается, то он остается в команде противников. Игра продолжается до тех пор, пока одна из шеренг не достигнет явного преимущества.

3-й вариант (ст. Кичкгто). Для этой игры нужны две команды по ша человека. Игроки стоят, взявшись за руки. Ведущий одной команды говорит: "Цепи, цепи, кого вам надо?" Игрок из другой команды называет имя и тот, кого выбрали, бежит навстречу цепи. Если он не перебьет руки, го переходит в эту команду, если же перебьет, то забирает кого хочет к себе в команду. Выигравшей считается та команда, в которой больше человек.


Разрывные цепи

Играющие делятся на две команды, расходятся и становятся против друг друга на расстоянии 10-15 шагов, сцепив руки. Потом кто-то из первой команды кричит: "Чью душу желаете?" Игроки из второй команды называют имя. Тогда из первой команды бежит выбранный игрок, стремясь разорвать цепи из рук. Если ему это удается, он забирает с собой 1грока, если нет - он остается у второй команды. И так до тех пор, пока у одной из команд не будет больше игроков.


Чью душу желаете?

(ст. Старочеркасская)

Две команды на большом расстоянии друг от друга становятся в цепь, взявшись за руки. В одной команде на одного игрока больше. Та команда, в которой больше игроков, спрашивает: "Чью душу желаете?", вторая называет имя. Тот, кого назвали, бежит и старается разорвать цепь. Если ему это удаётся, то он забирает кого-нибудь из цепи, если нет остается в противоположной команде. Игра заканчивается, когда все собираются в одной команде.

Теперь игроки команд договариваются о количестве последующих вызовов игроков. При этом игровое правило следующее: если бегущему удается разорвать цепь другой команды, то он по выбору уводит с собой одного из игроков, между которыми он прорвался. Побеждает команда, которая после условленного количества вызовов наберет больше игроков.

Игры, связанные с бытовыми традициями

Лапша

(г. Константиновск)

В землю заколачивают большой кол. На него накидывается петля двухметровой веревки. Возле кола, называемого "горшком", укладывают в кучу камешки - чем больше, тем лучше. Это и есть "лапша", которой хотят "полакомиться" играющие. Один из них -водящий, он же - повар. Ухватив свободный конец веревки и натянув её, водящий бегает вокруг горшка, расхваливая свое кушанье. В руках у него палка. Каждый старается в удобный момент выхватить камень. Охраняя пищу, повар, бегает вокруг кола, угрожающе размахивая палкой и все время натягивая веревку, что позволяет играющим понемногу растаскивать лапшу. Каждый раз можно брать по одному камню. Осаленный палкой должен выложить в горшок всё, что ему удалось унести. Игра заканчивается, когда растащат всю лапшу. Выигрывает тот, у кого в руках больше камней.

Игры, отражающие социальный этикет

Золотые ворота

1-й вариант (ст. Николаевская). Выбирают двух игроков, кото­рые изображают ворота, держась за руки. Они выбирают название своим командам, например, "яблоко" и "банан". Остальные игроки, положив друг другу руки на пояс, идут друг за другом и поют:

Золотые ворота,

Пропустите меня,

А я сам пройду

И друзей проведу.

Все проходят в ворота. Перед последним ворота закрываются и спрашивают: "Яблоко или банан?" Игрок выбирает и становится рядом с одной из "створок".

Так продолжается до тех пор, пока все игроки не распределятся по командам. Затем команды становятся друг против друга и начинают перетягивать противников. Побеждает команда, которой удалось перетянуть соперников на свою сторону.

2-й вариант (ст. Казанская). Дети становятся парами друг за другом. Водящий, проходя между парами детей, уводит одного иг­рающего из какой-то пары и ведет в конец "ворот", где они становятся, образуя новую пару. Участник, оставшийся без пары, становится водящим и сначала проходит "золотые ворота", выбирая себе пару. Коридор (г. Шахты)

В этой игре может быть много участников. Игроки становятся парами друг за другом. Последняя пара входит в "коридор" из рук и становится впереди стоящей пары. Точно также идет следующая пара.


Ручеек

1-й вариант (п. Родионово). Несколько человек разбивается на пары. Оставшийся без пары пробегает между стоящими в парах и выбирает любого из них. Теперь оставшийся без пары начинает выбирать себе пару с конца ручейка.

2-й вариант (г. Новочеркасск). Участники игры по двое берутся за руки, поднимая их вверх. Тот, кто остался без пары, фактически становится ведущим. Он бежит через образовавшийся "ручеек" и выбирает себе пару (если это мальчик, он выбирает понравившуюся девочку, если это девочка, то - мальчика). Так все участники выбирают себе пару. В игру играют подростки и выбирают пару, высказывая свое предпочтение.


Челночок

(г. Новочеркасск)

Все участники игры встают парами и берутся за руки - это "ворота". Последняя пара пробегает (можно проходить под воротами) и встает впереди колонны, за нею бежит следующая пара. Каждая пробежавшая через колонну пара становится воротами.


Наши выше ворота

(г. Семикаракоры)

Играющие становятся парами. Одна пара поднимает руки, со­единенные вместе, и говорит: "Наши выше ворота, проходите, господа!" Чья пара быстрее пройдет через ворота, та и выиграла. Она становится ведущей.


Знамя

1-й вариант (г. Новочеркасск). Играют две команды. Площадка делится на 2 части - территории (своя и противника). У каждой команды на своей территории установлено "знамя". Между территориями проведена линия - граница. Цель игры - захватить "знамя" противника и перенести на свою территорию. Правила: в начале игры команды находятся на своих территориях, по сигналу начинается движение навстречу друг другу. При этом, чтобы противник не пробрался к знамени, его можно запятнать, т.е. дотронуться до него рукой. Поэтому запятнанного игрока обычно стере!уг. Знамя во время перенесения на свою сторону может передаваться из рук в руки, если запятнали игрока со знаменем, оно отбирается, и шра начинается заново.

2-й вариант (ст. Николаевская Константиновского района). Играют 2 команды. Площадка делится пополам. В конце каждой площадки чертят круг (или кладут обруч), в который ставят "знамя" (палку или платок). Команды становятся друг против друга по обе стороны от линии. По сигналу команды стараются захватить знамя противника. Если соперник бежит по чужой территории, его можно запятнать, выручить его может игрок своей команды. Но если игрок забежал в "штаб" противника, т.е. в круг, то он в безопасности, пока не побежит со знаменем в свою команду.

Выигрывает команда, которая первая захватила знамя против­ника и принесла его на свою территорию.

3-й вариант (г. Белая Калитва). Чертятся поля каждой из команд и выставляется "знамя". Играющие первой команды должны украсть знамя 2-й команды и принести его на свое поле (то же делает и 2-я команда). Если игрока 1-й команды запятнали на чужом поле, значит он остается на месте до тех пор, пока его не освободит игрок из его команды (т.е. дотронется до него рукой). Если же он добегает до круга, где лежит знамя, и забегает в него, соперники не имеют право дотрагиваться до него. И потом он должен перенести знамя на свое поле, чтобы соперники его не запятнали. Выигрывает та команда, которая быстрее принесут знамя на свое поле.

Игры, отражающие взаимоотношения с природой


Солнышко

(г. Новочеркасск)

Пойманную божью коровку сажают на ладонь и приговаривают:

Солнышко, солнышко.

Полети на небко,

Там твои детки

Кушают котлетки,

А тебе не дают,

Всем ребятам раздают.

Слова повторяются до тех пор, пока божья коровка не летит.


Зайчик

(г. Новочеркасск)

Для игры выбирают плоские камешки. Стоя на берегу реки, бросают камешек так, что бы он проскакал по воде, как зайчик. Гот, чей камешек дальше упадет в воду, считается победителем.


Солнце

(п. Аютинскии)

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. Идя по кругу при­ставными шагами, делают равномерные взмахи руками на каждый шаг и хором говорят: "Солнце". Ведущий - "солнце" - сидит на корточках в центре круга и постепенно поднимается, выпрямляя руки и протягивая их в стороны. За тем солнце крутится, стараясь запятнать руками идущих по кру1-у игроков. Те, кого солнце запятнало, выходит из игры.


День и ночь

(г. Новочеркасск)

Посреди площадки проводят линию, по обе стороны от нее отмечают два города. Дети по жребию делятся на две группы: 1 -я группа -день, 2-я группа - ночь.

Водящий кричит: "День". Игроки из группы дня поворачиваются и пробегая между игроками ночи, быстро бегут к своему дому. Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу ночи. Побеждает та команда, где больше игроков.


Солнце и луна

(г. Новочеркасск)

Дети собираются на площадке для игры. Назначаются два че­ловека, которые будут "солнцем" и "луной". Они незаметно для остальных играющих договариваются между собой, кто будет луной, а кто - солнцем, после чего поднимают руки, образуя "ворота". Дети встают вереницей, держась руками за впереди стоящего и проходят в ворота. Последний задерживается в воротах. Остальные спрашивают:

"За луну или за солнце?" Ребенок становится рядом с тем, кого он выбрал.

Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не сделают свой выбор. После этого подсчитывают, у кого больше игроков - у луны или у солнца. Затем обе команды стараются перетянуть веревку на свою сторону.


Ледник

(ст. Казанская)

Зимой в ведро клали сено и заливали водой. Затем выносили на мороз, чтобы "ледник" замерз. Потом его извлекали из ведра и. положив широкой частью вниз, катались с горки.

Игры-за клички

/. Дождик, дождик, перестань,

Мы поедем у Ристань

Богу молиться, кресту поклониться.


2. Дождик, дождик,припусти
На наши капусты.

На божию птичку, На нашу пшеничку.


3. Самолет, вертолет,
Забери меня в полет,

А в полете пусто, Выросла капуста, А в капусте - огурец, Дядя-летчик молодец.


Тренинговые игры

Игры, развивающие действия метания


Галка

(х. Калинов)

В игре участвуют 7-8 человек. Играющие выстраиваются вдоль отмеченной черты. Напротив, на расстоянии 2-3 м стоят два игрока. У одного из них в руках палка: он "жгает", у другого - мяч. Игрок с мячом (галкой) подбрасывает его вверх, а второй ударяет по мячу так, чтобы стоящие могли поймать его. Тот игрок, кто подбрасывал мяч, становится "жгать", на его место становится тот, кто поймал мяч. В случае если никто из стоящих вдоль черты не поймал мяч, игру продолжают те, кто начинал.


Клека

(х. Богураев, Белокалитвепский р-н)

Количество играющих - 5, 7, 9 и более. На расстоянии 3-4 м от играющих на земле чертится квадрат. В центре него - "клека" - деревянный чурбачок диаметром 3-5 см и длиной около 20 см. Играющие по очереди сбивают клеку битой. Кто не попал - выходит из игры.



Капырок

(г. Донецк)

В эту игру играют в основном мальчики. Для игры используют "капырок" - палочку длиной 15-20 см, заостренную с двух сторон, и "байдык" - палку с утолщенным концом. Капырок кладут на чурбак и бьют по концу байдыком. Побеждает тот, у кого капырок улетел дальше. Другой вариант - байдыком подбивают капырок в воздухе.


Цурлюк

(ст. Багаевская)

В игре принимают участие 2 и более человек. На земле чертится "городок" - квадрат со стороной 1 м, в центре которого - ямка. В нее кладут "цурлюк" - заостренную с двух сторон палочку длиной 15-20 см. Другой палочкой, длиной от 50 см до 1 м, бьют по заостренному концу цурлюка. Он подскакивает и его стараются палкой отбросить как можно дальше от городка. Если противник поймал летящий цурлюк, игроки меняются местами. Если нег, второй играющий бежит к месту, где упал цурлюк и оттуда должен попасть в городок. Если попал, то становится выбивать цурлюк, чтобы он улетел еще дальше от городка, усложняя тем самым задачу противника.


Чижик

1-й вариант (г. Новочеркасск). Нарисовать квадрат и разделить его на 4 части. На 1 -5 метра от квадрата начертить линию. Игрок стоит за линией и кидает "чижик" в квадрат, а лопаткой должен попасть в чижик. На какую цифру упал чижик, столько раз бить по его краю, стараясь отбить его лопаткой как можно дальше. На какое расстояние отлетел чижик, столько мерить лопаткой расстояние до квадрата. Кто больше лопаток намерит, тот и выиграл.

2-й вариант (г. Новочеркасск). Играют несколько человек, со­блюдая очередь. В земле копают небольшую ямку, кладут туда палочку, заостренную с обоих концов так, чтобы один из них выглядывал наружу. Первый участник берет длинную палку и бьет ею по концу, торчащему из ямки. Палочка из ямки подскакивает от удара вверх, и в то время по ней бьют еще раз чтобы она отлетела как можно дальше. Второй участник идет за палочкой, поднимает и, сделав 3 шага, старается попасть ею в ямку. В случае неудачи, игру продолжает первый участник, при удачном броске игру продолжает второй.

3-й вариант (Харьковская обл). По кусочку палки с заостренными концами (это был "чижик"), лежащему на земле ударяли битой. Кусочек взлетал, на лету его подбрасывали еще раз так, чтобы он начал вращаться вокруг своей оси. Стоящие вокруг должны были поймать "чижика" (чем меньше он вращался, тем сложнее было его поймать). Кто поймал, тот и бил по "чижику".


12 палочек

1-й вариант (ст. Манычская, Багаевский р-н). В игре участвуют 12 детей. На камень или кирпич кладется доска, на край которой вы­кладывают 12 палочек. Выбранный водящим бьет по другому ее краю, палочки разлетаются в разные стороны. Пока водящий собирает рассыпанные палочки, игроки разбегаются. Собрав все палочки и разложив их на доске, водящий ищет спрятавшихся игроков. Отыскивая их, игрок откладывает по палочке за каждого. Найденный последним становится водящим.

2-й вариант (г. Новочеркасск). На кирпич или камень кладется плоская доска, на один конец которой выкладывают 12 палочек. Вы­бранный из числа играющих "сторожила" стоит с закрытыми глазами у доски и считает, в это время остальные прячутся. Закончив считать, например до 12 (количество определяется заранее), "сторожила" идет искать спрятавшихся детей. Если нашел кого-то - наступает на противоположный конец доски, на котором нет палочек, и при этом называет имя найденного игрока. Названный игрок быстро подбегает к доске и собирает палочки. В это время "сторожила" должен спрятаться, если не успел и его увидел собирающий палочки игрок, "сторожила" возвращается на свое место. Если успел, спрятавшихся ищет новый "сторожила".

3-й вариант (ст. Багаевская). Играющие дети выбирают водящего. Он находит большую палку и кладет ее на камень, чтобы она качалась. На одной стороне палки водящий выкладывает 12 палочек, после чего отворачивается и считается до 10. В это время все остальные игроки прячутся. Досчитав до 10, водящий идет искать. Увидев кого-либо, называет его по имени и, наступив на палку, быстро рассыпает 12 палочек. Тот, кого увидели, должен быстро собрать 12 палочек, сложить их на место. Теперь он становится водящим и ищет спрятавшихся. Во время игры любой из играющих может подбежать, чтобы его не увидел водящий, и рассыпать палочки, чтобы водящий снова их собрал. Таким образом, усложняется поиск спрятавшихся игроков, так как они успевают перепрятаться в это время.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!