I.Актуализация знаний, умений и навыков учащихся. 1.Вспомните, с чего начинается изучение новой части речи. 2.Правильно. Определите значение выделенных слов. - В школе сегодня торжественно и чудно! - В комнате стало прохладно, Но лень окошко закрывать. - Мне сделалось плохо. - Какая мука захворать! 3. На какую часть речи похожи выделенные слова? 4. Проверьте: это наречия, сущ. 4.А что передают эти предложения? 5. Сформулируйте тему урока. 6.Запишите тему урока. Определите цель. | 1.Отвечают на вопрос (определяем общее значение) 2.Читают предложения. Определяют значение. Вариант ответа: «Каково? Торжественно и чудно. Каково? Прохладно. Как? Лень. Каково? Плохо. Как? Мука. 3. Отвечают на вопрос (наречия, существ.) Это не наречия, не сущ. Они не обозначают предмет, признак действия. 4. Отвечают на вопрос (Показывают состояние природы, человека.) 5. Категория состояния как часть речи. 6. Записывают тему урока. Называют цель урока (выявить признаки новой части речи; научиться отличать СКС от омонимичных). |
II. Формирование новых способов действия. 1.В предложении «В комнате стало прохладно,» это состояние можно передать предложением «В комнате стало прохладнее». « Мне сделалось плохо. Мне стало хуже». Что вы можете сказать о морфологических признаках? 2.Продолжаем наблюдение. Чем является в предложении? 3. Обратите внимание: в предложении с КС нет подлежащего, но могут быть глаголы: быть, сделалось, стать. Стало прохладно. Сделалось плохо. 4.Сделайте вывод. 5.Сравните с научным на стр.128. 6. Физкультминутка. Покажите: вам весело, грустно, нельзя, душно | 1.Слушают учителя и отвечают на вопрос. СКС не изменяются, некоторые имеют степень сравнения. 2.Выполняют наблюдение. В 1-м пр-и нет подлежащего. На вопрос каково? отвечает сказуемое. Каково? Прохладно. Как? Лень. Каково? Плохо. Как? Мука. 3.Слушают учителя. 4.Делают вывод.(СКС не изменяются. Могут иметь степень сравнения. В таких предложениях нет подлежащего. Могут быть слова: стать, быть, делаться. 5. Читают стр. учебника. Приходят к выводу, что он был сделан верно. 6. Демонстрируют предложенное состояние. |
III. Формирование, применение, совершенствование умений и навыков. 1.Докажите, что весело, грустно, нельзя, лень категория состояния. 2. упр.315устно по заданию учебника 3.Итак, мы научились находить СКС. Теперь поработаем со словами –близнецами. Какие это пары? 4. Составьте таблицу «Омонимичные части речи» признаки | наречие | СКС | кр. прил. | вопрос | | | | зависит от | | | | обозначает | | | | член пр-ия | | | | морф. признаки | | | | 5. Определите часть речи, пользуясь таблицей. Мой друг грустно улыбался. Нам было грустно. Сосед по парте весело смеялся. В походе ребятам из нашего класса было весело. Солнце ясно. Светит ясно. Им все ясно. 6.Проверь себя. Выпишите номера тех предложений, где есть СКС. 1. Скучно было в этом году в лагере. 2. Лень было делать математику. 3. Позор тебе, Петя! 4.Холодновато что-то тут. 5. Так интересно не проходили праздники. 6. Тебе должно быть стыдно! 7.На душе так легко! 8. Работа выполнена очень хорошо. 9.Солнце прекрасно. 10.Почему мне так больно? | 1.Доказывают, опираясь на значения состояния человека, задавая вопрос. 2. Выполняют. СКС природы, среды: тихо, росисто, сумрачно. СКС человека: тепло, отрадно, хорошо, беззаботно, холодно, жарко, страшно, светло и тихо (на душе). Глаголы, которые сочетаются: было, становится. 3. Отвечают на вопрос? Это умение отличать СКС от наречий и кр. прилагательных, СКС от существительных. 4. Составляют, сверяя таблицу с представленной на доске. признаки | наречие | СКС | кр. прил. | вопрос | как? | как? каково? | каково? | зависит от | глагола | ---------------- | существ. | обозначает | признак действия | состояние | признак предмета | член пр-ия | обстоятельство | сказуемое | сказуемое | морф. признаки | не изменяется | не изменяется | полная, крат. форма | 5. Определяют часть речи. Улыбался (как?) грустно. Зависит от глагола, обозначает признак действия, в пр-ии обстоятельство. Значит, это наречие. Нам было грустно. Каково? Это состояние людей. В предложении нет подлежащего. Грустно – это сказуемое. Значит, это СКС. 6. Выполняют тест. 2, 3, 4, 6, 7, 10. Делают взаимопроверку. Оценивают работу. «5» - выписаны все указанные номера, нет лишних. «4» -потерян один номер и 1-2 лишние ; 1-2 лишние «3» - потеряно два номера и 1-2 лишние; 3 лишних |
Подведение итогов. 1.Поделитесь впечатлениями от урока, пользуясь СКС 2. Домашнее задание Упр.317 или подобрать из худ. текстов предложения с СКС (7-10 предложений) Молодцы, ребята. Спасибо за активную работу. | 1.Делятся впечатлениями: Мне было интересно. Мне не скучно. Мне было понятно. На уроке русского языка легче, чем на истории. Слушают учителя. Записывают домашнее задание, слушают инструкцию по его выполнению |