СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Катаев Павел Егорович

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация по краеведению. В ней передан короткий человеческий путь коми человека в его искании Бога и репрессиях против верующих советского государства.

Просмотр содержимого документа
«Катаев Павел Егорович»

Катаев Павел Егорович История жизни – история века

Катаев Павел Егорович

История жизни – история века

Цель проекта: популяризация истории родного Края, его людей Задачи: Выяснить исторические особенности начала века, сопряженные с событиями 1917 гг. Определить духовные искания жителей Коми в революционные годы. Показать социальную несправедливость репрессий в жизни советского государства.

Цель проекта: популяризация истории родного Края, его людей

Задачи:

  • Выяснить исторические особенности начала века, сопряженные с событиями 1917 гг.
  • Определить духовные искания жителей Коми в революционные годы.
  • Показать социальную несправедливость репрессий в жизни советского государства.
Даты жизни Катаева П.Е. - 1888-1951 гг. Родился Павел в простой крестьянской семье в 1888 году. На заре нового века парню исполнилось 12 лет. Исправно окончил школу.  Чему учили? Цифири, старославянскому и немецкому языкам...

Даты жизни Катаева П.Е. - 1888-1951 гг.

Родился Павел в простой крестьянской семье в 1888 году. На заре нового века парню исполнилось 12 лет. Исправно окончил школу.

Чему учили? Цифири, старославянскому и немецкому языкам...

Так выглядел дом – комплекс крестьянина 19 века в с. Керчомъя

Так выглядел дом – комплекс крестьянина 19 века в с. Керчомъя

Ульяновский монастырь 1899г.

Ульяновский монастырь 1899г.

Жизнь в святой обители  Павел быстро «схватывал» премудрости Священного Писания и более того, был заинтересован в дальнейшем обучении, так он стал послушником Ульяновского монастыря, который керчомцы не жаловали и сами монахи их взаимно обвиняли в кержачестве, и в нежелании жертвовать на богоугодные дела. Возможно, этот уход от мирской жизни был более предпочтителен для умного юноши, а возможно, это было обретение будущности в профессии священнослужителя, ну а может это было обретение мироискательства коми юноши?

Жизнь в святой обители

Павел быстро «схватывал» премудрости Священного Писания и более того, был заинтересован в дальнейшем обучении, так он стал послушником Ульяновского монастыря, который керчомцы не жаловали и сами монахи их взаимно обвиняли в кержачестве, и в нежелании жертвовать на богоугодные дела. Возможно, этот уход от мирской жизни был более предпочтителен для умного юноши, а возможно, это было обретение будущности в профессии священнослужителя, ну а может это было обретение мироискательства коми юноши?

Первая мировая война. 1914 г.  Когда керчомцу Павлу исполнилось 28 лет, в 1916 г, началась новая учеба - военному делу в «деле» - «ерманская война».  Первая мировая взяла в Керчомской волости примерно 25% мужского населения. В хрониках читаем про характерные верхневычегодские фамилии: Гичевы, Катаевы, Ваддоровы, Самарины, Лютоевы.  Егор Паш (по коми) отслужил и вернулся с наградами и без серьёзных ранений, и далее хроники пишут так: «В 1919 г. вернулся в родное село Керчомья. В 1919-1927 гг. – псаломщик Керчомской Иоанно-Предтеченской церкви.

Первая мировая война. 1914 г.

Когда керчомцу Павлу исполнилось 28 лет, в 1916 г, началась новая учеба - военному делу в «деле» - «ерманская война».

Первая мировая взяла в Керчомской волости примерно 25% мужского населения. В хрониках читаем про характерные верхневычегодские фамилии: Гичевы, Катаевы, Ваддоровы, Самарины, Лютоевы.

Егор Паш (по коми) отслужил и вернулся с наградами и без серьёзных ранений, и далее хроники пишут так:

«В 1919 г. вернулся в родное село Керчомья. В 1919-1927 гг. – псаломщик Керчомской Иоанно-Предтеченской церкви.

 Большая часть призванных из Коми края служили в пехотных частях, составлявших основу каждой армии периода мировой войны. Из тысячи солдат, внесенных в алфавитный список участников войны, 573 чел., или около 57 %, служили в пехотных полках.

Большая часть призванных из Коми края служили в пехотных частях, составлявших основу каждой армии периода мировой войны. Из тысячи солдат, внесенных в алфавитный список участников войны, 573 чел., или около 57 %, служили в пехотных полках.

Духовный кризис  После восьми лет служения он не вернулся в монастырь. А что там было делать после реквизиции? Павел Егорович после 1919 года испытывает острый духовный кризис: война и ее картины, революция и приход к власти Антихриста (до сих пор в коми селах прозвище «антиКрист» означает верх античеловеческого). Книги уже не дают ответа на богоискательство. Явления гибели мира и картинки крушения ценностной ориентации коми человека будируют мысль в направление социализации окружающего социума – увод его от греха, духовной погибели. Он бывший уже в сане иерея ощущает свою персональную ответственность.

Духовный кризис

После восьми лет служения он не вернулся в монастырь. А что там было делать после реквизиции? Павел Егорович после 1919 года испытывает острый духовный кризис: война и ее картины, революция и приход к власти Антихриста (до сих пор в коми селах прозвище «антиКрист» означает верх античеловеческого). Книги уже не дают ответа на богоискательство. Явления гибели мира и картинки крушения ценностной ориентации коми человека будируют мысль в направление социализации окружающего социума – увод его от греха, духовной погибели. Он бывший уже в сане иерея ощущает свою персональную ответственность.

 После Гражданской войны и интервенции в Коми тоже началась борьба с религией, которая была несовместимой с марксистской идеологией и обусловлена атеистическими воззрениями большевиков: в духовной жизни страны они видели опасного конкурента своей власти. В самые первые годы своей власти большевики не вели активной кампании по отъему зданий у религиозных организаций, принимая во внимание религиозность населения.  Первым актом этой борьбы стал принятый декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и от школ.

После Гражданской войны и интервенции в Коми тоже началась борьба с религией, которая была несовместимой с марксистской идеологией и обусловлена атеистическими воззрениями большевиков: в духовной жизни страны они видели опасного конкурента своей власти. В самые первые годы своей власти большевики не вели активной кампании по отъему зданий у религиозных организаций, принимая во внимание религиозность населения.

Первым актом этой борьбы стал принятый декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и от школ.

  Активная фаза борьбы с церковью начались с 1922 года: конфисковали имущество и церковные ценности, организованы многочисленные  судебные процессы. Многих церковных иерархов приговорили к смертной казни или просто арестовывали, был создан  Союз воинствующих безбожников, выпустили  журнал

Активная фаза борьбы с церковью начались с 1922 года:

  • конфисковали имущество и церковные ценности,
  • организованы многочисленные  судебные процессы.

Многих церковных иерархов приговорили к смертной казни или просто арестовывали, был создан  Союз воинствующих безбожников, выпустили  журнал "Безбожник". После смерти патриарха Тихона, не допустили выборы нового церковного иерарха.

В храме с. Керчомъя была уничтожена колокольня и в помещении был организован склад местного сельпо. В с. Деревянск – пекарня, а в с. Руч – клуб для крестьянской молодежи.

 В Коми закрывали церкви и монастыри. Их имущество конфисковывали, а священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы. Их притесняли самыми возможными способами: лишали прав, облагали высокими налогами, их детей лишали возможности получить образование.   В силу данных причин дочь Павла Егоровича Агния долгое время умалчивала о своем настоящем происхождении. Внуки Павла Егоровича ничего не знали о его судьбе своего дедушки.

В Коми закрывали церкви и монастыри. Их имущество конфисковывали, а священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы.

Их притесняли самыми возможными способами: лишали прав, облагали высокими налогами, их детей лишали возможности получить образование.

В силу данных причин дочь Павла Егоровича Агния долгое время умалчивала о своем настоящем происхождении. Внуки Павла Егоровича ничего не знали о его судьбе своего дедушки.

.  В 1919-27гг. Павел Егорович стал псаломщиком керчомской Иоанно-Предтеченской церкви.

. В 1919-27гг. Павел Егорович стал псаломщиком керчомской Иоанно-Предтеченской церкви.

С 1927 г. Катаев П.Е. примыкает к религиозному течению «бурсьылысь»  Икона домашней церкви с. Керчомъя

С 1927 г. Катаев П.Е. примыкает к религиозному течению «бурсьылысь» Икона домашней церкви с. Керчомъя

Хождения к «бурсьылысь»  В этом же году, покинув службу, примыкает к местной христианской секте «бурсьылысь», став одним из наиболее активных проповедников «добра»  А вот что про «бурсьылысь» пишет Википедия: «Главным элементом религиозной практики стали «бур кывзӧм» (духовные беседы) — собрание, которые проходили дома у последователей Ермолина и продолжались обычно целый день. Во время сборов проводились проповеди и разъяснения писания, читались религиозные тексты, выполнялись составленные Ермолиным и другими проповедниками песни и гимны. Ведущий собрания, сидел в углу под иконами, в первых рядах перед ним сидели женщины, подальше — мужчины. Чтобы не отвлекаться во время пения, мужчины закрывали себе лицо руками, женщины — платками.

Хождения к «бурсьылысь»

В этом же году, покинув службу, примыкает к местной христианской секте «бурсьылысь», став одним из наиболее активных проповедников «добра»

А вот что про «бурсьылысь» пишет Википедия: «Главным элементом религиозной практики стали «бур кывзӧм» (духовные беседы) — собрание, которые проходили дома у последователей Ермолина и продолжались обычно целый день. Во время сборов проводились проповеди и разъяснения писания, читались религиозные тексты, выполнялись составленные Ермолиным и другими проповедниками песни и гимны. Ведущий собрания, сидел в углу под иконами, в первых рядах перед ним сидели женщины, подальше — мужчины. Чтобы не отвлекаться во время пения, мужчины закрывали себе лицо руками, женщины — платками.

 С 1927 года  Павел Егорович ходит и проповедует «бурсьылом»: переводит православное богослужение на коми язык в доступной форме и доносит тексты до удобоваримого понимания «добра». «Добро» - это коллективная молитва за всех, сосредоточенная и безлицемерная; это воспомоществование братьям и сестрам во Христе, совместные обряды Крещения и двенадцати главных православных праздников.  Надо ли вам говорить, что в период роковых перемен сознание остро ищет обретения именно духовной подпитки и поддержки, вот почему люди тянулись к проявлению простого и человеческого участия в религиозной общине «певцов добра».  Они действительно пели молитвы во все время деятельности: у печи, у воды, у скотины. Могли «накрестить» (осенить крестом) молоко из печи, рот во время зевоты – от диявола, причем крест чаще всего был старообрядческий – двумя перстами.

С 1927 года  Павел Егорович ходит и проповедует «бурсьылом»: переводит православное богослужение на коми язык в доступной форме и доносит тексты до удобоваримого понимания «добра». «Добро» - это коллективная молитва за всех, сосредоточенная и безлицемерная; это воспомоществование братьям и сестрам во Христе, совместные обряды Крещения и двенадцати главных православных праздников.

Надо ли вам говорить, что в период роковых перемен сознание остро ищет обретения именно духовной подпитки и поддержки, вот почему люди тянулись к проявлению простого и человеческого участия в религиозной общине «певцов добра».

Они действительно пели молитвы во все время деятельности: у печи, у воды, у скотины. Могли «накрестить» (осенить крестом) молоко из печи, рот во время зевоты – от диявола, причем крест чаще всего был старообрядческий – двумя перстами.

В 1929 г. Катаев ушел из секты после ряда арестов «бурсьылысь», затем произошла его женитьба на Анастасии Тимофеевне - 1933 г.

В 1929 г. Катаев ушел из секты после ряда арестов «бурсьылысь», затем произошла его женитьба на Анастасии Тимофеевне - 1933 г.

 Под влиянием ссыльных священников вернулся к служению псаломщиком в Керчомской Иоанно-Пердтеченской церкви.   В 1931 или 1932 г. Усть-Куломским Народным судом был осужден по ст. 61 УК РСФСР на 2 года исправительных работ. Это был первый арест.

Под влиянием ссыльных священников вернулся к служению псаломщиком в Керчомской Иоанно-Пердтеченской церкви. В 1931 или 1932 г. Усть-Куломским Народным судом был осужден по ст. 61 УК РСФСР на 2 года исправительных работ. Это был первый арест.

 Про дальнейшую его жизнь источник РПЦ: «В 1933 году Павел Егорович был последовательно рукоположен сначала во диакона, а затем и во священника (благо, рукополагать было кому – в Северном крае перебывало немало ссыльных архиереев). К этому времени отец Павел успел жениться. Все его семейство состояло из двух человек – он и супруга Анастасия Тимофеевна, которую он оставил в Керчемье, сам будучи направлен служить в с.Деревянск»

Про дальнейшую его жизнь источник РПЦ:

«В 1933 году Павел Егорович был последовательно рукоположен сначала во диакона, а затем и во священника (благо, рукополагать было кому – в Северном крае перебывало немало ссыльных архиереев). К этому времени отец Павел успел жениться. Все его семейство состояло из двух человек – он и супруга Анастасия Тимофеевна, которую он оставил в Керчемье, сам будучи направлен служить в с.Деревянск»

Итак, в 1933 г. рукоположен в диаконы , затем священником Ручевской Сретенской церкви (после ареста иерея Николая Перебатинского). Служил настоятелем Ручевской Сретенской церкви с 6.10.1933 по март 1934 г. Постоянное местожительство и крестьянское хозяйство имел в Керчомъе (числился единоличником). В с. Руч выезжал на время для проведения служб.

Итак, в 1933 г. рукоположен в диаконы , затем священником Ручевской Сретенской церкви (после ареста иерея Николая Перебатинского). Служил настоятелем Ручевской Сретенской церкви с 6.10.1933 по март 1934 г. Постоянное местожительство и крестьянское хозяйство имел в Керчомъе (числился единоличником). В с. Руч выезжал на время для проведения служб.

1935 год. Новый арест.

1935 год. Новый арест.

 17 июля 1935 года иерей Павел был арестован. Одновременно с ним в с. Керчомъя арестовали ссыльную монахиню астраханского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Анастасию  (предположительно уроженка Белоруссии Жугаевич).

17 июля 1935 года иерей Павел был арестован. Одновременно с ним в с. Керчомъя арестовали ссыльную монахиню астраханского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Анастасию (предположительно уроженка Белоруссии Жугаевич).

Сотрудник ВЧК на работе.

Сотрудник ВЧК на работе.

 Говорят, хозяйка дома, где отец Павел снимал квартиру в Деревянске, принимала вечерами молящихся. Кто-то донес в «органы» о том, что на квартире священника собираются люди и что он вероятно ведет агитацию против советской власти. Этого доноса было достаточно.

Говорят, хозяйка дома, где отец Павел снимал квартиру в Деревянске, принимала вечерами молящихся. Кто-то донес в «органы» о том, что на квартире священника собираются люди и что он вероятно ведет агитацию против советской власти. Этого доноса было достаточно.

1935 – 1943 гг. Третий срок 28.09.1935 г. постановлением Усть-Куломского РО НКВД мера пресечения была изменена на подписку о невыезде. Под следствием находился в Сыктывкаре, обвинялся в создании «террористической группы», целью которой были религиозная пропаганда и агитация крестьян за невыход на лесосплав. 19.11.1935 г. мера пресечения изменена на содержание под стражей. До вынесения приговора находился в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Осужден 8.02.1936 г. спецколлегией Севкрайсуда по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. В заключении находился в ЛП Пезмог Локчимского ИТЛ (в 1940 г. передан в Усть-Вымский ИТЛ). Освобожден из Усть-Вымского ИТЛ 25.09.1943 г. досрочно как инвалид II группы . Вернулся в с.Керчомья 11.10.1943 г. «Существовал на средства от религиозных служб» (из справки сельсовета).

1935 – 1943 гг. Третий срок

28.09.1935 г. постановлением Усть-Куломского РО НКВД мера пресечения была изменена на подписку о невыезде. Под следствием находился в Сыктывкаре, обвинялся в создании «террористической группы», целью которой были религиозная пропаганда и агитация крестьян за невыход на лесосплав. 19.11.1935 г. мера пресечения изменена на содержание под стражей. До вынесения приговора находился в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Осужден 8.02.1936 г. спецколлегией Севкрайсуда по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. В заключении находился в ЛП Пезмог Локчимского ИТЛ (в 1940 г. передан в Усть-Вымский ИТЛ). Освобожден из Усть-Вымского ИТЛ 25.09.1943 г. досрочно как инвалид II группы . Вернулся в с.Керчомья 11.10.1943 г. «Существовал на средства от религиозных служб» (из справки сельсовета).

  Третье постановление об аресте вынесено 25.05.1945 г., но поскольку иерей Павел Катаев в это время отсутствовал в Керчомъе (выезжал в Сыктывкар и Великий Устюг), он был арестован только 27.06.1945 г. в с. Усть-Кулом. Обвинялся в том, что «будучи враждебно настроен к советской власти и к мероприятиям советского правительства, проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв колхозного строительства» . Признал, что совершал «религиозные обряды на дому», но отрицал антисоветскую пропаганду. Осужден 10.10.1945 г. ВС Коми АССР по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы и 5 лет п/п.

Третье постановление об аресте вынесено 25.05.1945 г., но поскольку иерей Павел Катаев в это время отсутствовал в Керчомъе (выезжал в Сыктывкар и Великий Устюг), он был арестован только 27.06.1945 г. в с. Усть-Кулом. Обвинялся в том, что «будучи враждебно настроен к советской власти и к мероприятиям советского правительства, проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв колхозного строительства» . Признал, что совершал «религиозные обряды на дому», но отрицал антисоветскую пропаганду. Осужден 10.10.1945 г. ВС Коми АССР по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы и 5 лет п/п.

Отец Павел умер в Печорском ИТЛ  06.03 1951 г.

Отец Павел умер в Печорском ИТЛ 06.03 1951 г.

Михаил Борисович Рогачев, член правозащитной организации «Мемориал»: «Катаев Павел Егорович в 1943 был освобожден как инвалид (это чтобы статистику по смертности лагерному начальству не портить. А в 1945 его вновь арестовали и дали 10 лет (антисоветская пропаганда в виде служений на дому). На сей раз он уж на свободу не вышел - добили: скончался в Печорском ИТЛ в 1951»

Михаил Борисович Рогачев, член правозащитной организации «Мемориал»:

«Катаев Павел Егорович в 1943 был освобожден как инвалид (это чтобы статистику по смертности лагерному начальству не портить. А в 1945 его вновь арестовали и дали 10 лет (антисоветская пропаганда в виде служений на дому). На сей раз он уж на свободу не вышел - добили: скончался в Печорском ИТЛ в 1951»

Краткая биография жителя с. Керчомъя  Катаева Павла Егоровича 1888 – год рождения Катаева П.Е. 1899 – завершение учебы в ЦПШ 1899 – служение в Ульяновском монастыре, получен чин иерея 1916 - 1918 - служба в действующей армии в период Первой мировой войны 1919 – 1927 - уход из монастыря в с. Ульяново, работа псаломщиком в с. Керчомъя 1927-1929 – поиски добра – «Бурсьылом» 1931 (1932?) – первый арест по ст. 61 УК РСФСР на 2 года исправительных работ 1933 – женитьба на Анастасии Тимофеевне, рукоположение диаконом в с.Руч и настоятелем в с. Деревянск 1935 – второй арест вместе с Марией Жугаевич по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. В заключении находился в ЛП Пезмог Локчимского ИТЛ (в 1940 г. передан в Усть-Вымский ИТЛ). Освобожден из Усть-Вымского ИТЛ 25.09.1943 г. досрочно как инвалид II группы 1945 –1951 - третий арест по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы и 5 лет п/п. и смерть в 1951 в Печорском ИТЛ

Краткая биография жителя с. Керчомъя Катаева Павла Егоровича

  • 1888 – год рождения Катаева П.Е.
  • 1899 – завершение учебы в ЦПШ
  • 1899 – служение в Ульяновском монастыре, получен чин иерея
  • 1916 - 1918 - служба в действующей армии в период Первой мировой войны
  • 1919 – 1927 - уход из монастыря в с. Ульяново, работа псаломщиком в с. Керчомъя
  • 1927-1929 – поиски добра – «Бурсьылом»
  • 1931 (1932?) – первый арест по ст. 61 УК РСФСР на 2 года исправительных работ
  • 1933 – женитьба на Анастасии Тимофеевне, рукоположение диаконом в с.Руч и настоятелем в с. Деревянск
  • 1935 – второй арест вместе с Марией Жугаевич по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. В заключении находился в ЛП Пезмог Локчимского ИТЛ (в 1940 г. передан в Усть-Вымский ИТЛ). Освобожден из Усть-Вымского ИТЛ 25.09.1943 г. досрочно как инвалид II группы
  • 1945 –1951 - третий арест по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы и 5 лет п/п. и смерть в 1951 в Печорском ИТЛ
Исследовательская база: Воспоминания Лукиной Н.В. (внучка Катаева П.Е.) Воспоминания Самариной Н.С., краеведа с. Керчомъя. Данные председателя Коми правозащитной организации « Мемориал» М.Б. Рогачева.  Ссылки на различные интернет-издания: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/css_nopanel/ans/newmr / ; http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/m/? HYZ9 ; Архив ФСБ, дело 2419 (арх.КП-10548). Покаяние: Мартиролог. Т.1, стр.856. Фотография с. Керчомъя сделанная венгерским исследователем Бартоши Б.Б. в ходе экспедиции по Коми Краю в 1911г. Фотографии из личного архива Поповой Л.В.

Исследовательская база:

  • Воспоминания Лукиной Н.В. (внучка Катаева П.Е.)
  • Воспоминания Самариной Н.С., краеведа с. Керчомъя.
  • Данные председателя Коми правозащитной организации « Мемориал» М.Б. Рогачева.

Ссылки на различные интернет-издания:

  • http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/css_nopanel/ans/newmr / ;
  • http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/m/? HYZ9 ;
  • Архив ФСБ, дело 2419 (арх.КП-10548).
  • Покаяние: Мартиролог. Т.1, стр.856.
  • Фотография с. Керчомъя сделанная венгерским исследователем Бартоши Б.Б. в ходе экспедиции по Коми Краю в 1911г.
  • Фотографии из личного архива Поповой Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!