СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каспий - жемчужина Дагестана

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно - практическая конференция для учащихся 7 классов на тему Каспий - жечужина Дагестана

Просмотр содержимого документа
«Каспий - жемчужина Дагестана»


Министерство образования и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11





Научно – практическая конференция

«Каспий – жемчужина Дагестана»


Провела учитель географии

Муталимова П. А.









Избербаш 2016г.


Тип урока: научно – практическая конференция.

Цели:

Образовательные:

-Создать условия для изучения - Каспийского моря,

-Выявление особенностей моря,

-Ознакомление с органическим миром озера.

Развивающие:

- продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;

-совершенствовать приемы использования различных источников информации;

- расширять кругозор, любознательность, познавательную потребность;

- развивать навыки работы с картами, статистическим материалом

Воспитательные:

-Воспитание любви к природе своей страны
-Формирование навыков поиска дополнительного материала
-Формирование умения ставить цели.

План урока:

1.Вступительная речь учителя.

2. Каспий - самое большое озеро в мире.

3. Стихи и высказывания о море .

4. Ресурсы Каспия.

5.Экологические проблемы Каспия.

6.Стихотворение Седой Каспий.

7. Сточные воды Г. Избербаша.

8 Работа в группах.

9. Подведение итогов урока.

Ход урока:

«Я видел море – оно прекрасно».

Генрих Гейне


Ученики получили раздаточный материал с листами рефлексии, контурной картой, лист фишбоун (рыбий скелет), куда ученики записывали проблемы Каспия и перспективы.


Вступительное слово учителя:

Каспийское море располагается на стыке двух континентов - Европы и Азии. Его протяженность составляет 1200 км, а максимальная глубина - 1025 м. Ученые полагают, что Каспий - это уцелевшая часть более крупного Хвалынского моря, которое плескалось когда-то на месте Прикаспийской низменности. Всего 10- 12 тыс. лет назад уровень воды в Каспии был на 75 м выше современного. Этот обширный водоем был связан с Черным морем через пролив. Постепенно уровень моря понижался, уменьшалась и его площадь. В конце концов, Каспий утратил свою связь с океаном. Поэтому современный Каспий считается озером. Однако он сохранил и некоторые типично "морские" черты: большую площадь, наличие соленой, а не пресной воды. Поэтому Каспий по-прежнему принято называть морем.

Ученик:

В результате исследования я выяснил, что самые древние материалы о Каспийском море встречаются на ассирийских глиняных посудах. Согласно этим надписям, оно называлось Южным морем. В трудах греческого историка и географа Гекатея Милетского (VI век до н.э.) это море упоминается как Каспий и Гиркан. Первый этноним связан с названием племени Каспи, проживавшего в то время на юго-западных берегах моря, на территории современного Азербайджана. Второе название происходит от названия страны Гиркан (по-персидски - страна волков), народ которого проживал на юго-восточном окраине Каспия. Два этих названия употребляет в своих трудах и Геродот (V век до н.э.). В древнерусских письменных памятниках Каспийское море упоминается как Синее (взято у турков-монголов), Хорезмское (связано с Хорезмским государством, расположенным в нижней долине реки Амударья, территория которого доходило до Каспийского моря), Хвалынское, Дербентское море и др.

Проживавшие вокруг моря народы также по-своему называли Каспий. Например, русские - Хвалынское, татары - Агдениз (Белое море), турки - Кичикдениз (Малое море), китайцы - Си-Хай(Западное море). Посол Венецианской Республики в Иране А.Контарини (1474-1477 гг.) называл его Бакинским морем. В Росси название Каспий появилось в начале XVI века. В других прикаспийских странах этот природный водоем называли следующим образом: в Азербайджане - Хазар данизи (хазары - тюркоязычная нация, жили в V - X веках на северо-западных берегах моря), в Иране - Мазандаранское море, в Казахстане и Туркмении - Каспийское море. В целом, во все времена различные народы дали морю около 70 названий.

Учитель:

Писатель и журналист Юрий ВасильевичСеленстий писал: «Необходимо увидеть и понять облик, образ, характер Каспия в целом. Его уникальность и своеобразие. Мы все знаем его... и не знаем совсем. Это не северное и не южное море, это не море даже, а умирающий залив древнего океана, одна из впадин его дна, но не трагедийности его своеобразие, это в отличие от Чёрного не курортное, а рабочее море...»

Морю посвящены слова многих замечательных поэтов и писателей Дагестана и не только.

«Пусть море говорит, а ты молчи,
 Не изливай ни радости, ни горя.

  Великий Данте замолкал в ночи,
  Когда у ног его плескалось море.
Людьми заполнен берег или пуст,

Дай морю петь, волнам его не вторя,
 И Пушкин - величайший златоуст –

Молчал всегда, покамест пело море»
Расул Гамзатов.


Скажи, родимый Каспий, на каком
Из сорока наречий Дагестана
 Ты говоришь? Язык звучит твой странно,
 Он непонятен мне, хоть и знаком.

  Он мне напоминает гул, который
  Я на базарах слышал до сих пор,
  Когда звучат все языки, все сорок,

 Единым языком народов гор
Я прихожу твои услышать речи,
 Постичь твои повадки человечьи,
 Ты покачнешься вдруг – едва-едва.

 То зашуршишь, как на лугу трава,

 То вдруг, как птичья стая защебечешь
 То стонешь, как на кладбище отец,
 Прощаясь с сыном, со своей надеждой,
 То утихаешь, как больной мудрец,
  Осмеянный удачливым невеждой.
Для дагестанцев Каспийское море - это все в прямом смысле этого слова. Это и символ Дагестана, и место отдыха, и рыбные ресурсы, и водный путь, соединяющий пять государств –Россию, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркмению.

Третий ученик:

« Конечно, на годеканах каждый хвалит своего скакуна. Не делаю ли я то же самое, хваля свое Каспийское море? Иногда мне говорят: подумаешь, Каспий. Это даже и не море, а большое озеро. Настоящее море - Черное.
   Верно, что Каспий не так бархатист и нежен, как Черное, Адриатическое или какое-нибудь там Ионическое море. Но ведь туда люди едут преимущественно отдыхать и купаться, а на Каспий - преимущественно работать. Море - рыбак, море - нефтяник, море - труженик. Ну, и характер у него поэтому более суровый. Что поделаешь, у каждого быка свой нрав, у каждого мужчины свой характер, у каждого моря своя повадка... А разве горы Дагестана не отличаются характером от гор Грузии, Абхазии и от других гор?» (Р.Гамзатов).

Какими ресурсами богато море?

Учитель дополняет ответы учеников.

 Каспийское море - самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем, не связанный с Мировым океаном, площадью более 398 тыс. кв. км. Море имеет климатообразующее значение и уникально тем, что донесло реликтовую флору и фауну, в том числе крупнейшее в мире стадо осетровых рыб (90% мирового запаса). В Каспийском море обитает более 500 видов растений и 850 видов животных. Каспий является главнейшим миграционным путем и местом обитания водоплавающих и береговых птиц.

В недрах Каспийского моря скрыты достаточно большие запасы нефти и газа. По некоторым оценкам, они составляют не менее 15 млрд. условного топлива в нефтяном эквиваленте. Это ставит его на второе место в мире после Персидского залива. Но специфика Каспия - закрытого водоема такова, что достаточно одного серьезного разлива нефти или токсичных продуктов бурения, чтобы нанести фатальный, последний удар по осетровому стаду и гнездовьям птиц.

Просмотр видеофильма :Каспийское море.


Игра «Собери пазл Каспийского моря».

(Заранее разрезана карта «Прикаспийские государства», нарисованная учащимися). Ученики быстро собирают и магнитами складывают карту на доске

Диалог с классом:

- Какие страны относятся к прикаспийскому региону?

- Как вы думаете, какие точки соприкосновения могут быть у данных государств-соседей?

- Могут ли у них возникать конфликтные ситуации?

- Попробуйте в течение одной минуты сформулировать и озвучить негласное правило, соблюдение которого, предотвращало бы назревание конфликта.

- Как вы думаете, существуют ли такие правила в жизни?

Стихотворение Седой Каспий.


Седые волны Каспий несет уж много лет.

Журчит не умолкая, теплом весны согрет.

И грусть - тоска на сердце лежит давным - давно.

Тревоге нет границы, и на душе темно.

С печалью наблюдает осетров на песке.

Распороты их брюха на радость воронье.

С тюленей сняты шкурки. Загублена вода.

Тела гниют на солнце. Мир рухнул. Навсегда..


И нет ни сил, ни власти оправиться от бед,

Ни скрыться от напасти. Ты слышишь, Человек!

С тобой мы - часть природы! Без нас ты – никуда.

Понять ты это можешь, дружище? И когда?


Ты властелином мира считаешься давно.

Тебе подвластно много, но и не все дано.

Живешь ты днем «сегодня», но вдруг придет зима.

И будет безысходность. Наступят холода.


Одумайтесь же, люди! К чему пустой трезвон!

От вас я слышу часто: « Спасем и сбережем».

Но в жизни все иначе. Здесь фальшь видна насквозь.

И душу рвет на части бездушие твое.


Ты, Человек, не вправе нарушить мой баланс.

И выбор за тобою: ты с нами иль без нас?

Когда ты, царь природы, со мною быть решишь,

Очнется мир мой водный. Ты, верю, победишь!


Седые волны Каспий несет уж много лет.

Журчит не умолкая, теплом весны согрет.

И грусть - тоска сменилась надеждою навек.

Все будет, как и прежде. Я верю, Человек!

Ознакомление учащихся с методикой фишбоун. Задание: Обозначить проблемы и пути решения их на скелете рыбы.

Выступает группа экспертов -экологов по проблемам Каспия.

Ученики выполняют исследовательскую работу за две недели до урока и представляют результаты своих исследований по разным направлениям.

Первый эксперт.

Уровень каспийского моря составляет – 28 м ниже уровня океана. Уровень его вразные годы менялся по разному

В 1930-1970 pp. происходило отступление моря, что привело к обмелению прибрежных акваторий и изменения береговой линии. При этом мелководный пространство устья Волги стал зарастать, что ухудшило возможность прохода рыб на нерест в главную реку России. Резко сократились уловы рыбы, в частности осетра и стерляди.Прогнозировали дальнейшее понижение уровня моря. В связи с этим стали разрабатывать различные проекты по уменьшению возможных негативных последствий. Были предложены проекты переброски в бассейн Волги части стока северных рек, отделение мелководных акваторий с помощью дамб и перекрытия пролива, соединяющего Каспий с заливом Кара-Богаз-Гол. К счастью, осуществлять начали лишь один из грандиозных планов - возведение глухой плотины для перекрытия пролива в залив Кара-Богаз-Гол. Строительство завершили 1980 p., Но до сих пор, вопреки прогнозам, уровень моря стал повышаться. Это породило много слухов. В прессе появились публикации, в которых говорилось о катастрофических наводнения. Ученые успокаивали, предполагая, что этот процесс остановится. И действительно: с лета 1995 Каспий стал постепенно отступать. Но вскоре море преподнесло очередной сюрприз - с декабря 2002 г. уровень воды вновь начал расти со средней скоростью 14 сантиметров в год.

Второй эксперт – эколог:

Статья в газете Правда тех лет:

Бороться против обмеления Каспию помогут далекие, но полноводные реки севера - Печора и Вычегда. Будут сооружены три плотины.

Плотины повернут на юг воды Печоры и Вычегды, они разольются и образуют три огромных водохранилища. Каспий начнет обновленную жизнь. Ежегодно он будет получать около 41 км воды. Затраты на эти преобразования быстро окупятся. Так советские люди улучшают и исправляют природу".Поистине сказочными были и проекты поворота Оби в направлении Арало-Каспийской низменности с целью "отвоевывания у природы новых орошаемых площадей для сельского хозяйства" и строительства канала Дунай-Каспий "для подпитки мелеющего Каспия дунайскими водами" . Во имя "спасения" Каспийского моря были разработаны (и даже приступили к реализации) также проекты отторжения северо-восточных мелководий моря с помощью 400-километровой дамбы и отчленения всего Северного Каспия от остальной части моря.

Улучшить и исправить природу тогда, слава Богу, не успели (помешало само море), но кое что успели сделать, например , перекрыть залив Кара – Богаз –Гол. В результате залив обмелел , пересох и ветер понес соль из осушенного дна залива на хлопковые поля. И не прислушались преобразователи природы к поэту:

Ученый муж качает головой, 
Поэт грустит, писатель сожалеет, 
Что Каспий от черты береговой 
С годами отступает и мелеет. 
Мне кажется порой, что это чушь, 
Что старый Каспий обмелеть не может, 
Процесс мельчанья некоторых душ 
Меня гораздо более тревожит.

(Р. Гамзатов)

И оказался прав. Подъем уровня Каспия оказался не только неожиданным, но и привел к еще большим негативным последствиям, чем его понижение. Ведь многие прибрежные районы были освоены людьми. Наиболее активным наступление было в северной мелководной части Каспия, особенно в дельтах рек Волга, Терек, Сулак, где сосредоточены ценные сельскохозяйственные угодья, рыбопромысловые районы и крупные промышленные центры. Пострадали города Дербент, Каспийск, Махачкала, Каспийский (Лагань) и десятки других более мелких населенных пунктов. Затопленными оказалось много полей. Были разрушены дороги и линии электропередач, нанесен ущерб растительному и животному миру взморья и прибрежной зоны дельты Волги. Повысилась вероятность загрязнения поверхностных и грунтовых вод, ухудшились условия питьевого водоснабжения.Ожидается, что в ближайшие 10-12 лет уровень Каспийского моря будет колебаться в пределах абсолютных отметок -27,0 ... -27,58 м (море находится ниже уровня Мирового океана). Предполагают, что 2016 он может снизиться в среднем на 50 см. Но сегодня никто не может сказать, сбудется очередной прогноз. Ведь Каспий уже не раз поднимал сюрпризы и ученым, и руководству прибрежных стран и местным

Третий эксперт- эколог:


Самым загрязненным нефтепродуктами морем в России является Каспийское - площадь его загрязнения составляет около 23 кв. км. Об этом говорится в сообщении компании "СканЭкс", проводившей спутниковое исследование морей России по заказу МЧС России.

Наиболее значительные нефтяные загрязнения площадью более 20 кв. км в ходе мониторинга обнаружены в конце прошлого года у Апшеронского полуострова в районе месторождения "Нефтяные камни".

Азербайджанские экологи считают, что уникальный водный бассейн Каспийского моря в Азербайджане превращен в "помойную яму", здесь уничтожено более 80% биоразнообразия водоема.

Функционирование на акватории Каспия промышленных и нефтехимических предприятий губит море, все они выбрасывают сточные воды без предварительной очистки. Объем выбрасываемых грязных стоков настолько велик, что море неспособно самоочищаться.

По мнению ученых, в целом экосистема Каспия оценивается как предкризисная и может ухудшиться в результате крупномасштабного вторжения в природную среду из-за планируемого освоения мелководий северо-восточной части для добычи нефти,

которая на сегодняшний день является главным загрязнителем моря. Поступающие в море нефтепродукты отрицательно влияют на качество икры, личинок, молоди рыбы, уничтожают кормовую базу.

В то же время стоит отметить, что основной объем загрязнений (до 90%) поступает в Каспий с речным стоком. Свою лепту в загрязнение Каспия вносят морские нефтепромыслы в Азербайджане и Туркменистане, а также поисковые работы в казахстанском секторе Каспия. Например, на месторождении "Кашаган" экологами уже было зафиксировано несколько аварий, сопряженных с разливами нефти и выбросами газа.

Правда, ученые, выступая на общественных слушаниях по разработке каспийских месторождений, заявляют, что не они призывают к категорическому запрету разработок нефтегазовых месторождений на Каспии. Вопрос в том, где и как разрабатывать. И здесь их позиция однозначна: добыча углеводородного сырья может вестись только в тех районах и такими методами, которые исключают ущерб для водных биоресурсов. Судя по опыту, который уже имеет при проведении поисковых работ на Каспии компания "ЛУКОЙЛ", это вполне реально.

( видеосюжет «Экологические риски при добычи нефти в Каспийском море»)

Четвертый эксперт:

Сегодня разнообразные факторы угрожают окружающей среде Каспийского моря. Каждый из этих факторов может привести к гибели экологии Каспии. При этом, человек составляет лишь небольшую часть истории данного водоема, но является самой страшной угрозой для экосистемы Каспии. Природа может защититься от конкретного объема загрязнения, однако когда человек повышает уровень загрязнений и препятствует природному процессу самоочищения окружающей среды, назревает экологическая катастрофа. Ряд экспертов считают причинами загрязнения Каспии бурение нефти в этом море, а также сброс токсических отходов и сточных вод с кораблей. При этом, основными факторами угрозы экологии Каспии называются нефтяная и промышленная деятельность и слив городской канализации в море. Каспийское море окружено пятью странами, это Иран, Россия, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан. Большинство прибережных городов Каспии играет основную роль в загрязнении моря. Отсутствие подходящей системы очистки сточных вод и большая опора жителей прибрежных городов на рыболовство усиливают экологическое давление на Каспий.

Исследования показывают, что такие загрязнения оседают на дне моря и формируют слой нефтешлама высотой полтора метра. Такие районы называются мертвыми зонами. Там ничего не обитает, не растут растения, погибают морские животные. Поэтому если раньше дно Каспийского моря было покрыто красивыми морскими растениями, то сегодня некоторые части Каспии полностью обезжизненны. Нефтяные загрязнения также приводят к гибели фитопланктонов, которые играют важную роль в питании рыб.

Пятый Эксперт.

Еще одной проблемой, с которой сталкивается Каспия, является чрезмерный улов осетровых. Осетровые имеют значение не из-за мяса, а икры, поэтому они называются "черными жемчужинами". Икра – это дорогостоящее в мире блюдо. Каспийское море как наикрупнейший источник осетровых в мире обеспечивает более 90% икры на планете.
После распада СССР была снята государственная монополия на вылов осетровых в Азербайджанской Республике, Казахстане и Туркменистане. В результате в этих странах началась чрезмерный улов осетровых. Сегодня этот вид рыбы находится под угрозой полного исчезновения. Один из экологических экспертов Ирана, указав на этот факт, заявил: "В настоящее время более 90% осетровых запасов Каспии уничтожено из-за браконьерства. Всего за несколько десятилетий драгоценные запасы осетровых Каспия оказались под более сильной угрозой исчезновения, чем на протяжении нескольких миллионов лет существования данного водоема"
Учащиеся делают выводы:
В настоящее время экологическое положение Каспия находится в очень сложном состоянии. В шельфовой зоне моря ситуация более тяжелая, на этих территориях образовались мертвые зоны. Источники загрязнений:
1)загрязнители, поступающие вместе с впадающими в Каспий реками;
2) загрязнение от городов и промышленных объектов, расположенных в прибрежной зоне;
3) загрязнение в связи с морской нефтедобычей и транспортировкой;

4) загрязнение от оставшихся под водой источников в прибрежной зоне в результате поднятия уровня Каспийского моря.

Заключительное слово учителя

Для предотвращения экологической катастрофы на Каспий необходимо:

- ограничить добычу нефти, согласно межправительственных соглашений

Прикаспийских государств;

- застраховать биологические ресурсы моря;

- ужесточить контроль за нефтяными операциями на море ,повысить штрафные санкции   за загрязнение каспийских вод.

Ситуация Каспия сегодня стала важнейшей региональной экологической проблемой. Ни одна страна в мире не может сегодня решить экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем. Мы едины, мы частичка нашей Вселенной, мы должны сохранить нашу голубую планету в чистоте и порядке. И тогда Каспий будет и останется жемчужиной Дагестана.

Закрепление.

Представители групп сдают листы фишбоун, которые оцениваются учителем.
Рефлексия.
Лист рефлексии
Оцени себя на уроке
Фамилия Имя ученика _______________________
Правильный вариант подчеркни одной линией.
1) На уроке я работал.... активно, пассивно.
2) Своей работой на уроке я .... доволен, не доволен.
3) Урок для меня показался .... длинным, коротким.
4) За урок я..... не устал, устал.
5) Моё настроение .... стало лучше, хуже.
6) Материал мне ..... понятен, не понятен.
7. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. 1, 2, 3, 4, 5

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!