Урок математики в 6 б классе
Из опыта работы учителя математики МБОУ «Гимназия№11» Гусейновой А.Г.
Урок математики (6 класс). Тема: «Касательная к окружности»
Задачи урока:
1.Изучение понятия касательной к окружности, свойства касательной.
2. Применение новых знаний к решению задач, связанных с конкретными ситуациями.
3. Формирование у обучающихся системы научных знаний.
4.Совершенствование умений запоминать, выделять главное.
5.Формирование представлений о значимости.
Совершенствование умений в решении практических задач.
6. Совершенствование умений и навыков в решении исследовательских задач.
II. Устная работа
1. Скорость скутера по течению реки — 27 км/ч, а против течения — 24 км/ч. Чему равна скорость течения реки? (1,5 км/ч)
2. Катя и Сергей одновременно отправились навстречу друг другу. Катя идёт пешком со скоростью 4 км/ч, а Сергей едет на велосипеде со скоростью, в 2 раза большей. Через какое время ребята встретятся, если первоначально расстояние между ними было 3 км? (через 15 минут)
3. Выполните действия:
3,6 • 3; 5,1: 3; 2,8: 7; 0,36: 9; 0,012: 4.
4. Как изменится положение запятой в десятичной дроби, если: а) эту дробь уменьшить в 100 раз; б) эту дробь увеличить в 1000 раз;
в) эту дробь сначала уменьшить в 10 раз, а потом увеличить в 100 раз?
Устный опрос по теме.
На экране будут появляться элементы окружности (круга). Вам нужно их узнать и дать им определения.
Дать определение данной фигуры :
Ответ:
Окружность – множество точек на плоскости, равноудаленных от данной точки – центра окружности.
Дать определение радиуса:
.
Ответ:
Радиус – это отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности.
Дать определение хорды:
Ответ:
Хорда – это отрезок, соединяющий две точки окружности.
Дать определение диаметру:
Ответ:
Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр.
Дать определение дуги окружности:
Ответ:
Дуга – это часть окружности, ограниченная двумя точками.
Каждым значениям из левого столбца поставьте в соответствие утверждение из правого столбца:
Физкультминутка.
- Мы устали чуточку, отдохнем минуточку.
- Кто согласен с тем, что «Прямая является касательной по отношению к окружности, если она имеет одну общую точку с ней». – встаньте.
- Нарисуйте глазками окружность, а теперь головой, туловищем.
-Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева.
- Молодцы, тихонечко садитесь.
Задача №273. По готовому чертежу рис.5.3 учебника определите, какая из 4 параллельных прямых является касательной к окружности?
a b c d
Ответ:
Прямая b является касательной, так как она имеет с окружностью одну общую точку.
Задача из учебника № 275 .
В таблице даны радиус окружности и расстояние от центра этой окружности до некоторой прямой. Что можно сказать о взаимном расположении прямой и окружности в каждом случае? Проверьте себя, выполнив построения.
Условие задачи в виде таблицы записано на доске.
Радиус окружности в см
3
Расстояние от центра окружности до прямой в см
2
3
3
3
4
Ответ:
Прямая пересекает окружность(Секущая)
Прямая касается окружности(Касательная)
Прямая не пересекает окружность(не пересекающая)
Задача № 284
Проведите прямую и отметьте на ней произвольную точку М. Постройте несколько окружностей разных радиусов, касающихся данной прямой в точке М. Где лежат центры таких окружностей?
Решение.
Рисунок
Из истории математики
Определение касательной впервые встречается в учебнике "Элементы геометрии" французского математика Лежандра, написанного в конце 19 века. А то, что касательная перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания, было уж известно греческому ученому Архиту Тарентскому, жившему в 4 веке до н.э.
Практическое применение.
Касательная к окружности нередко встречается и на практике, хоть это и не всегда заметно. Конвейеры, блочные системы, передаточные ремни шкивов, натяжение нити в швейной машинке, да даже просто велосипедная цепь - все это примеры из жизни. Так что не стоит думать, что геометрические задачи остаются лишь в теории: в инженерном деле, физике, медицине, строительстве и многих других областях они находят практическое применение.
Ответьте на вопросы:
- Как располагаются прямая и плоскость?
- Какая прямая называется касательной к окружности?
- Как ее построить?
- Сколько касательных можно провести через данную на окружности точку?
- Сколько всего касательных существует у окружности?
Применение касательной .
Применение касательной .
Применение касательной .
Домашнее задание
У: № 280 – 282;
З: №348(б).
Оцените урок и результат своей деятельности. Выберите один из вариантов:
На уроке я работал активно / пассивно.
Своей работой на уроке я доволен / недоволен.
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я устал / не устал
Материал урока мне был понятен / не понятен
интересен / скучен
За урок я оставлю себе оценку -----------------------------
Спасибо за урок !
Молодцы!