СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры направленные на развитие словаря у детей раннего возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста»

Картотека речевых игр,
направленных на развитие словаря
у детей раннего возраста


Игра: «Шарики и кубики».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.

Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям педагога).

Игра: «Большой – маленький»

Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

Ход игры: Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.


Игра: «Ориентировка в форме и цвете».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.

Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.

Ход игры: Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?»

Игра: «Чудесный мешочек».

Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Игра: «Большие и маленькие».

Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:

1) Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.

2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.

Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».


Игра «Дом большой, дом маленький»

Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.

Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.

Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".

У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).



Игра: «Какой?».

Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.

Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.

Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.


Игра: «Собери букет».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.

Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.

Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми рас­кладываются картинки с изображением цветов. Ребе­нок должен собрать букет, выбирая только те цветы, ко­торые подходят к цвету его карточки.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).


Игра «Чудесная корзинка»

Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.

Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).

Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.


Игра: «Что сделал зайчик».

Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.

Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».


Игра: «Одень куклу».

Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.

Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?


Игра: «Веселый кубик»

Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.

Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).

Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.

«Крутись, вертись,

На бочок ложись!»


Игра: «Кто больше?».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при за­труднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).

Речевой материал: Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.



Игра: «Летает — ползает — прыгает».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка.

Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Де­тям предлагается подобрать к этой картинке из множе­ства других, расположенных на наборном полотне, кар­тинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ пере­движения: летает, ползает, прыгает, плавает.


Игра: «Кто что может делать?»

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.

Речевой материал: повар... (варить, жарить, резать, солить);

уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать);

продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачи­вать) и т.д.



Игра: «Где же наши ручки?»

Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».

Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.



Игра: «Маша-растеряша»

Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».

Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка.

Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

Варианты: игра с предметами других лексических групп.


Игра: «Компот для Белки».

Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.

Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива), две кастрюли.

Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.

Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.


Игра: «Кому что?»

Цель: Активизация номинативного словаря, развитие мыслительных операций.

Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купи­ла новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сло­жил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объяс­няя свой выбор.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.


Игра: «Соберем урожай».

Цель: Развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза.

Оборудование: Разрезные картинки с изображени­ем частей овощей и фруктов, две корзинки.

Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую кор­зинку.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.


Игра: «Ощупай, угадай, назови».

Цель: Развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных

Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка), красивая коробка.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.


Хвост крючком,

Нос пяточком,

Им землю копает,

Хрюкает, не лает.


У нее четыре лапки,

На лапках – коготки-царапки.

Мышей ловит, Молочко лакает,

Песни распевает:

- Мяу-мяу!

Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.


Игра: «Ориентировка в величине» (2 контрастные величины).

Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.)

Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков.

Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай как?) по подражанию действиям педагога).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!