СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека пальчиковых игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека пальчиковых игр разработана для детей дошкольного возроста. Пальчиковые игры подобраны к каждой теме недели.

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр»


Картотека пальчиковых игр

Составитель: воспитатель первой категории МДОУ №23 «Аленушка» Латышева В.Н.




Название

Описание (цель)

1.

«На работу»

Большой палец встал один. Указательный – за ним.



Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый.



Встали братцы все – «Ура!». На работу им пора




2.

«За работу»

Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту.



Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить,



А тебе воду носить, а тебе обед варить,



А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, песни петь да



плясать, наших деток забавлять.

3.

«Пальчики

Я здороваюсь везде – Дома и на улице


здороваются»

Даже «здравствуй!» говорю я соседской курице.

4.

«Утята»

Раз-два – шли утята, а девятый всех догнал.



А десятый испугался – Громко-громко запищал:



- Пи-пи-пи! – Не пищи! - Мы тут рядом, поищи!



Три-четыре – за водой, а за ними плелся пятый,



Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал.



А восьмой уже устал.

5

«Крестики-

У меня на столике крестики и нолики.


нолики»

Захотел Илья Пятков сделать их из пальчиков.



И фигуры у него получаются легко.



Захотите – научу девочек и мальчиков



Делать их из пальчиков.

6

«Братцы»

Пошли два братца вместе прогуляться, а за ними еще два



братца.



Ну а старший – не гулял, очень громко их позвал.



Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.

7

«Солнце»

Солнце утром рано встало,



Всех детишек приласкало.

8

«Зайчик –

Прыгнул заинька с крылечка и в траве нашел колечко.


кольцо»

А колечко непростое – Блестит словно золотое.

9

«Моя семья»

Вот дедушка, вот бабушка,



Вот папочка, вот мамочка,



Вот деточка моя, а вот и вся моя семья.

10

«Вертолет»

Быстро лопасти крути!



Вертолет, лети, лети!

11

«Колокольчик»

Колокольчик все звенит,



Язычком он шевелит.

12

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке,



Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

13

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.


14

«Мы считаем»

Можно пальчики считать: Раз – два – три – четыре - пять.

На другой руке – опять: Раз – два – три – четыре - пять.



15

«Пальчики»

Раз –два –три –четыре –пять - Вышли пальчики гулять.



Раз –два –три -четыре- пять - в домик спрятались опять.

16

«Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,



А за ним бежит лиса.



Поднялись у них трубою



Два пушистеньких хвоста.

17

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим.



Мы капусту солим-солим.



Мы капусту трём-трём.



Мы капусту жмём-жмём.

18

«Дружба»

Дружат в нашей группе. Девочки и мальчики. (Растирание



ладоней)




Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.



1,2,3,4,5.

5,4,3,2,1.



Поочерёдное массирование пальцев сначала на одной руке, а



затем на другой.

19

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев.



Пять хватальцев, пять держальцев,



Чтоб строгать и чтоб пилить,



Чтобы брать и чтоб дарить



Их не трудно сосчитать 1,2,3,4,5!



Разгибаем по очереди пальчики начиная с большого до



мизинчика,



предварительно дотрагиваясь до каждого из них (будим).


"Гармошки"

Я играю на гармошке (быстро, малый растяг)

20


Хоть моя гармонь с ладонь (тонким голосом)



Если вырасту немножко (медленно, широкие движения - растяг)



Подрастет моя гармонь. (низким голосом)

21

"Бубен"

Если в бубен бьет медведь (хлопки)



Бубну как не зареветь в ладоши



А комар забьет в него стучат пальчики



Не услышишь ничего. большой и указательный

22

"Суслик"

Суслик заплясал у норки (руки на поясе, топают ногами)



Песню солнышку запел (руки вверх)



На сопилке заиграл (игра флейты)



Захотелось даже Зайке



Поиграть на балалайке. (игра на балалайке)



Заиграл и в тот же час (руки на пояс)



Все пустились сразу в пляс. (выставляют пятки)

23

"Пальчики"

Вот как пальчики шагают и мизинец, и большой,


(на ладонь

Указательный и средний. Безымянный – вот какой.



одной руки по 1-

Вот как пляшут наши ручки,

Веселятся и шалят.


му пальчику

Вот как пляшут наши ручки,

Наши ручки у ребят.


другой)






24

"Считаем

1, 2, 3, 4, 5. (выброс пальчиков по очереди)


пальчики"

Будем пальчики считать. Все они умелые.



Дружные и смелые. 1, 2, 3, 4, 5.



На другой руке опять




Будем пальчики считать, (то же)



1, 2, 3, 4, 5. (показ пальцев)




Вышел пальчик погулять.




Только вышел из ворот




Как другой к нему идет. Вместе весело идти.



Видят – домик впереди (сделать из рук) Тук, тук, тук -



Выходи к вам третий друг, (палец выглядывает)

25

"Гном"

Кто живет под потолком? Гном.



У него есть борода? Да.




А манишка и жилет? Нет.




И давно он там живет? Год.




Кто с ним утром кофе пьет? Кот.



Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь.



Как же гномика зовут? Округ.



Он капризничает, да? Никогда.

26

Выбрасывание

В прятки пальчики играли. И головки убирали,


пальчиков

Вот так, вот так, и головки убирали.

27

«Разминка»

"1,2, 3,4,5.




Мы грибы идем искать.




Вот мизинчик в лес пошел,




Безымянный – гриб нашел.




Средний пальчик чистить стал,



Указательный – скакал,




Большой палец все съел,




От того и потолстел."


28

«Ваза – бутон –

"Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты.


цветок»

"Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы



разводим.




"Цветок" – пальцы раскрыты. (Ваза – бутон – цветок)



"Наши алые цветочки распускают лепестки



(медленные движения из чаши – 6 движений)



Ветерок чуть дышит, лепестки колышит (вперед = назад)



Наши алые цветки собирают лепестки (медленные обратные



движения)




Тихо засылают, головой качают, (влево-вправо).

29

«Массаж рук»

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне?



А ну, быстрей лови кураж. И начинай игру-массаж.



Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.



Поздороваюсь со всеми, никого не обойду.



С ноготками поиграю, Друг о друга их потру. Потом ручки



разогрею,



Плечи мягко разомну. Затем руки я помою,



Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою



И тепло поберегу. Вытяну я пальчики,



Пусть бегут, как зайчики. Раз-два, раз-два,



Вот и кончилась игра. Отдыхает детвора.

30

«Самолет»

Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.



Правое крыло отвел -Посмотрел.



Левое крыло отвел -Поглядел.



Я мотор завожу. И внимательно гляжу.



Поднимаюсь, ввысь лечу, возвращаться не хочу.

31

«Где ты был»

Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, а со



средним кашу ел.



С Указательным запел. А Большой меня встречал и конфеткой



угощал. Указательный на правой



Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак,



Безымянный ходит так,



А Мизинец стал играть, Братьев слушать приглашать. Правый же



Большой плясал



И на танец приглашал. Один-два-три-четыре-пять!

32

«Каждому свое»

Ивану-большаку - дрова рубить, Ваське-указке -- воду носить,



Мишке-среднему - печку топить, Гришке-сиротке - кашу варить,



А Тимошке-крошке - песенки петь, Песни петь и плясать,



Родных братьев потешать! Этот пальчик хочет спать, Этот



пальчик - прыг в кровать,



Этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул.



Встали пальчики: «Ура! В детский сад идти пора!»

33

«Пальчик-

Пальчик-мальчик, где ты был?


мальчик»

С этим братцем в лес ходил.



С этим братцем щи варил.



С этим братцем кашу ел.



С этим братцем песни пел.

34

«Наши

Этот пальчик хочет спать, этот пальчик - прыг в кровать.


пальчики»

Этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул.



-Тише, пальчик, не шуми! Встали пальчики. Ура!



В детский сад идти пора!

35

«Шарик»

Надуваем быстро шарик. Он становится большой.



Вдруг шар лопнул, воздух вышел -



Стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук в «щепотке» и



соприкасаются кончиками.



В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают



форму шара. Воздух «выходит»,



и пальчики принимают исходное положение.

36

«Замок»

Пальцы сплетем, и замок мы получим.



Повторим еще и получится лучше. Ладошки прижаты друг к



другу. Пальцы переплетены.



Перебираем ими.

37

«Дружба»

Дружат в нашей группе



Девочки и мальчики. Пальцы обеих рук соединяются ритмично



в замок.



Мы с вами подружимся, Маленькие пальчики. Ритмичное



качание мизинцев.



Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять.



Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев.



Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать. Руки вниз,



встряхнуть кистями.

38

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье. Левая



ладонь вертикально вверх.



К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к



себе).



Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять



положение рук на счет «раз».

39

«Стол»

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка. Левая рука



в кулачок.



Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко



выполняет это упражнение,



можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая



ладонь сверху кулачка.



Можно делать на счет «раз».

40

«Грабли»

Листья падают в саду, я их граблями смету. Ладони на себя,



пальчики переплетены между собой,



выпрямлены и тоже направлены на себя.

41

«Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем. Большой и



указательный пальцы левой руки в кольце.



Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков



правой руки: большой - указательный,



большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать,



меняя положение пальчиков.



В этом упражнении участвуют все пальчики.

42

«Елка»

Елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Локотки ты



подними, Пальчики ты разведи.



Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони



под углом друг к другу).



Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не



прижимаются

43

«Корзинка»

В лес корзинку я беру. И грибы в нее кладу. Ладони на себя,




пальчики переплетаются и локотки



разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между



пальцами образуются зазоры.



Большие пальчики образуют ручку.

44

«Колокольчик»

Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. Тыльные стороны



рук обращены вверх,



пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки



опущен вниз, и ребенок им



свободно вращает.

45

«Зайчик в

У елки на пригорке спрятался зайчишка в норке. Левая ладонь


норке»

почти горизонтальная, правая тоже.



Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный



и мизинец левой.



средний и безымянный пальцы правой руки подняты и раз-



ведены в стороны (ушки).



Большой палец прижат.

46

«Зайка и

Зайка взял свой барабан и ударил трам-там-там. Пальчики в


барабан»

кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты.



Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

47

«Краб»

Краб ползет по дну, Выставив свою клешню. Ладони вниз,



пальцы перекрещены и опущены вниз.



Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в



одну сторону, затем в другую.

48

«Дерево»

У дерева ствол,



На стволе много веток,



А листья на ветках



Зеленого цвета. Прижать руки тыльной стороной друг к другу.



Пальцы растопырены и подняты вверх.



Шевелить кистями и пальцами.

49

«Филин»

Сидит филин на суку



И кричит бу-бу-бу-бу. Руки в кулачок, прижаты. Большие



пальчики - вверх (ушки),



указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).

50

«Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,



А за ним бежит лиса.



Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста.

51

«В лесу»

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)



Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых



кистей)



Где сучок давно засох,



Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-



разжимают кулаки)



Где листок к листку прилип,



Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки




касаются поочерёдно всех пальцев



левой руки) Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой



руки, кроме мизинца, показывают его)



Это я, я, я!

52

«Кукушка»

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем



пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)



Шла кукушка мимо рынка, (Ладони соединяются "ковшом" –



корзинка.)



У неё была корзинка, (Ударяем сомкнутыми ладонями по



столу/коленям, разъединяем руки.)



А корзинка на пол - бух!



(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи.



Количество разогнутых пальцев



соответствует тексту.) Полетело десять (девять, восемь) мух!

53

«5 маленьких

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные


рыбок»

движения в воздухе.)



Пять маленьких рыбок играли в реке,



(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)



Лежало большое бревно на песке,



(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими



"ныряющее" движение.)



И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"



(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)



Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."



(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук –



рыбка спит.)



А третья сказала: "Мне хочется спать!"



(Быстро качаем ладонями – дрожь.)



Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.



(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются –



рот.)



А пятая крикнула: "Здесь крокодил!



(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями –



уплывают.)



Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

54

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,



А за ним ходили детки. (Руки скрещены. Пальцы каждой руки



"бегут" по предплечью,



а затем по плечу другой руки.)



Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены,



выполняем стряхивающее движение



- дождик.) Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по



столу/коленям.)



Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами



прижаты друг к другу, пальцы растопырены,




качаем руками - солнышко светит.)



Паучок ползёт опять, (Делаем движения такие же, как и в самом



начале.)



А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. ("Паучки"



ползают по голове.)

55

«Медузы»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)



Две огромные медузы



Прилепились пузом к пузу.



(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы,



при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)



Выгнем щупальца сильнее-



Вот как гнуться мы умеем!

56

"Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и



безымянные).



Как-то раз к кому-то в гости шёл козлёнок через мостик,



(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).



А навстречу шёл другой, возвращался он домой.



(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).



Два рогатых глупых братца



Стали на мосту бодаться, не желая уступить



И другого пропустить. Долго козлики сражались,



Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами - бух!



(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).



И с моста в водичку - плюх! (Роняем руки на колени).

57

"Пять утят "

Пять утят плывут вперёд, на берегу их мама ждёт,



(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть.



Пальцы сложены щепоткой.



Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по



направлению к "утке".



Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)



Но только четверо утят вернулись к мамочке назад. (постепенно



пальцы загибаются)



Четверо утят плывут... Трое утят плывут...Двое утят плывут...



Вот один плывёт вперёд, на берегу его мама ждёт,



(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки



("мамой-уткой").



И сразу пятеро утят вернулись к мамочке назад.

58

"Часы "

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем



пальчиками («бежим» от коленочек до макушки).



Мышь полезла в первый раз посмотреть, который час.



Вдруг часы сказали: "Бом!", (Один хлопок над головой).



Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" на пол).



Мышь полезла второй раз посмотреть, который час.



Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" (Два хлопка).



Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" (Три хлопка).


Мышь скатилась кувырком.


59 "Червячки" Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь


(движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).


Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз). Каркает: "Вот и обед!"


(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).


Глядь - а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)


  1. «У жирафов» "У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.


    • жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями).


На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.


(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


    • слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

    • слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.




(Щипаем себя, как бы собирая складки).



На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на



коленях и носках.



(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до



соответствующих частей тела).

61

"Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти



опираются о стол).



У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не



разъединяя их).



Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких,



Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых



красивых.



(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от



большого к мизинцу).

62

"Пчелки "

Домик маленький на ёлке,



Дом для пчёл, а где же пчёлки?



Надо в дом постучать,



(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы



растопырены (ёлка)




На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей"



прижат к "ёлке"



Дети заглядывают в "улей").



Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке,



(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя



руки).



Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать:



(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими



(пчёлки летают).



Раз два, три, четыре, пять!

63

"Перчатка"

Весёлая мышка перчатку нашла,



(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).



Поворачиваем руки то ладонью,



то тыльной стороной вверх).



Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши "ковшом").



Мышат позвала. (Сгибаем - разгибаем пальцы



("зовущий" жест). Им корочку хлеба



Дала покусать,



(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам



остальных пальчиков).



Погладила (отшлёпала) всех



(Большим пальцем гладим ("шлёпаем")



остальные (скользящим движением от мизинца к



указательному).



и отправила спать.



(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

64

"Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или



коленочкам каждым из пальчиков).



Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).



Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).



Ляля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").



Ляля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и



разжимаем кулачки).



Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).



Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).



Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и



разжимаем кулачки).



Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).



Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.



(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

65

"Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с



текстом).



Головами покиваем, Носиками помотаем,



А зубами постучим и немножко помолчим.



(Прижимаем указательные пальцы к губам).



Плечиками мы покрутим и про ручки не забудем.



Пальчиками потрясём и немножко отдохнём.



(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).



Мы ногами поболтаем и чуть-чуть поприседаем,



Ножку ножкой подобьём и сначала всё начнём.



(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)



Головами покиваем, Плечиками мы покрутим, ...

66

"Улитка"

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.



(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на



локоть.



Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка.



Вторая рука - улитка.



Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются



кончиками.



Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).



Вот улиточка ползёт ("Улитка" раскачивается из стороны в



сторону).



Потихонечку вперёд. (Ползёт вперёд по столу).



На цветочек заползёт, ("Улитка" заползает на "цветочек").



Лепесточки погрызёт.



("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки")



второй руки ("цветочка").



Рожки в голову втянула, (Рука ("улитка") сворачивается в кулак



("втягивает рожки").



В домик спряталась, заснула.



(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в



"бутоне").

67

"Ветер"

Ветер дует, задувает,



Пальму в стороны качает.



(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к



другу основаниями,



пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в



разные стороны, стараясь не поднимать локти).



Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает.



А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.



А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.



(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми



частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим



ими.)



Чайка над водой летает (Ладони соединены большими пальцами,



остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья);



"машем" ими в воздухе).



И за рыбками ныряет. (Ладони сомкнуты и чуть округлены;



выполняем волнообразные движения).



Чайка над водой летает и за рыбками ныряет.



А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.



А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.



Под водой на глубине крокодил лежит на дне.



Под водой на глубине



(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты



(зубы).



Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем



рот" крокодила).



Крокодил лежит на дне.



Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.



А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.



А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.



Пять маленьких рыбок играли в реке,



(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные



движения в воздухе).

68

"Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В



соответствии с текстом



приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная



с больших.



Десять серых зайцев дремали под кустом,



И двое вдруг сказали: "Вон человек с ружьём"



Двое закричали: "Давайте убежим!",



Двое прошептали "Давайте помолчим!",



Двое предложили: "Мы спрячемся в кустах!"



А двое вдруг спросили: "Он может сделать "Бах"?"



"Бах" - выстрелил охотник, (Хлопаем в ладоши).



Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).



И десять серых зайцев пустились наутёк.

69

«Замок»

Этот детский стишок у нас был любимый. Ручки складываете в



замок, переплетая пальцы.



Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:



На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали,



(На этом слове ритмично постукиваете друг об друга



основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)



Покрутили,



Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя,



попеременно меняя их.



Потянули



(Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не



отпуская замок полностью.)



И открыли!



Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.



Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично,



чтобы движения малыша



совпадали с ритмом.)

70

«Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная



кисть оказалась приблизительно



на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.



С ветки ягодки снимаю (Пальцами другой руки поглаживаете



каждый пальчик от основания



до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую



ягодку.)



И в лукошко собираю. (Обе ладошки складываете перед собой



чашечкой.)



Будет полное лукошко. (Одну ладошку, сложенную лодочкой,



накрываете другой также сложенной



ладошкой.) Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть.



(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой



достаем воображаемые ягодки и



отправляем их в рот.) Легким будет к дому путь!



(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих



руках «убегают» как можно дальше.)

71

«Дружная

Этот пальчик большой - Это папа дорогой.


семейка»

Рядом с папой - наша мама.



Рядом с мамой - брат старшой.



Вслед за ним сестренка - Милая девчонка.



И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш.



Дружная семейка.



Этот шлепнулся в колодец, этот вытащил его,



Этот уложил в кроватку, а другой укрыл его,



А самый маленький мальчонка разбудил его.



Спи, мой милый, доброй ночи, Спи и подрастай,



Засыпай, малыш, пораньше. И пораньше встань.

72

«Рыбки»

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной



от плеча, изображая ныряющих рыбок.



Рыбки плавали, ныряли в чистой тепленькой воде.



То сожмутся, (на последнем слове пальцы рук очень плотно



сжимаются)



Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны)



То зароются в песке.



Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете



движения, как будто раскапываете песок.

73

«Встречи –

Сережина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка.


проводы»

Здравствуйте ладошки (ладошки прижимаются друг к другу)



И до свидания! (ладони разошлись)



Сережин (имя малыша) пальчик – мамин пальчик



Здравствуйте пальчики! (кончики пальцев соприкасаются)



До свидания, пальчики! (разъединяем и машем ими)

74

«Зайчики»

Вышла зайка на лужок,



Встала в маленький кружок (пересчитываем заек)



Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …



Будет лапками стучать (пальчики стучат по ладони вместе или



вразнобой)



Постучали, постучали и устали сели отдыхать.

75

«Репка»

Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской



ладошке)



Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)



Вырастала репка выпрямляем постепенно пальчики)



Хороша и крепка!



(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки.



Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша



и тяните – каждый в свою сторону)



Вытянуть не можем, Кто же нам поможет?



Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли



кистями)

76

«Отдохнем»

Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись…



И встряхнулись… (выполняем все эти движения)



По ладошке побежали



(по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)



Побежали, побежали,



Поскакали, поскакали (изобразите эти движения)



И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки



на стол или на колени)

77

«Оладушки»

Если мама месит тесто — это очень интересно



(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой



делаем движения как будто месим)



Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши) Что пекли?



Оладушки (правой рукой держим воображаемую сковородку,



девой льем на нее тесто)



Раз – оладушек для мамы (раскладываем оладушки по тарелкам)



Два – оладушек для … (называем имена людей, знакомых для



малыша)



Три - …Четыре - …. А Сереженька (имя малыша) дружок



Получает пирожок! (сцепить кисти рук). Ах, как вкусно!

78

«Знакомство с

Пять да пять - родные братцы, так все вместе и родятся.


пальчиками»

Если вскапываешь грядку - Держат все одну лопатку.



Не скучают, а играют вместе все в одни игрушки.



А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки.



Вот такие "пять да пять" Угадайте, как их звать?

79

«Пальчик-

Пальчик-мальчик, где ты был?


мальчик»

С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил,



С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

80

«Кисель»

Бабушка кисель варила



На горушечке, (Правая рука "помешивает кисель". Кончики



пальцев правой и левой руки




соединяются, руки расходятся углом)



Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь).



Летел, летел соколок



(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг



за друга)



Через бабушкин порог. (Скрещенные ладони помахивают, как



крылья)



Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету



киселька



В черепушечке (Руки несколько раз сильно ударяют по бокам,



затем вытягиваются вперед



и вниз, пальцы растопыриваются.



Руки разводятся в стороны.



Руки снова показывают горшок-черепушечку)



В черепушечке (Округленные ладони, опускаясь, образуют



горшок-черепушечку)



У старушечки на горушечке. (Руки вновь по горку)



Бабка плачет: "Ай-ай-ай!" (Руки "утирают")



Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки



"грозит")



Чтоб ты стала весела. Мы наварим киселя. Во-о-от столько!



(Правая рука снова помешивает "кисель". Руки расходятся



широко в стороны)

81

«Банька»

Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются,



ладони расходятся под углом –



"выстроена банька".



Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами



взрослого, прося: "Пусти в баньку!"



"Не протопил еще", - отвечает взрослый



Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими



пальцами взрослого:



"Пусти в баньку!" "Мыльца нет"



Так поочередно каждый пальчик малыша "просится в баньку" -



взрослый может ответить:



"Водичка холодная" или "Веничка нет". Наконец взрослый



зовет: "Ну, иди! "



Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и



старается тотчас же выдернуть его,



до того, как взрослый, зажмет палец ладонями.

82

«Козел»

Вышел козел из новых сеней. Левая рука изображает козла:



средний и безымянный пальцы согнуты,



снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец



выпрямлены.



Это положение сохраняется всю игру. Нагнул шею: "Дай хлеба



скорее!"

Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье. Выставить "рога" "Дай пирожок!


Правая рука сжата в кулак, средний палец вы прямлен. Протянул копытце: "Дай воды напиться!" Правая рука складывается "лодочкой".


Во время игры в такт словам обе руки двигаются взад-вперед, "бодая" воздух.

При повторении игры руки меняются ролями.


83 «Дом» Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.

Чтобы дом построить новый, запасают лес дубовый, Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом начинают строить дом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!