СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека проблемных ситуаций, направленных на развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека проблемных ситуаций, направленных на развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Картотека проблемных ситуаций, направленных на развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста

Проблемные ситуации при работе над художественными произведениями
Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос: А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?
Сказка «Репка»
Проблемный вопрос: Что было бы, если бы не прибежала мышка?
Сказка «Три медведя»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
Сказка «Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
Сказка «Волк и семеро козлят»
Проблемная ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
Сказка «Айболит»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Сказка «Три поросенка»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»
Проблемная ситуация: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в

воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Сказка «Лиса и журавль»
Проблемная ситуация: Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

Примеры проблемных вопросов:
-Что будет ,если в сказке появится новый герой?
-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?
-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?
-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?
-Можно ли словами «нарисовать» портрет?
-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?
- Как медведю жить в теремке и не сломать его?
- Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?
- Как козляткам не пустить волка в дом?
- Как Маше не заблудиться в лесу?
- Как помочь медведю полить малину?
- Как помочь Великану прочитать маленькую книжку?
- Как козленку не заблудиться в саду?
- Как бычку пройти по доске и не упасть?
- Как зайке не промокнуть под дождем?
- Как девочке быстро найти козленка в саду?
- Как сделать так, чтобы яичко со стола не упало? Вот яичко покатилось, а что может помешать, ему упасть?
- Нужно, чтобы бычок прошел по доске и не упал. Как быть?
- Может ли мяч сам приплыть к Тане? Как Таня сама может достать мяч? С помощью чего можно достать мяч?

Проблемные ситуации при лего- конструировании.
«Пожарная станция»
Словарь: огонь, станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность.
Жила-была Пожарная Машинка. Она была совсем новая, красная, блестящая и очень красивая. Машинка только совсем недавно приехала с завода и была самой красивой в городе. Когда где-то случался какой-нибудь парад, смотр или другое торжественное мероприятие, Пожарная Машина всегда была в первых рядах, и красовалась перед фотокамерами и журналистами.
Но у Пожарной Машинки не было домика. Она очень мечтала о своей Пожарной станции, где будет много гаражей, в которых смогут жить её

подружки, такие же как она.

Проблема:
 Ребята, а как вы думаете, мы можем осуществить мечту Пожарной Машинки. Каким образом? С помощью каких материалов мы можем это сделать?
«Магазин продуктов»
Словарь: продавец, магазин, покупатель, касса, продукты, фрукты, овощи.
Жили-были овощи и фрукты на грядке. Они очень любили солнышко, которое их грело, любили дождик, который их поливал. Овощи и фрукты жил и горя не знали, пока не наступили холода. Помидорчик стал замерзать, Огурчик перестал расти, а Вишенка и вовсе от происходящего упала с дерева на сухую траву.
- С этим нужно срочно что-то делать! – сказал Лучок.
Все молчали, так как никакие идеи не приходили в их фруктово-овощные головы.
- Был бы у нас магазин… - подумала Капустка.
- Точно! Нам нужен магазин! – пробормотал Лучок.
Проблема: Ребята, а мы сможем помочь овощам? Что мы можем для них сделать? Какие материалы для этого вы можете выбрать?
«Ферма»
Словарь: пристроить, надстроить, достроить, ферма, фермеры, загоны, тележка, корма.
Жила-была на свете одна козочка. Больше всего на свете козочка –Маруся любила бегать по холмам. Ферма, где жила козочка располагалась в низине, холмы же раскинулись со всех сторон, покрытые вкусной зеленой травкой и пушистыми елочками, и сосенками. Из-за холмов выглядывало утром игривое солнышко, а между холмами пряталось оно вечером, когда всем козочкам полагалось заходить в свой сарайчик на ночлег.
Маруся помнила, как еще совсем недавно резвились они всем стадом на склонах, перебегали через деревянный мосток над шумной рекой. Но с тех пор, как повадились в их леса злые волки, хозяйке фермы пришлось переехать. Трудно было смириться молодой и резвой козочке с унылой жизнью на одном берегу.
Проблема: Ребята, а давайте подумаем, чем мы можем помочь Марусе? А какие материалы нам могут понадобиться?
«Любимые игрушки»
Словарный запас: деталь, Шериф, ловушка, безопасность, тревожный.
В огромной Лего-стране есть тихий, красивый городок Мастеров. Этот городок был тихим до тех пор, пока в нем не появился, но об этом чуть позже.
Главным героем нашей сказки будет офицер полиции Дима. Каждое утро он умывался, чистил зубы и делал зарядку, поэтому он был сильным и ловким. Все жители города Мастеров очень его любили и уважали.
В городе было все в порядке, но тут произошло ужасное. Тревожный звонок раздался в полиции, оказалось, произошло нечто ужасное. Свидетели преступления рассказывали, что преступник был вооружен и очень опасен.

Офицер сел в свой автомобиль и помчался в погоню, но поймать в этот раз преступника не удалось, и он украл все игрушки у детей города Мастеров. Но одну маленькую коробку с деталями «Лего» он не заметил.
Проблема: Ребята, как вы думаете, мы можем чем-нибудь помочь детям города Мастеров? Что необходимо для этого?
«Машина»
Словарь: огорчение, перемещение.
В одном большом Лего-городе жили Лего-человечки. Они были очень весёлыми и добрыми и любили ходить в гости.
У каждого человечка был свой домик, и домов стало так много, что человечки не успевали ходить ко всем в гости. И те человечки, к кому не успевали прийти гости, очень огорчались. Тогда человечек Петя опять начал думать, как всем помочь, но ,к сожалению ,он ничего не придумал, и пришел к нам в группу попросить о помощи.
Проблема: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Лего-человечкам, чтобы они смогли быстрее перемещаться и успевать ходить друг к другу в гости.
«Жираф»
Словарь: башенка, заново.
Жил-был мальчик Коля. Он был очень хорошим и послушным. Его друзья — слон, пингвин и шмель, подарили ему на день рождения башенку из кирпичиков. О, это была не простая башенка! Это был жираф, который смотрел на всех сверху и улыбался! Коля очень радовался подарку, Друзья тоже радовались. Ведь дарить подарки - это еще приятнее, чем их получать.
Но вдруг подул ветер. И башенка распалась. Всем стало грустно. Петя заплакал. Тогда пингвин сказал: А давайте мы заново соберем жирафа для Пети. Друзья принялись собирать жирафа, но у них ничего не получилось.
Проблема: Ребята, мы сможем помочь Пете? Каким образом мы можем это сделать?
«Постройка ограды для животных»
Словарь: доила корову.
Ребята, послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть под машину.
Проблема: Как можно помочь Федоре?
«Домик для зайки»
Словарь: снежинка-пушинка.
Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы…
Загадывание загадки:
Хмурой осенью он серый,
А зимой холодной - белый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Ну, конечно, это. (Зайка)

Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика.
Проблема: Ребята, что делать как помочь зайке? Предложения детей.
А вы сможете построить для зайчика домик?
«Космическая ракета»
Словарь: спутник.
Ребята, я получила письмо от нашего друга Незнайки, он просит нас о помощи. Сейчас он находится на Луне – спутнике Земли, и просит срочно прибыть к нему. Вы согласны помочь Незнайке?
Проблема: Как мы поможем Незнайке? На чем мы сможем отравиться на Луну?
«Машина для Карлсона»
Словарь: Стокгольм, пропеллер.
Ребята, сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто?
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый.
(Карлсон)
Проблема: Ребята, Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада, как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться домой.
Ребята, что делать, как можно помочь нашим друзьям?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!