Картотека подвижных игр для первой младшей группы на развитие основных движений в ходьбе
Наседка и цыплята
Цель: Упражнение детей в ходьбе и беге; побуждение к подражанию; развитие чувства радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.
Атрибуты и оборудование игры: веревка или скамейка.
Ход игры: Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен "курятник", где помещаются "цыплята" (дети) с "наседкой". Сбоку в стороне находится "большая птица" (один из малышей). "Наседка" покидает "курятник", подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.
Она зовет "цыплят": "Ко-ко-ко", "цыплята" на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке ("клюют зернышки": наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: "Летит большая птица!", "цыплята" убегают домой. Из игры выбывают "цыплята", пойманные "большой птицей".
Курочка-хохлатка
Цель: Упражнение детей в ходьбе и беге; побуждение к подражанию; развитие чувства радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.
Атрибуты и оборудование игры: стулья, маски курочки и цыплят
Ход игры: Взрослый и дети ходят стайкой по комнате. Взрослый изображает "курицу", дети - "цыплят". В стороне сидит старший ребенок - это "кошка". Взрослый говорит: Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка "Ко-ко" –
Не ходите далеко.
Взрослый приближается к "кошке". Говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет!
(А. Ануфриева)
"Кошка" открывает глаза, "мяукает" и бежит за "цыплятами", которые убегают в определенный угол комнаты - "курятник", к "курочке-маме".
"Курица" защищает "цыплят", разводя руки в стороны и говоря при этом: "Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!"
Кот Васька
Цель: Развитие согласованных совместных действий в подвижных играх; упражнение детей в ходьбе и беге, побуждая координировать свои действия со словами текста стих-я
Атрибуты и оборудование игры: стулья, маски мышей и кота
Ход игры: Дети – «мышки» сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота, он прогуливается перед "мышками" (идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает). Взрослый и дети поют:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
Он бежит домой,
Он бежит стрелой!
"Кот" бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, "засыпает". Взрослый поет:
Глазки закрываются.
Спит иль притворяется?
Зубы у кота - острая игла!
Одна "мышка" идет посмотреть, спит ли "котик". Рассмотрев, она машет руками, как бы приглашая других "мышек". "Мышки" подбегают и скребут по стулу, где "спит котик". Взрослый говорит:
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот -
Разогнал весь хоровод!
(Русская народная песенка)
"Кот" догоняет "мышек", а они убегают от него.
Раздувайся пузырь
Цель: Побуждение детей действовать в соответствии со словами; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развитие двигательной активности.
Ход игры: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Пузырь лопнул», - все дети опускают руки, хором говоря: «Хлоп» - и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.
Игра в поезд
Цель: Упражнение детей в ходьбе в колонне по одному, в умении ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; формирование у детей умения не толкать сверстников, быть внимательными
Атрибуты и оборудование игры: две длинных рейки (или веревки)
Ход игры: Взрослый или один из детей - "паровоз", все остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки - рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом. "Паровоз гудит", и "поезд трогается". Дети могут двигать руками и произносить:
"Чу-чу-чу!"
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
"Чу-чу-чу, чу-чу-чу" –
Пыхтит паровоз.
Далеко, далеко
Ребят он повез.
(А. Ануфриева)
Дети идут друг за другом между рейками, "по рельсам". По сигналу "Быстрей!" - бегут, по команде "Стой!" "поезд" подходит к станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комнате, бегают. По сигналу: "Поезд отправляется!" - все встают на свои места и продолжают коллективное движение.
По тропинке
Цель: Упражнение детей в ходьбе по ограниченной поверхности, развитие чувства равновесия, ловкости, глазомера.
Атрибуты и оборудование игры: верёвки, игрушки
Ход игры: Педагог проводит на полу две параллельные линии (или кладет две веревки; длина 2,5 – 3м) на расстоянии 25 – 30см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди идущего.
2 - вариант игры:
Если игра проводиться на улице, дорожку можно направить к дереву и предложить детям пройти по ней и принести листья, желуди, семена клена, что оживит игру. В помещении в конце дорожки можно разместить флажки, игрушки и также дать задание принести их.
Кто тише?
Цель: Упражнение детей в ходьбе на носках в указанном направлении. Развитие чувства равновесия, координацию. Укрепление свода стопы.
Атрибуты и оборудование игры: игрушки
Ход игры: Дети идут гурьбой вместе с педагогом. Неожиданно он говорит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо – тихо, на носочках» - и показывает. Дети идут за педагогом. Незаметно он отходит в сторону и говорит: «А теперь все бегите ко мне». Дети бегут, педагог хвалит детей и делает вид, что всех обнимает. Можно дать задание идти тихо к Мишке, зайчику.
Правила. Не следует утомлять детей чрезмерно длительным выполнением этого упражнения.
Перешагни через палку
Цель: Содействие улучшению координации движений при ходьбе, развитие умения перешагивать встречающиеся на пути предметы и при этом не терять равновесия.
Атрибуты и оборудование игры: рейки, скамейка, игрушки
Ход игры: На полу в нескольких местах положить палку на пол. На противоположной стороне зала на скамейку посадить игрушки. Педагог предлагает ребенку пройти по коврику, перешагивая через палки, подойти к скамейке, взять игрушку и шагом вернуться на место. Затем задание выполняет другой ребенок.
Хоровод
Цель: Формирование у детей умение водить хоровод, выполнять движения по кругу, менять движения с изменением содержания слов песен; упражнение детей в приседании.
Ход игры: Дети, взявшись за руки совместно с педагогом, ходят по кругу, проговаривают слова:
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы выполняют приседания.