Картотека подвижных игр для первой младшей группы на развитие основных движений в беге
Птичка
Цель: Развитие внимания, умения быстро бегать.
Атрибуты и оборудование игры: стульчики, маска птички
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела - ай!
(А. Барто)
После слов "Улетела - ай!" ребенок-"птичка" улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти "птичку". Все бегут, находят "птичку" и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.
Вороны
Цель: Развитие способности к подражанию, умения ритмично двигаться.
Ход игры: Дети изображают ворон, они стоят "стайкой" и подражают всем движениям взрослого, который поет или говорит нараспев:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны.
"Кар-кар-кар!"
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали.
"Кар-кар-кар!"
(Дети бегают по комнате, размахивают ручками,
как крыльями.)
Только к ночи умолкают,
Спят вороны, отдыхают.
Тихо. "Кар-кар-кар!"
(А. Ануфриева)
(Садятся на корточки, ручки под щечку - "засыпают".)
Мотылек
Цель: Формирование у детей навыка бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Атрибуты и оборудование игры: яркий сачок.
Ход игры: Взрослый поет, а дети изображают мотыльков.
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
(Малыши бегают, руки в стороны - "мотыльки летают".)
Тетя вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева)
(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотыльки" дети убегают, и взрослый "ловит" их сачком.)
Солнечные зайчики
Цель: Развитие ловкости.
Атрибуты и оборудование игры: маленькое зеркальце.
Ход игры: Взрослый зеркалом делает солнечных
зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
(А. Ануфриева)
Затем по команде: "Лови зайчика!" - ребенок бежит и пытается поймать "зайчика". Игра обычно проходит шумно и весело, ее можно повторить 2-3 раза
Птицы и автомобиль
Цель: Развитие внимания, умения быстро бегать.
Атрибуты и оборудование игры: игрушечный автомобиль.
Ход игры: Дети -"птички" - "летают" (бегают) по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает:
Прилетели птички,
Птички-невелички.
Летали, летали,
Крыльями махали.
(Дети -"птички"-бегают по группе, размахивая руками)
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.
(А. Ануфриева)
("Птички" садятся на корточки, стучат пальчиком об пол - "клюют".)
Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тра-та-та, берегись, посторонись!
Дети -"птички" быстро убегают от автомобиля в домики ( садятся на стульчики)
Карусель
Цель: Развитие согласованных совместных действий в подвижных играх; упражнение детей в ходьбе и беге, координируя свои действия со словами текста стих-я
Ход игры: Дети вместе с взрослым бегут (в умеренном темпе) по кругу, держась за руки, и говорят или поют:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
(Е. Тихеева)
В соответствии со словами стих-я дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.
Пес Барбос
Цель: Развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.
Атрибуты и оборудование игры: игрушечная собачка.
Ход игры: Взрослый сидит на стуле,
в руках у него игрушечная собачка, которая "спит".
Взрослый говорит:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
(Дети встают с места и подходят к собачке.)
Ну, Барбос, скорей вставай!
И Наташу с Ваней догоняй!
(Е. Тихеева)
Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: "Гав-гав!" Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.
Лохматый пес
Цель: Формирование у детей навыка ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: Одного ребенка назначают собакой, которая садится в конце площадки на стульчик и притворяется, будто спит (закрывает глаза). Все дети идут к псу с противоположной стороны площадки из-за черты и говорят:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнул он нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит,
Подойдем к нему поближе
И услышим, как он дышит.
После этих слов пес просыпается и бежит, лая, за детьми. Дети убегают за линию.
Игра повторяется 2-3 раза.
Птички в гнездышках
Цель: Формирование у детей навыка ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Атрибуты и оборудование игры: обручи (или стульчики)
Ход игры: На одной стороне спортивного зала раскладывают обручи – это гнездышки, в которых живут птички.
Воспитатель произносит: «Птички полетели!»
Дети выбегают из обручей и бегают, имитируя полет птиц. Воспитатель: «Птички прыгают с ветки на ветку».
Дети подпрыгивают.
Воспитатель: « Птички клюют зернышки, пьют воду».
Дети садятся на корточки, имитируя клев птиц и питье воды.
Воспитатель: «Птички, в гнездышки!»
Дети бегут, садятся в свои гнездышки – обручи.
Игра повторяется 2-3 раза.
Догони мяч
Цель: Обогащение двигательного опыта детей; развитие стремления играть в подвижные игры с простым содержанием несложными движениями Атрибуты и оборудование игры: мячи, корзина для мячей
Ход игры: Дети сидят или стоят в одном конце спортивного зала. Рядом с детьми стоит воспитатель и держит в руках корзину с мячами. Воспитатель высыпает мячи из корзины, дети бегут за ними и ловят. Пойманные мячи дети кладут обратно в корзину, которую держит воспитатель на уровне вытянутой руки ребенка.
Игра повторяется 2-3 раза.
Самолеты
Цель: Формирование у детей навыка ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Атрибуты и оборудование игры: стульчики
Ход игры: Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Зашли в самолет! (встали, сделали шаг вперед) Завели моторы! (выполняют круговые движения руками вперед, согнутыми в локтях).
Воспитатель: Полетели!
Дети разводят руки в стороны на уровне плеч и бегают в разных направлениях.
Воспитатель: На посадку!
Дети садятся на свои места.
Игра повторяется 2-3 раза.
Солнышко и дождик
Цель: Формирование у детей навыка ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Атрибуты и оборудование игры: зонт, цветная бумага
Ход игры: На площадке на полу лежат лужи, вырезанные из цветной бумаги. Дети идут за воспитателем.
Воспитатель произносит: «Солнышко!» - Дети спокойно ходят по площадке, гуляют.
Воспитатель: «Дождик!» - Дети бегают по залу, перепрыгивая «лужи»
Как только воспитатель раскрывает зонтик, все дети бегут к воспитателю под зонтик и слушают, как капает дождь, тихо говоря: «Кап-кап-кап-кап-кап».
Игра повторяется 2-3 раза.
Солнышко и дождик (вариант № 2)
Цель: Формирование у детей навыка ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Дождик
Цель: Обогащение двигательного опыта детей; развитие стремления играть в подвижные игры с простым содержанием несложными движениями
Атрибуты и оборудование игры: стульчики
Ход игры: Дети сидят на стульчиках (это домики детей), положив ладошки под щечку – «спят». Взрослый говорит:
Дождик, дождик, Солнышко, солнышко,
Хватит тебе, дождик, лить, Посвети немножко,
Сидят дома деточки, Выйдут детки погулять,
Словно птички в клеточке. Станут бегать и играть.
Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножками, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова взрослого «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.
Медведь и дети
Цель: Развитие согласованных совместных действий в подвижных играх; упражнение детей в ходьбе и беге, побуждая координировать свои действия со словами текста стих-я
Атрибуты и оборудование игры: стульчики
Ход игры: Роль медведя исполняет взрослый (мл. воспитатель) или старший ребенок. Дети размещаются на одном конце группы или участка. Взрослый произносит слова:
Мишка по лесу гулял,
Мишка деточек искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
«Медведь» ходит по комнате и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый говорит:
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай
Наших деток догоняй.
Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.
Уточки и собачка
Цель: Упражнение детей в ходьбе и беге; побуждение к подражанию; развитие чувства радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.
Атрибуты и оборудование игры: стульчики, шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.
Ход игры: Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. «Утка-мама» показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:
Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-деточки,
Плавно в ряд.
(А. Барто)
«Утка-мама» плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».
Вдруг с лаем появляется собачка (мл. воспитатель). «Утка-мама» говорит:
Ты, собачка, не лай! Утки наши белые
Наших уток не пугай! Без того не смелые.
(И. Токмакова)
Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:
Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай! Лучше с нами поиграй.
Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)
У медведя во бору
Цель: Совершенствование бега в одном и разных направлениях; развитие воображения.
Атрибуты и оборудование игры: стульчики, шапочка медведя
Ход игры: В лесу (на стуле) сидит «медведь». Роль медведя вначале может выполнять взрослый. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.
На противоположной стороне леса живут дети. Взрослый говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Взрослый читает стихотворение:
У медведя во бору А медведь как зарычит
Грибы, ягоды беру, И за нами побежит!
Когда взрослый скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.