СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека интеллектуальных игр и упражнений для детей 5-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех интеллектуального развития дошкольника достигается главным образом на занятии, когда педагог остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса детей к учебе, уровню знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Очень важно, чтобы у воспитателя была «копилка» упражнений и дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Картотека интеллектуальных игр и упражнений для детей 5-7 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 города Сычёвки













Картотека

интеллектуальных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста










Подготовил: воспитатель

Петракович Н.В.





2018 г.

I. Мыслительные операции.

Анализ.

«Разбей на части»

Цель: упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.

Ход: дети расчленяют либо изображенный на картинке, либо сам предмет на части, а части на детали. Объясняют значимость каждой части и детали, выявляют взаимосвязь между ними.

«Расскажи об игрушке (о предмете)»

Цель: упражнять детей в многостороннем, многофункциональном анализе свойств, качеств и признаков предметов, применяя при этом общественно выработанные сенсорные эталоны.

Ход: воспитатель интересуется, есть ли у ребенка в группе любимые игрушки, предметы. Предлагает ребенку поиграть с ними, называя их характеристики и признаки (цвет, форма, величина, пропорции, свойства, качества).

Синтез.

«Придумай название»

Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.

Ход: перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например: 1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон);

2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель);

3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»);

4) обувь и пружины – («дальнопрыг»);

5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»);

6) батарейка и ручка – («самописец») и др.

«Что это?»

Цель: упражнять детей в отнесении каждого элемента группы (подсистемы) ко всей совокупности системы.

Ход: подбирая из предложенных воспитателем серии карточек 2-3 шт., являющихся частями какой-либо одной системы, ребенок должен назвать ее, например: дерево, куст, птицы – это лес.

1) волны, берег, соль – …это море;

2) трава, цветы, поляна – …это луг;

3) книги, журналы, полки –…это библиотека;

4) колибри, дрозд, щегол, пингвин – …это птицы;

5) рожь, пшеница, овес – …это злаки;

6) домашние животные, дом, речка, картофельное поле – …это деревня и др.

Сравнение

«Найди сходства и различия»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия.

Ход: каждый ребенок подбирает серию карточек (по 3) с изображением однородных объектов, предметов и явлений. Затем находит как можно больше признаков сходства и различия по каждой выбранной серии картинок:

- солнечное утро – пасмурное утро – дождливое утро;

- грустные дети – играющие дети – спящие дети;

- яхта с белыми парусами – корабль с алыми парусами, лодка без парусов; - персонажи из сказок: старик с золотой рыбкой – старик с репкой – старик с рукавичкой;

- модели: куб – овал – призма; - насекомые: шмель – оса – пчела и т.д.

«Подумай – скажи»

Цель: упражнять детей в вычленении наиболее существенных свойств предметов.

Ход: перед детьми расположены картинки с изображением озера и реки, лука и ананаса, снеговика и льда, книжки и альбома для рисования, ткани и бумаги и т.п. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к парным карточкам характерные свойства.

«Найди мою ошибку»

Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.

Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало 2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое.

1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная).

2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая).

3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже).

4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая).

5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная).

6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).

«Как ты думаешь, скажи»

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.

Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями:

1) трава, как ковер;

2) солнце, как печка;

3) мужчина, как скала;

4) лед, как камень;

5) девушка, как лебедь;

6) тонкая, как спичка и др.

«Сравни»

Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков, и свойств предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее 4): 1) телевизор и видеомагнитофон;

2) стул и кресло;

3) ручка и маркер;

4) чайник и кофейник;

5) ролики и коньки и др.

«Звери и норы»

Цель: упражнять детей в сравнении и соотнесении двух сериационных рядов объектов (транзитивность).

Ход: воспитатель предлагает детям 2 ряда сериационных объектов: звери и норы. Дети должны соотносить между собой картинки с изображениями зверей и нор разной величины, «поселяя» каждого зверя в подходящую ему по величине нору (медведя – в самую большую нору, лисицу – в нору поменьше, зайца – еще меньше, крота – в самую маленькую).

Классификация

«Подбери к слову», «Подумай, отыщи»

Цель: упражнять детей в классификации предметов по обобщающим словам. Ход: воспитатель предлагает детям подобрать по 5 картинок с соответствующими изображениями к опорным словам, типа: хвойные деревья – ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник.

1) техника, необходимая в доме – …;

2) части тела – …;

3) профессии – …;

4) верхняя одежда – …;

5) башкирские народные сказки – …;

6) лекарственные растения Башкортостана – …; и т.д.

«Догадайся, почему»

Цель: упражнять детей в выделении нескольких общих признаков и свойств, характерных для ряда предметов.

Ход: воспитатель подводит детей к группе объектов. Это могут быть изготовленные из пластика и небольшого размера:

- кубики красного цвета;

- голубой глобус;

- белый прямоугольный сундучок;

- желтый овальный чайник;

- рамка для портрета;

- декоративная вазочка, изготовленная из пластиковой бутылки или другие предметы из другой группы материалов (деревянные, глиняные, шерстяные, стеклянные, бумажные). Далее воспитатель просит подумать и рассказать, почему эти разные предметы находятся вместе, и предлагает выделить 4 общих признака, характерных для всех этих предметов.

Обобщение

«Кого (чего) больше (меньше)?»

Цель: упражнять детей в обобщении видовых и родовых признаков объектов и предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям осмотреть групповую комнату и сказать, чего здесь больше (меньше):

1) столов или мебели;

2) детей или девочек;

3) фиалок или комнатных растений;

4) игрушек или машин (кукол);

5) гуппи или рыб в аквариуме;

6) чашек или посуды и т.д. На прогулке, в походе: чего меньше? берез или деревьев, птиц или синичек, насекомых или муравьев, травы или клевера, цветов или одуванчиков и т.п.

«Пятый лишний»

Цель: упражнять детей в исключении понятия на основе обобщения по разным признакам (функциональные, ситуативные, категориальные).

Ход: воспитатель предлагает детям исключить из картинок с группами объектов лишний и назвать оставшиеся группы общим понятием. Например: градусник, лекарство, гвоздь, кислородная подушка, фонендоскоп – … предметы, необходимые для лечения;

1. Крючок, поплавок, удочка, мыло, ведро – … предметы, используемые в рыбной ловле;

2. Кирпич, цемент, ковер, шифер, доски – … материалы, необходимые для строительства;

3. Пылесос, стиральная машина, кухонный комбайн, арбуз, утюг – … предметы-помощники в быту;

4. Стрела, пчела, воздушный змей, обувь, спутник – … летающие объекты;

5. Краски, карандаш, светильник, книги, кирпич – … предметы, находящиеся в пространственной близости;

6. Ключи, бумажник, расческа, платочек, телевизор – … предметы, лежащие в сумочке у мамы;

7. Молоко, мука, сахар, сковорода, картошка – … продукты, необходимые для выпечки блинов на сковороде;

8. Клюшка, коньки, ледовый стадион, ворота, телефон – … средства для спортивной игры в хоккей;

9. Шкаф, бинокль, табурет, платье, плечики – … табурет необходим, чтобы, встав на него, повесить в шкаф платье на плечиках.

10. Мед, крокодил, акула, ястреб, рысь – … хищники;

11. Кукла, машина, кубики, клубника, мозаика – … игрушки;

12. Самолет, поезд, автобус, теплоход, спутник – … пассажирский транспорт; 13. Фиалка, бегония, герань, кактус, колокольчик – … комнатные растения; 14. Сыроежки, лисички, подберезовики, мухомор, дорога – …грибы.

«Одним словом назови»

Цель: упражнять детей в подведении под понятие серию объектов и явлений, качеств и признаков предметов – эмпирическое обобщение.

Ход: воспитатель раскладывает перед детьми 6 групп картинок и предлагает назвать каждую группу в отдельности обобщающим понятием:

1) весна, лето, осень, зима – … времена года;

2) дождь, снег, град – … осадки;

3) укротитель, факир, эквилибрист, клоун – … циркачи;

4) арбуз, сахар, мороженое, шоколадка – … сладкое;

5) нож, ножницы, иголка, шпага, стрела – … колющие, острые предметы.

«Что это, кто это?»

Цель: упражнять детей в обобщении группы однородных понятий с определяющими словами к ним.

Ход: воспитатель, выкладывая на стол 6 групп картинок, характеризуя их, предлагает детям найти к ним общее понятие.

1) африканский жираф, индийский слон, китайская панда – … дикие животные;

2) сладкие бананы, сочные лимоны, оранжевые апельсины – … цитрусы;

3) золотая рыбка, деревянный Буратино, Железный Дровосек, сестрица Аленушка – … сказочные персонажи;

4) комната смеха, американские горки, надувной батут, электронные машинки – … аттракционы.

«Загадки – отгадки»

Цель: упражнять детей в обобщении по совокупности существенных свойств, признаков и качеств явлений, объектов, предметов. Упражнять в обобщении по описанию возможных действий с объектом.

Ход: воспитатель сообщает детям, что приготовил для них несколько сюрпризов. Но, чтобы получить их, детям необходимо узнать, о ком или, о чем идет речь:

1) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку... (Зайчик)

2) Ног нет, а ходит, рта нет, а скажет, когда спать, когда вставать, когда играть начинать…(Часы)

3) Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь поспела я... (Вишня)

4) Мигнет, моргнет, в пузырь нырнет, в пузырек под козырек, ночью в комнате – денек… (Фонарик, свет)

5) Клубок, да не пушистый, колючий да ершистый… (Ежик)

6) Белая, пушистая, легкая, волокнистая… (Вата)

7) Ни в воде не горит, ни в воде не тонет… (Лед)

8) Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу… (Мяч)

9) Очень любят дети, Холодок в пакете. Холодок-холодок, Дай лизнуть тебя разок… (Мороженое)

10) За ботву, как за веревку, Можно вытащить… (морковку)

11) На два пальца надевают И, что надо, разрезают… (Ножницы)

Абстрагирование

«Назови признак»

Цель: упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.

Ход: воспитатель показывает детям ряд предметов и предлагает им назвать главные свойства и признаки этих предметов и перевести их в несущественные.

1) цветные карандаши – яркие, наточенные – тонкие;

2) зонт – детский и небольшой – на ремешке;

3) стакан – стеклянный и хрупкий – прозрачный;

4) конфеты – сладкие и вкусные – без фантиков;

5) ковер – теплый, красивый – круглой формы;

6) книга – интересная, красочная – тяжелая и т.д.

II. Решение элементарных интеллектуальных задач «Гимнастика ума»

Цель: упражнять детей в решении элементарных задач в абстрактной, отвлеченной форме.

Ход: воспитатель формулирует 4 задачи в абстрактной форме и предлагает детям решить их без опоры на наглядность.

1) Как ты разделишь между семью детьми 7 книг, лежащих в коробке так, чтобы каждый ребенок получил по одной книге, и чтобы одна книга осталась в коробке? (Одному ребенку достанется книга вместе с коробкой.)

2) По дороге шли 3 женщины, две из них – дочери и две – мамы. Возможно ли это? (3 женщины – это бабушка, мама и дочь.)

3) Представь, что ты спортсмен. Ты и еще трое твоих друзей-спортсменов тренируетесь на стадионе. К вам присоединились еще двое спортсменов. Сколько всего спортсменов будут отдыхать на скамейке после тренировок? (6)

4) Год назад тебе было 5 лет. Сколько лет тебе тогда сейчас? А сколько тебе будет лет через год?

«Из моделей на столе переложи фигурку мне»

Цель: упражнять детей в поисковом планировании, т.е. разработке программы выполнения действий для достижения поставленной цели.

Ход: воспитатель предлагает детям решить 4 задачи на преобразование фигур:

1) переставить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону;

2) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк; 3) переложить 5 палочек таким образом, чтобы из вазы получился телевизор; 4) переложить 3 палочки, чтобы из домика получилось 4 равных треугольника;

5) задание на сбор из конструктора ЛЕГО модели ракеты, с использованием всех предложенных деталей, без зрительного образца. Воспитатель объясняет, что сначала нужно рассказать обо всех действиях и только потом к ним приступать.

III. Наглядное моделирование

«Инженеры»

Цель: упражнять детей в применении действий замещения элементов моделируемого содержания (т.е. отдельных понятий, соответствующих элементам модели замещения).

Ход: воспитатель обращает внимание детей на ближайшее окружение (расположение окон, дверей, мебели). Затем предлагает им смоделировать, выложить на фланелеграфе из заместителей:

1) групповую комнату, располагая в ней мебель таким же образом, как и наяву, с определением своего местонахождения в пространстве;

2) спортивную площадку на участке детского сада со спортивным оборудованием и с определением месторасположения какого-либо объекта (игрушки).

«Выложи модель сказки»

Цель: упражнять детей в моделировании последовательности действий.

Ход: воспитатель предлагает детям послушать сказку (рассказ, историю) с четким сюжетным действием. Затем просит выстроить модель прослушанной сказки, отбирая для понимания ее смысла эпизоды и обозначая их с помощью заместителей.

«Скачки»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели сериационных отношений между наглядно-представленными объектами.

Ход: детям представляется ряд карточек с изображением домашних животных и предлагается выстроить их по порядку в плане скорости их передвижения с одновременным подбором соответствующих их скорости полосок. Например: - быстрее всех передвигается лошадь – ей соответствует самая длинная полоска; - уступает скорости передвижения лошади коза – ей соответствует полоска чуть короче; - потом овечка – полоска еще короче; - медленнее всех передвигается корова – ей соответствует самая короткая полоска.

Вариант: воспитатель убирает карточки с изображением животных и объясняет детям, что полоски – это их замещаемые модели и предлагает перечислить по полоскам животных. Далее воспитатель выкладывает на стол замещаемую модель озера и спрашивает у ребенка, какое животное быстрее всех доберется до озера и напьется воды? Дети вначале подносят к озеру самую длинную полоску, модель лошади, сообщая, что лошадь быстрее всех передвигается, поэтому она раньше остальных доберется до озера и напьется воды, затем… (Далее по аналогии.)

«Море»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели словесно обозначаемых отношений между объектами.

Ход: воспитатель предлагает детям плоскостной экран – море, и фигурки 4 морских обитателей: осьминога, медузы, морского конька, акулы. Спрашивая у детей, уточняет, что на самой поверхности моря, выше всех морских обитателей плавает медуза; немного ниже нее, в теплых слоях воды, плавает морской конек; далее, еще ниже, почти у самого дна, рыщут в поисках добычи акулы; ну а ниже всех, по самому морскому дну передвигаются осьминоги. Ребенок, ориентируясь на это описание, подбирает для каждого объекта соответствующий заместитель и отмечает его значком.

Например: - медуза – маленький круг, красный значок; - морской конек – круг побольше, желтый значок; - акула – круг еще больше, голубой значок; - осьминог – самый большой круг, синий значок. Затем воспитатель убирает фигурки морских обитателей и предлагает детям расположить на экране моря, по мере глубины их обитания, замещаемые модели.

IV. Логические операции.

«Что сначала, что потом?»

Цель: упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.

Ход: воспитатель предлагает детям серии карточек, на которых изображены предметы, явления и события в разные периоды. Задача детей - разложить карточки в последовательности, например: ветер - тучи - гроза - дождь;

1) семя – стебель – бутон – плод;

2) фундамент – стены – крыша – окна – двери;

3) гнездо – яйцо – птенец – птица;

4) стирать – сушить – гладить – одеть;

5) утро – день – вечер – ночь;

6) завтрак – обед – полдник – ужин и т.д.

«Все наоборот, так, как не бывает»

Цель: упражнять детей в вычленении причинно-следственных связей в предложении и замене их на противоположные.

Ход: воспитатель называет фразу, а детям предлагает ее закончить, чтобы получилось наоборот, так, как не может быть по смыслу, например:

1) Алина ест смородину, потому что – не любит ее.

2) Дети играют во дворе, потому что – не хотят там играть.

3) Максим не хочет идти в детский сад, потому что – он любит детский сад. 4) Ребята не смогли вылепить снеговика, потому что – снег был липкий и мягкий.

5) Мой старший брат обижает кошек, потому что – он любит их.

6) Я трусишка, потому что – ничего на свете не боюсь и т.д.

«Дополни фразу»

Цель: упражнять детей в логическом оперировании в вербальном плане.

Ход: воспитатель последовательно называет фразы и предлагает детям завершить предложение.

1) Миша задумался, потому что…

2) Мы пойдем в поликлинику, чтобы…

3) Настанет лето, и тогда…

4) Когда я был(а) на даче (море, поле и т.д.), я понял, что…

5) Воду в вазе с цветами надо менять ежедневно, тогда…

6) Мы бы приступили к сбору картофеля, если бы…и т.д.

«Подумай, ответь»

Цель: упражнять детей в понимании относительности понятий (переход от непосредственной, фактической позиции ребенка на условную).

Ход А: воспитатель предлагает детям представить себя на время кем- нибудь или чем-нибудь, например, обезьянкой или книжкой и составить рассказ от имени выбранного объекта «Мои приключения за день». Если дети затрудняются, предложить им ряд вопросов, отвечая на которые они и составят рассказ «Воздушный шарик»:

- как я появился (ась) в определенном месте?

- как ко мне отнеслись окружающие?

- кто (что) мне больше понравился (лось)?

- мои действия;

- мои перемещения, приключения.

Ход Б. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

1) У мальчика Саши 2 сестры, есть ли у его сестер братья?

2) В купе поезда ехали 4 брата, и у каждого из них была мама. Сколько в купе ехало мам?

3) Трава на лужайке для детей высокая? А для муравьишки?

4) Что дольше, 5 минут занятий или 5 минут игр?

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в выделении собственно логических отношений между понятиями.

Ход: воспитатель показывает детям 12 карточек, половину из которых называет и подбирает к ним отношение. Дети должны подобрать такую же связь ко второй паре слов.

1) Школа – обучение, больница … (лечение);

2) вилка – серебро, табурет … (дерево);

3) аэропорт – самолет, железнодорожный вокзал … (поезд);

4) акула – пасть, человек … (рот);

5) грусть – слезы, веселье … (улыбка);

6) сок – питье, пирожное … (еда) и т.д.

«Что в итоге?»

Цель: упражнять детей в мысленном предвосхищении результата определенного действия.

Ход: воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что произойдет, если: 1) попасть мячом в окно?

2) налить в аквариум чернил?

3) посадить луковицы тюльпанов на картофельное поле?

4) высыпать в миску муки, сахара, соли, добавить молока и одно яйцо?

5) сочинить для мамы стихотворение?

6) научить сестренку волшебному слову? и т.д.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

  1. Загадки

При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Чем замысловатее загадка, тем интереснее ее разгадывать, например, "Не имеют ног они, но попробуй догони!". Это часы, время, выраженное образно в форме стиха.

Загадку придумать не сложно, достаточно загадываемый предмет представить в форме (или по действию) чего – то другого, сильно напоминающего этот предмет. К примеру, капустные листья плотно укутывают в свои одежды кочан, причем эти одежды без всяких пуговиц. Вот загадка: "Сто одежек и все без застежек".

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких – либо известных предметах.

Гуляю по свету,

Жду ответа,

Найдёшь ответ-

Меня и нет. (Загадка)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк. (Собака)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Сидит на окошке кошка,

Хвост как у кошки,

Лапы как у кошки,

Усы как у кошки,

А не кошка. (Кот)

Два гуся – впереди одного гуся,

Два гуся – позади одного гуся,

И один гусь – посередине.

Сколько всего гусей? (Три)

У семерых братьев по одной сестрице.

Много ли всех? (Восемь)

2. Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

3. Исключение лишнего

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним – единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

4. Поиск аналогов

Называется какой – либо предмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо назвать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка», (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор (важные детали вращаются) и другое. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

5. Способы применения предмета

Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подготовку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

6. Вопросы, задачи на логику

Например:
1. Все коренные жители Чукотки – чукчи. Алексей – чукча. Следовательно, Алексей - житель Чукотки.
2. Все воспитанники подготовительной группы - отличники. Матвей Кузнецов - отличник. Следовательно, Матвей Кузнецов – воспитанник подготовительной группы и т.д.

7. Словесные игры

а). Образуйте как можно больше слов из таких слов: карантин, парикмахерская, прислониться, опор, лепесток, каторга, комар, сверло, десна, человек, полька, примус, университет.

Совсем не обязательно, чтобы в новых словах было столько же букв, как и в заданных. К примеру, рот и др. Можно при выполнении этого упражнения ввести и соревновательный момент, посостязаться с партнерами на время.

б). Из букв т, у, ш, а, к можно составить несколько слов с условием, что все эти пять букв составят только пятибуквенные слова. Ниже приводятся группы букв, из которых вам надо составить как можно больше слов:

а) о, к, т; б) у, р, д, а; в) а, а, к, н; г) о, о, е, л, с, к. К заданным согласным подберите гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе именительном падеже): а) в, г, д; б) с, к, р, т; в) ж, к, л; г) н, л, с, к; д) ф, х; е) ж, ц; ж) б, р ,щ

К примеру, с согласными м, к, л можно составить такие слова: молоко, кулема, мукомол, мак, лай, лямка, клемма, милок, ломик, ломка.

в). Возьмем 10 любых слов алфавита, допустим: а, б, ч, л, н, т, п, е, о, к. Из них можно составить десятки, сотни слов, например, бант, толк, плот, точка, боек, ленч, кант, плечо, колобок.

Выпишите из алфавита не менее 12 букв, с которыми уже нельзя составлять слова без помощи других слов.

г). Как часто мы употребляем одно и то же слово, слышим его или читаем? Ниже приведен список из 21 слова, которые надо разделить на три группы по 7 слов в каждой: в первой группе - часто употребляемые слова, в третье - редко употребляемые, а остальные в средней: автобус, брусника, галстук, гвоздь, здание, ковер, колосок, комбайн, кровать, люстра, мотоцикл, пол, профессор, пыль, ручка, сервант, телевизор, улица, урок, хлеб, чемодан.

д). Найдите слова, в которых подряд стояло бы пять и более согласных, и слова с тремя и более гласными подряд. К примеру: контрвстреча, авиаотряд, радиоаэронавигатор. А теперь попытайтесь найти слова, где были бы три одинаковые гласные рядом, или слова, в которых встречаются четыре, пять одинаковых гласных. К примеру: длинношеее животное, переделывается.

е). Как просто можно выразить весну в рисунке? Через приближающийся журавлиный клин.

Выразите приведенные ниже понятия в виде символических рисунков: завод, мир, дружба, движущейся на большой скорости автомобиль.

 ж). Составьте слова из всех букв алфавита, чтобы ни одна буква не повторилась. К примеру: 1) съезд, жмых, цапля, вой, юфть, шик, щен, эрг, чуб; 2) эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, гуж, сыч, ай.

з). Имеется старая игра со словами. Надо в клетки квадрата (3х3 или 4х4) вписать разные слова, чтобы их можно было читать и повертикали и по горизонтали.

и). Есть и другая игра, где требуется составить цепочки слов, позволяющие (путем изменения каждый раз всего одной буквы) перейти от начального слова к заданному конечному. К примеру, как из слова пять сделать семь:

пять - путь - суть - сеть - семь.

Или щит переделать в меч: щит - кит - кот - пот - мол - мел - меч. Из жабы - рыбужаба - раба - рыба. Из вороны - коровуворона - корона - корова. Из дня - ночьдень - сень - сель - соль - ноль - ночь.

к). Шесть существительных нарицательных, взятых в исходной форме. Каждое последующее состоит из тех же букв, что и предыдущее, плюс еще одна буква. И порядок внутри слова не имеет значения. Вот еще несколько таких цепочек слов:

1) па - пат - трап - тапир - партия - терапия - трапеция.

2) ар - пар - репа - нерпа - перина - парение - перелина.

3) ас - сат - скат - такси - натиск - астеник - скитание - синтетика - антисептик

л). Вот правила одной из словесных игр: первый игрок пишет букву. Второй - присоединяет к ней следующую (справа и слева). И так далее по очереди, пока не составится осмысленное слово. Завершивший слово проигрывает. Пишущий последнюю букву всегда должен иметь какое-то слово (обязательно имя существительное в именительном падеже). Если его партнер не найдет подходящего продолжения, то первый участник обязан назвать заданное им слово.

м). Предлагаю еще одну словесную игру с квадратом. Вычертите квадрат, разбейте его четырьмя вертикальными и четырьмя горизонтальными линиями на 25 малых квадратиков. В каждый квадратик средней горизонтальной строки следует вписать по букве (так, чтобы вместе они означали слово из пяти букв, например, книга). Играют двое или более участников. В свободную клетку надо вписать одну букву, чтобы получить новое слово. Сколько будет букв в новом полученном слове, столько игрок зарабатывает очков. Игру проводить с фиксацией времени и до полного заполнения всех 25 клеток буквами. Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

н). Перед вами пять слов: рука, нос, палец, яблоко, голова. Давайте найдем, какие из них выпадают из общего ряда и объясним почему.

Еще два ряда слов: сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель; самолет, телега, автобус, паровоз, такси.

Возьмем слова: 1) воробей, дрозд, иволга, орел; 2) токарь, грузчик, землекоп, артист, плотник; 3) подсолнух, одуванчик, сливочное масло, перегной, солнце. Какие слова лишние в этих рядах?

Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба?

о). В телеграммах часто встречаются такие буквосочетания: ЗПТ, ТЧК, КВЧ. Так сокращенно пишутся запятая, точка, кавычки. Прием, который здесь применяется - пропуск гласных букв.

В приводимых ниже фразах тоже пропущены буквы. Введите их в текст, чтобы он стал понятным:

Кшк пгнлсь з мшкй. Цлй днь т брдль п лс. Чдеснй цвтчый зпх. Ввк нстпл н клчк. Скльк здсь члвк. В ксмс плтт смл. Хршньк прглдтсь к нм. Пчм тк плчлсь? В вгн бл мнг лдй.

Если взять любое предложение, допустим "Виктора попросили вернуть книгу", и по – другому расставить в нем пробелы, получится любопытный шифр: "В иктор Апопрос иливер нуть книг у".

Зашифруйте таким путем несколько предложений и попросите других детей разгадать написанное.

А вот текст зашифрован по правилу "читай наоборот". Прочтите следующие предложения: "Етйа Дюлбос унишит"; Мечаз ыв илаледс отэ?" "Амиз ланженс и яатюл алширп в ишан яарк"; "Тсупь адгесв тедуб ецнлос!".

 п). Если какая-то буква, допустим "л", исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).

Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, кышка.

Составьте таким образом небольшой рассказ и попросите "перевести его на русский язык".

Уберем теперь не одну, а две буквы из нашего алфавита. Определите, какие буквы убраны в следующих словах, и прочтите их правильно: ово, он, оидо, еза, адкий, аты, ледвие, ит, паен, понаышке, комомоьский.

Напишите еще один рассказ из слов с пропущенными двумя буквами. Предложите перевести его товарищам с условием, кто быстрее.

В существительных пропущены буквы: .ур.ал, ц.ето., л.ст.а, .блок., .ерев., иг.а, к.ут, .омощ.ик, т..ва, ..опка. Какие это слова?

Каждую букву алфавита можно обозначить следующей за ней буквой, например: а-б, б-в, в-г...., я-а. Слово брат будет выглядеть так: В с б у. Опираясь на это принцип, составьте новый шифр.

А вот шифр посложнее: "Ты басудь ямо, ясирос". "И дидож, и гасне, и ероз етыгус ниси, нашити и светрас, щийдяхоу за рямо..."

Найдите разгадку.

Какие из зашифрованных здесь городов и рек находятся в Азии. Города: Гарап, Дирмад, Веки. Реки: Есан, Мура, Нахухэ, Оп, Найда, Брит, Зиземба.

Расшифруйте загадочный текст: "Лдак в тас хачша то выи, силе тиди ан гю. Пако ан 1 терм".

р). В словах, которые даны ниже, буквы представлены хаотично, как вздумается. Вам надо прочесть предложения - неразберихи:

1. Аон ылба, акк вецкот, типирыйб демисод и мротев к лемзе.

2. Но лы зеб рыем длымуа ад мынзоор.

Перед вами один из самых трудных и в то же время один из самых простых шифров, например: число 275 можно записать так: ДСП.

Прочитайте зашифрованный ряд: одтчпшсвдд.

Ответ: цифры зашифрованы первыми буквами их названий - теперь буквенный ряд превращается в цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

8. Упражнение "Конструирование пословиц"

Начало пословиц помещено в левой колонке, а их окончание - в правой. Независимо от того, знаете ли вы пословицу или нет, надо отыскать ее окончание. Ответ записывается так: к номеру начала пословицы приписывается номер окончания пословицы с целью последующей проверки. К примеру, "1-8". Упражнение выполнятся на время.

Блок 1

1. Худо овцам

2. За правое дело

3. Хоть дурен,

4. Трус и таракана

5. Ремесло - не коромысло

6. И в пепле

7. Лесом шел

8. В зимний холод

9. Каков Дема,

10. Чужому товару

11. Не торопись отвечать,

12. Не смейся, квас,

13. Птичка ветке

14. Чужая сторона

15. Совесть без зубов,

16. Глупого пока

17. Баснями

18. Не хвались в пир идучи,

19. Эдакой Демка

20. Выбирай епанчу

 

1 - прибавит ума.

2 - и в алтаре бьют.

3 - по своему плечу.

4 - а из пира.

5 - сыт не будешь.

6 - а дров не видел.

7 - цены не устанавливай.

8 - где волк в пастухах.

9 - да фигурен.

10 - искра бывает.

11-дороже золотой клетки.

12 - из потемки.

13 - торопись слушать.

14 - а загрызет.

15 - не лучше нас.

16- принимает за великана.

17 - плеч не оттянет.

18 - стой смело.

19 - всякий молод.

20 - таково у него и дома.

 

Блок 2

1. Гусли звонки,

2. Цени по заслугам

3. Кто немало начинает

4. Ум да разум

5. Наш Филат

6. Кто везде

7. По бедному Захару

8. Ложась спать

9. Обычай бычий

10. Лучше хлеб с водою

11. На всякого Егорку

12. Слово толковое

13. У одной овечки

14. Пожалел волк кобылу

15. Грелся Максим

16. Ив пепле искра

17. Всякая птица

18. Одна пчела ненемало

19. На людях

20. Был бы друг

21. Ум не в бороде

22. Пустая бочка

23. Дома и

24. Ехал в Казань

25. Утро вечера

26. Умелый боец -

27. По нашу пряжу

28. Мыло серо

1. Звонче гремит.

2. Стены помогают.

3. А попал в Рязань.

4. Мудренее.

5. Везде молодец.

6. А не по услугам

7. Да струны тонки.

8. Чем пирог с бедою.

9. Надоумят сразу.

10. Мало оканчивает.

11. Не бывает виноват.

12. Думай, как встать.

13. Тот нигде.

14. А ум телячий.

15. Всякая щепка бьет.

16. Найдем и досуг.

17. Автолове.

18. Да моет бело.

19. Худо не скажут.

20. Меду перетаскает.

21. И смерть красная.

22. Своя поговорка.

23. Оставил хвост да гриву.

24. Бывает.

25. Семь пастухов.

26. Гнездо любит.

27. Вокруг осин.

28. Стоит целкового.

Блок 3

1. Умные речи

2. Есть атлас

3. По горшку

4. Я по сапоги

5. Криво дерево

6. Мороз не велик

7. Одна удача идет

8. Себялюб

9. На взгляд что орел

10. На хороший цветок

11. Каковы дружки

12. Про доброе дело

13. Прежде соберись

14. Азбука -

15. Трутни

16. Не смотри на кличку

17. Вороне

18. Сперва аз да буки

19. Одна ласточка

20. Нет плохой земли

21. Как постелешь

22. Из пушки

23. Кто бывал на коне

24. Хороша веревка длинная

25. Много видит

26. Не гордись званьем

27. Без муки

28. Плохая снасть

29. Стар да умен -

30. Спешить не спеши

1. А поторапливайся.

2. Так и выспишься.

3.По воробьям не

стреляют.

4. Тот бывал и под конем.

5. Да мало смыслит.

6. Принято и слушать.

7. Летит и мотылек.

8. И покрышка.

9. Да яблоки сладки.

10. Да не у нас.

11. А он про пироги.

12. Другую ведет.

13. Да стоять не велит.

14. А по уму как филин.

15. Никому не люб.

16. А речь короткая.

17. О гордись званьем.

18. Нет и науки.

19. Отдохнуть не даст.

20. Два угодья в нем.

21. К мудрости ступенька

22. А потом дерись

23. Говори смело.

24. Соколом не быть

25. Смотри на птичку.

26. А там и науки

27. Горазды на плутни

28. Весны не делают.

29. Таковы им и пирожки.

30. Есть плохие пекари.

Примечание: ответы приведены ниже. В следующем упражнении необходимо поставить каждое слово на свое место.

Фиксируйте время при выполнении задания.

1. Мало, немало, кто, тому, спать, надо, хочет, знать.

2. Плод, его, ученья, сладок, корень, да, горек.

3. Плох, книга, да, хороша, чтец.

4. Двигай, книгой, умом, а, своим, книга. •

5. Слово, третье, слово, родит, бежит, само.

6. Нем, языка, колокол, без, и.

7. Чисто, не, речисто, и, да.

8. Ядра, разгрызешь, так, ореха, съешь, не, и, не.

9. Безделья, дело, маленькое, большого, лучше.

10. Трошки, ножки, задрожали, нашего, у.

11. Живут, славой, не, вчерашней, войне, да.

12. Смело, дело, говори, доброе, про.

13. Семян, сеет, рано, теряет, не, кто.

14. Клубка, до, нитке, по, и, доходят.

15. Станешь, печи, на, генералом, не, сидя.

16. Мнит, стороны, видя, героем, бой, каждый, себя, со.

17. Но, скажи, мало, хорошо, лучше.

18. Воск, мед, вытапливай, сохраняй, но.

19. Духом, дело, за, берись, с, принимаясь.

20. Что, стриги, все, не, растет.

21. Швы, крой, ни, а, выйдут, как, наружу.

22. Плутни, трутни, на, горазды.

23. Боком, оком, заплатишь, досмотришь, не.

24. Бор, искры, от, сыр, загорается.

25. Пост, коту, будет, масленица, и, не, все, великий.

26. Отмерь, раз, семь, отрежь, раз, один.

27. Ступает, шагает, редко, твердо, да, и.

28. Не, капусту, попусту, мели, да, ешь.

29. Конца, у, жди, словца, всякого.

30. Артели, у, все, теле, хорошей, лошади, в.

31. Нежит, дорожка, учит, а, печка.

32. Храбрости, всякий, беседует, о, трус.

33. Почитай, поучай, молодых, старых.

34. Надобно, всякому, ко, смелу, правому, быть, делу.

35. Умок, ледок, весенний, что, молоденький.

36. Мудрого, и, на, бывает, бездумье.

37. Рубль, нажитой, даровой, дешев, дорог.

38. Снопа, свесив, обмолотишь, не, руки.

39. Будням, трутням, праздник, по, и.

40. После, Кулик, своем, велик, на, всяк.

41. Синичке, птичка, велика, тоже, да, не.



Блок 1

1-8; 2-18; 3-9; 4-16; 5-17; 6-10; 7-6; 8-19; 9-20; 10-7; 11-13; 12-15; 13-11; 14-1; 15-14; 16-2; 17-5; 18-4; 19-12:20-3.

Блок 2

1-7; 2-6; 3-10; 4-9; 5-11; 6-13; 7-15; 8-12; 9-14; 10-8; 11-22; 12-28; 13-25; 14-23; 15-26; 16-24; 17-27; 18-20; 19-21; 20-16; 21-17; 22-1; 23-2; 24-3; 25-4; 26-5; 27-19; 28-18.

Блок 3

1-6; 2-10; 3-8; 4-11; 5-9; 6-12; 7-13; 8-15; 9-14; 10-7; 11-29; 12-23; 13-22; 14-21; 15-27; 16-25; 17-24; 18-26; 19-28; 20-30; 21-2; 22-3; 23-24; 24-16; 25-5; 26-17; 27-18; 28-19; 29-20; 30-1.

9. Упражнение "Антивремя"

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

10.Упражнение "Подбор омонимов"

Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.

Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.

Ответ:

Слова омонимы

Понятие 1

Понятие 2

Бокс

Вид спорта

Изолированное помещение, камера

Каток

Ледяная площадка для катания на коньках

Дорожно-строительная машина

Зарядка

Утренние физические упражнения

Насыщение энергией аккумулятора

Проводник

Вагонный кондуктор

Вещество, обладающее большой электропроводностью

Ключ

Устройство для отпирания и запирания замков

Простейший передатчик телеграфных сигналов

Ерш

Рыба

Приспособление для чистки бутылок

Гусеница

Личинка бабочки

Движитель трактора

Вилка

Приспособление для еды

Часть велосипеда

Ворот

Воротник

Простейшая грузоподъемная машина

Наряд

Документ

Группа военнослужащих

Косяк

Стая рыб, птиц

Боковые брусья рамы

Зуб

Часть черепа

Деталь шестерни

 

Собачка

Домашнее животное

Опорная часть механизма

 

Лук

Растение семейства лилейных

Спортивный снаряд

 

Лопатка

Верхняя часть скелета

Деталь турбины

 

Барашек

Маленький баран

Гайка-барашек

 

Месяц

Луна

1/12 часть года

 

Очки

Устройство для выправления зрения

Единицы счета в играх

 

Шашка

Холодное оружие

Фишка для игры в шашки

 

Узел

Место связывания двух концов веревки

Мера скорости движения судов

 

Атлас

Вид ткани

Сборник карт

 

Коса

Орудие для скашивания травы

Плетеный пучок волоса

 

Вал

Вращающаяся деталь машины

Высокая волна

 

Язык

Ударная часть колокола

Важнейшее средство человеческого общения


11. Упражнение "Подбор антонимов"

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

1. Правдивый. 2. Вертикальный. 3. Экспорт. 4. Микро. 5. Авангард. б. Щедрый. 7. Нерадивый. 8. Эксцентричный. 9. Импорт. 10. Рыхлый. 11. Стремительный. 12. Скупой. 13. Брутто. 14. Тощий. 15. Неряшливый. 16. Объективный. 17. Макро. 18. Старательный. 19. Плотный. 20. Прозрачный. 21. Арьергард. 22. Нетто. 23. Упитанный. 24. Опрятный. 25. Субъективный. 26. Медленный. 27. Лживый. 28. Концентричный. 29. Мутный. 30. Горизонтальный.

Поработайте еще с одной группой слов с целью поиска пар слов, противоположных по смыслу.

Польза, дальнозоркий, блондин, болтун, дедукция, ад, передовой, молчун, рай, вред, старт, мрак, поперечный, зрячий, симпатия, индукция, больной, свет, альтруизм, сухой, слепой, отсталый, продольный, здоровый, эгоизм, близорукий, финиш, брюнет, антипатия, влажный.

12. Упражнение "Подбор синонимов"

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

13. Упражнение "Сравнение пословиц по смыслу"

Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. К примеру, русской пословице "Как волка не корми, он все в лес смотрит" соответствует немецкая "Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет".

С нашей пословицей "Яблоко от яблони недалеко падает" схожа немецкая "Какое дерево, такая и груша".

В таблице даны слева немецкие пословицы, справа - русские. 

Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

Немецкие

Русские

1. Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут. 

1. Язык до Киева доведет.  

2. Кто немало начинает, очень мало осуществляет. 

2. Один в поле не воин.

3. Ошибка других - хорошие учителя. 

3. Овес к лошади не ходит. 

4. Совершенные поступки в советах не нуждаются. 

4. Семь раз отмерь, один -отрежь.

5. С красноречивым языком не пропадешь. 

5. Дело мастера боится.

6. Лицо выдает негодяя.

6. Кончил дело гуляй смело.

7. Один все равно, что никто.

 

7. С миру по нитке - голому рубаха. 

8. Тухлое яйцо портит всю кашу. 

8. Дуракам закон не писан. 

Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель: способствовать ускорению процесса развития у дошкольников

простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание:

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).

Интеллектуальные игры.

Игра «Математический планшет»

Цель. Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию,а также развитию творческих способностей.

Краткое описание:

В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.

Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель. Закреплять знания о геометрических фигурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.

Краткое описание:

Предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам:

по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)

по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)

по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)

выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.

Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.

«Запоминай-ка»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление

Краткое описание:

В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рассмотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность расположения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам.

Игра «Опасные предметы»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление

Краткое описание:

Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя, если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться

Игра «Признаки»

Цель. Учить детей определять одинаковые признаки у разных предметов, развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Игра «Что из чего сделано»

Цель. Закреплять знания детей о различных материалах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 4 карточек подобрать к ней подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Игра «Викторина первоклассника»

Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать скорость мышления.

Краткое описание:

Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переместив фишку, игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.

Игра «Подбери картинку»

Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Игра «Угадай животных»

Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Игра «Откуда хлеб на столе?»

Цель. Учить последовательно выкладывать сюжетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.

Краткое описание:

Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб). Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок. Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки.

Игра «Веселый багаж»

Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.

Краткое описание:

Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке. У каждого игрока есть 4 действия:

посмотреть любую карточку;

положить ее на место;

не глядя переложить одну карточку на место другой;

менять местами можно только по 2 карточки.

Действия можно комбинировать по – разному, главное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.

Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.

Методические указания.

Если вы просто смотрите карточку, она остается лежать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.

Игра «Прочитай словечко»

Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Краткое описание:

На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая выполнила задание первой, читает слова и становится победителем.

Рассказ 

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит«пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала«пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит«мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят«мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!