М.П. – игра малой интенсивности;
С.И. – игра средней интенсивности;
В.И. - игра высокой интенсивности.
1 «Горелки» (В.И.)
Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Ход игры:
Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
По окончании слов, дети, стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки).
Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.
Если Ловишка успел это сделать, то он образует с пойманным новую пару, и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится Ловишкой. Если Ловишка не поймал ни кого, он остаётся в той же роли. Во время произнесения слов
Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.
2. «Ловишки» (с ленточками) (В.И.)
Цель: Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры: Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется. Чертится круг - в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.
3. «Простые ловишки» (В.И.)
Цель: учить детей бегать врассыпную, увёртываясь от Ловишки. Развивать быстроту движений, реакцию, умение действовать по сигналу.
Ход игры:
Дети находятся на площадке, Ловишка стоит на середине площадки.
По сигналу – раз, два, три – лови – все дети разбегаются по площадке, увёртываясь от Ловишки. Тот, кого Ловишка запятнал, отходит в сторону. Ловишка не может ловить того, кто успел присесть.
3 вариант
Нельзя ловить того, кто успел остановиться и встать на одну ногу.
4. «Салки – не попади в болото» (В.И.)
Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают Ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Осаленный Ловишкой выходит из игры.
5. «Мороз – красный нос» (В.И.)
Цель: учить детей перебегать врассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Ход игры:
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:
«Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
Дети отвечают хором:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.
2 вариант
Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят: Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос. Два мороза удалые, Кто из вас решится Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?
После ответа:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
Все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.
6. «Коршун и наседка» (В.И.)
Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать: умение действовать согласованно, ловкость.
Ход игры:
В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за другом. Если детей много можно играть двумя группами.
7. «Краски» (В.И.)
Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутой ноги.
Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.
Правила игры: выбирается продавец и покупатель. В с е остальные краски. Каждая краска загадывает свой цвет и тихонько сообщает его продавцу.
Итак, краски и продавец садятся на скамеечку.
Покупатель подходит к игрокам и говорит:"Тук-тук".
Продавец: "Кто там?"
Покупатель: "Я Монах в синих штанах"
Продавец: "Зачем пришел?"
Покупатель: "За краской!"
Продавец: "За какой?"
Покупатель: называет краску.
Если такой краски нет, продавец отвечает:
"Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!"
(Задания для Покупателя могут быть разные: проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку и т.д.
Покупатель выполняет задание и возвращается за новой краской
Если же такая краска есть, то продавец говорит: «Есть такая».
Покупатель: «Сколько стоит?»
Продавец: «Пять (1, 3, 5, 7, и т. д.) рублей» (Покупатель громко хлопает по ладони продавца 5 раз).
При последнем хлопке названная « Краска» вскакивает со скамейки и бежит вокруг скамейки или вокруг шеренги остальных детей. Монах пытается её догнать. Если он догоняет краску, то сам становится «Краской», а пойманный участник – краска становится. Монахом и игра продолжается.
8. «Совушка» (В.И.)
Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
Ход игры:
Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
2 вариант
Выбирается две совы. Принимать интересные позы.
9. «У ребят порядок строгий» (С.И.)
Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание.
Ход игры:
Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
С последними словами дети строятся в круги.
Правила игры. Дети должны встать в те же круги, в которых стояли в начале игры.
10. «Фигурная ходьба»(С.И.)
Цель: учить детей выполнять в соответствии с заданием разные виды ходьбы: змейкой, улиткой, цепочкой, держась за руки. Развивать умение ориентироваться на площадке, внимание.
Ход игры: по сигналу воспитателя дети ходят разными видами ходьбы.
«Улитка» дети берутся за руки и повернувшись влево идут за ведущим сначала по кругу, а потом улиткой, т.е. делая концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами спирали должно быть не менее 1 м.
«Змейка» дети идут в колонне от одной стороны площадки к другой. Затем поворачиваются за ведущим, идут на встречу, так несколько раз.
«Иголка и нитка» дети держатся за руки, образуя цепочку.
Обведя цепочку вокруг площадки, вед останавливает детей, предлагает им поднять вверх сцепленные с соседями руки, образуя ряд ворот. Водящий ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди, одного справа, другого слева. В тот момент когда цепочка детей проходит под воротами, ребенок, поднимавший руки для образования ворот переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.
11. «Запрещённое движение» ( М.И.)
Цель игры: развивать моторную память, внимательность.
Ход игры. Игроки строятся в круг, в центре – педагог.
Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого.
Правила игры. Кто повторил запрещенное движение, выбывает из игры. Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.
12. «У кого мяч?» (М.И.)
Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
Ход игры. Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Правила игры. Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.
13. «Мяч соседу» (М.И.)
Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу.
Ход игры. Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча.
Правила игры. Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.
14. «Ловишка с мячом» (В.И.)
Цель: учить детей бегать врассыпную в зале, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень – ребёнка. Развивать умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать выдержку.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Один из детей становится в центр круга. Это – водящий. У ног его лежат два небольших мяча. Водящий называет или проделывает ряд движений. Дети повторяют. Внезапно воспитатель говорит «Беги из круга!» и дети разбегаются в разные стороны. Водящий поднимает мячи и старается, не сходя с места попасть в убегающих детей. Затем по сигналу «Раз, два, три в круг скорей беги» дети снова образуют круг. Выбирается новый водящий.
2 вариант: после нескольких секунд игры воспитатель говорит: «Стоп!» и дети должны замереть на своих местах. Водящий целится в того, кто стоит поближе и бросает мяч.
15. «День и ночь» (С.И.)
Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч.
Ход игры:
У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.
Игра проводится 3 – 4 мин.
Правила игры: Не двигаться, пока не последует команда «День!».
Кто двигается, выбывает из игры.