СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Картотека игр по развитию речи" с 2018 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОТЕКА

ИГР

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

для детей 5-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

разновозрастная группа № 2 (сад)

2018 год

 

Иры по речевому развитию

для детей 5-7 лет

 

«Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

 

 

«Наоборот» I

Цель: активизировать словарь антонимов в речи детей.

Ход игры.

Внутри объемной ширмы сложены картинки, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов.

Дети по очереди опускают магнит (прикрепленный ниткой к палочке). Достают картинку и называют, что изображено на картинке (желательно в форме сложносочиненного предложения с союзом а). Например: «Воздушный шарик легкий, а гиря тяжелая. Дедушка старый, а мальчик молодой». И т. п.

 

 

«Что это? Кто это?»

Цель: закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Ход игры.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

Рыба – карась

Птица – галка

Зверь – лиса

Цветок – гвоздика

Ягода – малина

Дерево – клен

Одежда – куртка

Мебель – кровать

Посуда – кастрюля

Овощи – капуста

Фрукты – груша и т. д.

 

 

 

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический); развивать тактильные ощущения.

Ход игры.

Дети рассматривают, берут в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5 -7 предметов). Особое внимание детей обращают на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и дети выполняют задания педагога:

- Достань предмет, сделанный из дерева. Как по–другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный). И т. д.

 

 

«Закончи фразу»

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Ход игры.

Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…

Мы любим слушать, потому что…

 

 

«Графические рисунки»

Цель: развивать умение детей анализировать изображение, повторять контур рисунка с помощью цветной нити или веревочки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям листы белого картона с различными графическими изображениями предметов и объектов: елку, человечка, неваляшку, домик и т. д. Дети анализируют изображения (какие элементы и сколько их, затем воссоздают изображение, прорисованное на листах - с помощью нити, веревочки.

 

 

«Букет»

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в правильном спряжении глагола хотеть.

Ход игры.

Педагог предлагает детям составить букет из цветов, названия которых начинаются со звуков [к], [г ], [х].

Предлагаемые названия цветов: ландыш, колокольчик, гладиолус, роза, хризантема, тюльпан.

- Дополните предложения словом хотеть:

Я этот букет (хочу) подарить … Мы этот букет (хотим) подарить … .

Он этот букет (хочет) подарить … . Вы этот букет (хотите) подарить … .

Она этот букет (хочет) подарить … . Они этот букет (хотят) подарить … .

 

 

«В лесу»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.

Ход игры.

Педагог предлагает детям представит, что они гуляют по лесу (дети ходят по группе). Все разбрелись в разные стороны, а потом стали звать друг друга, перекликаться. Дети останавливаются и по очереди зовут друг друга. При этом они произносят имя по слогам: Ма – ша, Ни – ки - та,

Ли – за и т. д. В дальнейшем дети могут называть количество слогов в названном имени: Да – ша (два слога).

 

 

«Слово заблудилось»

Цель: упражнять детей в работе с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.

Ход игры.

Педагог рассказывает:

- Жило – было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.

Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное).

Например: стол – одна, две, три или четыре ножки, столешница; стул – четыре ножки, сиденье, спинка; человек – две ножки (ноги, руки, голова, туловище; гриб – ножка, шляпка).

 

 

«Мягко – твердо»

Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости – мягкости.

Ход игры.

На отдельном столе лежат различные игрушки (или картинки). Педагог предлагает детям выбрать себе (по желанию) любую игрушку (картинку). Затем педагог объясняет задание:

- Мы с вами сегодня будем исследовать слова в игре «Мягко – твердо». Вы называете свою игрушку (картинку). Определяете первый звук в слове. Если этот звук мягкий, то вы кладете свою игрушку (картинку) вот на эту мягкую подушечку. Если в вашем слове первый звук твердый, то вы относите свою игрушку (картинку) вот к этому твердому кубику.

Детям предлагается набор игрушек или других предметов (картинок): кукла, кит, танк, телефон, будильник, белка, дудочка, диван, газета, гиря.

 

 

 

 

 

 

«Я знаю пять названий»

Цель: продолжать работу над обобщенным значением слов.

Ход игры.

Дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д. ?»

 

 

«Поиск»

Цель: продолжать учить детей находить в ближайшем окружении и правильно называть предметы, в названии которых есть названные звуки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе и поискать предметы, в названиях которых есть звуки [c], [з], [ц].

Можно усложнить задание: разбить детей на тир подгруппы, каждая из которых ищет предметы, в названии которых слышится определенный звук (или звук [с], или звук [з], или звук [ц]).

Дети, найдя предмет, вежливо приглашают Незнайку к себе: «Незнайка, подойди, пожалуйста, ко мне. Я нашел предмет со звуком [ц] – цветок.

Отдельных детей Незнайка может спросить, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).

 

 

«Скажи наоборот» II

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Ход игры.

Педагог произносит фразу с одним значением, а ребенок – с противоположным. Педагог может дать образец: Я стою у высокого дерева. – А я стою около низкого дерева.

Я ямку выкопал. – А я ямку закопал.

У меня в саду земля влажная. – У меня в саду земля сухая.

Растения бывают полезные. – А бывают растения вредные.

Я люблю сладкие яблоки. – А я люблю кислые яблоки.

Я пью горячий чай. – Я пью холодный чай.

Я из парка вышел. – Я в парк пришел.

Я люблю зиму. – А я люблю лето.

Я сплю ночью. – Я сплю днем. И т. п

 

 

 

 

 

 

«Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь.

Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

 

 

«Разноцветные ритмы»

Цель: развивать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритмический рисунок с изображением.

Ход игры.

Педагог показывает детям условные сетки с одним и двумя рядами клеток. В них вклеены (нарисованы, вставлены) круги и квадраты (одного цвета).

Педагог объясняет, что это ритмические рисунки дети будут изображать следующим образом: круг – хлопнуть руками, топнуть ногой.

Примеры:

а) для сеток в один ряд:

красные круги и квадраты: круг - квадрат – круг – квадрат и т. д.

синие круги и квадраты: круг – круг – квадрат - круг – круг – квадрат – и т. д.

б) для сетки в два ряда:

зеленые круги и квадраты: круг - квадрат – круг, круг - квадрат – круг и т. д.

красные круги и квадраты: квадрат – квадрат – квадрат, круг – круг – круг и т. д.

 

 

 

«Что каким бывает?»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Ход игры.

Педагог предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым? Что бывает холодным?

 

 

 

 

 

 

 

 

«Слоги»

Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слов.

Ход игры.

Дети берут по одной картинке из разложенных на столе, встают в круг. Педагог рассказывает правила: «Тот, у кого в слове один слог, - подпрыгивает; тот, у кого два слога, - выходит в центр; тот, у кого три слога, - приседает. Задание проверяется.

 

 

«Подбери похожие слова»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

Ход игры.

Земля мокрая (влажная, сырая).

Воротничок свежий (чистый).

Хлеб черствый (жесткий, старый, засохший).

Вода мутная (грязная). И т. д.

 

 

«Кто как передвигается?»

Цель: активизировать словарь детей.

Ход игры.

Упражнение можно проводить как в устной форме, так и при помощи картинок.

- Назовите тех, кто ползает. А кто прыгает? Кто плавает? Кто скачет? Кто летает?

 

 

«Поиграем – посчитаем»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.

Ход игры.

Педагог предлагает детям выполнить разные движения. Дети вслух считают количество (до 10) выполненных движений (шаги, прыжки, приседания, взмахи руками).

Например: «Один шаг, два шага…пять шагов» и так до 10.

Задание можно усложнить, добавив пространственные ориентиры. Например: один шаг вправо, два шага вправо и т. п.; один прыжок к окну, два прыжка к окну и т. п.

 

«Что вокруг нас?»

Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии один слог (мяч, мак, шар, дом, сад), два слога(забор, кусты, цветы, песок, трава), три слога (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

 

 

«Слова – действия»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных.

Ход игры.

Педагог называет существительное (предмет, ребенок – глагол (действие с предметом). Первая фраза дается педагогом как образец: Загадки загадывают. Примерный набор слов: закладку …закладывают; заколку …закалывают; заказы …заказывают; задание …задают; запеканку …запекают; заготовки …заготавливают; заварку …заваривают и т. д.

 

 

 

«Что лишнее?»

Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.

Ход игры.

Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.

Педагог называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки. Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.

Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)

 

 

«Скажи, что ты слышишь»

Цель: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.

Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.

 

 

«Бывает – не бывает» с мячом

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

        Иней летом… (не бывает).

        Снег зимой… (бывает).

        Мороз летом… (не бывает).

        Капель летом… (не бывает).

 

 

 

 

 

 

«Отгадай-ка!»

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

 

 

«Скажи по-другому»

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет. Например, близко – не далеко (рядом); глупец – болван; ломать – крушить,  разбивать; умный – мудрый; печальный – грустный; бой – сражение; дом – хата, жилище, особняк; вежливый – внимательный; смелый – храбрый, отважный; ужасный – плохой, страшный; незнакомец – чужой и т.д.

 

 

«Добавь слог»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

 

 

«Наоборот» IV с мячом

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, кидает мяч ребенку, а ребенок  должен  назвать противоположное по значению слово и вернуть мяч воспитателю. (Далеко – близко, верхний – нижний, высоко – низко, грустно – весело, горячий – холодный и т.д.)

 

 

«Отгадываем загадки»

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки, например,  о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Исправь ошибку»

Цель: учить понимать смысл предложения.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно:

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Гена разбил стеклом мяч и т. д.

 

 

«Вспомни разные слова»

Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять детей в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его следующему, как бы передать его, следующий говорит то же одно слово, повернувшись к третьему ребенку. По очереди все дети должны произнести по одному слову. Через 3 круга игра останавливается. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Правила игры. Нельзя повторять одно слово дважды.

 

 

«Стоп! Палочка, остановись»

Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь» и передает палочку ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает палочку следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.

 

 

 

«Какая? какой? какое?»

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое…

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…

 

 

 

 

 

 

 

«Где что можно делать?»

Цель: активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.

Ход игры. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде соревнования. – Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.) – Что делают в больнице? (на реке?)

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!