КАРТОТЕКА ИГР По нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
«Гости города»
Цель: воспитание у детей интереса к жизни родного города и страны в целом.
Оборудование: фотографии с достопримечательностями города, кубик с цифрами.
Ход игры: закрепить шесть фотографий со знаковыми местами города на доске, предварительно пронумеровав цифрами от 1 до 6. Ребенок бросает кубик с цифрами, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение, появилось желание посетить этого место. Карточки с видами города нужно подбирать максимально узнаваемые, чтобы у малышей не возникло проблем с описанием
«Мой адрес»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес Оборудование: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит свой адрес. Ребёнок продолжает, называя свой, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Расскажи о своей семье»
Цель: формировать представление о себе как о члене семьи. Показать
значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Оборудование: фотоальбом, составленный совместно с родителями семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
Ход игры: дети рассказывают по очереди о своих семьях.
«Волшебные очки» Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.
«Как надо заботиться»
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
Ход игры: дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.
«Вежливые слова»
Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. п.
Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Палочка-выручалочка»
Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Ход игры: дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.
Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.
Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.
Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Наша страна»
Цель: выявить знания детей о Родине, ее столице.
Оборудование: иллюстраций, фотографий.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и фотографии, задает вопросы. Дети отвечают.
Наш детский сад»
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.
«Все профессии важны»
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление. Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
«Народные промыслы»
Цель: познакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов, рассказывает о них. После небольшой паузы дети разбиваются на команды, каждая из которых должна рассказать об одном из услышанных промыслов.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: картотека лечебных трав.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: «Малая красная книга»
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях, которые населяют его.
Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.
Ход игры: воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его называют: Китай - китаец, Америка - американец.
Страны и народы»
Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных
стран и народов мира. Рассказывает о них.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом
Материал: лабиринт - участок родного города
Ход игры. Дети по маршрутам ищут здание, куда они попадут, следуя
указанному маршруту
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом Материал: лабиринт - участок родного города
Ход игры. Дети по маршрутам ищут здание, куда они попадут, следуя указанному маршруту.
Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.
Ход игры: Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.
Дидактическая игра «Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, развивать ориентировку в родном городе Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете, и рассказать, чем он знаменит.
Дидактическая игра «Герб города»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. 1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. 2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. 3.Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. 4.Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
«Наша Армия»
Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.
«Птицы нашего города (края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать. Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»
Цель: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?