СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр по математике для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

игры по математике для дошкольников 

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по математике для дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Золотой ключик»













ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

на 2017 – 2018 учебный год.













Кужугет В.К.







Тема самообразования:

«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН





Месяц.

Направления работы.

Способы достижения.

Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования

Мониторинг, анкетирование Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Знакомство и анализ документации.


Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Знакомство с литературой по данной тематике.

Создания перспективного плана работы.

Октябрь.

Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала раздела образовательной программы: область «Познание»

Работа над развивающей математической средой группы.

Знакомство с литературой.


Оформление уголка группы.

Ноябрь.

Разработка картотек игр по ФЭМП.

Подбор материала.

Беседы с воспитателями .

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь.

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.




Январь.

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская игра»)



Февраль.

Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр «Поиски клада»

Подбор материала.


. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)



Март.

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»







Апрель.

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес».

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала ( настольно-печатные игры).



Май.

- Анализ, оформление результатов диагностики Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.


Подбор методической литературы.



Работа с родителями:

-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно».

- Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

-Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи».

- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

- Индивидуальные беседы и консультации.

- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»



Литература по теме:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.



















Конспект математический КВН с родителями «Играем в математику» в подготовительной группе.

Описание материала: Предлагаем вам конспект математического КВН с родителями и детьми 6-7 лет. Этот конспект познавательного развития, направлен на интеллектуальное развитие. Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Цель: развивать интелектуальные способности детей старшего дошкольного возраста в условиях соревнования.

Задачи:

1. закрепить умение отгадывать математические загадки, закрепить знание геометрических фигур, закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный счет), развивать логическое мыщление, закрепить знания о составе числа (познавательное развитие).

2. развивать связную речь, диалогическую и монологическую речь (речевое развитие).

3. Познакомить родителей с играми развивающие математические способности, формировать умение взрослых и детей взаимодействовать в роли игровых партнеров (социально- коммуникативное развитие).

Методы и приемы: игровой, сюрпризный момент(появление Незнайки, чудесный мешочек), наглядный, словесный (напоминание, указание, вопросы, орбъяснения), поощрение, рефлексия. Материал и оборудование: аудизапись КВН, физминутки, песни; эмблемы команд; 2 магнитые доски; письмо с заданием для разминки; чудесный мешочек, маленькие геометрические фигуры – фишки (треугольники, квадраты) для деления на команды; числовые карточки, большие геометрические фигуры (круг, квадрат, трапеция, ромб), игры «Числовая цепочка», «Найди недостающую фигуру», «Сколько фигур спряталось?», листы в клеточку и карандаши на каждого играющего; медальки.

Ход игры:

Дети сидят со своими родителями по обеим сторонам зала Ведущий 1: Сегодня мы проводим самый настоящий, очень серьезный и очень ответственный КВН- КВН дошкольников - математиков и их родителей. Ребята, вместе с родителями будут решать задачи, выполнять задания на смекалку. В математических соревнованиях будут участвовать две команды: «Почемучки» и «Знайки» Предлагаю познакомиться с жюри. (Объявляется состав жюри). Мы начинаем!

Ведущий 1: Команды поприветствуйте друг друга!

«Знайка»

1, 2, 3, 4, 5

Мы пришли сюда играть.

Математику мы знаем и легко все посчитаем!

«Почемучки»

Мы задачи умеем решать,

Складывать все и измерять.

1,2,3,4,5!

Будем дружно мы играть!

Математические испытания начнѐм с разминки Разминка для детей «Скажи на оборот» дерево высокое, а куст …. линейка длинная, а карандаш, …. канат толстый, а нитка, … самолѐт летит высоко, а поезд едет…. речка широкая, а ручеѐк…. Дом далеко, а д.сад …. дети готовы, проверим родителей. «закончите пословицу» Один ум хорошо, а ….. За двумя зайцами погонишься, …… Старый друг лучше ….. Семь бед – ……. Семь раз отмерь, …... Не имей сто рублей, …...

Готовы к игре и родители.

Первое задание, выполнить его должны все участники нашего КВН. Для каждой команды приготовлен стол, на котором стоит конструктор «Тико», подходите парами – взрослый со своим ребѐнком, ваша задача собрать объѐмную или плоскостную геометрическую фигуру,(показать) можно воспользоваться схемой, можно собрать самостоятельно. Первая пара выполнила задание, вернулась на места, выходит следующая пара – К концу КВН на ваших столах должно стоять по 7 фигур.

Приступаем ко второму заданию, выполнять которое будут дети. «Числовая цепочка». У меня есть карточки с цифрами. Ваша задача, по моей команде выстроить числовые цепочки - команда «Знайка» строится по порядку, от 1 до 10, а команда «Почемучки» от 10 до 1.

«Найдите отличия» Теперь пришло время взрослых. Ваша задача найти и назвать все отличия. (картинки для каждой команды)

«Что лишнее». Задание для детей (на слайдах) .

Молодцы! Ну, что ж, теперь задание для взрослых, «Сколько и какие фигуры спрятались на картинке?» (для каждой команды)

Задачки для детей:

1) 6 малышей медвежат Мама уложила спать. Одному никак не спится. А скольким сон хороший снится? (6-1=5)

1) В кружку сорвала Марина 10 ягодок малины, 6 дала своей подружке. Сколько ягод стало в кружке? (10-6=4)

2) У Надюши пять тетрадок, Кляксы в них и беспорядок. Нужен Наде черновик. Вася, первый ученик, Дал еще тетрадку Наде Сколько у нее тетрадей? (5+1=6)

2) Сестры-белочки сидели Вшестером в дупле на ели. К ним еще одна примчалась - От дождя она спасалась. Все теперь сидят в тепле. Сколько белочек в дупле? (6+1=7)

3)Ёжик по грибы пошѐл И 6 рыжиков нашѐл 3 он положил в корзинку, Остальные же - на спинку. Сколько рыжиков везѐт На своих иголках ѐж? (6-3=3)

3) Четыре спелых груши На веточке качалось Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось ( 4-2=2)

Задание для детей парами «Собери головоломку» (Танграм, колумбово яйцо, монгольская игра – собирают на своих стульях)

А пока дети собирают головоломки хитрые вопросы для взрослых:

  1. Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).

  2. Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком).

  3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).

  4. В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в зоопарке? Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра).

  5. 2. Сколько хвостов у двух ослов? (Два)

  6. На берѐзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берѐзе? (нисколько, на берѐзе яблоки не растут).

  7. Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значит в нем ничего нет).

  8. Я увидела удивительное животное, у него 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги).

  9. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).

Задание для детей «Сосчитай и соедини» на каждую команду своѐ задание. Пока дети выполняют это задание для родителей задание с блоками Дьенеша «Обручи»

-В красный обруч положите большие синие фигуры.

В синий обруч положите все круглые фигуры.

-В жѐлтый обруч положите маленькие треугольники.

Между красным и синим положите маленькие прямоугольники.

- Между жѐлтым и синим обручем положите жѐлтые большие квадраты .

Пока жюри подводят итоги немного отдохнѐм и разомнѐмся. Звучит ауди запись физминутки.

Пришло время отдохнуть.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку, засыпают)

Подведение итогов – победила ДРУЖБА Детям шоколадные медальки.













Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови». В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико- математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать, и какая фигура должна получиться в результате. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например, Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчеств















































«Математика – это интересно!» Умственное развитие ребѐнка, его познавательных способностей тесно связано с процессом формирования элементарных математических представлений через знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, количественным и порядковым счѐтом; умением присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться во времени, в пространстве и на листе бумаги, устанавливать последовательность событий, составлять предмет из частей, из палочек и так далее

. Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к обучению. Дорогие мамы и папы, а теперь поиграем!

Предлагаем Вам, примеры игр, в которые можно с удовольствием поиграть дома и на улице.

«Считаем в дороге»

Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят

. «Сложи квадрат»

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. «Пуговицы»

Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов. Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы. ◈ Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные. ◈ Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке. Игра «Четыре цвета» Нарисуйте загогулину, не отрывая карандаша от бумаги. Или используя линейку, нарисуйте абстрактные линии или овалы с кругами, как на рисунке снизу. · Возьми четыре карандаша или фломастера. · Каждый элемент в фигуре раскрась своим цветом. · Фрагменты расположенные рядом, должны быть разных цветов. Подумай немного прежде чем раскрашивать

. Игра “Измеряем цифры”

· На листах бумаги нарисуйте цифры 1, 2, 3, 4 и 5 одинаковые по высоте. · Возьмите длинную веревку и ножницы. Сначала наложи веревку на цифру 1, так чтобы веревка повторяла контуры цифры. Оставшийся конец веревки отрежьте. · Таким же образом наложи веревки на другие цифры. Сравните куски веревки, на какие цифры веревки понадобилось больше всего? А на какие - меньше? Какая цифра оказалась длиннее всех?

Иллюстрация из книги «Где обедал воробей?»

Игра помогает ребенку понять, что «величина» - понятие относительное. Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.





























































































Консультация для родителей

«Математика для малышей, что это?

» С помощью занятий математикой, младшая группа детского сада дает детям знания о разделении предметов на группы по признакам, таких как цвет, форма, размер. Малыши, впервые сталкиваясь с понятием «один и много», объединяют в группы однородные предметы и пробуют выделять один названный предмет из общей группы, находят в окружении один или несколько одинаковых предметов, пробуют считать предметы до пяти. А так же сравнивать предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник.

Математикой можно заниматься с ребѐнком везде дома, в детском саду и даже на прогулке. Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом. Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры. Проводятся такие занятия в младшем возрасте обычно утром.

Вот пример одной из дидактических игр, которые можно проводить в детском саду и дома. Эта игра дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много», называется «Найди игрушку». Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу, и т. д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно, чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка. Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания.

Так же во время прогулки можно играть, в самое простое, что можно придумать, это считать определѐнные встречные предметы. На занятиях нужно часто повторять такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две черные машины и две белые. Всего - четыре ». Так постепенно освоим и состав числа. Предложите малышу на прогулке отыскивать «все чего по два». Это непросто, но интересно. Таким образом, занятия математики развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала











. Консультация для родителей

«Дома играем-математику изучаем»

Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребѐнка к школе.

Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. В средней группе занятия по математике проводятся еженедельно, продолжительностью 20 минут. Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени». На занятиях по математике я забочусь и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют неустойчивое внимание, поэтому их необходимо заинтересовать, проводя занятия в игровой форме. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом. Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, п проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин.

Так давайте приготовим его, играя с ребенком!

1. Моторика - «Золушка» Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда.

2. Форма - «Испечем печенье» Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры. 3. Количество и счет - «Накроем на стол» Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.

4. Игра «Карусель» Учить считать в пределах

5. В эти игры можно играть не только с мамой на кухне, но и с папой в гараже, с бабушкой в саду, в парке, по дороге из детского сада домой и т. д.











Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Спасение Крыски-Лариски»

Задачи:

Закреплять умения: Составлять число из меньших чисел; Сравнивать рядом стоящие числа; Составлять и решать задачу в одно действие на сложение и вычитание;

Пользоваться цифрами и арифметическими знаками: «+», «--», «=»;

Определять на ощупь плоские и объемные фигуры, соотносить предметы реального мира с плоскими и объемными фигурами;

Определять временные отношения по длительности;

Развивать познавательный интерес в разрешении проблемных ситуаций;

Доводить до конца начатое дело;

Формировать у детей ощущение своей значимости

. Ход занятия:

Введение детей в тему:

Воспитатель:

Ребята, у меня в группе произошло что-то необычное, загадочное. У меня в гостях была крыска Лариска. Из какой она сказки? /«Крокодил Гена и Чебурашка»/.

Она подружилась с бабой Ягой. Но сегодня я обнаружила вместо Лариски вот этот серый комочек меха. Да и баба Яга очень грустная. Что же делать? Как нам найти крыску Лариску? /Предложения детей/

Воспитатель:

Конечно, надо спросить у бабы Яги, куда пропала крыска.

Баба Яга: Мы с Лариской играли, а потом поссорились. Я взяла и заколдовала ее, а расколдовать не могу. Правда, ребята, я не хотела оставлять Лариску комочком. Воспитатель: /замечает книгу сказок и предлагает подумать, как помочь Лариске/

. Баба Яга: У меня есть книга загадок. Она поможет. Но ее надо купить, а у вас нет денег, да и считать вы их не умеете.

Воспитатель: Умеют, умеют. Сколько стоит твоя книга? /предлагает составить из монет число 10, покупает книгу./ В книге есть добрый волшебник, который знает, как помочь. Надо выполнить много разных заданий.

- Итак, мы начинаем выручать нашу любимую Крыску–Лариску.

1 задание: Составить из монет число 10 /выполнять за столами/.

2 задание: Прямой и обратный счет: от 1 до 20 и от 20 до 1.

3 задание: Около каждого ребенка на ковре лежит число, ребенок называет предыдущее и последующее числа. /выполняется сидя на ковре/

4 задание: Сравнить числа значками. На шкафчиках развешены карточки с числами. Дети берут карандаши и расставляют знаки «», «


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!