СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр и упражнений для формирования навыков элементарного звукового анализа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

 

№ 1

«СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ».

 

ЦЕЛЬ: закрепить у детей знания о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго, в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

ХОД: педагог говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получается только один шаг. Произносит слово «шар», шагает, дети шагают тоже, и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваем сделать», - говорит педагог и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.

Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Дети называют слова,

логопед помогает им. Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на

длительность звучания слова.

 

№ 2

«КТО БЫСТРЕЕ».

 

ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Закрепить знания о том, что в разных словах разное количество звуков.

ХОД: дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, а в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему.Начинается игра но сигналу педагога. Если кто-то называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об полочко теряется. Педагог и жюри(еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем все повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием с наименьшим количеством ошибок.

 

№ 3

«ПРО ДВУХ ЗАЙЧАТ».

 

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. Продолжать учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

ХОД: педагог предлагает детям послушать рассказ про двух зайчат и просит помочь ему в поисках нужных слов.

«Однажды утром зайчата Лут и Лута отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Лут взял с собой то, что в названии имеет звук /Р/ (ведро), а Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук /У/ (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят - из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое,

мало звуков, и среди них есть звук /У/. Кто же это? (уж). Поздоровались с ним, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук /С/ (сом). Затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее также слышится звук /С/ Кто отгадал? (Сазан).

Дома зайка-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось со звука У/ (уха), на второе получили капусту, а на третье – любимое заячье лакомство, в названии которого есть звук /М/ (морковь). А потом малыши взяли игрушки: Лут круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута - игрушку, в названии которой есть звук /К/. Что же это за игрушка? (кукла). Верно.

Кукла. А имя своей кукле она подобрала со звуком /О/ ( Оля, Тома, Маша... .) Вот и вся история».

 

4

«ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ».

 

ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова. Учить детей

самостоятельно определять, какой sew является последним. Подбирать слова на данный звук.

ХОД: логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и

одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять отдельные звуки в словах.

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». (Ласточка, лавка).

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач...).

Подбери слово, чтобы первый звук был «К», а последний - «Ш». (Карандаш,

камыш...).

Какое получится слово, если к «но» прибавить один звук? (Нож, нос...).

Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был «У», а последний – «К».

(Шустрик, Кузнечик...).

 

 

 

 

 

5

«ЧЕЙ РАССКАЗ ЛУЧШЕ?».

 

ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы из двух-трех предложений, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

ХОД: логопед предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых

большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. (Можно каждому ребенку предложить составить рассказ, все слова в котором начинаются на звук в имени ребенка).

 

№ 6

«В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ, В КОНЦЕ».

 

ЦЕЛЬ: закрепить умения детей определять местонахождение звука в слове ( в начале, в середине, в конце), учить пользоваться схемами слов.

ХОД: логопед показывает детям картинку, под изображением которой находятся три кармана, расположенных горизонтально. Объясняет, что первый карман - это начало слова, второй - середина, третий конец. Демонстрирует кружочки, которыми будут обозначаться звуки. Предлагает задания:

§ положи кружочек в тот карман, где находится звук /Р/. (картинка с изображением розы).

Картинки: /Р/: роза, марка, комар.

/Б/: забор, бочка, клумба.

/К/: мак, крот, самокат.

/Ш/: шарф, камыш, брошка.

/Ч/: чашка, бочка, грач.

 

7

«УВЕЛИЧЬ СЛОВО».

 

ЦЕЛЬ: упражнять детей в делении слов на слоги. Учить изменять слова с

помощью добавления слогов.

ХОД: логопед рисует схему из двух квадратов. Это схема для слова «роза».

Задание: превратить это слово в слово из трех слогов (розочка). Ребенок должен произнести слово по слогам и дорисовать третий квадрат, четко выделяя этот слог, который добавился.

Слова: лиса, песок, трава, цветок, дождь, лес, снег, вода, сад, банан и т.д.

Игру можно использовать в другом варианте.

Задание: превратить слово в слово из двух слогов, из одного (т.е. уменьшить

слово). Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно составляли схемы,

подбирали соответствующие слова.

 

 

 

8

«КАКОЕ СЛОВО ПОДОЙДЕТ?».

 

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, уметь соотносить определенные слова с нужными схемами.

ХОД: педагог предлагает детям несколько схем (состоящих из одного, двух или трех квадратов). Сообщает, что каждый квадрат обозначает одну часть слова. Выставляет на доске определенную схему, например, из двух квадратов и предлагает детям три слова: волк, корова, лиса.

Задание: «Какое слово подойдет к заданной схеме? Кто определит, поднимите карточку (карточка в виде звездочки)».

Логопед предлагает детям разные слова. Для того, чтобы усложнить задание, ввести детей в раздумье, педагог может предлагать такие слова, которые не подходят к данной схеме, побуждая тем самым детей к размышлению и анализу.

 

№ 9

«РАЗНЕСТИ ОВОЩИ ПО ПРИЛАВКАМ».

 

ЦЕЛЬ: закреплять умения детей делить слова на слоги, оперировать понятиями «слог», «часть слова».

ХОД: сегодня мы будем с вами играть в магазин. Магазин наш будет называться «Фрукты - овощи». Но для начала нам продукты нужно разложить по прилавкам.

Посмотрите, прилавки в нашем магазине разные, состоящие из одного, двух и трех квадратов. Поэтому продукты надо раскладывать соответственно.

Какой овощ можно положить на прилавок с одной ячейкой? (лук). Куда мы

поместим капусту, огурец, помидор?

Как вы считаете, что будет продаваться на прилавке из двух ячеек? (редис, репа, свекла, морковь).

Педагог может развернуть эту игру в сюжетно-ролевую. У детей –покупателей можно спросить следующее: «Какое первое блюдо можно сварить из этих овощей, чтобы название его имело только одну часть (щи, борщ. суп); вспомнить те блюда из овощей, в названии которых слышится две части,(пю-ре, ра-гу, салат); три части(го-луб-цы, ви-не-грет, кот-ле-ты).

 

№ 10

«НЕ ЗАДЕРЖИВАЙ, ПРОДОЛЖАЙ».

 

ЦЕЛЬ: показать детям, что слоги (части) в слове, как и звуки, следуют один за другим, что в слове есть начало и конец; учить детей самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

ХОД: дети стоят, образуя крут. Один из них первым говорит какое-нибудь слово, очень громко произносит его по частям, а рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он также громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Остальные в это время мысленно проверяют правильность выбираемых слов. Например, первый ребенок четко по слогам произносит слово «ва-за»; следующий по кругу говорит слово «за-ря»; следующий – «ря-би-на» и т.д.

Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово или ошибается при ответе, он должен выйти из круга. Постепенно круг играющих сужается. Дети, вышедшие из игры, продолжают наблюдать за ее ходом и участвуют в общем обсуждении слов.

В конце игры все поздравляют. победителей.

 

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр и упражнений для формирования навыков элементарного звукового анализа.»

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.


№ 1

«СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ».


ЦЕЛЬ: закрепить у детей знания о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго, в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

ХОД: педагог говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получается только один шаг. Произносит слово «шар», шагает, дети шагают тоже, и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваем сделать», - говорит педагог и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.

Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Дети называют слова,

логопед помогает им. Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на

длительность звучания слова.


№ 2

«КТО БЫСТРЕЕ».


ЦЕЛЬ: учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Закрепить знания о том, что в разных словах разное количество звуков.

ХОД: дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, а в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему.Начинается игра но сигналу педагога. Если кто-то называет слово неправильно, то тот, кому он передал мяч, должен ударить им об полочко теряется. Педагог и жюри(еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем все повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием с наименьшим количеством ошибок.


№ 3

«ПРО ДВУХ ЗАЙЧАТ».


ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. Продолжать учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

ХОД: педагог предлагает детям послушать рассказ про двух зайчат и просит помочь ему в поисках нужных слов.

«Однажды утром зайчата Лут и Лута отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Лут взял с собой то, что в названии имеет звук /Р/ (ведро), а Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук /У/ (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят - из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое,

мало звуков, и среди них есть звук /У/. Кто же это? (уж). Поздоровались с ним, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук /С/ (сом). Затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее также слышится звук /С/ Кто отгадал? (Сазан).

Дома зайка-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось со звука У/ (уха), на второе получили капусту, а на третье – любимое заячье лакомство, в названии которого есть звук /М/ (морковь). А потом малыши взяли игрушки: Лут круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута - игрушку, в названии которой есть звук /К/. Что же это за игрушка? (кукла). Верно.

Кукла. А имя своей кукле она подобрала со звуком /О/ ( Оля, Тома, Маша... .) Вот и вся история».


4

«ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ».


ЦЕЛЬ: активизировать знания детей о звуковом строении слова. Учить детей

самостоятельно определять, какой sew является последним. Подбирать слова на данный звук.

ХОД: логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и

одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять отдельные звуки в словах.

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». (Ласточка, лавка).

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач...).

Подбери слово, чтобы первый звук был «К», а последний - «Ш». (Карандаш,

камыш...).

Какое получится слово, если к «но» прибавить один звук? (Нож, нос...).

Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был «У», а последний – «К».

(Шустрик, Кузнечик...).






5

«ЧЕЙ РАССКАЗ ЛУЧШЕ?».


ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы из двух-трех предложений, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

ХОД: логопед предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых

большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. (Можно каждому ребенку предложить составить рассказ, все слова в котором начинаются на звук в имени ребенка).


№ 6

«В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ, В КОНЦЕ».


ЦЕЛЬ: закрепить умения детей определять местонахождение звука в слове ( в начале, в середине, в конце), учить пользоваться схемами слов.

ХОД: логопед показывает детям картинку, под изображением которой находятся три кармана, расположенных горизонтально. Объясняет, что первый карман - это начало слова, второй - середина, третий конец. Демонстрирует кружочки, которыми будут обозначаться звуки. Предлагает задания:

§ положи кружочек в тот карман, где находится звук /Р/. (картинка с изображением розы).

Картинки: /Р/: роза, марка, комар.

/Б/: забор, бочка, клумба.

/К/: мак, крот, самокат.

/Ш/: шарф, камыш, брошка.

/Ч/: чашка, бочка, грач.


7

«УВЕЛИЧЬ СЛОВО».


ЦЕЛЬ: упражнять детей в делении слов на слоги. Учить изменять слова с

помощью добавления слогов.

ХОД: логопед рисует схему из двух квадратов. Это схема для слова «роза».

Задание: превратить это слово в слово из трех слогов (розочка). Ребенок должен произнести слово по слогам и дорисовать третий квадрат, четко выделяя этот слог, который добавился.

Слова: лиса, песок, трава, цветок, дождь, лес, снег, вода, сад, банан и т.д.

Игру можно использовать в другом варианте.

Задание: превратить слово в слово из двух слогов, из одного (т.е. уменьшить

слово). Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно составляли схемы,

подбирали соответствующие слова.




8

«КАКОЕ СЛОВО ПОДОЙДЕТ?».


ЦЕЛЬ: продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, уметь соотносить определенные слова с нужными схемами.

ХОД: педагог предлагает детям несколько схем (состоящих из одного, двух или трех квадратов). Сообщает, что каждый квадрат обозначает одну часть слова. Выставляет на доске определенную схему, например, из двух квадратов и предлагает детям три слова: волк, корова, лиса.

Задание: «Какое слово подойдет к заданной схеме? Кто определит, поднимите карточку (карточка в виде звездочки)».

Логопед предлагает детям разные слова. Для того, чтобы усложнить задание, ввести детей в раздумье, педагог может предлагать такие слова, которые не подходят к данной схеме, побуждая тем самым детей к размышлению и анализу.


№ 9

«РАЗНЕСТИ ОВОЩИ ПО ПРИЛАВКАМ».


ЦЕЛЬ: закреплять умения детей делить слова на слоги, оперировать понятиями «слог», «часть слова».

ХОД: сегодня мы будем с вами играть в магазин. Магазин наш будет называться «Фрукты - овощи». Но для начала нам продукты нужно разложить по прилавкам.

Посмотрите, прилавки в нашем магазине разные, состоящие из одного, двух и трех квадратов. Поэтому продукты надо раскладывать соответственно.

Какой овощ можно положить на прилавок с одной ячейкой? (лук). Куда мы

поместим капусту, огурец, помидор?

Как вы считаете, что будет продаваться на прилавке из двух ячеек? (редис, репа, свекла, морковь).

Педагог может развернуть эту игру в сюжетно-ролевую. У детей –покупателей можно спросить следующее: «Какое первое блюдо можно сварить из этих овощей, чтобы название его имело только одну часть (щи, борщ. суп); вспомнить те блюда из овощей, в названии которых слышится две части,(пю-ре, ра-гу, салат); три части(го-луб-цы, ви-не-грет, кот-ле-ты).


№ 10

«НЕ ЗАДЕРЖИВАЙ, ПРОДОЛЖАЙ».


ЦЕЛЬ: показать детям, что слоги (части) в слове, как и звуки, следуют один за другим, что в слове есть начало и конец; учить детей самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

ХОД: дети стоят, образуя крут. Один из них первым говорит какое-нибудь слово, очень громко произносит его по частям, а рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он также громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Остальные в это время мысленно проверяют правильность выбираемых слов. Например, первый ребенок четко по слогам произносит слово «ва-за»; следующий по кругу говорит слово «за-ря»; следующий – «ря-би-на» и т.д.

Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово или ошибается при ответе, он должен выйти из круга. Постепенно круг играющих сужается. Дети, вышедшие из игры, продолжают наблюдать за ее ходом и участвуют в общем обсуждении слов.

В конце игры все поздравляют. победителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!