«Карта – второй язык географии» Н.Н.Баранский. Картографический метод – один из главных в географическом познании при формировании и контроле познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»
учитель Матвеева Н.М. МБОУ «СОШ №7» г. Сафоново Смоленской области
Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географич еским языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни.
Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.
При формировании познавательных УУД использую следующие географические методы.
Географический метод | Осуществляемые действия | Примеры заданий |
Метод наблюдения | Определить цель наблюдения; Произвести отбор источников информации; Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений; | Провести наблюдение за погодой; Наблюдение за фенологическими изменениями в природе. |
Метод географического описания | Отбирать необходимые источники информации, находить информацию; Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; Составлять географическую характеристику территорий. | По типовому плану дать характеристику ЭГП Дальнего Востока, географического положения Африки, населения России, металлургических баз России |
Историко-географический метод | Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. | Как изменился бы климат Западной Сибири , если бы Уральские горы находились на севере Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России. |
Сравнительно – географический | Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины. | Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; Кавказских и Уральских гор |
Картографический самый важный в географии | Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления. | Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса? Почему Африка-самый жаркий материк, а Австралия-самый сухой материк? |
Статистический | Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. | Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен. По климатограммам определите тип климата данной местности. |
Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление.
Работа с картой. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. Географические карты должны стать помощниками, но для этого необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии. Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. Ребята сдают зачёты на знание географической номенклатуры на протяжении всего курса географии: на настенных и интерактивных картах показывают географические объекты. Пример заданий с географической картой:
Найти на карте крупнейшие горы мира, сравнить их по высоте, объяснить зависимость высоты гор и возраста гор, объяснить положение гор на тектонической карте (6 класс).
Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма, объяснить причину их расположения (6, 7 класс)
Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки (6 класс).
Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых ( практическая работа при изучении Географии России в 8 классе.
Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Южной Америки (7 класс), Дальнего Востока (8-9 класс) .
Умение сравнивать. «….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский. Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.
Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.
Сравните ресурсообеспеченность стран мира.
Дайте сравнительную характеристику двух стран Европы.
На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.
Работа в контурных картах: очень важна работа на контурной карте. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.
Умение классифицировать.
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности. Необходимо не только провести классификацию, но и объяснить почему именно так.
Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.
(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)
Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.
(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)
Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.
( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)
Работа с географическими координатами
Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с географическими картами.
Эта работа ведётся на протяжении всего курса физической географии.
Пример задания: летом мы решили отправиться на море отдохнуть, определите по географическим координатам моря, и на каком море мы будем купаться постоянно, на каком-иногда, а на каком вообще не сможем купаться: 45 с.ш.37 в.д.; 57 с.ш. 147 в.д. ; 75 с.ш. 77 в.д.. (Чёрное море, Охотское море, Карское море).
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии ведётся в следующих направлениях:
Например, могут быть предложены вопросы и задания:
- Почему точка А и точка В расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?
- Что является причиной разнообразнообразных форм рельефа на территории России??
- На основе карт атласа составить комплексную характеристику одного из регионов России;
- Анализируя климатическую карту России, ответить на вопрос: «Почему средняя температура января в Мурманске выше, чем во Владивостоке?»
- Задание "Здесь был я”. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родному краю, иллюстрируя рассказ фотографиями. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом.
В результате использования разнообразных видов практических работ формируется навык составления и распознавания диаграмм. Построения графиков.
Практическая работа 7 класс. Тема: «Природные зоны» Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения, (умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия)