СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки-минутки как средство экспресс-диагностики предметных знаний обучающихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные карточки можно использовать на уроках повторения изученного материала, при подготовке к ОГЭ(Смотреть в файле "Подготовка К ОГЭ"

Просмотр содержимого документа
«Карточки-минутки как средство экспресс-диагностики предметных знаний обучающихся.»


Вариант 1

1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно. (2)Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (3)Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов. (4)С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях. (5) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) берёзовая рощица было прекрасно (предложение 1)

2) Каштанка присела (и) залилась (предложение 2)

3) проступала полоса (предложение 3)

4) нередкого в этих краях (предложение 4)

5) старик подёргал (предложение 5)

Ответ: ____________________________


3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение (1) осложнено однородными членами.

2) Предложение (2) осложнено обособленными обстоятельствами.

3) Предложение (3) осложнено причастным оборотом, выраженным обособленным определением.

4) Предложение (4) сложное, состоит из трёх грамматических основ.

5) Вторая часть предложения (5) осложнена вводным словом.

Ответ: ________________________


4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для определённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Пунктуационные правила

Предложения

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно.

Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

2) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем.

В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

3) Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов.


4) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях.


5) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В





5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная
на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё
в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.


Ответ: _______________________________



6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.



 1) 

РАСХОДНЫЙ (материал)  на конце приставки перед

буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

 2) 

НОЧНОЙ –– в сочетании ЧН буква Ь не пишется.

 3) 

СКАКАТЬ –– написание безударной чередующейся гласной

в корне зависит от суффикса -А-.

 4) 

РАЗВЕЯННЫЙ –– написание гласной Я перед НН зависит от

принадлежности к спряжению глагола.

 5) 

НЕДОРОГОЕ (изделие) –– имя прилагательное пишется с

 НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.





Ответ: _______________________________


7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.


За тёмной ст..(1)ной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода. Этот шум – единств..(2)нный звук в безмолви..(3) ночи – утверждал непр..(4)рывное дв..(5)жение природы. Должно быть, каждый из нас подумал о лесных ручьях, бегущ..(6)х под бур..(7)ломом и сгнивш..(8)й листвой, о том, как м..(9)рцают звёзды в заводях Дубны.



Ответ: _________________________________


8. Раскройте скобки и запишите слово «пятьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


(Пятьдесят) километрами ниже по реке находилась сторожка лесника.

Ответ: ___________________


9. Замените словосочетание «стариковский голос», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ____________________________



Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

 (1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает свое­го птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свой­ство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня…

(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– Сынок… (27)Сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– Мама. (33)Мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.


(По Ю.Я. Яковлеву*)


Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Мать приучила рассказчика ценить родную землю.

2)  После ранения рассказчик звал на помощь своих товарищей.

3)  Чужая женщина заботилась о раненом герое с материнской любовью.

4)  Мать рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.

5)  Мать рассказчика вынесла с поля боя раненого.

Ответ: __________________________________


11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Один, только один раз земля не уберегла меня...

2)  Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.

3)  Я сгорал от жажды.

4)  И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти,  — мама.

5)  Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды,  — земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

Ответ: _______________________________


12. В предложениях 34-40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.

Ответ: _____________________________


Часть 3

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему в жизни человека важна мама?». Дайте определение выражению МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
































Критерии оценивания тестовой части

Правильное выполнение каждого из заданий 2-12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкциипо выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2,3, 5-7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значение.

Номер задания

Вариант ответа

2

235

3

125

4

254

5

234568

6

125

7

356

8

пятьюдесятью

9

голосстарика

10

134

11

15

12

тракт трактам





































Задание 8

ОГЭ 2024


1. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

По (оба) сторонам дороги цвели яблони.


Ответ: _____________________


2. Раскройте скобки и запишите слово «пламя» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Бледный язычок (пламя) костра светился в темноте.


Ответ: __________________


3. Раскройте скобки и запишите слово «сберечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Установка оборудования для фильтрации воды в будущем (сберечь) здоровье жителей города.


Ответ: __________________


4. Раскройте скобки и запишите слово «шестьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Самому древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет.


Ответ: ________________________

5. Раскройте скобки и запишите слово «шестьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Более (шестьдесят) процентов территории России занимают леса.


Ответ: __________________________


6. Раскройте скобки и запишите слово «апрель» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


К пятнадцатому (апрель) планируется открытие новой библиотеки.


Ответ: _______________________________


7. Раскройте скобки и запишите слово «лечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


( Лечь) на спину, вытяни левую ногу, правую согни в колене и потяни на себя.

Ответ:____________________________


8. Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон.


Ответ: ____________________________


9. Раскройте скобки и запишите слово «жечься» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Собирайте крапиву в перчатках: она очень больно (жечься).


Ответ: ______________________________


10. Раскройте скобки и запишите слово «объявить» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Выйдя на середину сцены, конферансье (объявить) о начале концерта.


Ответ: ____________________________________


11. Раскройте скобки и запишите слово «бананы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


В магазине мы купили связку (бананы).

Ответ: _______________________


12. Раскройте скобки и запишите слово «заглохнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Автомобиль внезапно (заглохнуть) на дороге, потому что в баке закончился бензин.


Ответ: ___________________________















Ответы

Номер задания

Правильный ответ

1

обеим

2

пламени

3

сбережёт

4

шестисот

5

шестидесяти

6

апреля

7

ляг

8

хлещут

9

жжётся

10

объявил

11

бананов

12

заглох




































Задание 6

Карточки-минутки



1.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

СЛЫШАЩИЙ –– написание гласной А в суффиксе

действительного причастия настоящего времени определяется

принадлежностью ко II спряжению глагола, от основы

которого образовано это причастие.

 2) 

НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) –– частица НЕ с

кратким страдательным причастием пишется раздельно.

 3) 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ –– сложное имя

прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.

 4) 

БРОШЬ –– буква Ь обозначает мягкость предыдущего

согласного.

 5) 

КАРАВАЙ –– правописание безударных гласных в корне слова

проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный

звук находится под ударением.













2.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её

значением, близким к значению приставки пере-.

 2) 

РАСТАЯТЬ –– в корне слова с чередующейся гласной

перед -СТ пишется буква А.

 3) 

БЛИЗКИЙ –– в качественном имени прилагательном,

имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.

 4) 

БЕЗВРЕДНЫЙ –– на конце приставки перед буквой,

обозначающей глухой согласный, пишется буква З.

 5) 

ЛЫЖНИЦЫ –– в окончании имени существительного

после Ц пишется буква Ы.























3.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

РАСЦАРАПАТЬ –– на конце приставки перед буквой,

обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

 2) 

РАСКЛЕИВШИЙ – написание гласной перед суффиксом -ВШ-

действительного причастия прошедшего времени зависит от

принадлежности к спряжению глагола.

 3) 

ПОДЫТОЖИТЬ – после русскоязычной приставки,

оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

 4) 

НЕСМЫШЛЁНЫШ –– слово не употребляется без НЕ,

поэтому пишется слитно.

 5) 

(выпускники) УЧИЛИЩ – в форме родительного падежа

множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.






























4.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

ПРЕГРАДА –– выбор приставки определяется её значением,

близким к значению слова очень.

 2) 

ВИДЯЩИЙ (перспективу) –– правописание гласной в

суффиксе действительного причастия настоящего времени

определяется принадлежностью к спряжению глагола, от

основы которого это причастие образовано.

 3) 

КАНАТОХОДЕЦ –– в сложном слове после мягкого согласного

пишется соединительная гласная О.

 4) 

ПРИМИРЯТЬ (друзей) –– написание безударной гласной в

корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в

котором этот гласный звук находится в ударном слоге.

 5) 

(возле) РОЩ – в форме родительного падежа множественного

числа имени существительного 2-го склонения после

шипящего буква Ь не пишется.













5.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

ЗАГОРЕЛЫЙ –– в корне слова с чередующейся гласной

без ударения пишется буква О.

 2) 

КУНИЦЫНА (нора) –– в суффиксе имени прилагательного

после Ц пишется буква Ы.

 3) 

ЗАПЕЧЁННЫЙ (картофель) –– в суффиксе страдательного

причастия прошедшего времени после шипящих под ударением

пишется буква Ё.

 4) 

БЛЕСТЯЩИЙ –– написание безударной чередующейся

гласной в корне слова определяется сочетанием последующих

согласных СТ.

 5) 

НЕ БОЯСЬ –– частица НЕ с наречием пишется раздельно.























6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

 (далеко) НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ – раздельное написание 

частицы НЕ с именем прилагательным определяется наличием

слова, усиливающего отрицание.

 2) 

ВИНЕГРЕТ –– в корне слова две непроверяемые безударные

гласные.

 3) 

БРУСЬЯ –– буква Ь обозначает мягкость предшествующего

согласного звука.

 4) 

С ВРАЧОМ –– в суффиксе имён существительных после

шипящих под ударением пишется буква О.

 5) 

ЗАГОРЕТЬ –– написание безударной чередующейся гласной в

корне слова определяется его лексическим значением.
























7.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

С ПЛАЩОМ –– в окончании имени существительного после

шипящего под ударением пишется буква О.

 2) 

(ещё) НЕ РЕШЁННЫЙ –– частица НЕ с кратким причастием

пишется раздельно.

 3) 

(говорит) ИСКРЕННЕ –– в полном страдательном причастии

прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

 4) 

ВЕТЕРАН –– две безударные гласные корня непроверяемые.

 5) 

РАССЧИТАТЬ –– написание безударной чередующейся

гласной в корне слова определяется его лексическим значением.
























8.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

ДОВЕРЧИВЫЙ –– правописание гласной И в суффиксе

причастия настоящего времени определяется

принадлежностью ко II спряжению глагола.

 2) 

РАСТУЩИЙ –– в корне слова с чередующейся гласной перед

-СТ- пишется буква А.

 3) 

ВЫТРИТЕ (стол) –– в форме будущего времени 2-го лица

множественного числа глагола II спряжения пишется

окончание -ИТЕ.

 4) 

БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русскоязычной приставки,

оканчивающейся на согласную, пишется буква Ы.

 5) 

(на) БОЧОК –– в окончании имён существительных после

шипящих под ударением пишется буква О.




















9.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

ПРИШКОЛЬНЫЙ –– написание приставки определяется её

значением –– расположение вблизи.

 2) 

ЗАМЕЧЕНА (посетителями) –– в краткой форме

страдательного причастия прошедшего времени пишется одна

буква Н.

 3) 

НИКАКОЙ –– в приставке отрицательного местоимения под

ударением пишется буква И.

 4) 

ЕШЬТЕ –– в форме повелительного наклонения глагола

буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего

согласного.

 5) 

ЗАГОРЕЛЫЙ –– безударную гласную в корне слова

можно проверить словом горы.






















10.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


 1) 

ИЩУЩИЙ –– написание гласной У в суффиксе

действительного причастия настоящего времени определяется

принадлежностью ко II спряжению глагола.

 2) 

НЕ ПОНИМАЯ –– частица НЕ с кратким причастием пишется

раздельно.

 3) 

МОРОЗОУСТОЙЧИВЫЙ –– сложное имя прилагательное,

образованное на основе подчинительного словосочетания,

пишется слитно.

 4) 

СЕМЬДЕСЯТ –– в середине числительных от 50 до 80

пишется буква Ь.

 5) 

КРЕПКО-НАКРЕПКО –– дефисное написание сложного

прилагательного определяется его образованием путём

сложения одной и той же основы.























Ответы к карточкам- минуткам


Номер карточки

Правильный ответ

1

123

2

35

3

34

4

24

5

123

6

12

7

14

8

24

9

12

10

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!