СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки для подготовки к ВПР в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные карточки содержат варианты ВПР. Могут быть использованы как на уроках, так и в качестве домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Карточки для подготовки к ВПР в 6 классе»

1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

На опушке м..лодого леса (не)большой прудок. Из него3 б..ет по..земный ключ... Этот прудок к..лыбель великой ру(с/сс)кой реки4. В б..лотах и тр..синах р..дится Волга и отсюда отправля..тся в д..лекий путь. Волга кр..савица. Кр..сота её пр..славлена народом поэтами и художник..ми. Она пр..ходит через м..ста, уд..вительно кр..сивые и разн..образные по клим..ту, р..стительному покрову и ж..вотному миру.

От Рыбинска Волга поворачивает на (юго)восток. (Не)высокие б..рега её покрыты зелёным к..вром лугов и кустарников. Ж..вописные2 холмы ч..редуются с ра(з/с)кинувшимися (не)об..ятными д..линами. В этих волж(к/ск)их п..йзажах есть (не)повторимая кр..сота и оч..рование. На ра(н/нн)ей з..ре Волга отр..жает лучи просыпающегося со..нца и ра(с/з)брасывает их вокруг, словно привет..твует С добрым утром з..мля!

 

(102 слова)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.

_______________________________________________________________________________________

 

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Осталась, принял, развили, договор.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

За пятнадцать минут старый рыбак вычерпал из лодки всю воду.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  хорошая шампунь

2)  двое друзей

3)  самый хороший

4)  более четырёхста



7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Посещение театра праздник для нас.

2)  Эта ель пушистая и раскидистая.

3)  Воздух в лесу чист и свеж.

4)  Яркие звёзды отражались в ночном озере.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Учёные создали классификацию растущих на Земле видов ив.

2)  Ива любит влагу и поэтому она растёт по берегам озёр и рек.

3)  Что ты клонишь над водами ива макушку свою?

4)  Для изготовления плетёных изделий используются тонкие прутья и кора ивы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

Текст 2

Царь и сокол

(1)Один царь на охоте пустил за зайцем любимого сокола. (2)Сокол поймал зайца. (3)Царь отнял зайца и стал искать, где бы напиться. (4)На склоне холма он нашел родник. (5)Только вода из него по капле текла. (6)Царь достал чашу с седла и подставил под воду. (7)Когда чаша наполнилась, царь поднял ее ко рту и собрался пить. (8)Вдруг сокол встрепенулся на руке у царя, забил крыльями и выплеснул воду. (9)Царь опять подставил чашу. (10)Он долго ждал, пока она наполнится. (11)Когда он стал подносить чашу ко рту, сокол опять затрепыхался и разлил воду.

(12)Когда в третий раз царь набрал полную чашу и стал подносить ее к губам, сокол снова разлил ее. (13)Царь рассердился, со всего размаха ударил сокола о камень и убил его. (14)Тут подъехали царские слуги. (15)Один из них побежал вверх по холму, чтобы найти побольше воды и скорее набрать полную чашу. (16)Только и слуга не принес воды. (17)Он вернулся с пустой чашей и сказал:

(18)— Эту воду нельзя пить. (19)В роднике змея, она выпустила свой яд в воду. (20)Хорошо, что сокол опрокинул чашу. (21)Если бы ты выпил этой воды, ты бы умер.

(22)Царь сказал:

(23)— Злом отплатил я соколу за добро. (24)Он спас мне жизнь, а я убил его!


9. Определите и запишите основную мысль текста.

_______________________________________________________________________________________


10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11.Почему вода в роднике была отравленной?

_______________________________________________________________________________________


12. Определите и запишите лексическое значение слова «встрепенулся» из предложения 8. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Встрепенулся  — ...

___________________________________________________________________________________


13. Определите стилистическую принадлежность слова «затрепыхался» из предложения 11, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Затрепыхался  — …

___________________________________________________________________________________


14. Объясните значение фразеологизма не разгибая спины, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Не разгибая спины  — ...



1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Этой осен..ю папа в первый раз взял меня (с)собой на н..чную рыбалку. Н..ч..вали мы в палатк(и/е). Я пр..снулся рано надел р..зиновые с..поги выбрался из палатки на л..сную п..ляну.

Сколько со..нца! Оно было в..зде на небе в воздухе в тр..ве. Между двумя ёлками в..села п..утина. На её ниточ..ках перел..ваясь с..яло что-то разн..цветное и бл..стящее. Зам..рев от восторга, я см..трел на эту уд..вительную кр..соту. Это, наверное, дорогой кам..нь, как в маминых серё(ш/ж)ках. Я тронул его пальц..м и он ра(с/сс)ыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали заскол..зили по п..утине к земле4.

Я посмотрел вокру(г/к). Вся трава была в таких св..тящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль что её нельзя пр..нести в ведёрке2 маме!

 

(113 слов) (По И. Дегтярёвой)


2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.


3. В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.

 

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Взяла, занялась, изредка, кухонная.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Вовка  — полная ему противоположность.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  триста жителям

2)  насквозь промок

3)  поезжайте на юг

4)  надень ребёнка.


7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Погода сухая и безветренная.

2)  Воды Байкала чисты и прозрачны.

3)  Байкал глубочайшее озеро нашей планеты.

4)  Белый пароходик бороздит голубые воды озера.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Спорый дождь льётся отвесно сильно.

2)  Ребятишки бегали по лужам босиком радовались резвились.

3)  Капли этого дождя похожи на крупные слёзы.

4)  Этот рыжий прут вырос в прошлом году и перезимовал а зелёные веточки появились только весной.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

Текст 2

Царь и сокол

(1)Льгов  — большое степное село с очень древней каменной одноглавой церковью. (2)На болотистой речке Росоте стоят две мельницы. (3)Верст за пять от Льгова Росота превращается в широкий пруд. (4)По краям и кое-где посередине пруд зарос густым тростником. (5)Местные жители называют такой тростник майером.

(6)Бесчисленное множество уток выводится и держится в заводях или затишьях между тростниками. (7)Утки всех возможных пород живут на этом пруду. (8)Небольшие утиные стаи то и дело перелетают и носятся над водою. (9)Когда раздается выстрел охотничьего ружья, поднимаются целые тучи птиц. (10)Удивлённый охотник невольно хватается одной рукой за шапку и протяжно охает.

(11)Утка  — птица осторожная, она не держится у самого берега. (12)Охотники шли вдоль пруда. (13)Им лишь изредка удавалось подстрелить какого-нибудь отставшего и неопытного чирка. (14)Однако достать эту случайную добычу из сплошных тростниковых зарослей собакам не удавалось. (15)Собаки не могли ни плавать, ни ступать по дну. (16)Они только даром резали свои драгоценные носы об острые края тростников.

(По И. Тургеневу)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Почему, по мнению автора, охотникам нечасто удаётся подстрелить утку?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Определите и запишите лексическое значение слова «поднимаются» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


13. Определите стилистическую принадлежность слова «ступать» из предложения 15, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ступать  — …

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14. Объясните значение фразеологизма «как две капли воды», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Как две капли воды  — ...

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Сегодня я приш..л в лес с ра(н,нн)его утра.4 Обильная роса сыпл..т..ся на мои с..поги и они станов..т..ся ч..рными и бл..стящими. Со..нце оз..ряет в..рхушки д..ревьев затем вл..вает..ся тонк..ми струйками в пр..светы между ветвями бл..стает на траве заг..рает..ся в крошеч..ных водя(н,нн)ых шариках росы.

С..мейство л..сичек разм..стилось3 возле упавшего дерева. Оно зар..сло слоем (ж..лто)зелёного мха и л..сички уютно ра(с/з)пол..жились в этом мя(г/к)ком одеяльце. Большие кр..суют..ся зол..тист..ми2 шля(б/п)ками, а крох..тные только выб..рают..ся из-под прошлогодн..й л..ствы.

Рядом зам..рла изящ..ная ящерка. Она почти (не)выд..ляет..ся в травя(н,нн)ой чащ.., но глазки-бусинки зорко сл..дят за моим глянц..вым с..погом. (Не)хочу её бе(с/з)покоить и отхожу прочь. Прощай кр..савица ящерка доброго тебе дня!

2.Разборы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Брала, красивейший, сантиметры, торты.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

В шестнадцатом веке появилась на Руси первая типография, но не все её оценили.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) огромный пустошь

2) более стройное пение

3) четыресто рублей

4) трое ножниц


7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Солнце багровое тревожное.

2) Эта улица широка и многолюдна.

3) Защита Родины воинский долг.

4) Трудились люди упорно.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

2) Ландыш изображён на гербах европейских городов а во Франции 1 мая отмечается День ландыша.

3) Отчего ты ландыш серебристый радуешь так взоры?

4) Белые чашечки ландыш прячет в прохладной тени.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

Текст 2

(1)Каждый знает воробья, ворону, голубя, но для опознания многих птиц подробно знать их окраску не обязательно: серенький, у ног прыгает – это и есть воробей. (2)Часто птиц узнают не по окраске, даже не по внешнему виду – облику. (3)Опытному охотнику стоит лишь мельком, издали увидеть пролетающую птицу – он безошибочно определит: рябчик, бека́ с, журавль, гага́ ра. (4)Окраску он не успел разглядеть, да и не нужна она ему. (5)А что же нужно? (6)Образ! (7)Образ вместил в себя всё: и облик птицы, и её поведение. (8)Силуэт, размеры, голос – даже место и время встречи!

(9)Охотники и писатели чаще всего в рассказах передают образ птицы: то главное и всеобъемлющее, что присуще каждой из них. (10)Вот как писатель М.М. Пришвин описал трясогузку: «С чёрным галстучком, в светло-сером отлично натянутом платьице, живая, насмешливая, раскачивалась на своих тоненьких пружинистых ножках». (11)А другой писатель, В.В. Бианки, добавил: «Трясогузка в полёте моргает крылышками». (12)Всё вместе это настолько точно, что и без упоминания имени все бы узнали эту птичку.

(13)Так же обстоит дело и с передачей голосов птиц. (14)Можно попытаться записать голоса с помощью нотных знаков, передать буквами или особыми условными значками. (15)А можно и по-другому, как это часто делают те же писатели и охотники: «переводят» с птичьего языка на человеческий. (16)Вот как переводил птичьи голоса В.В. Бианки: снегирь – «жуть-жуть!», чечевица – «Тришку видел?», перепел – «спать пора, спать пора!», пеночка-теньковка – «тё-тень-ка, тё-тень-ка!», чиж – «чулки, чулки, варежки!». (По Н. Сладкову)

9.Определите и запишите основную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Почему, по мнению автора текста, узнать птицу помогает именно её образ?

________________________________________________________________________________

12. Определите и запишите лексическое значение слова «передача» («с передачей») из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Определите стилистическую окраску слова «особые» («особыми») из предложения 14, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Объясните и запишите значение фразеологизма собраться с мыслями.

Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Когда п..лоска копотного плам..ни ра(з/с)г..релась в (само)дельной лампе- «сталинградке» и осв..тила з..млянку, п..мещение ок..залось довольно пр..сторным, уютно обжитым.

В нишах глиня(н,нн)ых2 стен, на матрацах, (з/с)деланных из набитых душ..стым сеном (плащ)палаток, были две а(к,кк)уратные постели. Молодые б..рё(з/с)ки ст..яли по углам, как об..яснил лётчик, «для духу». Над п..стелями в земле были вырыты ровные уступы. Там л..жали сто(б/п)ки каких(то) книг и бритве(н,нн)ые пр..надлежности. На столе стоял (не)большой кот..лок с л..сной малиной. От малины от свеж..х берёзок от еловых веток, которыми был выстлан пол, ш..л (ж..зне)радос..ный запах.

Лётчик сел на койку и о чём(то) задумался.4 Затем нач..л ра(с,сс)каз..вать. Уд..вительн..я повесть этого человека так з..хв..тила3 меня, что я старался з..п..сать её как можно п..дробнее.


2.Разборы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

_________________________________________________________________________________


4. Поставьте знак ударения в следующих словах. (Над) воротами, занялась, красивее, торты.


5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Новый ученик не помогал ребятам, но через два дня присоединился к ним.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) белоснежная тюль 2) кратчайший путь 3) четверо подруг 4) в две тысячи втором году

_______________________________________________________________________________________

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Деревья в лесу голые и мокрые.

2) Рассказы в этой книге интересны и познавательны.

3) Воспитание ребёнка главная задача взрослых.

4) Зимний лес укрылся белым снегом.

______________________________________________________________________________________


8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ласточки перед дождём летают низко над землёй и ловят насекомых и жуков.

2) В саду поспела вишня и воробьи прилетели поклевать сладкие ягоды.

3) Зимой медведь не выходит из берлоги а спокойно пережидает холода и метели.

4) Раскрась зима узорами своими леса и города.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Текст 2

(1)Тайга… (2)На триста тысяч гектаров простираются по Хамар-Дабанскому нагорью густые сосновые, лиственничные, пихтовые и кедровые леса. (3)В падях, распадках и низинах, по берегам озера Байкал и впадающих в него рек на тысячи гектаров тянутся рощи берёз, осин, тополей, ольхи, вербы. (4)А вот и сибирский кедр. (5)Стройный, высокий, с могучим стволом, он кажется неумирающим. (6)Мужает сибирский кедр к двадцати годам и живёт более пяти веков! (7)Кедр – сама щедрость. (8) Он не скупится на свои вкусные плоды – сибирские кедровые орехи. (9)Кедровые орехи – излюбленное лакомство сибиряков. (10)Масло из кедровых орехов широко применяется в кондитерской, парфюмерной промышленности, при бактериологических исследованиях. (11)Кедровая древесина из-за её однородной плотности применяется при изготовлении фортепьяно. (12)Сухостойный кедр идёт на карандашные дощечки.

(13)Ценны и многие другие породы байкальских деревьев. (14)Крепкая и плотная лиственница служит строительным материалом, из неё изготовляются дубильные вещества. (15)Своеобразна лиственница – дерево севера. (16)Про неё говорят: от хвойных ушла и к лиственным не пришла. (17)Хотя лиственница и покрыта хвоей, но хвоя, как листья, осенью опадает. (18)В осенние и зимние дни лиственница стоит голая, с обнажёнными наростами и кажется такой неприглядной… (19)Но весной не узнать некогда чёрной лиственницы. (20)Нежнейшей светло-зелёной хвоей, в виде коротеньких кисточек, перевязанных узелками, опушатся ветви дерева и украсятся вскоре малиновыми шишечками.

(21)Скромная тихая пихта. (22)Она любит влагу и, как ель, селится в глухих местах. (23)Только ель выбирает низину, а пихта – горные увалы, и живёт она в самой таёжной гуще. (24)В сумраке чернолесья пихта радует глаз светло-зелёной своей одеждой, мягкой, как кошачьи лапки, и блестящим тёмно-серебристым стволом. (По О. Серовой)


9. Определите и запишите основную мысль текста.

________________________________________________________________________________

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Чем, по мнению автора текста, ценна байкальская лиственница?

_________________________________________________________________________________

12. Определите и запишите лексическое значение слова «служить» («служит») из предложения 14. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Определите стилистическую окраску слова «мужать» («мужает») из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Объясните и запишите значение фразеологизма набрать в рот воды. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Ра(з/с)свет медленно ра(з/с)правля..т густоту ноч.. и над об..ятым тишиной оз..ром поднима..тся утре(н,нн)ий2 туман.

Дедушка и внук с..дят возле палатк.. . Они пр..ехали сюда вечером из гор..да, чтобы встретить з..рю на пр..род.. . Вода л..ниво плещ..т рядом. Её (не)разгл..деть за стеной (молоч..но)белого пара.

Вдруг оба т..хонько в(з/с)крикнули. Они увид..ли3 лося. Над густым паром прямо перед ними плавно движ..тся большая голова с тяж..лыми рогами. Лось словно (не)к..сает..ся земли бе(з/с)шумно плывёт над ней.

Зачмокала пр..брежная гря(з/с)ь. Вода изд..ла еле слышный звук от п..грузившегося в неё могуч..го тела. Лоси(н,нн)ая голова и(з/с)чезла. Затр..щал заш..лестел на противоположном берегу (не)высокий кустарник4 . Это лесной силач.. выбр..лся из воды и ушёл в ч..щу.

 

(По В. Николаеву)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2)  — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3)  — морфологический разбор слова; (4)  — синтаксический разбор предложения.


3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

_______________________________________________________________________________________________


4.Поставьте знак ударения в следующих словах.

Сливовый, статуя, тортов, удобнее.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст.



6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  забавное шимпанзе

2)  пятистами деревьями

3)  книга более содержательная

4)  трое друзей



7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Самое ценное качество человека это милосердие.

2)  Каникулой в древности называли самую яркую звезду Сириус в созвездии Большого Пса .

3)  Слово каникулы своим появлением обязано звёздному небу.

4)  Она появлялась на небосводе в разгар жаркого лета в июле.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Ихтиандр нёс рыбу к воде.

2)  Здесь будет город возведён!

3)  Рыба трепетала в его руках а он смеялся уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

4)  Черепаха поднялась со дна.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

Текст 2

(1)На Руси каждую новую срубленную избу обязательно украшали красивой резьбой. (2)Это так и называлось у плотников  — наряжать избу, а делал «наряд» обычно лучший плотник  — «первая рука». (3)Ему и платили особенно, по пословице «Работнику  — полтина, а мастеру  — рубль». (4)Ничего не скажешь, уважали рабочий талант на Руси.

(5)Искусная резьба придавала деревянному дому праздничный вид. (6)Переднюю часть, выступающую над фасадом избы, часто рубили в форме коня или оленя, «косицы» − торцы продольных толстых жердей  — заплетали причудливым орнаментом, а наличники окон покрывали тончайшим кружевом. (7)И внутри до́ ма не скупились на резьбу: полки, лавки, сундуки, шкафчики  — любой предмет, кроме пользы, ещё и радовал глаз. (8)Узоры деревянные  — это целый сказочный мир: среди них разглядишь и цветы необычайные, и зверей диковинных, и волшебных птиц, и русалок, и богатырей. (9)Мастера «первой руки» имели и побочный промысел, который их на весь мир прославил: это деревянные игрушки. (10)В европейских странах был на них очень большой спрос.

(11)Но интересно, что свою тонкую работу плотники делали самым немудрёным инструментом: топором, теслом, долотом, сверлом. (12)Уважающий себя мастер даже пилы не признавал. (13)И способы работы с узорами были у мастеров самые простые: о шаблонах тоже не имели понятия, всё рисовали по памяти, часто придумывали новый оригинальный узор. (14)Сначала делали на бумаге эскизный набросок, по нему чётко прорисовывали фигуру или узор, которые иглой прокалывали по контуру и переводили на доску лёгким похлопыванием по рисунку мешочком с угольной пылью. (15)Затем долбёжкой пробивали рисунок, убирали всё лишнее и отделывали «вчистую». (16)Как прост секрет красоты  — а повтори, попробуй!

 

(По В. Соловьёву)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

___________________________________________________________________________________________


10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Что, по мнению автора текста, меняла искусная резьба в облике дома?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Определите и запишите лексическое значение слова «переводить» («переводили») из предложения 14. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


13. Определите стилистическую окраску слова «немудрёный» («немудрёным») из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14.Объясните значение фразеологизма «краем уха», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Краем уха  — ...

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!