СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Картины жизни русского барства. Конфликт Троекурова и Дубровского".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к интегрированному уроку уроку литературы и истории "Картины жизни русского барства. Конфликт Троекурова и Дубровского".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Картины жизни русского барства. Конфликт Троекурова и Дубровского".»

Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова Презентацию к уроку составил(а) учитель русского языка и литературы Стрелкова Е.Ю.

Картины жизни русского барства.

Конфликт Дубровского и Троекурова

Презентацию к уроку

составил(а)

учитель русского языка и литературы

Стрелкова Е.Ю.

От одного слова – да навек ссора Одна задириха, а другая неспустиха Нелады да свары хуже пожара  Пословицы

От одного слова – да навек ссора

Одна задириха, а другая неспустиха

Нелады да свары хуже пожара

Пословицы

Картины жизни русского барства Сообщения на тему:  1) Жизнь крестьян до отмены крепостного права 2) «Здесь барство дикое»

Картины жизни русского барства

Сообщения на тему:

1) Жизнь крестьян до отмены крепостного права

2) «Здесь барство дикое»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ  В начале 30-х годов Пушкин начинает писать прозаические произведения. Над романом « Дубровский» поэт работает с октября 1832 года по февраль 1833года. Начало « Несколько лет тому назад…» позволяет нам говорить о том, что действие происходит в 20 - е годы 19 века. В России существовало крепостное право. Крестьяне были крепостными и вольными. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Помещики владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, но у некоторых владения были небольшими. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как хотели. Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания. Дворяне жили, в основном, в своих поместьях. Крестьяне называли своего хозяина барином, хозяйку – барыней, а их детей – барчуками и барчатами.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

В начале 30-х годов Пушкин начинает писать прозаические произведения. Над романом « Дубровский» поэт работает с октября 1832 года по февраль 1833года. Начало « Несколько лет тому назад…» позволяет нам говорить о том, что действие происходит в 20 - е годы 19 века. В России существовало крепостное право. Крестьяне были крепостными и вольными. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Помещики владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, но у некоторых владения были небольшими. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как хотели. Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания. Дворяне жили, в основном, в своих поместьях. Крестьяне называли своего хозяина барином, хозяйку – барыней, а их детей – барчуками и барчатами.

Из словаря И.С.Ожегова: Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор. Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права. Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника. Холоп - 1. В крепостной России - крестьянин, слуга. 2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства

Из словаря И.С.Ожегова:

Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права.

Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника.

Холоп - 1. В крепостной России - крестьянин, слуга.

2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства

Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский». Н.Г. Чернышевский

Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

Н.Г. Чернышевский

Главные герои романа - Троекуров и Дубровский. Раскрытие образов.

Главные герои романа - Троекуров и Дубровский.

Раскрытие образов.

Троекуров Кирилла Петрович

Троекуров Кирилла Петрович

Дубровский Андрей Гаврилович

Дубровский Андрей Гаврилович

Беседа -Какими занятиями был заполнен быт Троекурова? -Почему Дубровский был исключением из числа жертв?   -Какой приём использовал автор, чтобы показать различия людей одного и того же сословия? (антитеза)

Беседа

-Какими занятиями был заполнен быт Троекурова?

-Почему Дубровский был исключением из числа жертв?

-Какой приём использовал автор, чтобы показать различия людей одного и того же сословия? (антитеза)

Конфликт между Троекуровым и Дубровским

Конфликт

между

Троекуровым и Дубровским

Случай на псарне 1. Как произошла ссора двух приятелей? 2. Какое увлечение объединяло обоих приятелей?(псовая охота, поэтому держали собак). 3. Какая была у Троекурова псарня?

Случай на псарне

1. Как произошла ссора двух приятелей?

2. Какое увлечение объединяло обоих приятелей?(псовая охота, поэтому держали собак).

3. Какая была у Троекурова псарня?

-Какие чувства вызывала псарня у его гостей? (Гости почитали обязанностью восхищаться)  -У Дубровского (он не мог удержаться от некоторой зависти)  - Почему? (Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых) Вывод: Условия проживания собак у него лучше, чем у его дворовых крестьян.

-Какие чувства вызывала псарня у его гостей? (Гости почитали обязанностью восхищаться)

-У Дубровского (он не мог удержаться от некоторой зависти)

- Почему? (Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых)

Вывод: Условия проживания собак у него лучше, чем у его дворовых крестьян.

Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего Что сближало? Что отличает? 1. Товарищи по службе. 1. Материальное состояние. 2. Ровесники. 2. Жёсткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского- старшего. 3. отчасти- сходство в характерах и в наклонностях. 3. Взаимодействие с крестьянами. 4. Оба по любви женились. 5. Оба овдовели.

Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего

Что сближало?

Что отличает?

1. Товарищи по службе.

1. Материальное состояние.

2. Ровесники.

2. Жёсткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского- старшего.

3. отчасти- сходство в характерах и в наклонностях.

3. Взаимодействие с крестьянами.

4. Оба по любви женились.

5. Оба овдовели.

Кластер женились по любви рано овдовели родились в одном сословии ровесники характеры и наклонности  одинаково воспитаны бывшие сослуживцы Вывод: много общего, поэтому дружили

Кластер

женились по любви

рано овдовели

родились в одном сословии

ровесники

характеры и наклонности

одинаково воспитаны

бывшие сослуживцы

Вывод: много общего, поэтому дружили

Глава 2. Сцена суда

Глава 2. Сцена суда

Одной из главных в романе является тема так называемого «барства дикого », ярким представителем которого является помещик К.П. Троекуров. Пушкин живо рисует сцены, которые показывают самодурство и жестокость помещика. Всем этим Пушкин рисует обобщённый тип быта и нравов провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова типичен для того времени. -Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что не перевелись в России и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого честь, достоинство – не пустые слова)

Одной из главных в романе является тема так называемого «барства дикого », ярким представителем которого является помещик К.П. Троекуров. Пушкин живо рисует сцены, которые показывают самодурство и жестокость помещика. Всем этим Пушкин рисует обобщённый тип быта и нравов провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова типичен для того времени.

-Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что не перевелись в России и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого честь, достоинство – не пустые слова)

Синквейн 2 прилагательных (раскрывают тему) 3 глагола (действия, относящиеся к теме ) Предложение  (характеризует тему в целом) Слово – резюме (личное отношение к теме)

Синквейн

2 прилагательных (раскрывают тему)

3 глагола (действия, относящиеся к теме )

Предложение (характеризует тему в целом)

Слово – резюме (личное отношение к теме)

Размышляем о прочитанном Соедини линиями  От одного слова – да навек ссора Решение суда Нелады да свары хуже пожара      Поведение бывших друзей Одна задириха, а другая неспустиха Случай в псарне

Размышляем о прочитанном

Соедини линиями

От одного слова – да навек ссора Решение суда

Нелады да свары хуже пожара

Поведение бывших друзей

Одна задириха, а другая неспустиха Случай в псарне

Размышляем о прочитанном Соедини линиями  От одного слова – да навек ссора Нелады да свары хуже пожара Одна задириха, а другая неспустиха    Поведение бывших друзей  Решение суда  Случай в псарне

Размышляем о прочитанном

Соедини линиями

От одного слова – да навек ссора Нелады да свары хуже пожара

Одна задириха, а другая неспустиха

Поведение бывших друзей

Решение суда

Случай в псарне

Вывод: В пословицах заключена вековая мудрость народа А. С. Пушкин всегда воспевал тему дружбы, и он показывает Троекурова как человека, теряющего друга (переживает, даже охота не принесла ему радости, и победа в суде была омрачена; Дубровский тоже виноват.) - Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя?

Вывод: В пословицах заключена вековая мудрость народа

А. С. Пушкин всегда воспевал тему дружбы, и он показывает Троекурова как человека, теряющего друга (переживает, даже охота не принесла ему радости, и победа в суде была омрачена; Дубровский тоже виноват.)

- Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя?

Итоги урока  Я узнал… Я понял, что…

Итоги урока

Я узнал…

Я понял, что…

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!