СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта урока по технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Аппликация из резаных нитей

Тип урока: Урок усвоения новых знаний и умений. Цели урока: Научить детей изготавливать аппликацию из резаных нитей. 1.    Образовательная: расширение кругозора учащихся. 2.    Развивающая: развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику рук и эстетическую направленность. 3.    Воспитательная: воспитывать аккуратность и терпение, бережное отношение к природе.  

Просмотр содержимого документа
«Карта урока по технологии»


Тема: Аппликация из резаных нитей


Тип урока: Урок усвоения новых знаний и умений.

Цели урока: Научить детей изготавливать аппликацию из резаных нитей.

  1. Образовательная: расширение кругозора учащихся.

  2. Развивающая: развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику рук и эстетическую направленность.

  3. Воспитательная: воспитывать аккуратность и терпение, бережное отношение к природе.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, совместная деятельность.

Оборудование: Учебник технологии T.H.Просняковой «Уроки мастерства» 3 кл., нитки различных волокон, тесьма, скрепки, клей, ножницы, трафареты из картона, картон.

Дидактические материалы: иллюстрации одуванчика, карточки с опорными словами, гербарий одуванчика.


Ход урока


I. Организация начала урока.

Учитель:

Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.

Вы готовы наблюдать?

Выводы делать и рассуждать?

Урок труда нас ждет впереди,

К новым знаниям надо идти.

Учитель: Сегодня мы будем работать с резаными нитками. Дома вы должны были продумать эскиз своей работы и в соответствии с ним подготовить нитки, тесьму и фон соответствующего тона.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Аппликация появилась очень давно. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды.

Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материала. Применяются цветные бусины, всевозможная материя - бархат, атлас, шелк. С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации — силуэты.

Итак, аппликация прочно вошла в вашу жизнь. Что же означает это слово? В переводе с латинского аппликация означает прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закреплении на нем с помощью клея, нитей. В современной аппликации используются всевозможные материалы: различная бумага, ткани, нитки.

Учитель: А из чего вы уже делали аппликацию?

(Ответы детей.)

III. Первичное усвоение новых знаний, способов действий.

Учитель: Прежде чем мы приступим к выполнению аппликации, нам нужно потренироваться в выполнении некоторых операций, которые помогут сделать работу красивой и аккуратной. Откройте учебники на с.38.

(Дети открывают учебники.)

Учитель: Посмотрите внимательнее и расскажите, как сделать заготовку круглой формы.

(Дети объясняют выполнение схемы)

Учитель: Спасибо. А для чего нам такая заготовка может пригодиться? Начинайте работу над заготовкой, а в это время мы продолжим обсуждение.

(Дети предлагают свои варианты использования заготовок круглой формы).

Учитель: Замечательные идеи. А если мы по-другому подрежем края и получим другие фигуры, то для чего мы сможем их использовать?

(Ученики фантазируют и предлагают свои варианты использования заготовок.)

Учитель: Хорошо, давайте теперь посмотрим, как делать заголовку прямоугольной формы.

(Дети объясняют выполнение алгоритма по схеме в учебнике.)

Учитель: Для изготовления чего еще может пригодиться такая заготовка?

(Дети предлагают свои варианты.)

Учитель: Я вам еще подскажу идею. А если разрезать тесьму пополам?

(Дети думают и отвечают.)

Учитель: Очень хорошо. Сейчас давайте приступим непосредственно к работе над аппликацией и поговорим о тех предметах, которые вам предлагают изобразить в этой технике. Посмотрите на рис. 1 на стр.39. Как бы вы назвали эту композицию?

(Дети предлагают свои названия.)

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, как в народе называют одуванчик.

(Дети читают.)

Учитель: Как вы думаете, откуда появились такие имена?

(Ответы детей.)

Учитель: На какие группы можно их разделить?

(Дети предлагают свои варианты выполнения задания.)

Учитель: Очень интересно. Замечательные версии. Но ж хочу добавить к вашим ответам, что во многих районах России одуванчик называют подойником ещё и потому, что корзинка со стебельком напоминает воронку для процеживания молока. Слово «одуванчик» имеет московское происхождение от основы глагола «одуть» или «обдуть». Это название закрепилось как основное, хота известны и близкие по смыслу формы: «сдуванчик», «дуван», «одуван», «ветродуйка», «нустодуйка». Есть и другие имена у него: за то, что цветоножка внутри пустая (как трубочка), одуванчик зовут ещё полой травой.

Как вы думаете, ребята, почему у одуванчика так много народных названий? Почему мы не знаем народных названия астры или гвоздики?

(Дети думают и отвечают.)

Учитель: В некоторых районах России за повсеместное распространение одуванчики прозвали даже придорожью. A поэт Лев Александрович Мей в стихотворении «Одуванчики» так и пишет о них;

Где хоть горсточка земли, –

Вы уж, верно, расцвели.

Прочитайте, что написано в учебнике об этом интересном растении.

(Дети читают.)

Учитель: Что удивило вас?

(Детей должно удивить, что есть лиловые и красные одуванчики.)

Учитель: Да, ребята, «парашютики» у всех одуванчиков примерно одинаковые. Мы привыкли к золотисто-желтому, наиболее распространенному. Но одуванчиков в нашей стране около 250 видов. Среди них есть беловатые и мясно-красные (это их научное название), в горах Кавказа встречаются пурпурные, а в Тянь-Шане — лиловые.

Что еще интересного вы можете рассказать об этом растении?

(Дети показывают результаты своей домашней работы.

Они получили задание – найти информацию об одуванчиках.)


ФИЗМИНУТКА.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

( Дети поднимают и опускают руки).

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка дли цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся».

(Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.


Учитель: Теперь давайте вернемся к композиции в учебнике. Вы уже сделали заготовки. Скажите, чем отличается изготовление листьев одуванчика от листьев папоротника, которые правильно называть ВАЙИ.

(Отрезаны по-другому. Тесьма приклеена сверху. Жилку у одуванчика показали просто кусочком нитки, которую приклеили сверху на готовый лист.)

Учитель: Ребята, а как сделать стебелек?

(Если дети не догадаются сами, подсказка на с. 42.)

Учитель: Из чего можно сделать рамочку?

(Дети предлагают свои варианты.)

IV. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнении для ее применения по образцу.

Учитель: Прочитайте в учебнике, что написано о папоротнике. Соответствует ли композиция тексту?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Что вы знаете об этом растении?

Да, около 300 млн. лет тему назад на нашей планете пышно росли папоротникообразные. Это были крупные деревья со стволами высотой 30-40 м. Постепенно они уступили место цветковым растениям, а их могучие стволы разлагались в почве без доступа кислорода и превратились в залежи каменного угля. Но папоротники, конечно, на нашей планете остались, хотя уже не такие высокие, как миллионы лет тему назад. В Украине, Беларуси и в России в ночь на 22 июня отмечают праздник Ивана Купалы, о котором пишет А. Блок. По легенде, папоротник цветет только в эту ночь.

Но вы правильно сказали, что папоротник не относится к цветковым растениям. Откуда же появилась эта легенда?

Среди обычных папоротников (страусника, кочедыжника, щитовника, орляка) – довольно высоких растений – существуют редкие и необычные виды. Это ужовник и гроздовик.

Разве не чудо – низенький папоротник с «кистью цветов»? Мешочки, в которых находятся споры, у него расположены на вытянутой части ваий. И похожи эти мешочки на бутончики маленьких цветков. Видимо, именно эти «бутончики» ужовника к дали толчок народной фантазии. И появились легенды о цветущем папоротнике — «ключ-траве» или «разрыв-траве».

Представьте себе, что вам удалось увидеть цветок папортника. Каким вы себе его представляете?

(Ответы детей).

Учитель: Спасибо. Постарайтесь сделать цветок папоротника так, как вы его себе представляете.

V. Рефлексия.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Пожалуйста, несите готовые работы на выставку.

(Дети выставляют, обсуждают работы.)

Учитель: Скажите, как можно использовать ваши работы?

(Ответы детей.)

Учитель: Вы сегодня очень хорошо поработали. У всех получились замечательные композиции.

VI. Домашнее задание.

Закончить композицию «Цветок папоротника», приготовить материалы для

следующего урока (стр. 42)


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!