Тема урока | "Рассказ Н.Н. Носова «Огурцы" |
Цель урока | Познакомить учащихся с произведением Н. Носова «Огурцы», учить рассуждать логически, самостоятельно предполагать дальнейшее развитие событий, углубить знания о жизни и творчестве писателя; развивать читательский интерес; умение сравнивать, выделять главное в тексте. |
Задачи урока | Образовательные: - поспособствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; - создать условия для совершенствования грамотного строя речи; Развивающие: -развивать логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение; развивать связную речь; обогащать словарный запас. Воспитательные: -воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, бережное отношение к чувствам близких. -уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи. |
Класс | 3 |
Оборудывание | Картинка "огурцы", |
| | | | | | | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
Организационный момент Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности; | Приветствие детей. Повесить на доску изображение огурцов. -Ребята, а что изображено на картинке? Как вы думаете какое отношение огурцы могут иметь к теме нашего урока? -Да, вы совершенно правы, сегодня мы будем читать произведение под названием "Огурцы". | Приветствие учителя. Дети отвечают на вопросы | Строение речевых высказываний в устной форме; Включение в диалог с учителем и сверстниками; Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения. | 2 минуты |
Подготовка к первичному восприятию Цель: создать эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения; | - В тексте нам встретятся слова и выражения, которые могут вызвать затруднение в чтении. Давайте мы с вами откроем учебник на странице№ и найдём в словаре нужные нам слова. Колхозный –принадлежащий колхозу. Канава-неглубокая и неширокая яма. Помчался во весь дух – очень быстро. | Дети работают с учебником. | Включение в диалог с учителем и сверстниками; формулирую ответы на вопросы, осуществляют само и взаимоконтроль; Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности. | 3-5 минут |
Первичное восприятие Цель: знакомство с текстом изучаемого произведения; | Учитель читает фрагмент рассказа (первый). | Дети слушают чтение учителя. | Умение воспринимать на слух чтение другого человека. | 2 минуты |
Проверка качества первичного восприятия Цель: выявить, что дети усвоили самостоятельно; определить направление дальнейшего анализа текста; | - Назовите действующих лиц, с которыми мы успели познакомиться? -К какому жанру относится произведение? И почему? | Дети отвечают на вопросы педагога. | Планирование своего высказывания; Построение монологическое и диалогическое высказывание; | 2 минуты |
Постановка учебной задачи Цель: выявление мест и причин затруднений; | -Вы по-прежнему считаете, что речь пойдет просто об овощах? Что, на ваш взгляд, хотел донести до читателей автор? - Сегодня на уроке мы не просто будем читать новый рассказ, а попробуем себя в роли авторов, у нас будет возможность пофантазировать и предположить свой вариант развития событий. -Как вы думаете, что произойдет дальше? Как мама отнесётся к поступку главного героя? Какое решение он примет в конце? | Дети отвечают на вопросы учителя. | Прогнозирование; Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. | 3 -5 минут |
Вторичное восприятие текста Цель: осознать целостность прочитанного произведения, определить содержательные и стилистические доминанты произведения. | Педагог контролирует работу детей. | Дети самостоятельно знакомятся с текстом произведения. | Уметь осознанно читать текст; Самоопределяется к учебной деятельности. | 5 минут |
Анализ произведения Цель: скорректировать субъективное представление, приблизить к авторскому, анализ произведения в единстве. | -Теперь давайте устроим блиц-опрос. Для этого мы считаемся по порядку (по цепочке) и записываем себе свой номерок (на листочке, в тетради). Теперь на экране появляется вопрос, я называю любое число и человек под этим номером отвечает на вопрос. Всем всё ясно? Вопросы: -Назовите главных героев рассказа? - Что мы о них узнали? - Как вы относитесь к поступку Павлика? -Какой Павлик? -Каким вы представляете Котьку? - Чему радовался Котька? - Как мама оценила поступок Котьки? - Как оценил сторож раскаяние Котьки? - Понравился ли вам герой рассказа? Почему? -А теперь давайте все порассуждаем: в каком предложении может отражаться основная мысль рассказа? | Дети считаются по цепочке. Отвечают на вопросы. Рассуждаем над основной мыслью. | Умение определять и оценивать поведение героев в процессе анализа; Определять нравственные качества личности. | 5 минут |
Обобщение Цель: интерпритация произведения с учётом авторской позиции; | -Теперь давайте разделимся на группы по 5 человек. (в среднем 6 групп) 1 группа: создаёт сборник пословиц для разных эпизодов произведений; 2 группа: создаёт медиа-фильм (пояснить детям, что это) на бумаге (раскадровку, по которой будет понятен сюжет произведения); 3 группа: готовит облако слов к данному произведению (показывается пример); 4 группа: придумывает продолжение истории; 5 группа: рисует портреты героев и составляет их характеристику; 6 группа; показывает постановку данного рассказа. | Ребята распределяются по группам и работают над полученными заданиями. Далее идёт представление работ. | Работа с логическими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением; Сохранение учебной задачи, развитие волевой саморегуляции; Проявление учебного интереса к результату учебной деятельности. | 15 минут минут |
Итоги урока Цель: самооценка результатов деятельности. | - Давайте сейчас подумаем над тем, чему может научить данное произведение. - А что же вы взяли для себя из этого урока? Начните ответ со слов указанных на слайде (можно выбрать 1 фразу) Я никогда не думал (ла), а теперь понял … Я понял (ла), что за плохой поступок … -Записываем в дневник домашнее задание: "Чтение рассказа по ролям". | Рассуждают совместно с учителем. Выражают своё отношение к прочитанному и проработанному произведению. Записывают домашнее задание. | Построение логической цепи рассуждений; Выполнение рефлексии учебной деятельности; Выполнение самооценки результата учебного труда. | 5-7 минут |