Специальность | 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования |
Профессиональный модуль | ПМ.01. Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы |
Междисциплинарный курс | МДК 01.05 ТЕОРИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ |
Группа, курс | МТОт -23- (11)-1, 2 курс |
Количество обучающихся по списку | 23 чел. |
Тип занятия | Уроки практического применения знаний, умений |
Вид занятия | Практическое занятие № 1. Структурный анализ. Расчёт числа степеней свободы механизма относительно стойки. |
Продолжительность занятия | 45 минут |
Преподаватель | Жгурова Ирина Алексеевна |
Цель учебного занятия | Обеспечение содержательных и организационных условий для формирования профессиональных практических умений у обучающихся при структурном анализе кинематической цепи кривошипно-ползунного механизма |
Задачи учебного занятия: | |
Образовательные | 1.На этапе подготовки к практическому занятию: определение применения алгоритма структурного анализа кинематической цепи, формирование умения классифицировать кинематические пары звеньев и технически обосновывать выделение структурных групп. 2.Формирование практического навыка исследования кинематической схемы и установление принципа работы механизма по заданной кинематической схеме и её структурный анализ. |
Развивающие | 1. Создание условий для развития у обучающихся умений выделять главное, обобщения и систематизации полученных знаний. 2. Развитие навыков мыслительной деятельности, включение каждого обучающегося в учебно-познавательный процесс и создание условий для работы каждого в индивидуальном темпе. 3. Развитие навыков культуры речевого общения 4. Развитие способности использования знаний в профессиональной деятельности. 5. Развитие профессионально-значимых качеств: анализирования, обобщения, систематизирования, самоконтроля, самооценки. |
Воспитательные | Формирование мотивации через проявление удовлетворенности своей деятельностью. воспитание интереса к науке, трудолюбия, ответственности. |
Результаты обучения на учебном занятии: | 2.Воспитание понимание сущности и социальной значимости полученных знаний в дальнейшей жизни и будущей специальности. 3.Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы, целеустремленности, инициативности, стимулирование творческой активности. 6.Воспитание способности выслушивать мнение других, грамотно, корректно доказывать свою точку зрения. |
Обучающийся должен знать: | Основные понятия и определения в теории механизмов. Название звеньев механизмов. Виды классов кинематических пар звеньев механизмов. Условные изображения кинематических пар звеньев механизмов. Классификацию структурных групп звеньев. Основной принцип образования механизма. |
Обучающийся должен уметь: | Определять положение звеньев в кинематической паре. Изображать условные обозначения кинематических пар. Показать принцип работы механизма по его кинематической схеме. Называть кинематические пары звеньев на кинематической схеме. Рассчитать степень подвижности механизма и определить начальное звено. Выявить структурные группы звеньев Ассура. |
Методы обучения, используемые на учебном занятии: | |
По источникам получения знаний | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: Плакаты с изображение кинематических пар, модели кинематической цепи и кинематических пар, стенд-модель кинематической цепи, видеоматериалы – ГИФ, Практические: раздаточный материал. |
По характеру познавательной деятельности и усвоению содержания образования | Информационно-рецептивный: передача информации от учителя ученику. Репродуктивный – выполнение учеником действий по примеру учителя Проблемный: расчет параметров зубчатого зацепления. Эвристический: самостоятельно решают познавательные задачи, анализируют проблемные ситуации, составляют схемы, делают выводы |
По степени самостоятельности и достигаемой цели | Учебная деятельность при сопровождении преподавателя. Самооценка деятельности на учебном занятии Приобретение знаний, закрепление и проверка знаний |
| |
Формируемые ОК, ПК | ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК7.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК9.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК1.1.Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу ПК1.2. Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией ПК 1.3.Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией |
Учебно-методическое обеспечение | Перечень учебно-наглядных пособий: плакаты, схемы, комплект методических указаний, раздаточный материал, стенд с моделями механических передач, модель механизма. Оборудование: учебные столы – 15 шт., стулья – 30 шт., доска меловая – 1 шт. Программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office Professional Plus; Zoom – свободно-распространяемое ПО. |
Рекомендуемая литература | |
Иванов, М. Н. Детали машин : учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Иванов, В. А. Финогенов. — 16-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18247-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534604 (дата обращения: 12.01.2024).
Детали машин и основы конструирования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Самойлов [и др.] ; под редакцией Е. А. Самойлова, В. В. Джамая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 419 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13971-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518523 (дата обращения: 12.01.2024).
Михайлов, Ю. Б. Детали машин и механизмов: конструирование : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. Б. Михайлов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10933-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518126 (дата обращения: 12.01.2024).
Гурин, В. В. Детали машин. Курсовое проектирование в 2 кн. Книга 1 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Гурин, В. М. Замятин, А. М. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 366 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10928-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518127 (дата обращения: 12.01.2024).
Гурин, В. В. Детали машин. Курсовое проектирование в 2 кн. Книга 2 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Гурин, В. М. Замятин, А. М. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 275 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10931-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518128 (дата обращения: 12.01.2024).
Гуртяков А. М. Металлорежущие станки. Расчет и проектирование : учебное пособие для СПО : учебное пособие / А. М. Гуртяков. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 135 с. – Текст : электронный. – URL : https://urait.ru/bcode/491032
Звонцов И. Ф. Разработка технологических процессов изготовления деталей общего и специального машиностроения : учебное пособие / И.Ф. Звонцов, К.М. Иванов, П.П. Серебреницкий. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 696 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107286.
Организация производства : учебник и практикум для СПО [Текст] : Учебник и практикум / Л. С. Леонтьева. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 305 с. - http://www.biblio-online.ru/book/77591C69-D5D7-48CC- 9100-EE480D321F4B.
Смирнов, А. М. Организационно-технологическое проектирование участков и цехов: учебное пособие / А. М. Смирнов, Е. Н. Сосенушкин. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 228 с.- URL:https://e.lanbook.com/book/209930
Артоболевский, И. И. Теория механизмов и механизмов: учебник / И. И. Артоболевский. – М.: Высшая школа, 2018. – 658 с.
Электронные издания (электронные ресурсы)
Этапы занятия | Время, мин | Дидактические задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Ожидаемые результаты обучения | Формируемые ОК, ДК |
Организационный этап | 2 мин. | Подготовка обучающихся к занятию. Создание личной заинтересованности в изучении темы | Приветствие, создание психологической атмосферы занятия. Организация внимания обучающихся | Включение обучающихся в деловой ритм занятия. Слушают и записывают | Быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока | ОК 2 ОК 5 |
Целеполагание: определение темы, постановка цели и задач учебного занятия | 4 мин. | Обеспечение понимания предстоящей работы. Создание мотивационной ситуации для формулирования темы, определения цели и постановки задач обучающимися | Преподаватель дает задание: провести структурный анализ своих вариантов кинематических схем, применяя алгоритм решения задач по структурному анализу | Обучающиеся выбирают термины и понятия на основе ранее полученных знаний по исследованию кинематической схемы. На основе субъективного опыта формулируют тему цель и задачи урока | Самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока | ОК 2 ОК 3 |
Актуализация знаний, практических и умственных умений | 7 мин. | Выявление уровня знаний обучающихся, повторение ранее пройденного материала, устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях. Организация познавательной деятельности. | Преподаватель формулирует задания для обобщения знаний обучающихся по ранее пройденному материалу с акцентом на значимость их в профессиональной деятельности. Проводит фронтальный и индивидуальный опрос | Работа на местах. Отвечают на вопросы преподавателя | Закрепление теоретических знаний | ОК 1 ОК 2, ОК 4 |
Организация работы обучающихся по формированию новых способов действий | 17 мин. | Обеспечить обучающимся представление о методике расчёта степени подвижности механизма по кинематической схеме . | Показ методики расчёта степени подвижности механизма, методики выявления структурных групп звеньев. Консультирование обучающихся. | Слушают и записывают. Осмысление задания. Смотрят образец Выполнение задания. | Самостоятельно применяют алгоритм структурного анализа | ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 |
Закрепление (отработка) способов действий | 7 мин. | Первичное закрепление знаний и умений. Использование таблицы видов кинематических пар | Проверка правильности выполнения задания. Вопросы, задачи по закреплению. | Осмысление, выводы, ответы на вопросы | Демонстрируют результаты собственной деятельности, аргументируют собственное мнение и несут ответственность за свои действия | ОК 2 ОК 3 ОК 5 |
Подведение итогов и результатов урока | 5 мин. | Анализ и оценка успешности достижения цели учебного занятия | 1.Персональный и общий анализ работы. 2.Сообщение оценок | Самооценка | Учитывают мнение преподавателя, оценивает свою роль в коллективе | ОК 6 ОК 7 ОК 4 |
Рефлексия | 3 мин. | Проверка психоэмоционального состояния обучающихся | Проверка эффективности мотивации | Психологическая разгрузка | Проводят самооценку выполненной работы | ОК 6 ОК 7 ОК 9 |