СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карикатуры и плакаты на уроке

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок права Личные неимущественные и имущественные отношения супругов

Просмотр содержимого документа
«Карикатуры и плакаты на уроке»

Методическая разработка школьного урока с использованием карикатур и плакатов на тему: «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»


Тема урока «личные неимущественные и имущественные отношения супругов» для ребят является актуальной и важной. Очень часто брачно-семейные отношения регулируются с позиции устоявшихся правил в семье, а не нормами законодательства. Урок даст возможность закрепить ребятам уже имеющиеся правовые знания, которые, возможно, пригодятся им в будущем.

Цель урока: изучить понятие и характеристику личных неимущественных и имущественных отношений супругов.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- формирование у ребят правосознания в сфере семейных ценностей и обязательств;

- воспитание чувства ответственности перед законом и его соблюдением;

- формирование у учащихся нравственных чувств и нравственной манеры поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, способность к самовоспитанию;

- развитие мотивации к обучению.

Метапредметные:

- развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её и делать выводы;

- формирование умения рационально решать познавательные проблемы и задачи;

- участвовать в дискуссиях, осуществлять исследовательскую деятельность;

- умение оценивать свою деятельность и свои возможности при решении учебных задач.

Предметные:

- познакомить учащихся с особенностями супружеских правоотношений: их личными и имущественными правоотношениями;

- проанализировать содержание законного и договорного режимов имущества супругов, выявить их особенности;

- овладение навыками умения пользоваться юридической литературой.

Методическое обеспечение:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);

  2. Учебник: Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ [Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В.. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; 5 –е изд., доп. М.: Просвещение, 2018. 350 с.

  3. Ноутбук, проектор;

  4. Презентация;

  5. Раздаточный материал (Семейный Кодекс РФ, по 1 шт. на парту).

Ход урока

  1. Организационный этап.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса, отмечает отсутствующих.

У читель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хотела бы начать с просмотра слайда.














Рис 1. Карикатура на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

  1. Актуализация опорных знаний

Вопросы к карикатуре:

  1. Кого мы видим на рисунке? (мужчину и женщину);

  2. Чем они заняты? (сидят вместе на диване);

  3. Можем ли мы назвать их супругами? (да, мы можем сказать, что это супруги);

  4. А кто такие супруги? (Это мужчина и женщина, вступившие в брак);

  5. А почему на рисунке показаны указатели разного цвета с надписью «МОЁ»? (у каждого из них есть свои вещи, но при этом они любят друг друга, так как они держатся за руки и возле них нарисованы сердечки)

  6. Давайте вместе определим тему урока. (Личные неимущественные и имущественные отношения супругов)

Учитель: А как вы думаете, чём на уроке будет идти речь? (ответы детей). Правильно, ребята, сегодня вы узнаете:

  • Что такое личные права и обязанности супругов, и какими они бывают;

  • Что такое имущественные права и обязанности супругов, и какими они бывают;

  • Поговорим о законном и договорном режиме имущества супругов;

  • Узнаем, какая ответственность есть у супругов по их обязательствам.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: По общему правилу, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах ЗАГСа. В свою очередь, правоотношения делятся на личные и имущественные.








Рис 2. Плакат на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Ученики: (записывают информацию с плаката в тетради).

Учитель: К личным неимущественным отношениям законодатель относит содержание ст. 31 и 32 СК РФ0.

Ученики: (открывают Семейный Кодекс РФ и читают диспозиции статей главы 6).

Учитель: Ребята, скажите, а можем ли мы с вами увидеть, потрогать или как-то физически ощутить эти права? Материальны ли они?

Ученики: Нет, не можем.

Учитель: Дадим определение личным неимущественным отношениям супругов:

Личные супружеские отношения – это урегулированные нормами семейного права семейные отношения, возникающие между супругами по поводу нематериальных благ.

Такие права супругов неотчуждаемы и тесно связаны с их обладателем. Они не могут быть ограничены или кем-то прекращены. Все вопросы по поводу воспитания и содержания детей супруги также решают совместно на основе согласия и исходя из принципа равенства супругов.

Также супруги обязаны строить свои отношения на основе взаимного уважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о развитии и благосостоянии своих детей0. Проявление взаимной поддержки и помощи должно проявляться не только в материальном, но и в моральном плане. Особую важность такая поддержка имеет, когда один из супругов становится нетрудоспособным. И не важно, временно или постоянно. Например, при болезни, инвалидности, беременности или по уходу за другими нетрудоспособными членами семьи (дети или родственники) потребность в поддержке со стороны супруга возрастает многократно.

Рис. 3 Карикатура на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Имущественные отношения супругов можно разделить на 2 группы:

- первая – это отношения по поводу совместной собственности;

- вторая – по поводу взаимного материального содержания.

Такие обязательства могут нести характер законного или договорного режимов.

Рис. 4 Плакат на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Ученики: (Рисуют схему в рабочей тетради).

Учитель: Как мы видим, в отличие от личных такие обязательства в гораздо большей степени подвержены правовому регулированию. Определим понятие «имущественные отношения супругов».

Имущественные правоотношения супругов – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, которые возникают между супругами из брака не только по поводу совместной собственности, но и по поводу взаимного материального содержания.

Учитель: Ребята, что мы можем понимать под словом «законный»?

Ученики: То, что прописано в действующем законодательстве.

Учитель: Верно. В Семейном Кодексе в ст. 33 дано определение законного режима имущества супругов. Открываем Семейный кодекс РФ0.

Ученики: (открывают кодекс и читают ст. 33 СК РФ).

Учитель: В статье также говорится о совместной собственности супругов. Как вы думаете, что под этим стоит понимать?

Ученики: Те вещи и иное имущество, которое супруги нажили во время брака будет являться их совместным имуществом.

Рис. 6 Карикатура на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Учитель: На этот вопрос законодатель тоже даёт пояснение в ст. 34 СК РФ. Давайте определим, что же может быть общим в браке.

Рис. 6 Плакат на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

(Ребята анализируют данные представленные на плакате, заносят полученную информацию в рабочие тетради).

Учитель: А если собственность совместная, то как будут супруги ей владеть, пользоваться и распоряжаться?

Ученики: Скорее всего, тоже совместно.

Учитель: На этот вопрос вы можете найти ответ в ст. 35 СК РФ0.

(Ученики вновь обращаются к Семейному Кодексу РФ. Анализируют диспозицию статьи 35 СК РФ).

Учитель: Конечно, это не значит, что супруги должны советоваться по поводу покупки продуктов! Но крупные траты необходимо обсудить.

Ребята, а будут ли совместной собственностью предметы одежды, ювелирные изделия, интеллектуальная собственность или квартира, полученная в дар?

Ученики: (задумались).

Учитель: На этот вопрос есть ответ. Заглянем вновь в Семейный Кодекс (учитель просит открыть ст. 36 СК РФ «Имущество каждого из супругов»).

Ученики, анализируя статью, отвечают на поставленный ранее вопрос.

Рис. 7 Плакат на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Ребята записывают информацию, представленную на плакате в рабочие тетради.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Давайте попробуем разобраться в ситуации. (Предлагается решить ситуационную задачу).

После семи лет супружеской жизни Антон и Алёна решили расторгнуть свой брак. Супруги имеют квартиру (она принадлежала жене ещё до вступления в брак), дачу, полученную мужем год назад в наследство, автомобиль, подаренный к свадьбе. Кроме того, у жены есть драгоценности, часть которых была подарена ей на день рождения, а часть – приобретена супругами за годы совместного проживания. У супругов есть большая библиотека, собранная обоими супругами. Каким образом теперь действовать Антону и Алёне, и какие вопросы им придётся решать?

Предполагаемые ответы учеников: Во-первых, определим общее имущество: автомобиль, библиотека, часть драгоценностей – их необходимо поделить поровну, исходя из ст. 34 СК РФ «Совместная собственность супругов». Эти вещи можно будет либо продать, а деньги поделить между супругами, либо супруги могут выплатить друг другу денежные компенсации. Во-вторых: определим личное имущество: дача – мужу, а квартира и часть драгоценностей – жене, исходя из ст. 36 СК РФ.

Учитель: Но не всегда имущество делится поровну между мужем и женой. Ребята, как вы думаете, в каком случае Семейный Кодекс РФ не сможет поделить имущество супругов ровно пополам?

Ученики: Возможно, если они договорились заранее об этом.

Учитель: Да, это так. Супруги могут изменить законный режим совместной собственности если заключили брачный договор (брачный контракт).

Рис. 8 Карикатура на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Возвращаясь к нашему вопросу о режимах имущества супругов, делаем вывод, что под договорным режимом имущества супругов следует понимать порядок, установленный самими супругами по поводу нажитого имущества в браке, который они прописывают в брачном договоре. В свою очередь, что мы понимаем под «брачным договором»?

Ученики: Прежде всего – это соглашение, а так как у нас сторонами такого договора являются супруги, то тогда это будет соглашение между супругами.

Учитель: Не могу не согласиться. Запишем полное определение в рабочие тетради.

Брачный договор – это соглашение межу супругами, заключенное в установленном законом порядке, определяющее как личные права и обязанности сторон договора, так и имущественные отношения супругов.

Такой договор может быть заключен как перед вступлением в брак, так и во время брака, но он обязательно заверяется у нотариуса. Вопросами правового регулирования таких договоров занимается глава 8 СК РФ « Договорной режим имущества супругов»0.

Рис. 9 Карикатура на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Учитель: Как вы уже знаете, если у человека есть, права и обязанности, то в случае неисполнения каких-либо обязанностей наступает ответственность. Таким образом, переходим к последнему вопросу нашего урока: ответственность супругов по обязательствам.
















Рис. 10 Карикатура на тему «Личные неимущественные и имущественные отношения супругов»

Учитель: Как вы думаете, ребята, долги – это личный «багаж» каждого из супругов или их совместное «богатство»?

Ученики: (в замешательстве).

Учитель: Так вот, рассмотрим пример. Супруги взяли кредит на покупку автомобиля, которым пользовались как муж, так и жена. Кто из супругов будет выплачивать кредит?

Ученики: Супруги совместно будут оплачивать кредит.

Учитель: Верно. А если кто-то из супругов этот кредит потратил бы на свои нужды, например, проиграл бы в карты? Кто в этом случае должен нести ответственность?

Ученики: Вероятнее всего, тот, кто проиграл деньги.

Учитель: Да, так оно и есть. Законодатель предусмотрел такого рода происшествия и закрепил в Семейном Кодексе главу 9 «Ответственность супругов по обязательствам»0. Таким образом, мы можем понять, что ответственность по обязательствам может быть как общая (совместная), так и личная (одного из супругов). Обратимся к кодексу и ответим на несколько вопросов. В каких случаях ответственность у супругов будет общая? В каких личная? Занесите ответы в таблицу.

Раздаточный материал задания:

Ответственность по обязательствам супругов:

  1. Возникло в браке, но только, чтобы удовлетворить сугубо личные потребности;

  2. Возникло вследствие нанесения вреда несовершеннолетним ребенком супругов;

  3. Возникло в браке вследствие неисполнения алиментных обязательств одного из супругов в отношении детей или членов семьи;

  4. Возникло до регистрации брака;

  5. Возникло по инициативе обоих супругов в интересах семьи (ипотечный кредит);

  6. Возникло вследствие причинения вреда одним из супругов другим лицам;

  7. Возникло вследствие причинения вреда обоими супругами другим лицам;

  8. Возникло, если одному из супругов долг перешел по наследству.


Ответственность

Личная

Общая








Учитель организует беседу, в течение которой ученики заполняют таблицу.

Учитель: Таким образом, для того чтобы определить кто должник (один супруг или оба), необходимо ответить на ряд вопросов:

- когда возник долг (время возникновения)?

- какова была цель?

- каково назначение полученных по обязательству средств (на общие нужды или для себя любимого)?

  1. Этап рефлексии.

На этапе рефлексии учитель предлагает ребятам прием технологии критического мышления «Кубик Блума» (используется обычный бумажный кубик размером 15*15, на сторонах которого написано: - опиши; - сравни; - назови ассоциацию; - сделай анализ; - примени; - оцени). Учитель кидает кубик ученику, ученик отвечает на вопрос выпавшей стороны кубика. Например: сравни – личные неимущественные отношения в меньшей степени подвержены правовому регулированию, чем имущественные; оцени – нужно быть честным с супругом и тогда не возникнет спорных ситуаций. Данная технология позволяет сразу увидеть результат работы на уроке. Беседа с учащимися предполагает использование их знаний не только полученных на уроке, но и, частично, своего жизненного опыта, что обеспечивает прочную усвояемость материала.

  1. Организация домашнего задания.

Учитель: В качестве домашнего задания предлагаю вам проанализировать жизненные ситуации (ПРИЛОЖЕНИЕ А).



(ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Задача №1

Музыкант Барыгин – Сваровский, вступая в брак, для большей звучности, как ему казалось, попросил в ЗАГСе присоединить к его прежней фамилии еще фамилию будущей супруги. Удовлетворят ли в ЗАГСе просьбу молодожена? Дайте ответ в соответствии с действующим законодательством.


Задача №2

Вступающие в брак Алексей и Марина решили заключить брачный договор. Алексей настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны, без сопровождения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Дайте ответ в соответствии с действующим законодательством.


Задача №3

Семья Курочкиных долгое время копила деньги на новый автомобиль. Когда необходимая сумма была накоплена, они, наконец, приобрели долгожданный транспорт. Машину оформили на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что автомобиль записан на его имя, и поэтому является его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет управлять автомобилем. Как разрешить данный спор? Дайте ответ в соответствии с действующим законодательством.


0 Семейный Кодекс Российской Федерации от 25.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.

0 Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ [Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В.. Белявский и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; 5 –е изд., доп. –М.: Просвещение, 2018. – 350 с.

0Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.

0 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.

0 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.

0 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!