Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Специализированная школа № 1с углублённым изучением английского языка имени Володи Дубинина»
Рассмотрено: на заседании кафедры физико-математического цикла Протокол №_______ от 25.08.2017 г. Руководитель кафедры ___________ Гарбовский Я.И. | Согласовано: Заместитель директора по ВР __________ Матий Л.В. 30.08.2017 г. | Утверждено: Директор МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина __________Е.А. Левкович Приказ от 31.08.2017 г.№ 355 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
"Занимательная математика"
для 7 класс
Составила:ШостопольЕ.И., учитель математикивысшей
квалификационной категории
2017/2018 учебный год
Введение
Программа внеурочной деятельности для 7 класса по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандартавторого поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Занимательная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашейжизни.
Цель курса:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
12) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
13) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
14) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
15) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
16) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
17) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
18) выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
19) строить речевые конструкции;
20) изображать геометрические фигура с помощью инструментов и
от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь
выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
21) выполнять вычисления с реальными данными;
22) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
23) выполнять проекты по всем темам данного курса;
моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин,
проволоку и др.
Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль 1. Логические задачи (3 часа)
Необходимые знания, умения и навыки: Умение выполнять действия с натуральными числами.
Цели:
— на основе простейших вычислительных навыков развивать умение рассуждать;
— сформировать понимание различия между примером и доказательством;
— развивать навыки поиска одинаковой идеи решения в задачах с различными условиями.
Содержание:
— логические задачи;
— ребусы;
— игры-шутки (где результат зависит только от начальных условий).
В результате учащиеся должны освоить стратегии принятия решений, приводящие к нужному результату
Модуль 2. Геометрические построения (4 часа)
Необходимые знания, умения и навыки: Умение выполнять действия с натуральными числами, понятие о симметрии.
Цели:
— развивать творческий потенциал школьников;
— учить высказывать гипотезы, опровергать их или доказывать.
Содержание:
— знакомство с симметрией фигур;
— решение задач на геометрические построения, разрезания.
В результате деятельности учащиеся должны познакомиться с некоторыми стандартными способами геометрических построений и приобрести практические навыки
Модуль 3. Задачи на пропорции и проценты (7 часов)
Необходимые знания, умения и навыки: Умение выполнять действия с десятичными дробями, понятие об обыкновенных дробях.
Цели:
— познакомить учащихся с задачами повышенной сложности на составление пропорций и нахождение процентов и дробей от числа;
— показать, что такие задачи часто приходится решать в обычной жизни.
Содержание:
— задачи на проценты;
— задачи на составление уравнений.
В результате учащиеся должны составить представление о процентах как об одном из видов дробей, научиться находить часть и проценты от числа, закрепить навыки составления уравнений по условию задач, познакомиться с понятием « банковские проценты »
Модуль 4. Делимость (7 часов)
Необходимые знания, умения и навыки: Умение выполнять действия с натуральными числами, понятие о делении с остатком, признаки делимости.
Цели:
— развивать настойчивость при выполнении работы;
— развивать интуицию и умение предвидеть результаты работы.
Содержание:
— задачи на десятичную запись числа;
— задачи на использование свойств делимости;
— использование понятия периодичности.
В результате учащиеся должны научиться применять основную теорему арифметики, понять возможности полного перебора остатков и научиться использовать свойства делимости.
Модуль 5. Принцип Дирихле как приложение свойств неравенств - (2 часа)
Необходимые знания, умения и навыки: Умение выполнять действия с натуральными числами, деление с остатком, понятие о простейших неравенства (владение понятиями «больше, меньше, не больше, не меньше»).
Цели:
— сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства;
— развивать умение различать в задаче условие и заключение;
— познакомить учеников с задачами, где при расплывчатых формулировках удаётся получить некоторую достоверную информацию.
Содержание:
— понятие о принципе Дирихле;
— решение простейших задач на принцип Дирихле;
— принцип Дирихле в задачах с « геометрической » направленностью.
В результате учащиеся должны познакомиться с методом доказательства от противного, методом оценки и научиться пользоваться некоторыми свойствами неравенств.
Модуль 6. Игры (5 часов)
Необходимые знания, умения и навыки: Умение выполнять действия с натуральными числами.
Цели:
— на основе простейших вычислительных навыков развивать умение рассуждать;
— сформировать понимание необходимости оценивать последствия различных решений;
— развивать навыки поиска одинаковой идеи решения в задачах с различными условиями.
Содержание:
— игры - выбор лучшей стратегии;
— игры-шутки (где результат зависит только от начальных условий).
В результате учащиеся должны изучить основные понятия теории игр, решать простейшие задачи
Модуль 7. Раскраски (2 часа)
Необходимые знания, умения и навыки: Умение выполнять действия с натуральными числами, понятие о симметрии.
Цели:
— развивать творческий потенциал школьников;
— учить высказывать гипотезы, опровергать их или доказывать.
Содержание:
— знакомство с идеей раскрашивания (нумерования) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей;
— решение задач с помощью идеи раскрашивания.
В результате деятельности учащиеся должны познакомиться с некоторыми стандартными способами раскрасок и приобрести опыт применения этой идеи в различных ситуациях.
Модуль 8. Конструктивные задачи (4 часа)
Необходимые знания, умения и навыки: Умение выполнять действия с натуральными числами, делимость, умение приводить подобные в простейших многочленах.
Цели:
— показать на примерах, что часто решение проблемы возникает в процессе деятельности;
— познакомить с понятием « контрпример » .
Содержание:
— равновеликие и равносоставленные фигуры;
— геометрические головоломки;
— задачи на построение примера;
— задачи на переливания.
В результате учащиеся должны привыкнуть к мысли, что часто существует много правильных решений одной и той же задачи, познакомиться с примерами разумной записи решений задач на переливания и взвешивания, приобрести опыт мыслительного, образного и предметно-манипулятивного конструирования.
Участие в олимпиадах и других математических мероприятиях
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Дата |
| | План | Факт |
| Модуль 1. Логические задачи (3 часа) | | |
1 | Задачи-шутки | 06.09 | |
2 | Логические задачи | 13.09 | |
3 | Ребусы | 20.09 | |
| Модуль 2. Геометрические построения (4 часа) | | |
4 | Упражнения с куском бумаги | 27.09 | |
5 | Упражнения с куском бумаги | 04.10 | |
6 | Упражнения со спичками | 11.10 | |
7 | Упражнения со спичками | | |
| Модуль 3. Задачи на пропорции и проценты (7 часов) | 18.10 | |
8 | Задачи на проценты и части | 25.10 | |
9 | Задачи на проценты и части | 08.11 | |
10 | Задачи на проценты и части | 15.11 | |
11 | Задачи на проценты и части | 22.11 | |
12 | Совместная работа | 29.11 | |
13 | Совместная работа | 06.12 | |
14 | Совместная работа | 13.12 | |
| Модуль 4. Делимость (7 часов) | | |
15 | Делимость, остаток от деления | 20.12 | |
16 | Делимость, остаток от деления | 27.12 | |
17 | Делимость, остаток от деления | 10.01 | |
18 | Делимость, остаток от деления | 17.01 | |
19 | Периодичность | 24.01 | |
20 | Периодичность | 31.01 | |
21 | Периодичность | 07.02 | |
| Модуль 5. Принцип Дирихле как приложение свойств неравенств - (2 часа) | | |
22 | Решение задач | 14.02 | |
23 | Решение задач | 21.02 | |
| Модуль 6. Игры (5 часов) | | |
24 | Игры (выбор лучшей стратегии) | 28.02 | |
25 | Игры (выбор лучшей стратегии) | 07.03 | |
26 | Игры (выбор лучшей стратегии) | 14.03 | |
27 | Игры (выбор лучшей стратегии) | 21.03 | |
28 | Игры (выбор лучшей стратегии) | 04.04 | |
| Модуль 7. Раскраски (2 часа) | | |
29 | Раскраски - основные понятия | 11.04 | |
30 | Решение простейших задач | 18.04 | |
| Модуль 8. Конструктивные задачи (4 часа) | | |
31 | Задачи на построение примера. Переливания. | 25.04 | |
32 | Задачи на построение примера. Взвешивания. | 07.05 | |
33 | Решение различных задач. | 16.05 | |
34 | Решение конструктивных задач. Практическая задача на развитие геометрического воображения. | 23.05 | |