Календарно-тематическое планирование 8 класс (2 часа в неделю) | |
№ п/п | Тема урока | Кол. уроков | Тип урока | Элементы образовательного содержания | Требования к уровню подготовки | Элементы дополнительного содержания | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | | Дата проведения | |
8А | 8Б | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 10 | 11 | |
Строение и свойства вещества ( 5 часов) | | | | | | | | | |
| Структура вещества Масса и размеры молекул Лабораторная работа №1: «Оценка размеров молекулы по микрофотографии» | 1 | Урок изучения нового материала Урок решения задач и формирования экспериментальных навыков | Вещество и его структурные единицы. Модели молекул. Простые и сложные молекулы. Масса молекулы. Определение количества молекул, массы молекулы и размера молекулы. | Знать: определение молекулы, атома, порядок размеров и массы молекул. Уметь: приводить примеры, объяснять результаты опытов, доказывающих существование молекул и наличие промежутков между ними; примеры позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объёма. Знать: определение молекулы, атома, порядок размеров и массы молекул. Уметь; примеры позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объёма, определять число молекул и атомов содержащихся в данной массе вещества. | Атомная единица массы. Постоянная Авогадро. | Понимать и объяснять явления теплового движения молекул, броуновского движения, диффузии, смачивания веществ. Описывать атомарную гипотезу строения вещества, модель молекулы вещества. . | | 2.09 | 2.09 | |
| Движение молекул | 1 | Комбинированный урок | Броуновское движение. Промежутки между молекулами. Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость диффузии. Примеры диффузии в природе, быту, технике. Тепловое движение молекул. | Знать: определение теплового движения. Броуновского движения частиц, зависимость скорости движения частиц от температуры. Уметь: приводить примеры явлений, объяснять результаты опытов. Подтверждающих движение молекул, описывать явление диффузии, приводить примеры проявления диффузии в природе, быту, технике. | | Наблюдать движение броуновских частиц на модели. | | 4.09 | 7.09 | |
| Взаимодействие молекул | 1 | КУ | Притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и несмачивание. Понятие о капиллярных явлениях. | Знать: характер взаимодействия между молекулами, роль явлений смачивания и капиллярности в природе. Уметь: приводить примеры опытов и явлений, подтверждающих взаимодействие молекул, описывать взаимодействие молекул, приводить примеры опытов и явлений смачивания и капиллярности; описывать и объяснять явления смачивания и капиллярности. | | Описывать взаимодействие молекул вещества в различных агрегатных состояниях, пользуясь выбранной моделью молекулы вещества | | 9.09 | 9.09 | |
| Агрегатные состояния вещества | 1 | Комбинированный урок | Три агрегатные состояния вещества. Характер расположения и движения молекул. | Знать: характер движения, взаимодействия и расположения молекул вещества в различных агрегатных состояниях. Уметь: формулировать основные положения о строении вещества; для объяснения явлений диффузии. деформации, сжимаемости или несжимаемости вещества и т. д. применять знания о строении вещества. | | Описывать взаимодействие молекул вещества в различных агрегатных состояниях, пользуясь выбранной моделью молекулы веществ. Изучать строение и свойства твёрдых тел и жидкостей. Познакомиться с моделями кристаллических решёток. [Познакомиться со структурой простейших жидких кристаллов и их практическим применением.] | | 11.09 | 14.09 | |
| Молекулярная теория строения вещества | 1 | Урок повторения, закрепления и систематизации знаний | Молекулярное строение вещества. Движение и взаимодействие молекул. | Уметь систематизировать и обобщать знания о строении вещества. | | Определять число молекул вещества по его массе, объёму и плотности, массу вещества — по строению молекулы | | 16.09 | 16.09 | |
| Внутренняя энергия термодинамической системы. | 1 | Урок изучения нового материала | Термодинамическая система. Кинетическая и потенциальная энергии молекул. Внутренняя энергия термодинамической системы. | Знать: определение термодинамическая система, внутренняя энергия, тепловое движение молекул; единицы измерения внутренней энергии и обозначение её. Уметь: использовать при описании явлений понятия: термодинамическая система, состояние системы, внутренняя энергия; приводить примеры подтверждающие зависимость скорости движения молекул от температуры. | | . Определять и объяснять смысл понятий: термодинамическая система, внутренняя энергия, тепловое равновесие. | | 18.09 | 21.09 | |
| Изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы | 1 | Комбинированный урок | Изменение внутренней энергии системы. Уменьшение и увеличение внутренней энергии. Связь работы и изменения внутренней энергии. | Знать: один из способов изменения внутренней энергии (совершение работы),как зависит значение работы, если она совершается над (самим) телом. Уметь: определять изменение внутренней энергии системы, если часть механической энергии системы тел может идти на её изменение. | | Наблюдать явление перехода термодинамической системы из одного состояния в другое при совершении работы и при теплопередаче. Описывать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы и при теплопередаче | | 23.09 | 23.09 | |
| Изменение внутренней энергии термодинамической системы при теплопередаче | 1 | Комбинированный урок | Теплопередача. Количество теплоты. Изменение внутренней энергии при теплопередаче. | Знать: определение теплопередачи, количество теплоты, один из способов изменения внутренней энергии системы (теплопередача), как зависит значение количества теплоты, если тело получает (отдаёт) энергию. Уметь: применять знания для расчёта изменения внутренней энергии системы. | | Понимать смысл закона сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики); при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; объяснять содержание на уровне взаимосвязи физических величин. Наблюдать и различать виды теплообмена (теплопередачи). Экспериментально исследовать: теплопроводность меди и стали, конвекцию в жидкостях, излучение с помощью теплоприёмника и манометра. | | 25.09 | 28.09 | |
| Закон сохранения энергии при тепловых процессах | 1 | Комбинированный урок | Изменение внутренней энергии в результате совершения работы. Изменение внутренней энергии при теплопередаче. Закон сохранения энергии при тепловых процессах. | Знать: способы изменения внутренней энергии системы что изменение внутренней энергии аддитивно., закон сохранения при тепловых процессах Уметь: применять знания при решении задач и объяснении различных явлений. | . Первый закон термодинамики | Наблюдать при нагревании расширение: воздуха в колбе, ртути в медицинском термометре, спирта в лабораторном термометре. Проводить прямые измерения физических величин: массы, температуры; косвенные измерения физических величин: внутренней энергии, количества теплоты, удельной теплоёмкости; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений температуры, массы, плотности. | | 30.09 | 30.09 | |
| Виды теплопередачи | 1 | Комбинированный урок | Теплопередача- способ изменения внутренней энергии системы. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Виды теплопередачи в природе, быту и технике. Совместное проявление трех видов теплопередачи. | Знать: виды теплопередачи, определения теплопроводности, конвекции. Уметь: приводить примеры разных видов теплопередачи в природе, быту, технике; распознавать виды теплопередачи среди других видов, описывать механизм передачи энергии данным способом. | | Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости (температуру остывающего тела от времени); анализировать характер зависимости между физическими величинами при изучении первого закона термодинамики. Уметь пользоваться термодинамической шкалой Кельвина, осуществлять перевод значений температуры для шкал Кельвина и Цельсия. Наблюдать, различать и описывать виды теплопередачи, приводить примеры процессов. | | 2.10 | 5.10 | |
| Измерение температуры. Термометр. Лабораторная работа № 2 «Исследование изменения температуры остывающей воды во времени» | 1 | Комбинированный урок Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений | Температура. Измерение температуры. Термометр. Термодинамические шкалы. Устройство термометра. Области измеряемых температур. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. | Знать: устройство и принцип действия термометра, виды термометров. Правила измерения температуры тела. Уметь: объяснять применимость термометров для измерения различных температур, проводить измерения, исследование по изменению температуры во времени, строить графики, анализировать результаты и делать выводы. | Нулевой закон термодинамики. | Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости (температуру остывающего тела от времени) Наблюдать при нагревании расширение: воздуха в колбе, ртути в медицинском термометре, спирта в лабораторном термометре. Измерять температуру термометром с учётом абсолютной и относительной погрешностей измерения. | | 7.10 | 7.10. | |
| Удельная теплоёмкость. | 1 | Комбинированный урок | Удельная теплоемкость. | Знать: определение удельной теплоёмкости вещества, формулу для расчёта, единицы , условное обозначение уд. теплоёмкости и теплоёмкости, от чего зависит количество теплоты. Уметь: объяснять физический смысл уд. теплоёмкости, пользоваться таблицей для нахождения уд. теплоемкости, сравнивать уд. теплоёмкости различных веществ. | Теплоемкость тела | Использовать физические величины: температура, количество теплоты, теплоёмкость, удельная теплоёмкость при изучении свойств тел и тепловых явлений; использовать обозначения физических величин и единицы физических величин в СИ. | | 9.10 | 12.10 | |
| Решение задач на теплообмен | 1 | Урок формирования умений | Алгоритм решения задач на теплообмен. | Знать: алгоритм решения задач на теплообмен. Уметь: применять полученные знания при решении расчётных и качественных задач. | | Решать задачи на использование первого закона термодинамики, задачи на определение количества теплоты, температуры, массы, удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче, удельной теплоты сгорания топлива | | 14.10 | 14.10 | |
| Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости вещества» | 1 | Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. | Уметь проводить наблюдения процесса теплопередачи, измерения необходимых величин , проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы. | | Измерять удельную теплоёмкость вещества. | | 16.10 | 19.10 | |
| Лабораторная работа №4 «Проверка уравнения теплового баланса» | 1 | Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Уравнение теплового баланса. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. | Уметь проводить измерения , проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы. | | Наблюдать, различать и описывать виды теплопередачи, приводить примеры процессов. | | 21.10 | 21.10 | |
| Удельная теплота сгорания топлива. | 1 | Комбинированный урок | Горение топлива. Удельная теплота сгорания топлива | Знать: определение удельной теплоты сгорания топлива, единицу измерения, условное обозначение, формулу для расчёта количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива. Уметь: объяснять физический смысл уд. теплоты сгорания топлива, пользоваться таблицей для нахождения уд. теплоты сгорания топлива, применять знания для нахождения количества теплоты выделяющегося при сгорании топлива. | Экзо- и эндотермические химические реакции | Вычислять количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту сгорания разных видов топлива. | | 23.10 | 26.10 | |
| Решение задач Основные закономерности термодинамики | 1 | Урок повторения, закрепления и систематизации знаний | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Уравнение теплового баланса Горение топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Весь материал темы «Основы термодинамики» | Уметь применять полученные знания для решения задач, графически описывать тепловые процессы. Уметь систематизировать и обобщать знания по теме «Основы термодинамики». | | Вычислять количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту сгорания разных видов топлива. | | 28.10 | 28.10 | |
| Контрольная работа №1 «Основы термодинамики» | 1 | Урок контроля знаний | Весь материал темы «Основы термодинамики». | Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач. | | | | 30.10 | 9.11 | |
| Испарение и конденсация | 1 | Урок изучения нового материала | Распределение молекул по скоростям. Испарение. Конденсация. Изменение температура термодинамической системы при испарении и конденсации. Скорость процесса испарения. | Знать: определение испарения и конденсации, факторы, влияющие на процесс испарения, что данные процессы происходят при любой температуре. Уметь: объяснять процессы испарения и конденсации и происходящие изменения энергии на основе знаний о строении вещества. | | Наблюдать испарение, конденсацию, кипение, плавление и кристаллизацию веществ. Описывать, определять и объяснять с точки зрения молекулярной теории процессы изменения агрегатных состояний вещества: испарения и конденсации, кипения, плавления и кристаллизации. | | 11.11 | 11.11 | |
| Насыщенный пар. Влажность воздуха | 1 | Комбинированный урок | Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Плотность водяного пара. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Точка росы. Измерение влажности. | Знать: определение насыщенного пара, абсолютной и относительной влажности, формулу для расчёта относительной влажности. Уметь: приводить примеры практического использования знаний о влажности воздуха, объяснять причины запотевания стекол в окнах, образования тумана, выпадения росы. | | Давать определения понятиям и физическим величинам: насыщенный пар, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления вещества; трактовать смысл физических величин. | | 13.11 | 16.11 | |
| Решение задач | 1 | Урок формирования умений | Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Плотность водяного пара. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Точка росы. Измерение влажности. | Знать: определение насыщенного па-ра, абсолютной и относительной влажности, формулу для расчёта отно-сительной влажности. Уметь: объяснять процессы испарения и конденсации и происходящие изме-нения энергии на основе знаний о строении вещества. | | Изучать понятие насыщенного пара Объяснять устройство и действие психрометра. Вычислять относительную влажность воздуха. Измерять относительную влажность воздуха с помощью психрометра | | 18.11 | 18.11 | |
| Лабораторная работа №5 «Измерение относительной влажности воздуха». Решение задач | 1 | Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений | Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Плотность водяного пара. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Точка росы. Измерение влажности. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. | Уметь измерять влажность воздуха , проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы. Применять знания при решении задач. | | Объяснять устройство и действие гигрометра, психрометра. Измерять относительную влажность воздуха с помощью психрометра. | | 20.11 | 23.11 | |
| Удельная теплота парообразования. Кипение | 1 | Комбинированный урок | Удельная теплота парообразования. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от внешнего давления. | Знать: определение уд. теплоты парообразования, условное обозначение, единицу измерении уд. теплоты парообразования, формулу для расчёта количества теплоты необходимого для обращения жидкости в пар. Уметь: сопоставлять процессы испарения и кипения, объяснять физический смысл уд. теплоты парообразования, пользоваться таблицей для нахождения уд. теплоты парообразования и температуры кипения, применять знания для нахождения количества теплоты необходимого для обращения в пар жидкости. | | Наблюдать явления испарения и конденсации, кипение жидкости. Изучать понятие насыщенного пара. Исследовать с помощью графика процесс кипения жидкости. | | 25.11 | 25.11 | |
| Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. | 1 | Комбинированный урок | Плавление. Кристаллизация. Температура плавления и кристаллизации. Постоянство температуры при плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления. Плавление кристаллических и аморфных тел. График зависимости температуры плавящегося тела от времени. | Знать: определение уд. теплоты плавления, условное обозначение, единицу измерении уд. теплоты плавления, формулу для расчёта количества теплоты необходимого для плавления вещества. Уметь: сопоставлять процессы плавления и кристаллизации, объяснять физический смысл уд. теплоты плавления, пользоваться таблицей для нахождения уд. теплоты плавления и температуры плавления, применять знания для нахождения количества теплоты необходимого для плавления, читать и анализировать графики плавления (кристаллизации). | | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления (или кристаллизации) вещества, удельную теплоту плавления и удельную теплоту парообразования. Объяснять графическую зависимость температуры вещества от времени в процессах плавления и к Наблюдать плавление и кристаллизацию вещества. Исследовать с помощью графика процесс плавления кристаллического тела (льда). Вычислять удельную теплоту плавления вещества. | | 27.11 | 30.11 | |
| Решение задач | 1 | Урок формирования умений | Теплообмен с участием процессов парообразования, конденсации, плавления, кристаллизации. | Уметь применять полученные знания для решения задач, графически описывать тепловые процессы. | | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления (или кристаллизации) вещества, удельную теплоту парообразования. кристаллизации. | | 2.12 | 2.12 | |
| | | | | | | | | |
| Поршневой двигатель внутреннего сгорания. | 1 | Урок изучения нового материала | Тепловые и холодильные машины. Циклический процесс. Тепловой 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания. Работа двигателя. Двигатель Дизеля. | Знать: понятие «тепловые машины»,виды поршневых двигателей. Уметь описывать устройство ДВС, принцип работы.: | | Определять основные части любого теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело). Объяснять по схемам устройство тепловых машин. Наблюдать действие четырёхтактного поршневого двигателя внутреннего сгорания на его модели. . [Применять законы термодинамики для описания работы теплового двигателя.] | | 4.12 | 7.12 | |
| Паровые и газовые турбины. Турбореактивные двигатели и реактивные двигатели ракет. | 1 | Комбинированный урок | Паровая и газовая турбины. Реактивные и турбореактивные двигатели. Сила тяги двигателя. | Иметь представление об устройстве, принципе работы паровых и газовых турбин, реактивных двигателей. | | Объяснять устройство и действие паровой турбины, газотурбинного двигателя, холодильника Определять основные части теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело). Объяснять по схеме устройство и действие теплового двигателя. Наблюдать действие четырёхтактного поршневого двигателя внутреннего сгорания на его модели. | | 9.12 | 9.12 | |
| Холодильные машины. КПД теплового двигателя | 1 | Комбинированный урок | Устройство холодильной машины. Эффективность работы холодильной машины. Преобразование энергии в тепловом двигателе. Нагреватель, рабочее тело и холодильник. Полезная механическая работа теплового двигателя. КПД теплового двигателя. | Знать: основны6е части тепловых двигателей, формулу для расчёта КПД тепловых двигателей, примерное значение КПД. Уметь: объяснять устройство и принцип действия холодильника. | Холодильный коэффициент Максимально возможный КПД теплового двигателя.. | Вычислять КПД и максимально возможный КПД тепловых двигателей. Определять основные части теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело). Объяснять по схеме устройство и действие теплового двигателя. Наблюдать действие четырёхтактного поршневого двигателя внутреннего сгорания на его модели. | | 11.12 | 14.12 | |
| Экологические проблемы тепловых двигателей | 1 | Комбинированный урок (семинар) | Доклады учащихся по экологическим проблемам, связанным с применением тепловых двигателей. | Уметь: приводить примеры экологических последствий работы тепловых двигателей. | | Обсуждать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей [Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных формах в целях выполнения проектных и исследовательских работ.] | | 16.12 | 16.12 | |
| Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые машины | 1 | Урок закрепления и систематизации знаний | Весь материал тем «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины» | Уметь систематизировать и обобщать знания по темам «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины» | | Познакомиться с опытами Джоуля, лежащими в основе первого закона термодинамики. | | 18.12 | 21.12 | |
| Контрольная работа № 2«Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины». | 1 | Урок контроля знаний и умений | Весь материал тем «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины». | Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач. | | | | 23.12 | 23.12 | |
| Электризация тел. Электрический заряд. | 1 | Урок изучения нового материала | Электрическое взаимодействие. Притяжение и отталкивание заряженных тел. Два вида электрических зарядов. | Знать: понятие «электризация тел», виды электрических зарядов. Уметь: описывать взаимодействие между зарядами, понимать и объяснять процесс электризации, приводить примеры электризации в быту, технике. Иметь представление о превосходстве электрического взаимодействия по сравнению с гравитационным. | | Экспериментально исследовать явление электризации тел, виды заряда. Описывать электризацию тел; определять виды электрического заряда, характеризовать электрические свойства веществ. | | 25.12 | | |
| Строение атома | 1 | Комбинированный урок | Атом. Атомное ядро. Электроны. Протоны. Нейтроны. Носители заряда. Проводники. Диэлектрики. | Знать: о делимости электрического заряда, строении атома, понятие «заряд ядра», «ион», виды ионов «свободные носители заряда», «проводники», «изоляторы». Уметь: описывать и объяснять модели строения простых атомов, приводить примеры веществ являющихся проводниками и изоляторами. | | Объяснять электрические свойства веществ, электризацию тел, поляризацию диэлектриков и проводников на основе атомарного строения вещества. | | 13.01 | | |
| Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | Комбинированный урок | Электрически нейтральное тело. Заряженное тело. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. | Знать: закон сохранения электрического заряда. Уметь: объяснять электризацию тел на основе электронных представлений. | Поляризация диэлектрика. Поляризация проводника. | Объяснять смысл физических моделей: положительный и отрицательный электрические заряды, планетарная модель атома, точечный заряд, линии напряжённости электрического поля, однородное электрическое поле. Воспроизводить физический смысл и содержание понятия «электрическое поле как вид материи». | | 15.01 | | |
| Электроскоп | 1 | Комбинированный урок | Устройство электроскопа и электрометра. Измерение величины заряда с помощью электрометра. | Знать: устройство и принцип действия электроскопа, Иметь представление о понятии «заземление». | | | | 20.01 | | |
| Закон Кулона | 1 | Комбинированный урок | Точечный заряд. Электрический заряд тела. Опыты Кулона-Кавендиша. Закон Кулона. | Знать: словесное описание закона Кулона, определение электрического заряда, понятие «элементарный электрический заряд»,значение элементарного электрического заряда. Уметь: объяснять, как изменится сила взаимодействия между электрическими зарядами при изменении расстояния или значений взаимодействующих зарядов. | | Понимать смысл законов: сохранения электрического заряда, закона Кулона, [принципа суперпозиции (сложения электрических сил)]; объяснять содержание закона Кулона на уровне взаимосвязи физических величин. Описывать физические величины: электрический заряд, напряжённость электрического поля, напряжение, ёмкость конденсатора, энергия электрического поля. | | 22.01 | | |
| Электрическое поле | 1 | Комбинированный урок | Электрическое поле. Силовые линии электрического поля. Направление вектора напряженности электрического поля. Густота силовых линий. Однородное электрическое поле. | Знать: понятие «электрическое поле», «напряжённость электрического поля», единицу измерения напряжённости, формулу для определения, условное обозначение, источники электрического поля, способы его обнаружения, понятие «силовые линии электрического поля». Уметь: изображать электрическое поле с помощью силовых линий, указывать направление силы действующей на заряд со стороны другого заряда, применять знания при решении задач. | | изображать электрическое поле с помощью силовых линий, указывать направление силы действующей на заряд со стороны другого заряда, применять знания при решении задач | | 27.01 | | |
| Работа сил электрического поля. Электрическое напряжение | 1 | Комбинированный урок | Работа сил электрического поля. Электрическое напряжение. | Знать: определение напряжения, условное обозначение напряжения, единицу измерения, формулу для расчёта, связь напряжения и напряжённости. Уметь: использовать знания для решения задач. | | Вычислять работу сил однородного электрического поля | | 29.01 | | |
| Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. | 1 | Комбинированный урок | Конденсатор. Обкладки конденсатора. Заряд конденсатора. Электрическое поле конденсатора. Электрическая емкость. Энергия электрического поля конденсатора. | Знать: понятие «конденсатор», «заряд конденсатора», устройство, назначение конденсатора, определение ёмкости конденсатора, условное обозначение, единицу измерения, формулу для определения ёмкости конденсатора, от чего зависит ёмкость конденсатора, виды конденсаторов. Уметь: применять знания при решении задач. Иметь представление от чего зависит энергия заряженного конденсатора. | | Описывать физические величины: электрический заряд, напряжённость электрического поля, напряжение, ёмкость конденсатора, энергия электрического поля. | | 3.02 | | |
| Решение задач | 1 | Урок выработки умений | Знать: определение напряжения, условное обозначение напряжения, единицу измерения, формулу для расчёта, связь напряжения и напряжённости. Уметь: использовать знания для решения задач. | | | Объяснять понятия работы сил электрического поля, напряжение между двумя точками; проводить аналогию между работой силы тяжести по перемещению материальной точки и работой силы однородного электрического поля. Решать задачи на использование закона Кулона, определение работы однородного электрического поля, напряжения, энергии и заряда конденсатора. Воспроизводить линии напряжённости электрического поля одного, двух точечных зарядов, двух пластин при объяснении электрических взаимодействий, решении задач. | | 5.02 | | |
| Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Направление электрического тока. | 1 | | Электрический ток. Действия электрического тока. Условия существования электрического тока. Направление электрического тока. Сила электрического тока. Электрическая цепь. Источник тока. | Знать: определение электрического тока, условия его существования, направление тока, действия тока, определение силы тока, условное обозначение силы тока, единицу измерения, физический смысл, формулу для определения силы тока, понятие « электрическая цепь», условные обозначения элементов эл. цепи. Уметь: описывать процесс протекания тока в металлах, приводить примеры практического значения действия тока, объяснять принцип действия источника тока. применять знания о силе тока для решения задач, использовать знания о электрическом токе для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов. | Сторонние силы. | Понимать и объяснять электрические явления: электрический ток, условия его возникновения, сопротивление, действия тока. | 10.02 | | | |
| Электрический ток в металлах Лабораторная работа № 6 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» | 1 | Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений | Металл. Свободные электроны. Электрический ток в металле. Измерение силы тока. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. | Знать: прибор для измерения силы тока, правила использования прибора, условное обозначение прибора на схеме. Уметь: описывать процесс протекания тока в металлах, чертить простейшие электрические схемы и собирать эл.цепь, проводить измерения с помощью амперметра , анализировать полученный результат, делать выводы.. | | Определять физические величины: сила тока, использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ; трактовать смысл используемых физических величин. Соблюдать правила безопасности при работе с источниками тока, измерительными приборами, бытовыми электронагревательными приборами | 12.02 | | | |
| Измерение напряжения Лабораторная работа № 7 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений | Напряжение. Измерение напряжения. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. | Знать : прибор для измерения напряжения, правила использования прибора, условное обозначение прибора на схеме. Уметь: чертить простейшие электрические схемы с использованием вольтметра, собирать эл. цепи, проводить измерения с помощью вольтметра , анализировать полученный результат, делать выводы.. | | Проводить прямые измерения физических величин: силы тока, напряжения, косвенные измерения физических величин: сопротивления, работы и мощности тока; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений силы тока, напряжения, сопротивления, работы тока. Выполнять экспериментальные исследования в целях изучения закона Ома для участка электрической цепи, теплового действия тока; пользоваться амперметром, вольтметром, реостатом. Соблюдать правила безопасности при работе с источниками тока, измерительными приборами, бытовыми электронагревательными приборами | 17.02 | | | |
| Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 1 | Комбинированный урок | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | Знать: закон Ома для участка ,цепи, понятие «сопротивление», условное обозначение сопротивления, единицу измерения. Уметь: объяснять причину сопротивления проводника, определять и сравнивать сопротивления проводников по графику зависимости силы тока от напряжения, использовать закон Ома для решения задач. | | Решать задачи, используя закон Ома для участка цепи, зависимости между физическими величинами при последовательном и параллельном соединении проводников, выражения для сопротивления проводника, работы и мощности тока. | 19.02 | | | |
| Удельное сопротивление вещества. | 1 | Комбинированный урок | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление вещества. Резистор. Реостат. | Знать: определение уд. сопротивления, условное обозначение, единицу измерения, физический смысл значения уд. сопротивления, формулу для расчёта, прибор для регулирования силы тока в цепи. Уметь: пользоваться табличными данными определяя уд. сопротивление, сравнивать уд. сопротивления различных веществ, подключать реостат в эл. цепь, знания об уд. сопротивлении применять при решении задач. Иметь представление о зависимости удельного сопротивления от температуры. | | | 24.02 | | | |
| Лабораторная работа № 8 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. | Уметь чертить эл. схему, собирать эл. цепь по схеме, проводить измерения с помощью амперметра и вольтметра, проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы. | | Проводить прямые измерения физических величин: силы тока, напряжения, косвенные измерения физических величин: сопротивления, работы и мощности тока; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений силы тока, напряжения, сопротивления, работы тока. Выполнять экспериментальные исследования в целях изучения закона Ома для участка электрической цепи, теплового действия тока; пользоваться амперметром, вольтметром, реостатом. Соблюдать правила безопасности при работе с источниками тока, измерительными приборами, бытовыми электронагревательными приборами | 26.02 | | | |
| Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников | 1 | Комбинированный урок | Последовательное соединение проводников и его свойства. Общее сопротивление последовательно соединенных проводников. Параллельное соединение проводников и его свойства. Общее сопротивление параллельно соединенных проводников. | Знать: законы последовательного и параллельного соединения проводников. Уметь: приводить примеры применения последовательного и параллельного соединения проводников в быту, называть достоинства и недостатки каждого из соединений. | | Сравнивать последовательное и параллельное соединения проводников. Экспериментально исследовать электрическую цепь с последовательным соединением проводников с помощью вольтметра и амперметра. | 2.03 | | | |
| Решение задач на темы «Последовательное и параллельное соединение проводников» | 1 | Урок формирование умений | Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения проводников. | Знать: законы последовательного и параллельного соединения проводников. Уметь: применять законы последовательного и параллельного соединения, закон Ома для участка цепи для решения задач | | Решать задачи, используя закон Ома для участка цепи, Джоуля — Ленца, зависимости между физическими величинами при последовательном и параллельном соединении проводников, выражения для сопротивления проводника, работы и мощности тока. | 4.03 | | | |
| Работа и мощность электрического тока | 1 | Комбинированный урок | Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Потребление электрической энергии. Киловатт-час. Электрический счетчик | Знать: формулы для расчёта работы и мощности электрического тока, условные обозначения, единицы измерения, физический смысл этих величин, приборы для измерения. Уметь: понимать назначение электрического счётчика, рассчитывать потребление электрической энергии за расчётный период по показаниям электрического счётчика, осуществлять самостоятельный поиск информации о тарифах на электрическую энергию в регионе, пользоваться таблицей мощностей. | | Вычислять работу и мощность электрического тока. Понимать устройство и действие плавкого предохранителя, принципы работы электрических нагревательных приборов, источников тока. понимать назначение электрического счётчика, рассчитывать потребление электрической энергии за расчётный период по показаниям электрического счётчика, осуществлять самостоятельный поиск информации о тарифах на электрическую энергию в регионе, пользоваться таблицей мощностей. | | | | |
| Лабораторная работа № 9 «Измерение работы и мощности электрического тока». | 1 | Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений | Работа электрического тока. Мощность электрического тока .Правила проведения лабораторной работы, ТБ. | Уметь чертить эл. схему, собирать эл. цепь, проводить измерения , проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы. | | Проводить прямые измерения физических величин: силы тока, напряжения, косвенные измерения физических величин: сопротивления, работы и мощности тока; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений силы тока, напряжения, сопротивления, работы тока. Выполнять экспериментальные исследования в целях изучения закона Ома для участка электрической цепи, теплового действия тока; пользоваться амперметром, вольтметром, реостатом. | | | | |
| Закон Джоуля-Ленца | 1 | Комбинированный урок | Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Предохранители. | Знать: закон Джоуля- Ленца, использование явления нагревания проводника в электрических устройствах. Уметь: объяснять вопросы электробезопасности в быту (соответствие предохранителей в проводке, использование тройников и удлинителей), | | Понимать смысл физических законов: Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; объяснять содержание законов на уровне взаимосвязи физических величин. | | | | |
| Электрический ток в газах. | 1 | Комбинированный урок | Носители тока в газах. Ионизация газа. Применение тока в газах. Защита от молнии. | Иметь представление о носителях тока в газах, о понятии «ионизация газа», о вопросах безопасности при грозе. | | Познакомиться с природой электрического тока в газах и полупроводниках. Обсуждать устройство, действие и практические применения полупроводниковых приборов.] | | | | |
| Электрический ток в полупроводниках | 1 | Комбинированный урок | Полупроводник. Носителя заряда в полупроводнике. Электрон. Дырка. Собственная проводимость. Примесная проводимость. | Иметь представление о понятии «полупроводники», о носителях заряда в полупроводниках, о применении полупроводников в технике. | Полупроводники n- и p- типа. Полупроводниковый диод. | Познакомиться с природой электрического тока в газах и полупроводниках. Обсуждать устройство, действие и практические применения полупроводниковых приборов.] | | | | |
| Источники тока | 1 | Комбинированный урок | Электрофорная машина. Гальванический элемент. Аккумуляторная батарея. | Уметь: описывать превращения механической, внутренней и химической энергии в электрическую, приводить примеры использования источников тока в технике и быту. | | | | | | |
| Повторение и обобщение тем:« Электрические явления», «Постоянный электрический ток» | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Весь материал тем «Электрические явления» «Постоянный электрический ток». | Уметь: обобщать и систематизировать знания по темам:«Электрические явления» «Постоянный электрический ток». | | | | | | |
| Повторение и обобщение тем:« Электрические явления», «Постоянный электрический ток» | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Весь материал тем «Электрические явления» «Постоянный электрический ток». | Уметь: обобщать и систематизировать знания по темам:«Электрические явления» «Постоянный электрический ток». | | | | | | |
| Контрольная работа № 3 «Электрические явления» «Постоянный электрический ток». | 1 | Урок контроля знаний и умений | Весь материал тем «Электрические явления» «Постоянный электрический ток». | Уметь: применять знания при решении задач. | | | | | | |
| Магниты. Магнитное поле Земли | 1 | Урок изучения нового материала | Магниты. Магнито-твердые и магнито-мягкие материалы. Свойства постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитный северный и южный полюса. | Знать: понятие « постоянные магниты», Уметь: демонстрировать свойства постоянных магнитов. Иметь представление о магнитном поле Земли и её магнитных полюсах. | | Наблюдать явления взаимодействия постоянных магнитов, намагничивания тел. Характеризовать магнитные свойства веществ. Объяснять смысл физических моделей: магнитная стрелка, линии магнитной индукции. Наблюдать опыт Эрстеда, описывать магнитные взаимодействия проводника с током и постоянного магнита, двух проводников с током. | | | | |
| Магнитные линии. Действие магнитного поля на проводник с током | 1 | Комбинированный урок | Силовые линии магнитного поля. Магнитное поле тока. Магнитное поле постоянного магнита. Гипотеза Ампера. Действие магнитного поля на проводник с током. | Знать: свойства магнитного поля, способы обнаружения магнитного поля, понятие « линии магнитного поля», определение модуля индукции магнитного поля, единицу измерения, физический смысл, условное обозначение и правило левой руки, для определения направления силы Ампера. Уметь: определять направление линий магнитного поля постоянных магнитов с помощью компаса, использовать правило буравчика для определения направления линий магнитного поля и направление тока в проводнике. | | Наблюдать явления взаимодействия постоянных магнитов, намагничивания тел. Характеризовать магнитные свойства веществ. Объяснять смысл физических моделей: магнитная стрелка, линии магнитной индукции. Наблюдать опыт Эрстеда, описывать магнитные взаимодействия проводника с током и постоянного магнита, двух проводников с током. | | | | |
| Электромагнит. Электродвигатель. Гальванометр. Лабораторная работа № 10: Сборка и изучение электромагнита» | 1 | Комбинированный урок | Электромагнит. Электромагнитное реле. Звонок. Электродвигатель. Гальванометр. | Знать: устройство, принцип работы , применение электродвигателя и электромагнита. Уметь: объяснять способы регулирования подъёмной силы электромагнита. Иметь представление об устройстве электрического звонка. | | Наблюдать действие магнитного поля на рамку с током. [Понимать и объяснять принцип действия электродвигателя постоянного тока, изучать его на модели; объяснять принцип действия гальванометра — устройства в измерительных приборах (амперметрах).] Понимать и объяснять устройство электромагнитов, приводить примеры их использования в технике. Проводить экспериментальные исследования, связанные с работой электромагнита. | | | | |
| Электромагнитная индукция | 1 | Комбинированный урок | Опыты Фарадея. Индукционный ток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. | Знать: суть опытов Фарадея. определение электромагнитной индукции, формулировку правила Ленца. Уметь: описывать явление электромагнитной индукции, приводить примеры проявления и применения электромагнитной индукции в технике. | | Наблюдать опыты Фарадея по изучению электромагнитной индукции, проводить их экспериментальную проверку, объяснять результаты экспериментов. Формулировать закон электромагнитной индукции, правило Ленца. Воспроизводить смысл понятия «электромагнитное поле». [Находить направление индукционного тока с помощью правила Ленца.] | | | | |
| Итоговое занятие | 1 | Семинар | Весь материал темы «Электромагнитные явления» | Уметь обобщать и систематизировать знания по теме «Электромагнитные явления». | | Наблюдать и воспроизводить линии магнитной индукции вокруг прямолинейного проводника, витка, катушки с током. Наблюдать и объяснять зависимость силы, действующей на проводник с током со стороны магнитного поля, от силы тока и длины участка проводника. Описывать физическую величину: модуль индукции магнитного поля; использовать её обозначение и единицу в СИ; трактовать смысл. Находить направление линий магнитной индукции вокруг проводника с током с помощью правила буравчика (правого винта). Использовать правило левой руки для определения направления силы Ампера | | | | |
| Контрольная работа №4 Итоговая | 1 | Урок обобщения знаний | Подведение итогов | Уметь: обобщать и систематизировать знания | | | | | | |
64-68 | Резерв | 5 | | | | | | | | | |