№ п.п. | Дата провед | Кол час | Содержание | Виды учебной деятельности |
МЫ И НАШ МИР (10 ЧАСОВ) УУД Личностные сформировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. сформировать первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; сформировать умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; сформировать ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); сформировать эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России; сформировать целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна); сформировать представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; сформировать представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); сформировать положительное отношение к школе, учебной деятельности; сформировать представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.; сформировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; сформировать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; сформировать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; сформировать этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; сформировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; освоить правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. Метапредметные: осмыслить взаимосвязь между человеком и окружающим миром; формировать способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую), умения отвечать на поставленный вопрос; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Предметные: осмыслить представление о человеке и мире, который его окружает; различать природу и культуру; различать живую и неживую природу; приводить примеры объектов каждой группы; высказываться в устной форме о значении живой и неживой природы; отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире; называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди; уметь передать словами красоту природы и окружающего мира природы и культуры; различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно, разнообразие видов культуры, уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше - теперь, давно-недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; сформировать представление о том, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений; сформировать представление о том, что существуют способы восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств, определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния; правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом; определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края; находить место России на земном шаре; соблюдать основные правила безопасного пути из дома в школу и обратно, называть домашний и школьный адрес; моделировать безопасный маршрут домой. |
-
| | 1 | Что такое окружающий мир. ОБЖ Мир и безопасность. Практическая работа | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой. Запомнить домашний адрес и адрес школы. |
-
| | 1 | Природа | Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке |
-
| | 1 | Неживая и живая природа | Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы. Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится. |
-
| | 1 | Неживая и живая природа |
-
| | 1 | Культура | Различать предметы культуры и произведения культуры. |
-
| | 1 | Культура | Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов, в том числе народов своего края |
-
| | 1 | Природа в творчестве человека | Продолжить знакомство с образами природы, воплощенными в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки. Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме. |
-
| | 1 | Мы - люди | Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности. |
-
| | 1 | Как мы общаемся с миром. ОБЖ Опасные и чрезвычайные ситуации | Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира. |
-
| | 1 | Люди - творцы культуры. | Продолжать поиск признаков, отличающих человека от других живых существ; красота человеческого труда, творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям, дают почувствовать, что такое правда, добро, красота. Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом |
НАШ КЛАСС В ШКОЛЕ (12 ЧАСОВ + 2Ч. РЕЗЕРВ) УУД: Личностные сформировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. сформировать первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; сформировать умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; сформировать ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); сформировать эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России; сформировать целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна); сформировать представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; сформировать представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); сформировать положительное отношение к школе, учебной деятельности; сформировать представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.; сформировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; сформировать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; сформировать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; сформировать этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; сформировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; освоить правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. Метапредметные: осмыслить взаимосвязь между человеком и окружающим миром; формировать способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую), умения отвечать на поставленный вопрос; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Предметные: осмыслить представление о школе и классе как части целого мира и об отношениях в нём; определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни; понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире; осознать важность школы в процессе познания окружающего мира; уметь различать современные и старинные и современные школьные принадлежности; распознавать комнатные растения с помощью атласа – определителя; знать правила ухода за комнатными растениями; различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы; уметь схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение; иметь представление об аквариуме как о созданном человеком сообществе рыб, водных растений и моллюсков; уметь распознавать обитателей аквариума; уметь различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, определять их с помощью атласа – определителя; иметь представление о группах животных (рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; уметь классифицировать животных по их существенным признакам, приводить, примеры представителей каждой группы; представлять образ книги в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности, необходимость книги в жизни каждого человека; сформировать необходимость ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле. |
-
| | 1 | Наш класс в школе. | Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века. |
-
| | 1 | Мы - дружный класс. ОБЖ. Опасная ситуация в школе | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительное, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам. |
-
| | 1 | Учитель - наставник и друг. Безопасное поведение в школе. | Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома. Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительное, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам |
-
| | 1 | Природа в классе | Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Определять комнатные растения класса (2—3 названия) с помощью атласа определителя. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса |
-
| | 1 | Практическая работа. Как ухаживать за комнатными растениями. | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приём их использования (в ходе практической работы) |
-
| | 1 | Что растёт у школы. | Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его. Понятия «деревья», «кустарники», «травянистые растения»; атлас определитель как источник информации различных групп, растущие возле школы, их существенные признаки |
-
| | 1 | Практическая работа Мир за стеклянным берегом | Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять обитателей аквариума с помощью атласа определителя. Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы. |
-
| | 1 | Практическая работа Кто ещё у нас живёт? | Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя. Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм для животных живого уголка |
-
| | 1 | Какие бывают животные. | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы. Приводить примеры животных разных групп. Классифицировать животных по изученным признакам |
-
| | 1 | Проект. Какие бывают животные. | Выполнение творческого задания на основе полученных знаний о животных. |
-
| | 1 | Практическая работа Делу – время. ОБЖ. Режим дня | Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать её ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др. |
-
| | 1 | Книга - друг и наставник | Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. |
-
| | 1 | Практическая работа Книга - наставник и друг | Коллективно изготовить коллаж «Любимые герои наших книг» Повторить главные правила бережного обращения с книгами. |
-
| | 1 | Потехе - час | Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края своими игрушками, родителей, бабушек и дедушек. |
НАШ ДОМ И СЕМЬЯ (14 ЧАСОВ + 2 Ч. РЕЗЕРВ) УУД: Личностные сформировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. сформировать первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; сформировать умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; сформировать ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); сформировать эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России; сформировать целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна); сформировать представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; сформировать представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); сформировать положительное отношение к школе, учебной деятельности; сформировать представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.; сформировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; сформировать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; сформировать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; сформировать этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; сформировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; освоить правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. Метапредметные: осмыслить взаимосвязь между человеком и окружающим миром; формировать способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую), умения отвечать на поставленный вопрос; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Предметные осмыслить понятия, связанные с темой «Семья», осознать свою роль в семье; знакомиться с позитивными способами взаимодействия в семье; освоить способы выражения позитивного отношения к семье и семейным ценностям, к планированию и целеполаганию в семье; осмыслить представление о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди; получить представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека; уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения, уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию; осознавать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни; понимать ценность природного мира. |
-
| | 1 | Мы в семье. | Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье |
-
| | 1 | Моя семья - часть моего народа. | Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения. |
-
| | 1 | Природа в доме. | Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своём доме, обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме. Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их. |
-
| | 1 | Экскурсия. Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество. ОБЖ. Опасность у тебя дома. | Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании. |
-
| | 1 | Исследовательская работа. Красивые камни в нашем доме. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде). Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде. Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку. Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы. |
-
| | 1 | Исследовательская работа. Комнатные растения у нас дома. ОБЖ. Огонь. Электричество | Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осуществлять самопроверку. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома. Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1—2 растения), рисовать и (или) фотографировать их. |
-
| | 1 | Выйдем в сад. | Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку. Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода. |
-
| | 1 | Овощи и фрукты на нашем столе. | Различать овощи и фрукты. Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине. Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда. |
-
| | 1 | Овощи и фрукты на нашем столе. | Различать овощи и фрукты. Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда |
-
| | 1 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем). Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания |
-
| | 1 | Дикорастущие и культурные растения. ОБЖ. Ожог и отравления ядовитыми растениями. | Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения». Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений, осуществлять самопроверку. Осознавать свою неразрывную связь с окружающим миром. Классифицировать растения по признаку «дикорастущие - культурные», с использованием символических обозначений, приводить примеры каждой группы. |
-
| | 11 | Исследовательская работа. Собака в нашем доме. ОБЖ. Как вести себя с домашними питомцами. | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и взаимоотношения с собаками собственным впечатлениям. Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя). Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её. |
-
| | 1 | Кошка в нашем доме. | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях кошки и человека. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей кошке и уходе за ней. |
-
| | 1 | Дикие и домашние животные. ОБЖ Когда четвероногие друзья опасны. | Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. |
-
| | 1 | Дикие и домашние животные. | Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи. |
-
| | 1 | С утра до вечера. ОБЖ. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь | Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С помощью условных знаков представлять объём домашнего труда каждого члена семьи. Представлять способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о пользовании домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасности в доме, о необходимости бережного отношения к бытовым электроприборам. |
ГОРОД И СЕЛО (13 ЧАСОВ) УУД: Личностные сформировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. сформировать первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; сформировать умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; сформировать ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); сформировать эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России; сформировать целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна); сформировать представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; сформировать представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); сформировать положительное отношение к школе, учебной деятельности; сформировать представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.; сформировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; сформировать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; сформировать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; сформировать этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; сформировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; освоить правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. Метапредметные: осмыслить взаимосвязь между человеком и окружающим миром; формировать способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую), умения отвечать на поставленный вопрос; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Предметные: осмыслить представления о городе и селе, которые неразрывно связаны с его историей, культурой и людьми осознавать личное (эмоциональное) отношение к малой родине, ответственность человека за общее благополучие. проявлять эстетическое отношение к природе, стремиться принять участие в украшении своего города или села осмыслить взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живёт понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки» уметь образовать общее название жителей города по его названию формировать способы существования в городе и селе представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей знать особенности ландшафта, где находится родной город (село), название населённого пункта, происхождение названия осмыслить, что природа в городе или селе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения различать часто встречающиеся в городе растения, познакомиться с растениями, которые часто используются для городского озеленения знать растения цветников, их названия, определять отношение к культурным растениям формировать представление о ботаническом саде как о просветительском и научном учреждении, их целях, значимости для человека формировать о животных парка, зоопарка, понимать их значение для человека формировать представление о музее как хранителе культурных ценностей, осознать важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев |
-
| | 1 | Мы в городе, селе. ОБЖ. Как вести себя с незнакомыми людьми | Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Сравнивать старинные и современные городские занятия и дела, Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов от названия города. Объяснить понятие «земляки», культурный смысл этого понятия; |
-
| | 1 | Экскурсия. Красота любимого города и родного села. | Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные сельские занятия и дела, Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых сёл от названия села. Объяснить понятие «земляки», культурный смысл этого понятия; |
-
| | 1 | Проект. Природа в городе. ОБЖ. С кем дружат болезни. | Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе. Рассматривать особенности облика города и села в зависимости от ландшафта; архитектурный образ города и села как культурной ценности |
-
| | 1 | Проект. Что растёт в городе. | Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений в своём городе. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдениями в своём городе. Рассказывать о природе своего города. |
-
| | 1 | Практическая работа Чудесные цветники. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе. Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника. Рассказывать о цветниках своего города. Определять растения цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя. Соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб |
-
| | 1 | В ботаническом саду. | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада и растениями. Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад. |
-
| | 1 | Кто живёт в парке. | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, классифицировать, осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения. |
-
| | 2 | Экскурсия виртуальная. В зоопарке. | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам. Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснять различия. |
-
| |
-
| | 1 | Экскурсия виртуальная. Войдём в музей! | С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полка. |
-
| | 1 | Проект. Мы помним наших земляков. | Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» |
-
| | 1 | Экскурсия на предприятие. Все профессии важны. | Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий |
-
| | 1 | Практическая работа За страницами учебника («Город и село»). | Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов, предоставить коллективную выставку творческих работ. |
РОДНАЯ СТРАНА (7 ЧАСОВ + 2Ч. РЕЗЕРВ) УУД Личностные сформировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. сформировать первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; сформировать умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; сформировать ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); сформировать эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России; сформировать целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна); сформировать представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; сформировать представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); сформировать положительное отношение к школе, учебной деятельности; сформировать представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.; сформировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; сформировать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; сформировать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; сформировать этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; сформировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; освоить правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. Метапредметные: осмыслить взаимосвязь между человеком и окружающим миром; формировать способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую), умения отвечать на поставленный вопрос; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Предметные осмыслить представление о том, чем является для человека Родина формировать представление о разнообразии природы России, красоте родной природы; осознавать необходимость бережного отношения к ней. формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране. Представление о России как общей родине разных народов (кухни, костюмы, традиции) осмыслить представление о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии |
-
| | 1 | Исследовательская работа. Россия - наша Родина. | Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины |
-
| | 1 | Москва - столица России. | Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл |
-
| | 1 | Мы - семья народов России. | Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от неё. |
-
| | 1 | Мы - семья народов России. | Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное |
-
| | 2 | Проект. Природа России. | Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать. |
-
| |
-
| | 1 | Охрана природы. | Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. |
-
| | 1 | Красная книга России | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: искать информацию, рисовать их или подбирать фотографии. |
-
| | 1 | Экскурсия виртуальная. Заповедные тропинки. | Совершать воображаемую экскурсию в Приокскоотеррасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников. Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках. |
ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 ЧАСА) УУД: Личностные сформировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. сформировать первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; сформировать умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; сформировать ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); сформировать эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России; сформировать целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна); сформировать представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; сформировать представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); сформировать положительное отношение к школе, учебной деятельности; сформировать представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.; сформировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; сформировать эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.; сформировать этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; сформировать этические чувства на основе знакомства с культурой народов России; сформировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; освоить правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. Метапредметные: осмыслить взаимосвязь между человеком и окружающим миром; формировать способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую), умения отвечать на поставленный вопрос; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя); фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Предметные устанавливать связь между внешним обликом человека и его внутренним миром, понимать эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года осмыслить взаимосвязи между человеком и окружающим миром. соблюдать основные правила безопасности; уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале, формировать способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…); учиться отвечать на поставленный вопрос; уметь строить сообщения в соответствии с учебной задачей; уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение; уметь договариваться, приходить к общему решению. выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам. . |
-
| | 1 | Взгляни на человека! | Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик — внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, облик, внешнего облика на внутренний мир жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, весёлый, грустный и т. п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т. п.). Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице |
-
| | 1 | Всему свой черёд. | Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки). |
-
| | 1 | У каждого времени свой плод. | Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости. |
-
| | 1 | Проект. Я - часть мира. | Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме. |