СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности вокально-эстрадной студии в начальной школе.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности  эстрадно- вокальной студии в начальном блоке.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности вокально-эстрадной студии в начальной школе.»

.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занятий вокально-эстрадной студии «Весёлые звоночки»

Пояснительная записка.

Тематическое планирование Занятий вокально-эстрадной студии «Весёлые звоночки»

Составлено по программе:

Название «Красота спасёт мир» духовно нравственное воспитание школьников средствами вокально-хоровой деятельности, народной и православной педагогики. 1-3 классы

Автор Т.В. Лазарева

Издательство, год издания Москва, «Артос - Медиа» 2006год.

.Количество часов, отведенных на изучение данного курса, соответствует программному материалу

По программе в год 68 часов., в неделю 2 часа.

По планированию в год 68 часов., в неделю 2 часа.

Изменение расчасовки программного материала соответствует количеству часов, выделенных на изучение данного курса в учебном плане (учебный план разработан на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ).

Изменение материала произошло по темам: изменений нет

Учебно-тематический план вокально-эстрадной студии

(1-й год обучения)

Пояснительная записка.

Ансамбль эстрадной песни .«Весёлые звоночки» создан в 2012 году, является  частью творческого коллектива МОУ школы №2. Работа студии осуществляется по следующим направлениям:

Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.

Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веку живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.

Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

Программа «Вокальный ансамбль» по своему характеру является развивающее - обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Данная программа, в соответствии с законом «Об образовании РФ», призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами музыкального искусства сформировать «человека и гражданина».

Образовательная программа «Вокальный ансамбль» составлена на основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:

1. «Хор» Т.Н. Овчинниковой /М., Просвещение, 1986, с.68-98/. Разделы: вокально-хоровая работа; пение произведений, учебно-тренировочного материала и импровизаций; слушание музыки; примерные требования к учащимся.

2. «Вокально-инструментальный ансамбль» /ВИА/ С.С. Кугелевой /М., Просвещение, 1986, с.366-389/. Разделы: постановка голоса; основы музыкальной грамоты и сольфеджио; основы сценического движения и сценическое оформление номеров.

Вышеперечисленные разделы программ скорректированы и адаптированны с учетом потребностей и возможностей детей данной местности и условий образования в Центре внешкольной работы.

Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

1. В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) музицирования.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

  1. В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

  2. В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

Во время занятий с воспитанниками реализуются основные принципы работы:

  1. Минимум селекции - максимум развития. Отказ от традиционной селекции и переход к вокальному всеобучу. Пение, вокализация - это не удел избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т.д.

  2. Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.

  3. Смена традиционных приоритетов; голос ребенка первичен - это цель развития, репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В.В. Емельянова.

  1. Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса.

  2. Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта.

В вокальный ансамбль принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную работу по постановке голоса.

Группы комплектуются по возрастному принципу:

  1. Младшая группа - 6-9 лет (1-4 классы);

  2. Средняя группа - 10-13 лет (5-8 классы);

  3. Старшая группа - 13-17 лет(8-11 классы).

Кроме того, возможно создание вспомогательной группы, состоящей из детей разного возраста, которых в течение года - трех подготавливают к участию в концертном составе ансамбля. Такие группы полезны, поскольку позволяют обеспечивать плавное, естественное певческое развитие. Количество воспитанников в группе зависят от года обучения:

1-й год - 12-15 человек;

2-й год - 7-10 человек;

3-й и последующие года - 5-7 человек.

Материально-техническая база должна соответствовать современным требованиям.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.

Инструмент (рекомендуется фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным. В классе должна быть доска с нотными линейками, магнитофон, шкафы для учебных пособий.

Для усиления голоса желательно иметь специальную электроусилительную аппаратуру с широкополосными микрофонами на стойке. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Перерывы между занятиями от 5 до 10 минут.

Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено.

В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность.

Для развития звуковысотного слуха, навыка многоголосного пения в занятие введены занятия хоровым сольфеджио (по системе Г. Струве).

Работа над репертуаром - наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты. При этом «эмоциональное и сознательное начало является основным решающим фактором».

Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара, идет отработка ранее выученных песен. Полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.

Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации." Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.

Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

В первые годы обучения (особенно в младшей группе) воспитанники занимаются пением индивидуально 1 раз в неделю по 25 минут. Можно объединять двух певцов, тогда занятие для каждого увеличивается и появляется возможность одному из участников делать небольшие перерывы. В последующие годы постановке голоса отводится по 36 часов в год. В этот период индивидуальные занятия сочетаются с занятиями вокального ансамбля.

В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память. Одна из важнейших задач с первых занятий - обучение пению по нотам. Сольфеджирование - один из видов работы, при котором вырабатываются навыки грамотного пения по нотам, чистого интонирования, сознательного отношения к музыкальному тексту.

Специальное время следует уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры воспитанников. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение.

Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал воспитанники воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.

В основе работы педагога лежат методы как непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, так и словесного показа, пояснения материала.

Словесный показ, пояснения, беседы с воспитанниками (различные по форме для младшего, среднего и старшего возраста) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять. Перед началом или в процессе разучивания музыкального произведения можно рассказать что-то интересное о композиторе, его написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо, если воспитанники сами постараются разобраться в исполняемой ими музыке: дадут краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Педагог призван помочь детям выявить нравственную направленность музыкального произведения.

Для включения воспитанников в активную и приятную для них деятельность при исполнении или слушании произведения, для активизации музыкального развития детей и подростков, особенно младшего школьного возраста, на занятиях используется ряд эффективных приемов.

Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в процессе пения может вводиться весьма ограниченно, так как только отдельные произведения допускают введение того или иного инструмента. Кроме того, не всякий музыкальный инструмент удобен для его использования при пении.

Музыкальные движения иногда могут использоваться как на групповых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.

Учитывая возросшие требования к концертным выступлениям, в основе которых лежит зрелищность, особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (элементы танца). Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания. Необходимо, чтобы воспитанники научились не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Следует добиваться свободы и непринужденности исполнения музыкально - двигательных упражнений. Необходимым условием при этом является оценка характера музыки, ее интонации.

Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса.

Многие песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокальной работы - народные песни. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу творческое начало и сознательность.

Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы. В течение года:

  1. Младшая группа может осилить 12-15 новых песен и произведений разного характера и жанра, затрагивающих достаточно широкий круг жизненных явлений;


  1. Средняя группа может выучить в год до 15 новых песен разного характера и содержания, но при отборе репертуара необходимо учитывать то, что воспитанники в этот период мутируют, их голоса требуют особой заботы;

  2. Старшая группа (если она уже окрепла) может подготовить 15 - 20 новых произведений. При этом необходимо включать в репертуар произведения более глубокого содержания, более «взрослых», написанных в современном ключе. Но при отборе репертуара обязательно должен учитываться постмутационный период, характерный для этого возраста.

  3. Репертуар вспомогательной группы определяется в зависимости от состава участников, возможности введения их в основной состав группы через тот или иной промежуток времени. Для начального этапа работы отбираются произведения, должные обеспечить элементарное певческое развитие. Затем постепенно вводятся по степени нарастающей трудности песни из репертуара концертных групп.

Этапы реализации программы.

I ЭТАП - развитие мелодического слуха, чувства ритма, устранение характерных недостатков в пении - крикливости, грубости звучания, фальши, неправильной певческой установки. Основная задача - воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей детей, умение петь в унисон с включением элементов двухголосия. Большое внимание на занятиях уделяется музыкальным играм.

II ЭТАП - развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, диапазона. Продолжаются самые разнообразные музыкальные игры. Воспитанники все чаще выступают в роли солистов. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому ребенку с работой в ансамбле. Солистом может быть каждый, кто способен эмоционально и выразительно пропеть небольшой запев. Умение петь двухголосие (развитое) и двухголосие с элементами трехголосия. Создание детского эстрадного ансамбля. Участие в концертах, в городских, зональных конкурсах и фестивалях.

III ЭТАП - воспитанники поют уже трехголосные произведения гармонического и полифонического склада; разучивается обширный певческий репертуар, состоящий из произведений современных композиторов, из русской и западной классики, из народных песен. Воспитанники постоянно совершенствуются в овладении вокально-хоровыми навыками. Продолжается работа по развитию музыкального слуха, чувства ритма, голосового аппарата достаточно широкого диапазона. Ансамбль активно выступает в концертах, принимает участие в конкурсах и фестивалях.

Этапы и формы педагогического контроля.

Музыкально - певческие навыки формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления разных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокального обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к группе в целом.

Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого воспитанника необходимо знать результаты работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать воспитательные задачи. В связи с этим необходимо 1-2 раза в год индивидуально проводить прослушивание всех детей. Программа проверки должна быть достаточно подробной. Время -продолжительным (от 30 до 60 минут), условия - благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении воспитанника.

Педагогическую диагностику желательно проводить за месяц до окончания обучения в группе, чтобы в оставшееся время можно было устранить выявленные недоработки. В процессе прослушивания заполняются диагностические карты.

Проверкой знаний, умений и навыков являются открытые, контрольные и зачетные занятия, а также публичные выступления. Сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Концертные выступления активизируют воспитанников, повышают ответственность за исполнение выученных произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен на эстраде перед слушателями. Но концертные выступления следует ограничивать, особенно первые годы занятий.

Очень важной задачей является работа с родителями

воспитанников. Привлечение родителей в качестве союзников и помощников оказывает большое влияние на весь ход работы коллектива.

Программа ансамбля эстрадной песни апробирована в течение 25 лет, и дала положительные результаты в достижении своей главной цели рассчитана на 3 года обучения. Программа эстрадной студии начала свою апробацию с 2012 года.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятий

Общее количество часов

Из них

теория

практика

Вводное занятие

1

1


Вокально-хоровая работа

Прослушивание голосов

2



Певческая установка. Дыхание

4

1

3

Распевание

6

1

5

Дирижерские жесты

2

1

1

Унисон

7

1

6

Вокальная позиция

4

1

3

Звуковедение

5

1

4

Дикция

3

1

2

Двухголосие

3

1

2

Работа с солистами

4


4

Сводные репетиции

6


6

Музыкально теоретическая подготовка

Основа музыкальной грамоты

3

1

2

Развитие музыкального слуха и памяти

4

1

3

Развитие чувства ритма

3

1

2

Теоретико - аналитическая работа

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1


Народное творчество

2

1

1

Беседа о творчестве композиторов классиков

2

2


Беседа о творчестве современных композиторов

2

2


Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

1

1


Концертно-исполнительская деятельность

Итоговый урок для родителей

1


1

Праздники выступления




Конкурсы

2


2


Итого:

68

18

50




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!