Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе:
-основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска»;
-авторской программы по технологии Конышевой Н.М.
- учебно-методического комплекта «Гармония»
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формированию базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по технологии и авторской программой Конышевой Н.М. по технологии.
Цели программы
|
-
|
Задачи программы
|
1. Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно- преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
• формирование знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности
• развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции;
• формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
• 2.Духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
• 3. Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).;
• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
• развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
|
Объем программы (в год и количество часов в неделю)
|
Рабочая программа по технологии рассчитана на 35 часов в соответствии с календарным планом–графиком. Программа составлена с учетом праздничных дней.
1 четверть-9 часов;
2 четверть-8 часов;
3 четверть-10 часов;
4 четверть-8 часов.
|
Материально-техническое обеспечение курса
|
Печатные пособия:
1.Конышева Н.М. Технология Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2014г
Демонстрационные пособия
Иллюстрированные материалы (таблицы, комплекты открыток и др.).
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Магнитная доска
Мультимедийный проектор
Сканер, принтер
Учебно-практическое оборудование:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Цифровые образовательные ресурсы
-Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы).
-Видеофильмы, аудиозаписи.
|
Планируемые результаты освоения программы
Обучающийся научится:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
– выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
– выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;
– оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
– выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;
– изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
– придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
– изготавливать изделия из различных пластических материалов;
– использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Из глубины веков (9 ч.)
Основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал — все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изучение истории некоторых ремесел. Понятие об исторической значимости предметной среды. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов.
Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: макраме; плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики; полотенце с вышивкой.
Традиции и современность (8 ч.)
Как видно из названия четверти, программа предлагает еще раз, специально, обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом, которая объясняет трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных условиях. Проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах.
Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жесткий переплет); бисероплетение.
Мастера и подмастерья (10 ч.)
Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового, поэтому так важно продемонстрировать детям возможные корректные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, в данном случае подражание Мастеру — это способ научиться мастерству. Четвероклассники на какой-то период сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд такой прием может показаться противоречащим общей — творческой — концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более четко и убедительно выделить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства — его духовно-нравственный смысл; с распространенным в различных методиках трудового обучения копированием указанный прием не имеет ничего общего.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с помощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инструментов.
Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (маски, упаковки, открытки, игрушки).
Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы.
Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструирование гирлянд.
В каждом деле свои секреты(8 ч.)
В этой четверти дети продолжают изучение традиций и канонов, существующих в различных видах художественных ремесел. Вместе с тем предполагается, что к середине четвертого класса ученики уже достаточно свободно владеют основными приемами ручной работы и их дальнейшее совершенствование само по себе способно вызвать у детей положительные эмоции. Фактически в этот период продолжаются и углубляются те основные образовательные и развивающие линии обучения, которые были заданы ранее.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Ознакомление с особенностями монументального, станкового и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида.
Станковое искусство, скульптура: однофигурная и двухфигурная композиция (лепка). Монументальное искусство, витраж: окно замка
Снежной Королевы, веселого гнома или Малъвины (макет из плотной и крепированной бумаги). Декоративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (папье-маше).
Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание).