СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" (УМК 21 век)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по ИЗО для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" (УМК 21 век)»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

• Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.

• Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010г. № 1241 и от 22.09.2011 г. №2357);

• Савенкова Л.Г. Программа четырёхлетней начальной школы по литературному чтению: проект «Начальная школа ХХI века». М.: Вентана-Граф, 2011

• Учебный план ГБОУ школа № 15 на 2015/2016 уч.год;

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015/2016 уч.год

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).

За основу рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» взято Тематическое планирование учебного материала из Интегрированной программы по изобразительному искусству, созданной на основе концепции «Начальная школа ХХI века» (руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова).

Определяющие характеристики дайной программы — интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в Учреждении РАО «Институт художественного образования».

Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образо-вательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школь-ников.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).

Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное твор-чество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, — географические, национальные, культурно-исторические.

Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудо-жественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.

Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские пред-ставления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая Деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) — основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) — требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства — существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.

Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические.

Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

  • опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;

  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возможностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивидуальных особенностей учащихся.

Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме.











Общая характеристика учебного предмета, курса


В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

  • Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изо-бразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

  • Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно- образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действитель-ности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий и др.). Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке.

Развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и мире искусства. Цвет в искусстве народной игрушки.

Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).

Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


В соответствии с Базисным учебным планом ГБОУ СОШ №15 предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимый на изучение Изобразительного искусства в 1-4 классах составляет 135 часов. В 1 классе предусмотрено 33 ч, во 2, 3 и 4 классах – по 34 часа.





Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):

  • воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);

  • развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

  • общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

  • воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

  • воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

  • развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

  • совершенствование индивидуальных способностей;

  • формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»


Личностные результаты:

  • целостное, гармоничное восприятие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

  • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • умение работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать соб-ственное мнение.


Метапредметные результаты:

  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

  • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

  • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

  • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

  • умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

  • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

  • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Планируемые результаты освоения программы и система их оценки


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

  • оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;

  • уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к самостоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);

  • оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, правил участия в совместной учебной деятельности, которая организуется на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;

  • потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за своим поступки и действия, способность брать ответственность на себя.

Целесообразно в течение всех лет обучения вести портфолио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:

  • творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности — написании сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных проектах и т. д.;

  • различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), полученные им за успехи во внеурочной деятельности;

  • оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества разных художников.

Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Например, школьник подготовил интересную презентацию о жизни и творчестве В.М. Васнецова, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Оно может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога и на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведённая учащимся работа выходит за рамки классной.

Предлагая детям задания для итогового контроля метапредметных и предметных результатов освоения программы, учителю следует обратить внимание на следующее.

  • Уровень достижений учащегося в соответствии со стандартом проверяется в конце четвёртого года обучения. Контрольные работы (одна — по метапредметным резуль-татам, другая — по предметным) проводятся в мае, в течение двух уроков. Например, 15 мая — контрольная работа по метапредметным результатам, 20 мая — по предметным.

  • Составляя контрольную работу для проверки предметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания базового уровня с учётом цели каждого задания. Из однотипных заданий выбирается одно. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение решить композиционные задачи — освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изображения и их смысловое объединение.

В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня — установить число учащихся высокого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также анализ успешности учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

  • Составляя контрольную работу для проверки метапредметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания в соответствии с их целями. Из однотипных заданий выбирается одно. Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.

В соответствии со статьёй 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образова-тельных программ основного общего, среднего (полного) общего образования... завер-шается обязательной итоговой аттестацией обучающихся». Эта формулировка означает, что государственной аттестации по завершению начального общего образования не проводится. В соответствии со статьёй 13 в уставе образовательного учреждения определяется «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения». В статье 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам... по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в иных формах».

Образовательное учреждение, устанавливая систему оценок при промежуточной аттестации, должно учитывать психологические возможности младшего школьника, возникающие в процессе контроля нервно-психические проблемы, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Годовые оценки выставляются учителем на основе текущего контроля. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчёте школы по реализации ФГОС.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

4 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художест-венную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоратив- но-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • духовные начала личности и целостная картина мира;

  • основы художественной культуры;

  • понимание роли искусства в жизни человека;

  • представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

  • потребность в творческом проявлении;

  • наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

  • умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;

  • способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

  • понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

  • выбирать средства художественной выразительности для создания художест-венного образа в соответствии с поставленными задачами;

  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;

  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

  • понимать форму как одно из средств выразительности;

  • отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

  • видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

  • использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

  • создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

  • изображать объёмные тела на плоскости;

  • использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

  • применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

  • чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

33

  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием

ритма элементов;

  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие

родной природы;

  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

  • активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

  • работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

  • работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;

  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

  • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.

Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Количество уроков.

Тема урока

Основные элементы. Содержание урока. Характеристика деятельности учащегося.

Планируемые предметные результаты.

Универсальные учебные действия..

Личностные результаты.

Форма контроля


план

факт

Форма 11ч.

1

.09


1

Пейзаж с элементами народной архитектуры « Песня природы твоего родного края»

Разработка композиции, определение формата рисунка. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи. Леса, озёра… Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами.

Освоение способов решения проблем поискового характера. Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии.




2

.09


1

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

Выполнение эскиза на листе цветной бумаги светлых тонов. Прорисовка деталей гелевой ручкой.Создавать композиции по мотивам народного декоративно – прикладного промысла.

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики.

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона. Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей. Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей.


3

.09


1

Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников.

Выполнение работы в смешанной технике(акварель и фломастеры). Разработка природной формы( объекты флоры, фауны, рельеф местности)

Понимать понятия «силуэт», «линия горизонта», «плановость, «формат», «соотношение величин в композиции». Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала. Создавать композиции по мотивам народного декоративно – прикладного промысла.

Способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. Быть способным к собственной творческой деятельности.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.


4

.09


1

Природные формы. Жостовский поднос.

Выполнение эскиза подарочного подноса. Объяснение значения понятий «вертикальная» и «горизонтальная» симметрия.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно – прикладного промысла

Активно использовать речевые, музыкальные, знаково – символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных задач.

Формирование понятия и представления о культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


5

.10


1

Природные формы. Хохломская роспись.

Определение формы подноса(шкатулки, чаши). Выполнение аппликации из симметрично сложенного листа цветной бумаги. Работа в небольших группах по 4 - 6 человек. Находить образы природных объектов в элементах украшения.

Понимать и представлять, что такое народно – прикладное искусство. –Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Выполнять самостоятельно эскизы предметов – изделий народного искусства.

Уметь работать в сотворчестве с другими детьми. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение сенсорных способностей детей.


6

.10


1

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма

Определение сюжета росписи костюма( «Осенние листья», «Летящие птицы», «Голубые облака». Выполнение тематической росписи костюма. Создание композиции по мотивам народного декоративно – прикладного промысла.

Проводить исследовательскую работу: выявление существовавших ранее промыслов, ремёсел в близлежащих областях, населённых пунктах. Называть особенности традиционного декоративно прикладного искусства у разных народов.

Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей средой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности Развитие желания привносить в окружающую среду красоту. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.


7

.10


1

Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае»

Исследование: изучение традиций народа. Использование видеоматериалов Работа на большом формате в малых группах по 2 – 3 человека.

Создавать декоративные композиции по результатам исследования в технике аппликации.

Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, традициями и особенностями региона.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.


8

.10


1

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом»

Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента. Определение темы узора, уточнение его деталей. Перенесение элементов узора на клетки. Проведение коллективного исследования символов, встречающихся в русских узорах.

Понимать алгоритм составления рисунка для вышивки. Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов(фольклёр устный и письменный). Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Составлять собственные узоры для крестьянской одежды.

Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии.


9

.10


1

Национальная посуда. Натюрморт.

Проведение исследовательской работы: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы.

Составление композиции натюрморта. Выполнение работы цветными карандашами. Передача объёма предмета при наложении одного слоя на другой. Объяснять чем обусловлен выбор мастером материала, формы и украшения предмета. Создать композиции по мотивам народного декоративно – прикладного промысла.

Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального искусства. Нравственные и эстетические чувства.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира, природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей.


10

.11


1

Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.

Особенности своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий. Рассуждение на тему «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается, как часть природы.

Представлять и уметь объяснять понятия « природные условия», «рельеф». Раскрывать в своём объяснении характер народной архитектуры и её зависимость от условий местности. Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов.

Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.Формирование понятия и представления о национальной культуре.


11

.11


1

Головной убор сказочного персонажа.

Расположение листа в соответствии с замыслом рисунка. Выбор формы шляпы. Украшение полей шляпы декоративным узором.

Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного промысла

Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии.


Цвет 9ч.

12

.11


1

Цвета и оттенки. Гонки( парусные или велосипедные

Передача ощущения неба и моря с помощью использования многочисленных оттенков и направлений штрихов. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы без конкретного изображения.

Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.

Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни каждого человека. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира.

Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное наследие мира.


13

.12


1

Тепловая и холодная гамма цветов и их оттенки. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

Определение сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Освоение и создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики.

Выполнение работы в технике отрывной аппликации с использованием страниц цветных журналов или средствами компьютерной программы. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, с учётом условий региона.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным в идам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира. Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельностиразвитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.


14

.12


1

Интерьер народного жилища.

.Изображение части помещения. Заполнение интерьера предметами быта. Нахождение места для фигуры человека. Понимание законов перспективы в замкнутом пространстве (угловая и замкнутая перспектива)

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами .

Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Представление об освоении человеком пространства Земли.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребёнка.


15

17.12


4

Украшение класса к Новому году.

Участвовать в подготовке «художественного события» Новогоднее украшение класса.

Передавать в оформительской работе новогоднее настроение, колорит новогодних песен разных стран. Находить композиционный центр, выстраивать предметно –пространственное окружение.

Умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства.

Развитие творческого потенциала ребёнка. Активизация воображения и фантазии.



16

.12


1

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.

Наблюдение за своеобразием формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека – один из главных элементов композиции.

Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека – композиционный центр. Объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве( формой, характером, манерой. Создавать собственные небольшие композиции.

Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.


17

.01


1

Народная одежда «Детские народные игры». Жанровая композиция.

Наблюдение за движением человека, передача их в набросках и зарисовках. Обсуждение, во что играют дети сегодня и во что играли их родители. Вспомнить законы изображения человека в движении и основные пропорции человеческой фигуры. Придумывание сюжета. Определение композиционного центра.

Передавать в рисунке настроение, колорит мелодий детских песенок. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером в котором она могла звучать. Располагать большие фигуры на листе.

Работать в коллективе в условиях сотворчества. Сознательно подходить к восприятию эстетического в действительности и искусстве, быть способным к собственной творческой деятельности.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.


18

.01


1

Цветовое решение(колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение.

Коллективная творческая работа.

Передача динамики при работе в нестандартном формате(вытянутый по горизонтали или по вертикали активный формат).Расположение всех частей композиции по диагонали.

Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека – один из главных элементов композиции.


Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере). Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению. Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать ос новной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.

Работать в коллективе в условиях сотворчества. Нравственные и эстетические чувства, любовь к народной природе, к многонациональной культуре. О связи каждого предмета с тем окружением, в котором находится.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов. Развитие творческого потенциала ребёнка, активация воображения и фантазии.


19

.01


1

Художники – анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.

Повторение правил изображения животного, способов передачи движения(работы суставов). Разработка сюжетной композиции на одну из тем «Лось с лосёнком»,Медведь на рыбалке», Лиса мышкует» Передача повадок и характера животных.

Передавать форму, динамику(движение), характер и повадки животных в объёме(лепка), графике(линия), живописи(работа от пятна).

Понимание связи народного искусства с окружающей средой региона. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства.

Развитие этических и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.


20

.02


1

Рябиновая гроздь на подоконнике

Решение композиции в виде натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходит события либо развёрнуто пространство. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте зависимости между предметами.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй, третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы.

Освоение способов решения проблем поискового характера. Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности,развитие желания привносить в окружающую среду красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.


Композиция 14 ч.


21

.02


1

Трёхмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция «старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы»

Разработка сюжета и композиции тонкими линиями простого карандаша. Наблюдение композиционных решений в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности.

Понимать и демонстрировать законы линейной и воздушной перспективы в открытом и закрытом пространстве. Способность правильно изображать фигуру человека в движении.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей,чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение сенсорных способностей детей.


22

.02


1

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.

Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнение набросков с фигур одноклассников.

Обозначь плоскость на которой будут стоять предметы и ракурс(точку обзора предметной группы). Строить из частей композицию единую смысловую группу. Использовать не менее трёх планов. Располагать предметы на разных планах.

Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. Накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории. Готовность слушать и вести диалог.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и прдставления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.


23

.02


1

Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Играем с собакой»

Выполнение набросков с фигур одноклассников. Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Наблюдение за движением человека, передача их в набросках и зарисовках. Работа по памяти и наблюдению.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй, третий план, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами. Создавать объёмно – пространственные композиции.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира. Культура восприятия произведений профессионального и народного искусства.



24

.03


1

Гармония и равновесие композиции натюрморта. Единая смысловая группа «Овощи фрукты на кухонном столе»

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Выполнение набросков и зарисовок с предметами разной формы.

Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции.

Представления о пространстве как о среде( всё существует, всё живёт в определённой среде), о связи каждого предмета с тем окружением, в котором он находится.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.


25

.03


1

Стилизация «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле каргопольской игрушки.

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мастера. Понимание особенностей и своеобразия творческой манеры разных мастеров.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально – образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Представление о пространстве как о среде(всё существует, живёт в определённой среде) о связи каждого звука, предмета с тем окружением в котором он находится. Быть способным к собственной творческой деятельности.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности: развитие желания привносить в мир красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.


26

.03


1

Коллективная творческая работа «Базарный день»

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мастера. Передача в рисунке настроения, колорита базарного дня. Нахождение композиционного центра, выстраивание предметно – пространственного окружения(предметы окружения)

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

Умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей средой. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств.

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии.



27

.04


1

Мировое дерево. Лист Мирового дерева

Рассматривание Мирового дерева. Составление послания в виде декоративного узора. Передача средствами графики своего видения мира или сути любого события, явления , которое привлекло внимание(мегаполис, путешествие, колония птиц). Изучение символики узоров.

Создание своего «Древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными. Сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного искусства на другое.

Активно использовать речевые, музыкальные, знаково – символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира и произведений искусства.


28

.04


1

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом.

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, её презентация.

Наблюдать за объектами окружающего мира. Понимать, какой реальный предмет лежит в основе архитектурного замысла. Придумывать и рисовать дом, взяв за основу один из предметов, которым мы пользуемся ежедневно. Видеть сходство и контраст форм.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных народов.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре ,о вкладе своего народа в наследие мира.


29

.04


1

Художники-иллюстраторы Иллюстрация к волшебной сказке

Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея.

Создавать об ъёмно-пространственную композицию по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.

Нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Представление о пространстве как о среде.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.


30

.04


1

Сто лет тому вперёд. Иллюстрация к фантастическому произведению к фантастическому произведению.

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположение архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать для усиления эмоционально – образного звучания работы контраст и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.


31

.04


1

Диковинки. Дымковская игрушка.

Применение различных способов работы в объёме – вытягивание из целого куска, налепливание на форму для её уточнения, создание изделия по частям.

Создавать творческие работы по мотивам народных промыслов. Использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы. Зарисовать детали украшений народной игрушки, отображать взаимозависимость формы и цвета, формы и украшения.

Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей средой.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре.


32

.05


1

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине.

Создание коллективной объёмно – пространственной композиции в природном пространстве по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур.(домов, деревьев)

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью пятен, цвета, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Понимать условность и многомерность знаково – символического языка декоративно – прикладного искусства.

Предоставление об освоении человеком пространства Земли. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов.


33

.05


1

Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет» «Космическая музыка»

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения

архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы.

Создавать коллективное панно, эскизы и элементы костюмов. Подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально –чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение сенсорных способностей детей.


34

.05


1

Коллективная творческая работа «Жизнь на Земле»

Выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональное состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи.

Участвовать в коллективных работах, творческо – исследовательских проектах.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным .видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира. Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.


Учебно – методический комплекс по изобразительному искусству 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2013 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!