№ п/п | Раздел | Примерная образовательная программа | Элементы минимального содержания образования | Тема учебного занятия (урока) | Планируемые результаты | Дата |
Личностные | Метапредметные (УУД, работа с текстом) | Предметные | План | Факт |
Путешествие по Уральскому округу – 9 часов |
1 | Путешествие по Уральскому округу | ООП ООО От 8 апреля 2015 года | Знакомство с географическим положением федеральных округов России, формирование первоначальных представлений о многообразии природного и духовного мира Федеральных округов как части России. | Введение в курс. Моя родина Россия | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | | |
2 | Путешествие по Уральскому округу | | Восприятие и анализ информации об информации, которую несут наскальные рисунки в пещерах Уральских гор. Лаконично- выразительная красота уральских писаниц. | Святой Урал- Батюшка - прародина славянских народов | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | | |
3 | Путешествие по Уральскому округу | | Выполнение заданий, направленных на диагностику знаний, полученных на предыдущем уроке. Высказывание оценочных суждений о природных и рукотворных достопримечательнос тях Уральского округа | К хозяйке Медных гор | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | | |
4 | Путешествие по Уральскому округу | | Урок изучения нового материала, учащиеся изучают влияние русского Севера на систему семейных обычаев. Работа с текстом и иллюстрациями. Фиксация информации в различных знаковых системах | Традиции и обычаи крестьян Зауралья | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | | |
5 | Путешествие по Уральскому округу | | Беседа, комментированное чтение, особенности промыслового культа, культа предков, медведя, почитания сверхъестественных сил природы в мировоззрении народов ханты и манси. | Хозяева рек, тайги и тундры: народы ханты и манси | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | | |
6 |
Путешествие по Уральскому округу | | Приобщение к духовно – нравственным ценностям своего народа, приобретение устойчивых представлений о назначения, особенностей конструкции северного жилища | Особенности традиционного жилища народов Севера | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | | |
7 |
Путешествие по Уральскому округу | | Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификаци и личности, развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира | Эстетические традиции народных промыслов жителей Уральского округа | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | | |
8 -9 |
Путешествие по Уральскому округу | | Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств | Фестиваль ремесел «Живые традиции»: роспись на камнях | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | | |
Раздел II. Путешествие по Дальневосточному Федеральному округу – 7 часов |
10 |
Путешествие по Дальневосточному Федеральному округу | | Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонациональног о российского общества | Здесь встречаются север и юг. Знакомьтесь, Дальневосточный Федеральный округ | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | | |
11 |
Путешествие по Дальневосточному Федеральному округу | | Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; | Хабаровский край и Амурская область– уникальные и неповторимые места России | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | | |
12 |
Путешествие по Дальневосточному Федеральному округу | | Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях культуры и быта народов России | Культура и быт чукотского и якутского народов | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | | |
13 | Путешествие по Дальневосточному Федеральному округу | | Расширение знаний о российской многонациональной культуре. | Мифы, исторические предания, сказки народов ДФО | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | | |
14 | Путешествие по Дальневосточному Федеральному округу | | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий | Праздники народов Дальневосточного Федерального округа | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
15 | Путешествие по Приволжскому федеральному округу | | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Традиции народных промыслов жителей Дальневосточного Федерального округов | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
16 | Путешествие по Приволжскому федеральному округу | | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового | Фестиваль ремесел «Живые традиции»: амулеты и игрушки | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | | |
Раздел III. Путешествие по Северо-Западному федеральному округу (10 часов) |
17 | Путешествие по Северо-Западному федеральному округу | | Приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа. Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре. | В земле наша правда, в земле наши корни. Величие Русского Севера | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | | |
18 | Путешествие по Северо-Западному федеральному округу | | Овладение понятийным аппаратом темы урока. Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, способность к работе с информацией | Туристический маршрут «Серебряное кольцо России». | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации | | |
19 | Путешествие по Южному федеральному округу | | Формирование первоначальных представлений о достопримечательн остях Уральского округа, их роли в духовных традициях народа Урала. | Монастыри и церковные святыни Северо- Западного федерального округа | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | | |
20 | Путешествие по Южному федеральному округу | | Раскрытие духовно- нравственной стороны познания окружающего мира, через знакомство с Архитектурный ансамбли Санкт- Петербурга | Дивный, холодный город Санкт- Петербург. «Северная Венеция». | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | | |
21 | Путешествие по Южному федеральному округу | | Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами. | Семейные обряды и верования карел | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
22 | Путешествие по Южному федеральному округу | | Приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа, приобретение устойчивых представлений об обрядах и верованиях карел. | Эстетические традиции народных промыслов жителей северо- западного района: плетение кружев и вышивка. | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
23 | Путешествие по Южному федеральному округу | | Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира | Эстетические традиции народных промыслов жителей северо- западного района: чернение, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей | | |
24 | Путешествие по Южному федеральному округу | | Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств | Фестиваль ремесел «Живые традиции»: Вепская кукла | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | | |
25 | Путешествие по Южному федеральному округу | | Приобретение опыта создания атмосферы праздничного действа, живого общения и крастоты | Праздник весеннего равноденствия | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | | |
Раздел IV. Путешествие по Сибирскому Федеральному округу (9 часов) |
26 | Путешествие по Сибирскому Федеральному округу | | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий | Сердце России - Сибирский Федеральный округ | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
27 | Путешествие по Сибирскому Федеральному округу | | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Алтай - «Золотые горы» | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | | |
28 | Путешествие по Сибирскому Федеральному округу | | Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека; | По следам загадочных петроглифов | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | | |
29 | Путешествие по Сибирскому Федеральному округу | | Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; | Живая частица ушедших времен: экскурсии по музеям | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | | |
30 | Путешествие по Сибирскому Федеральному округу | | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию | Загадочная Тува | Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний . | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. | Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики. | | |
31 | Путешествие по Сибирскому Федеральному округу | | Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; | Хакасия - земля курганов и менгиров | Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний . | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе | Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. | | |