СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" предназначено для студентов 3-4 курсов по специальности "Дошкольное образование"

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей"»

Раздел 3. Теория и методика развития речи у детей.

занятия

Наименование разделов профессионального модуля, тем и занятий по МДК


Обязат

уч. нагруз.

Коды форм. комп.

Матер. и информ.

обеспеч. занятий

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Формы и методы контроля

Кол-во час., дата

Вид занятия

ОК

ПК

вид задания

Информ

обеспеч.

Кол-во часов


1-2

Раздел 1. Структура и содержание программы по развитию речи.


Тема 1.1. Введение. Цели и задачи работы по развитию речи у дошкольников.

Предмет методики развития речи. Основные цели и задачи работы по развитию речи детей с учетом особенностей возраста.

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения языком своего народа. Комплексный подход к речевому развитию ребёнка.


2


лекция


1, 2


3.1


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






3-4

Практические занятия.

Формулирование целей и задач обучения развитию речи в различных видах речевой деятельности дошкольников с учетом возрастных особенностей.


2


практическое занятие


1, 2


3.1


ОИ 1


ОИ 2


Становление отечественной теории и методики развития ре­чи детей в трудах К. Д. Ушинского и Е. И. Тихеевой.



2


Защита рефератов


5-6

Характеристика разделов развития речи и речевого общения в современных образовательных программах.

Усложнение программного материала в возрастных группах, преемственность и перспективность в развитии речи детей.


2





лекция


1, 2,


4, 5


3.1


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1






7-8

Практические занятия.

Развитие речи в вариативных программах воспитания и обучения дошкольников («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой).


2


практическое занятие


1, 2,


4, 5,


6


3.1


ОИ 2



И-Р2

Анализ современных программ речевого развития детей в дошкольных учреждениях.



2

Проверка материалов анализа


9-10

Основы организации обучения развитию речи дошкольников.

Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. Методы исследования в методике развития речи. Развитие методики в России. Система работы по развитию речи в ДОУ. Средства развития речи. Общая характеристика средств развития речи. Речь воспитателя как источник и фактор развития речи дошкольников.


2


лекция


1, 2,


4, 5



3.1


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1


Подбор словесного материала для обогащения речи воспитателя.



4


Защита альбомов


11-12

Роль родного языка в развитии ребенка. Функциональные характеристики родного языка. Обучение родной речи и языку на занятиях.

Особенности занятий по развитию речи, их классификация в зависимости от дидактических задач, этапов и методов обучения. Комплексный подход к решению задач развития речи на занятиях. Дидактические требования к занятиям по развитию речи. Особенности занятий в разных возрастных группах. Развитие речи на занятиях по другим разделам программы детского сада.


2


лекция


1, 2,


5



3.1,


3.2


ОИ 1


ОИ 2


И-Р3

Анализ отдельных глав учебного пособия Яшиной В.И., М.М.Алексеевой

«Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников».



4

Проверка материалов анализа


13-14







Методы и приёмы развития речи детей. Характеристика методов и приёмов (наглядные, словесные, практические; репродуктивные и продуктивные). Зависимость выбора методов и приёмов от конкретных задач речевого развития и воспитания детей, содержания знаний и особенностей возраста.


2


урок


1, 2,


5



3.1,


3.2


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1






15- 18

Методика работы по развитию речи детей раннего возраста.

Особенности предречевого развития детей первого года жизни.

Развитие речи детей раннего возраста как предпосылка последующего речевого развития.

Необходимость целенаправленного руководства развития речи детей со стороны взрослых. Роль эмоционально-положительного общения. Развитие у детей голосовых реакций (гуканье, гуление, лепет). Способности подражать звукам и словам. Развитие понимания речи окружающих и появление первых осмысленных слов

Организация целенаправленного речевого общения с детьми с целью развития голосовых реакций и понимания речи в процессе режимных моментов.

Методика проведения занятий по развитию подготовительных этапов речи, их постепенное усложнение. Использование на занятиях разнообразных приёмов: эмоциональное общение, молчаливое присутствие взрослого, объектное направленное общение, приёмы развития речевого подражания.


4


урок









1, 2,


5



3.1,


3.2,


5.5


ОИ 2


И-Р2


И-Р3






19-20

Методика развития речи детей второго года жизни.


Особенности развития речи детей второго года жизни. Постепенное усложнение речевого общения детей со взрослыми и сверстниками. Дальнейшее развитие понимания речи, формирование у детей функции общения, развитие активной речи детей. Формирование правильного построения предложений на основе подражания речи взрослых, овладение грамматическими элементами речи.

Задачи и содержание работы по развитию понимания активной речи детей. Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года жизни, их постепенное усложнение, сочетание индивидуальных и групповых занятий.

Использование на занятиях разнообразных приёмов: показ с называнием, образец речи воспитателя, многократное повторение слов и коротких предложений, вопросы, побуждение к словесным высказываниям, использование инсценировок.


2

























урок


1, 2,


5, 6



3.1,


3.2


ОИ 2


И-Р2


И-Р3

Применение на занятиях с малышами эмоционально-игровых приёмов.








Чтение и рассказывание сказок, потешек, коротких стихотворений, рассказов.






2












4

Обыгрывание технологий












Обыгрывание технологий


21-24

Особенности работы над развитием речи детей в учебно-познавательной деятельности, при ознакомлении с художественной литературой и при обучении грамоте.

Развитие познавательного интереса у младших дошкольников на занятиях по развитию речи. Приемы, активизирующие познавательную деятельность: речевые разминки, логические задачи, творческие задания, учебно-ролевые игры.

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Построение наглядных моделей при пересказе, сочинение новых произведений, драматизации.

Формирование приемов умственной деятельности при обучении грамоте: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.

Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.

Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза). Формирование слогового чтения и навыков письма.


4


урок


1, 2,


4, 5,


6


3.1,


3.2


ОИ 2


И-Р2


И-Р3






25 - 26

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе на занятиях, во время экскурсий, наблюдений.


2


лекция


1, 2,


4


3.2,


5.5


ОИ 2


И-Р1






27- 28

Практические занятия.

Анализ конспектов занятий, экскурсий, наблюдений в разных возрастных группах.


2


практическое занятие


1, 2,


5, 8

3.2,

3.4,

3.5


И-Р2


И-Р3






29 - 30

Тема 1.2. Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях по развитию речи.

Умственное развитие детей на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи.

Особенности освоения детьми звуковой стороны речи. Понятие звуковой культуры речи; её значение для развития речевого общения ребёнка с окружающими, для общего развития личности ребёнка и для подготовки его к обучению в школе. Особенности освоения детьми звукового строя речи. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей. Причины неправильного произношения у дошкольников.


2


лекция


1, 2



3.1,


3.2,


5.1


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






31-32

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи.

Задачи и содержание обучения правильному звуко- и словопроизношению в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Их обусловленность особенностями фонетической стороны речи детей. Формирование у детей фонематического восприятия и способности к звуковому анализу речи. Воспитание интонационно-звуковой выразительности речи.


2


урок


1, 2,


5, 6



3.1,


3.2


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


Изготовление картинок-символов, карточек для обследования.



4

Изготовление дидактических пособий


33-34

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи.

Диагностика сформированности восприятия речи и произносительной стороны. Методика обследования фонетической стороны речи.

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи: обучение на занятиях и вне занятий. Этапы обучения правильному звукопрозношению: подготовительный, становления, закрепления, автоматизации и дифференциации звуков. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи; силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией, орфоэпической правильностью речи. Комплексный подход в решении задач воспитания звуковой культуры речи.


2


урок


1, 2,


3, 4,


5, 6



3.1,


3.2,


5.1,


5.3


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1

Подбор упражнений по технике речи.



2

Проведение фрагмента занятия


35- 36

Практические занятия.

Основные приёмы обучения: показ и объяснение артикуляции звука, упражнения в произнесении. Зависимость методики проведения занятий от этапа обучения.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4,


5

3.1,


3.2,


3.4,


3.5


ОИ 2


ДИ 1










37- 38

Обучение правильному звукопроизношению. Специальные занятия по формированию правильного звукопроизношения. Роль занятий; их содержание, структура и особенности методики проведения в возрастных группах.


2


лекция


1, 2,


3, 4,


5, 7

3.1,


3.2,


3.4,


3.5


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


Подготовка и проведение дидактических игр и упражнений.



2

Проведение фрагмента занятия


39- 40

Практические занятия.

Подбор и использование на занятиях разнообразных речевых средств: дидактические игры, игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки.


2


практическое занятие


4, 5

2.2,


3.1,


3.2,


3.4,


3.5


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






41- 42

Практические занятия.

Составление конспектов занятий по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп.


2


практическое занятие


1, 2,


4, 5


3.1,


3.2,


3.4,


3.5


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1

Характеристика учебных и методических пособий по воспитанию правильного звукопроизношения









2

Защита рефератов


43- 44

Приемы формирования грамматического строя речи.

Особенности, задачи и содержание формирования грамматического строя речи.

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей и их подготовки к школе. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста и синтаксической и морфологической систем русского языка, способов словообразования; трудности и типичные ошибки, причины ошибок. Словотворчество детей. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи. Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи. Анализ современных программ дошкольного учреждения по формированию грамматических навыков в разных возрастных группах.


2


урок


1, 2,


3, 4,


5


3.1,


3.2,


5.1



ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1

Анализ современных программ дошкольного учреждения по формированию грамматических навыков в разных возрастных группах.


2

Проверка материалов анализа


45 - 46

Практические занятия.

Анализ грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций из книги А.Г.Арушановой «Речь и речевое общение детей 3-7 лет».


2


практическое занятие


4,


5, 6


3.2,


3.4,


3.5

ДИ 1


И-Р1


И-Р2






47 - 48

Методика формирования навыков словоизменения: по родам, числам, падежам, лицам, временам.

Грамматические упражнения, дидактические игры, их организация (отбор наглядного и словесного материала, длительность, повторность, усложнение содержания и методики).


2


лекция


1, 2



3.2,


3.5,


5.5

ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






49 - 50

Практические занятия.

Технология формирования грамматического строя речи дошкольников.


2


практическое занятие

1, 2,


3, 4

3.1,


3.2,

3.5

ДИ 1


И-Р1






51 - 52

Методика формирования синтаксической стороны речи.

Программа формирования синтаксической стороны речи в разных возрастных группах. Усвоение предлогов, глагольных форм, служебных частей речи, необходимых для построения разных типов предложений. Усвоение различных словосочетаний и типов связей слов в предложении, развитие умений соединять их в связное высказывание.

Методика обогащения речи детей разнообразными синтаксическими конструкциями, закрепления умений интонационно оформлять разные типы предложений.


2


урок


1, 2,


4


3.1,


3.2,


5.1


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






53 - 54

Практические занятия.

Проведение игр и упражнений по формированию грамматической стороны речи.


2


практическое занятие


1, 2

2.2,


3.1,


3.2

ДИ 1


И-Р1


И-Р2






55 - 56

Методика формирования способов словообразования.

Задачи и содержание работы по формированию способов словообразования в возрастных группах.




2


лекция


1, 2,


4


3.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1

Составление картотеки дидактических игр и упражнений по формированию грамматической стороны речи.



2

Защита альбомов


57 - 58

Практические занятия.

Анализ пособия О.И.Соловьевой «Говори правильно» (М.,1978).







2


практическое занятие


1, 2,


3, 4,


5, 6


3.1,


3.4



И-Р1


И-Р2






59 - 60

Работа над обогащением словарного запаса детей.

Понятие словарной работы в детском саду и её значение в развитии детей. Задачи и содержание словарной работы. Состав лексических навыков детей: соотнесение слова и реального предмета, понимание различий между словами с обобщённым и конкретным значением, между словами, называющими целое и части, усвоение антонимии, синонимии, многозначности слов, фразеологических оборотов речи. Анализ содержания словарной работы в современных программах развития речи.


2


лекция


2, 5


3.1,


3.2,


5.1


ОИ 1



ОИ 2


ДИ 1


Анализ содержания словарной работы в современных программах развития речи.



2

Проверка материалов анализа


61 - 62

Практические занятия.

Работа над многозначными словами, синонимами, антонимами.


2


практическое занятие


4, 5


3.1,


3.2


ОИ 2


ДИ 1







63

Методы и приёмы словарной работы в ДОУ.


Методы введения слова в речь детей и методы закрепления, активизации словаря, развития его смысловой стороны: рассматривание и обследование предметов, наблюдения и экскурсии; рассматривание картин, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок и др. Приёмы словарной работы: речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование их значений, приёмы привлечения внимание детей к слову.


1


лекция


4,


5, 6


2.2,


3.1,


3.2,


5.5


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






64

Развитие словаря в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни.


Развитие словаря на занятиях по ознакомлению с предметами. Наглядность и её виды.

Организация активной познавательной деятельности детей с предметом. Требования к вопросам и указаниям воспитателя.

Развитие словаря в процессе ознакомления детей с качествами и свойствами предметов и материалов.


Особенности организации и методики занятий: наличие раздаточного материала; обследование предметов и материалов, сравнение противоположных качеств и свойств предметов; связь сенсорного развития и развития словаря на таких занятиях. Организация, структура и методика занятий.


Методика формирования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.


1

























урок


3, 4,


5


3.1,


3.2,


3.4,


3.5


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1

Подбор наглядного материала к занятиям по рассматриванию предметов.







Составление плана занятий по рассматриванию предметов для разных возрастных групп.







2











2

Изготовление дидактических пособий









Проведение фрагмента занятия


65 - 66

Практические занятия.

Составление конспектов занятий по ознакомлению с окружающим миром, с природой. Развитие и обогащение словарного запаса дошкольников.


2


практическое занятие

1, 2,


4, 5,


7

3.1,


3.2,


3.5


ОИ 2


И-Р1






67 - 68

Наблюдения и экскурсии. Их роль в развитии словаря. Содержание словарной работы в процессе наблюдений за общественными явлениями. Организация активной познавательной и речевой деятельности детей, внимание к словарной работе в ходе экскурсии. Требования к вопросам и указаниям воспитателя.




2


лекция


1, 2




3.1,


3.2


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1

Подбор тем для проведения экскурсий.



2

Изготовление дидактических пособий


69 - 70

Практические занятия.

Подготовка конспектов занятий проведения бесед и экскурсий по обогащению словарного запаса детей.


2


практическое занятие

1, 2,


4, 5,


7

3.1,


3.2,


3.4,


3.5


ОИ 2


И-Р1






71 - 72

Картина как средство развития словаря. Картины и их роль в ознакомлении с окружающим и развитии словаря.


Виды дидактических картин для детского сада, требования к ним. Формирование представлений и словаря в процессе показа картин с малознакомым содержанием. Уточнение и активизация словаря в процессе рассматривания картин.

Методика использования разных типов картин в целях развития словаря.


2


урок


1, 2



3.1,


3.2,


5.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1






73 - 74

Практические занятия.


Составление рассказа по картине.


2


практическое занятие


1, 2,


5



3.1,


3.2


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1

Составление обобщающих рассказов по картинам в разных возрастных группах.



2


Обыгрывание технологий


75 - 76

Дидактические игры и упражнения в словарной работе с детьми.

Роль дидактических игр в обогащении, уточнении и активизации словаря детей. Виды дидактических игр и упражнений для развития словаря. Дидактические игры с наглядным материалом. Их содержание и методика в разных возрастных группах. Словесные дидактические игры и их специфика. Специальные лексические упражнения и методика их проведения.


2


урок


1, 2,


5, 6


2.2,


3.1,


3.2,


5.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


И-Р1


Составление конспектов занятий по развитию речи детей с использованием словесных дидактических игр, лексических упражнений.



4


Обыгрывание технологий


77 - 78

Практические занятия.

Защита конспектов занятий по развитию речи детей с использованием словесных дидактических игр, лексических упражнений.


2


практическое занятие

1, 2,


4, 5

2.2,

3.1,

3.2,

3.3,

3.4,

3.5


ОИ 2


И-Р2






79

Формы и методы работы над развитием связной речи дошкольников.

Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка. Виды связной речи.

Характеристика диалогической и монологической речи, функционально-смысловые типы монологической речи: описание, повествование, рассуждение, контаминирование. Качества связной монологической речи: целостность, логичность, структурность, информативность, смысловая и грамматическая связность, выразительность.


1


лекция


1, 2,


5



3.1,


3.2


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






80

Возрастные особенности развития связной речи детей. Задачи и содержание обучения.


Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства. Состав умений связной речи. Диалогические умения: умения слушать и понимать обращенную к ребёнку речь, вступать в общение, поддерживать его, учитывать ситуацию общения, навыки и умения речевого этикета. Умения построения связных высказываний: умение отбирать содержание рассказов, располагать в определённой последовательности и структурировать их, использовать разные способы внутритекстовой связи. Усложнение задач и содержания обучения в возрастных группах.


1


урок


1, 2,


4, 5


3.1,


3.2


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






81 – 82



Практические занятия.

Анализ различных образовательных программ по разделу «Обучение связной речи».


2

практическое занятие

1, 2,


4

3.1,


3.2

ДИ 1


И-Р1






83-84

Беседа как метод обучения диалогической речи.

Понятие беседы и её воспитательно-образовательное значение. Виды бесед, их своеобразие. Тематика, содержание бесед, их связь с накоплением опыта. Подготовка воспитателя и детей к беседе, структура бесед. Методика проведения бесед в разных возрастных группах. Использование разных типов вопросов, речевых, логических задач, наглядного и литературно-художественного материала. Обучение детей умению задавать вопросы, вступать в дискуссию. Требования к вопросам и ответам детей.


2


урок


1, 2



3.1,


3.2,


5.1




ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1







85-86

Практическое занятие.

Анализ наглядного и литературно-художественного материала, подобранного студентами для бесед.


2


практическое занятие

1, 2,


3, 4,


5, 6

3.1,


3.2


ОИ 1


ДИ 1







87

Практическое занятие.

Разработка развёрнутых планов обобщающих бесед.


1


практическое занятие


3.1,


3.2

ОИ 2


ДИ 1


И-Р1

Составление перечня микротем к итоговым беседам.



2

Обыгрывание технологий


88

Обучение детей диалогической речи в процессе повседневного общения.


Общение как важнейшее условие развития связной речи. Разговор воспитателя с детьми как метод формирования диалогической речи в разных видах деятельности. Значение разговора для развития речи и освоения норм речевого общения. Усложнение руководства общением взрослого с детьми на разных возрастных этапах. Тематика разговоров, их содержание и методика проведения.


1


лекция


1, 2,


4, 5


3.1,


3.2,


5.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






89 - 90

Практические занятия.

Составление и анализ тематики разговоров с детьми разных возрастных групп с целью обучения диалогической речи.






2


практическое занятие

1, 2,


3, 4,


5, 6

3.1,


3.2,


3.3,


3.5


ДИ 1


И-Р1

Планирование неподготовленных разговоров для разных возрастных групп.



2

Защита контрольной работы


91

Приёмы обучения детей монологической речи.

Многообразие приёмов обучения рассказыванию: совместное рассказывание воспитателя и детей, образец рассказа, анализ образца, вспомогательные вопросы, план рассказа, его обсуждение, указания, коллективное составление рассказа детьми, составление рассказа по частям, моделирование, оценка детских монологов; прослушивание и анализ детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Мотивационные установки и их роль в повышении интереса детей к рассказыванию, их активности и творчества. Зависимость использования приёмов от вида рассказывания и этапа обучения.


1


лекция


1, 2,


4


3.1,


3.2


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2






92

Обучение описательной и повествовательной речи в процессе рассказывания о предметах и игрушках.

Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам. Обучение описанию предметов и игрушек. Особенности познавательной деятельности детей при описании предметов и игрушек. Опора на сенсорный опыт. Требования к подбору игрушек и предметов для описания. Приёмы обучения описательной речи в разных возрастных группах, использования средств художественной выразительности. Обучение сюжетному рассказыванию об игрушках (повествовательной речи). Инсценирование воспитателем рассказа при помощи игрушек как первоначальный приём обучения. Рассказы по готовой ситуации как модели для овладения структурой рассказа. Самостоятельные рассказы детей по наборам игрушек. Сюжетные рассказы об отдельных игрушках. Рассказы-инсценировки по игрушкам.


1


урок


1, 2,


4, 5,


6


3.1,


3.2,


5.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1







93 – 94





Практические занятия.

Составление образцов различных видов рассказов (по готовой игровой ситуации, по одной игрушке, по набору игрушек). Проведение и анализ занятий по обучению рассказыванию по игрушкам.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4,


5, 6


3.1,


3.2


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2

Составление образцов рассказов по игрушке, картине.



4

Обыгрывание технологий


95-96

Обучение монологической речи по картинам.

Типы и серии картин для рассказывания. Необходимость предварительного рассматривания картин. Обучение детей рассматриванию картин: установление связей между отдельными частями картин; формирование умения выражать связи в адекватных речевых формах; требования к вопросам воспитателя, их последовательности; обобщающий рассказ воспитателя по картине. Виды рассказов детей по картине. Обучение описанию предметных и сюжетных картин в разных возрастных группах. Структура и методика занятий. Описание пейзажной картины и натюрморта. Обучение последовательной речи по картине. Рассказывание по серии сюжетных картин. Овладение структурой связного рассказа. Придумывание рассказов, выходящих за пределы изображённого на картине.


2


лекция


1, 2


3.1,


3.2,


5.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1


И-Р2






97 - 98

Практические занятия.

Составление вопросов для рассматривания разных типов картин. Составление планов занятий по обучению рассказыванию по картинам. Проведение и анализ занятий по составленным студентами планам.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4,


5, 6

3.1,


3.2,


3.3,


3.4,


3.5


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1


И-Р2






99

Обучение рассказыванию из опыта.


Сущность рассказов из опыта и их значение в развитии ребёнка. Актуализация детского опыта. Тематика рассказывания в разных возрастных группах. Рассказы из коллективного и индивидуального опыта. Приёмы обучения рассказыванию из опыта. Составление писем с детьми. Обсуждение и отбор содержания письма и его речевого оформления. Методика обучения.



1


урок


1, 2, 4


3.1,


3.2,


5.1



ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


ДИ 2


И-Р1


Подготовка фрагментов занятий по обучению детей рассказыванию.



2

Проведение фрагмента занятия


100 - 101

Практические занятия.

Составление планов занятий по обучению рассказыванию из личного опыта.


2


практическое занятие

1, 2,


3, 4

3.1,


3.2,


3.5


ДИ 2


И-Р2







102- 103

Обучение творческому рассказыванию.

Творческие рассказы, их сущность и значение для развития ребёнка. Условия, необходимые для обучения творческому рассказыванию (достаточный уровень развития мышления, воображения, всех сторон речи, разнообразие жизненных впечатлений и богатый опыт детей). Особенности развития словесного творчества дошкольников. Этапы развития детского словесного творчества. Роль художественной литературы на начальных этапах обучения. Виды детских сочинений: реалистические рассказы, сказки, небылицы, описание природы. Требования к отбору сюжетов для сочинений. Приёмы обучения, своеобразие их применения, использование плана, его коллективного обсуждения, творческие здания, придумывание детьми конца рассказа, начатого воспитателем; придумывание рассказов на самостоятельно выбранный сюжет.


2


урок


1, 2,


3, 4,



5, 7


3.1,


3.2,



3.3,


3.4,


3.5,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1


И-Р2






104 - 105

Практические занятия.

Составление конспектов занятий по обучению творческому рассказыванию.






2


практическое занятие

1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.3,

3.4,

3.5

ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






106 - 107

Тема 1.3. Теоретические и методические основы развития речи детей при ознакомлении с художественной литературой.


Особенности и методика речевого развития детей при ознакомлении с художественной литературой. Значение, задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.

Роль художественной литературы в формировании личности и речевого развития ребёнка. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Принципы отбора литературных произведений. Репертуар для чтения и рассказывания в современных программах. Формы работы с книгой.


2


лекция


1, 2,


5, 8


3.1,


3.2,


3.4,


3.5


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1


Отбор литературных произведений для чтения, рассказывания и исполнительской деятельности в разных возрастных группах.



2


Обыгрывание технологий


108 - 109

Работа над содержанием и выразительными средствами языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Виды занятий по художественному чтению и рассказыванию. Структура занятий и методика их проведения в разных возрастных группах. Подготовка педагога к выразительному чтению и рассказыванию. Подготовка детей к восприятию литературного произведения.


2


урок


1, 2,


4, 5


3.1,


3.2,


3.3,


3.4,


3.5


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1



Составление рассказов о писателях.



2

Защита презентации


110 -111

Практические занятия.

Разработка конспектов занятий по ознакомлению детей разных возрастных групп с литературой (сказка, рассказ, стихотворение, малая фольклорная форма).


2


практическое занятие

1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.3,

3.4,

3.5

ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






112 - 113

Особенности работы над речевыми характеристиками героев. Роль иллюстрации в понимании детьми литературного произведения, её влияние на отношение дошкольников к литературным героям. Зависимость методики использования книжной иллюстрации от возраста детей и характера проведения занятия.

Методика ознакомления дошкольников с творчеством писателей.


2


урок


1, 2,


3, 4,


5


3.1,


3.2



ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2






114 - 115

Практические занятия.

Разработка конспектов занятий по ознакомлению старших дошкольников с творчеством писателя (поэта).


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5


ДИ 1


И-Р1






116 - 117

Методика заучивания стихотворений.

Роль поэзии в воспитании дошкольников. Подбор поэтических произведений для заучивания. Структура занятий и методика их проведения в возрастных группах. Приёмы, способствующие запоминанию стихов. Работа над освоением образных средств художественной выразительности. Приёмы обучения детей выразительному исполнению стихов.


2


лекция


1, 2,


4, 5,


7, 8


3.1,


3.2,


3.4,


3.5,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1

Составление планов занятий по рассказыванию сказок и заучиванию стихотворений в разных возрастных группах.



2

Проверка конспектов занятий


118 -119

Практические занятия.

Обсуждение рекомендаций проведения занятий по освоению дошкольниками образных средств художественной выразительности.


2


практическое занятие

1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.3,

3.4,

3.5

ОИ 1


ДИ 1


И-Р1






120

Художественно-речевая деятельность дошкольников.

Формы и методы использования художественной литературы вне занятий. Использование видео- и аудиоматериалов на тему литературных произведений.


Самостоятельная художественно-речевая деятельность дошкольников, её место в режиме дня. Театрализованные игры, викторины, литературные утренники, вечера досуга, КВН и др.




1


урок


1, 2,


3, 4,


5, 7,


8, 9


2.6,


3.1,


3.2,


5.1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1

Подготовка фрагментов занятий по проведению викторин.



2

Проведение фрагмента занятия


121 -122

Практические занятия.

Составление конспектов занятий проведения литературных утренников, театрализованных игр.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

2.2,

3.1,

3.2,

3.4,

3.5

ОИ 1


ДИ 1


И-Р1

Составление сценария литературного досуга.


2




Защита сценариев




123

Условия развития самостоятельной деятельности. Индивидуальная работа с детьми над выразительностью речи. Уголок книги, его значение, требования к оформлению.

Отбор книг, иллюстрированного материала для уголка в зависимости от возраста детей и задач воспитания. Содержание и формы работы в уголке книги.


1


лекция


1, 2,


4, 5


3.1,


3.2,


3.3,


5.4


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1


Анализ состояния уголков книги в ДОУ.





2



Презентация эскизов книжного уголка





124 - 125

Практические занятия.


Защита презентации эскизов книжного уголка.





2


практическое занятие


1, 2,


4, 5


3.1,


3.2,


5.1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1







126-127

Содержание и методы обучения детей связной монологической и диалогической речи в работе над анализом художественного произведения, пересказом и инсценированием.


Содержание и методика работы с детьми на занятиях при анализе художественного произведения.

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений. Роль пересказа в обучении рассказыванию. Его значение в развитии детей. Принципы отбора литературных произведений для пересказа.


2


лекция


4, 5,


7, 8,


9


3.1,


3.2,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р1






128 -129

Практические занятия.

Отбор рассказов и сказок для пересказа детьми, их анализ.






2


практическое занятие


1, 2,


3, 4,


5


3.1,


3.2,


3.5


ОИ 2


И-Р1

Составление перечня произведений для пересказа.



2

Проверка конспектов занятий


130

Требования к детскому пересказу (последовательность, осмысленность, грамматическая правильность, точность словаря, образность речи, культура изложения, выразительность). Усложнение требований к пересказам детей в разных возрастных группах. Приёмы обучения пересказу: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица разных героев, игры-драматизации, моделирование.


1


лекция


1, 2,


4, 5


3.1,


3.2,


3.3,


3.4,


3.5


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2






131 - 132

Практические занятия.

Составление и анализ конспектов по обучению детей пересказыванию.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5


ОИ 1


И-Р1






133 - 134

Формирование грамматического строя речи, правильного произношения в работе над художественными произведениями.


Обогащение речи детей грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений. Формирование у старших дошкольников структуры сложного предложения.

Расстановка логических ударений и пауз внутри предложения, между отдельными частями произведения.

Освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, построение синтаксических конструкций.

Выработка ясного и правильного произношения, овладение разнообразными интонациями, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.


2


урок


1, 2,


3, 4,


5, 6,


7, 8


3.1,


3.2,


5.3


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2






135 - 136

Практические занятия.

Обсуждение рекомендаций проведения занятий по освоению дошкольниками правильного произношения, овладению разнообразными интонациями, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

2.2,

3.1,

3.2,

3.4,

3.5


ОИ 1


И-Р1












137

Тема 1.4. Теоретические и методические основы развития речи детей при обучении грамоте.

Методика работы со звуком, буквой.

Сущность механизмов чтения и письма. Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Педагогические требования к организации обучения грамоте.


1


лекция


1, 2


3.1,


3.2


ДИ 1


И-Р2






138

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Общая характеристика метода К.Д.Ушинского и его развитие в 20 веке. Периодизация процесса обучения грамоте. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.


1


урок


1, 2


3.1,


3.2,


5.3


ДИ 1


И-Р1


И-Р2

Формирование фонематического восприятия речи – важнейшая задача подготовки к успешному освоению процессов чтения и письма.



2


Защита рефератов


139 - 140

Методика формирования навыков чтения. Организация, задачи и содержание работы в основной период обучения грамоте. Этапы формирования навыков чтения. Виды работы в этот период. Приёмы обучения детей чтению. Требования к знаниям, умениям и навыкам к концу основного периода. Характеристика дидактического материала по обучению грамоте.


2


лекция


1, 2


3.1,


3.2,


5.1


ДИ 2


И-Р1


И-Р2






141 - 142

Практические занятия.

Разработка игровых занятий по обучению чтению и подготовке к обучению письму.


2

практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5


И-Р1


И-Р2






143

Подготовка детей к обучению письму.


Сущность подготовки к обучению письму. Роль взаимодействия различных анализаторов в обучении письму. Единство подготовки к чтению и письму. Формирование психомоторной готовности к письму. Выработка плавных ритмических координированных движений кисти руки, пространственных ориентировок, глазомера. Задачи и содержание подготовки к письму. Дидактические подготовительные упражнения на развитие точности зрительного восприятия; пространственных дифференцировок; развитие мелкой моторики руки; умение управлять своими движениями в соответствии с поставленными задачами. Обучение соблюдению гигиенических требований при выполнении приготовительных упражнений.


1


урок


1, 2,


3, 4


2.2,


3.1,


3.2,


3.4,


3.5,


5.1,


5.3


ДИ 2


И-Р1


И-Р2

Анализ пособия Г.А.Тукмаковой «Звучащее слово»



2

Проверка материалов анализа


144

Подготовительный период обучения грамоте.


Задачи подготовительного периода. Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте. Методика ознакомления детей со звуковой стороной слова. Ознакомление с особенностями звучания слов. Освоение терминов «звук», «слово». Методика обучения выделению звуков в словах. Овладение детьми способом интонирования звуков.

Формирование навыков фонемного анализа слов: определение порядка следования звуков в слове, их количества, установление различительной функции фонем, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных строю русского языка.

Приёмы звукового анализа и синтеза. Использование схем-моделей в процессе обучения звуковому анализу и синтезу. Методика ознакомления детей со словом и предложением. Приёмы обучения вычленению слов из состава предложений. Роль количественного и порядкового пересчета слов в предложении. Ролевая игра «Живые слова» как один из методов обучения анализу предложения. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова. Обучение слоговому анализу и синтезу. Ознакомление с ударением в слове, выделением ударного слога. Роль схем-моделей в звукослоговом анализе и синтезе. Характеристика наглядных пособий по формированию навыков анализа речи, методики их использования.


1




































урок


1, 2,


3, 4,


5, 6,


7, 8,


9


2.2,


3.1,


3.2,


3.4,


3.5,


5.1,


5.3


ДИ 2


ДИ 3


И-Р1


И-Р2

Составление планов занятий по ознакомлению со словом, предложением.












Изготовление наглядных пособий по слоговому и звуковому анализу.




2
















2

Обыгрывание технологий















Изготовление дидактических пособий


145 - 146

Методика ознакомления детей со словом и предложением. Приёмы обучения вычленению слов из состава предложений. Роль количественного и порядкового пересчёта слов в предложении. Ролевая игра «Живые слова» как один из методов обучения анализу предложения. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова. Обучение слоговому анализу и синтезу.


2


лекция


1, 2,


3, 4


2.2,

3.1,

3.2,

3.4,

3.5


ДИ 2


ДИ 3


И-Р1


И-Р2






147 - 148

Практические занятия.

Подготовка и проведение ролевой игры «Живые слова» при обучении анализу предложения.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5


И-Р1


И-Р2






149 – 150

Ознакомление с ударением в слове, выделением ударного слога. Роль схем-моделей в звукослоговом анализе и синтезе. Характеристика наглядных пособий по формированию навыков анализа речи, методики их использования.


2


лекция


1, 2,


3, 4,


5

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1


ДИ 2


ДИ 3


И-Р1


И-Р2






151 - 152

Практические занятия.

Подбор наглядных пособий по формированию навыков анализа предложения.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5


И-Р1


И-Р2






153

Тема 1.5. Основы организации занятий по развитию речи дошкольников.


Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по развитию речи.

Занятие как форма обучения. Характерные особенности и структура занятий. Классификация занятий в ДОУ. Нетрадиционные формы занятий.

Особенности организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по развитию речи в разных возрастных группах.

Подготовка воспитателя к занятию. Модель построения обучающего занятия. Модель развивающего занятия. Анализ передового педагогического опыта.


1


урок


1, 2,


3, 4,


5


3.1,


3.2,


3.4,


3.5,


5.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2






154 - 155

Практические занятия.

Разработка конспектов занятий по данным темам.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5


И-Р1


И-Р2






156

Приемы работы по развитию речи с одаренными детьми.

Составление воспитателем программы работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка.


1


лекция

1, 2,

4, 5,

7, 8,

9, 11

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2

Система работы с одаренными детьми в ДОУ.



2

Защита рефератов


157

Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении развитию речи.

Понятие о речевом дефекте. Классификация речевых нарушений.

Понятие о речевом дефекте. Клиническая и психолого-педагогическая классификация речевой патологии: определение дефектов, механизмы нарушения, структуры дефектов, этиология, формы.

Взаимосвязь клинической и психолого-педагогической классификаций речевых дефектов. Отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности.


1


урок


1, 2,


3, 4,


5


3.5,


5.1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2

Значение слуха для развития речи детей



2

Защита рефератов


158

Основные виды дефектов звукопроизношения. Система работы по нормализации звукопроизношения.

Основные виды дефектов звукопроизношения у детей. Формы проявления недостатков произношения: пропуск, замена, смешение, искажение звуков. Общие требования к работе по исправлению недостатков произношения. Система работы по нормализации звукопроизношения у детей. Последовательность коррекционной работы при устранении недостатков произношения. Характеристика этапов формирования правильного звукопроизношения (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация звуков, введение в речь). Содержание работы на этих этапах.


1


урок


1, 2,


3, 4,


5, 6,


7


3.1,


3.2,


3.5,


5.1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2


И-Р3

Значение и необходимость коррекции ОНР.



2

Защита рефератов


159

Практическое занятие. Составление конспектов занятий по устранению недостатков произношения звонких и мягких согласных.


1


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1


И-Р1


И-Р2





160

Практическое занятие.

Составление конспектов занятий по формированию правильного произношения шипящих и свистящих звуков.


1


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1


И-Р1


И-Р2






161

Методика проведения артикуляционной гимнастики. Содержание работы над мелкой моторикой.


Методика проведения артикуляционной гимнастики. Работа по развитию пальцевой моторики как средство формирования правильного звукопроизношения.

Содержание работы над мелкой моторикой: массаж рук, пассивная и активная пальчиковая гимнастика. Включение работы по мелкой моторике в занятия в форме физкультминуток.


1


лекция


1, 2,


3, 4

1.2,

1.3,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1



ДИ 2


И-Р1


И-Р2

Подбор упражнений для артикуляционной гимнастики.



2

Изготовление дидактических пособий


162 - 163

Практические занятия. Составление конспектов занятий по проведению артикуляционной и пальчиковой гимнастик.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1


И-Р1


И-Р2






164

Система и методика работы по коррекции недоразвития фонематического слуха. Система работы по коррекции недоразвития фонематического слуха. Методика работы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Роль воспитателя в процессе закрепления правильного звукопроизношения. Методика его работы. Требования к подбору материала для автоматизации и дифференциации звуков.


1


лекция


1, 2,


3, 4

1.2,

1.3,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1


ДИ 2


И-Р1


И-Р2

Использование игровых приёмов – залог успешной работы при нормализации произношения.



2

Защита рефератов


165 - 166

Практические занятия.

Анализ пособий для автоматизации и дифференциации звуков.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1


И-Р1


И-Р2


И-Р3






167

Недостатки слово- и фразообразования. Недостатки темпа, ритма и плавности речи.

Характеристика речевых дефектов, связанных с недостатками темпа, ритма и плавности речи: заикания, тахилалии, брадилалии. Физиологические итерации.


1


лекция


1, 2,


3, 4

1.2,

1.3,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1


ДИ 2


И-Р1


И-Р2

Физиологические итерации.



2

Защита рефератов


168 -169

Практические занятия.

Обзор методических рекомендаций Н.А.Власовой, Е.Ф.Рау («Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками»);

Г.А.Волковой («Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников»).


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3






170 - 171

Практические занятия.

Подбор игр и упражнений для устранения речевых дефектов, связанных с недостатками темпа, ритма и плавности речи.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3

Этапы коррекционной работы при нарушении темпа речи у детей.



2

Презентация диагностических методик


172

Логопедическая работа в массовом детском саду.

Роль воспитателя дошкольного учреждения в выявлении и устранении различных нарушений речи у детей. Совместная работа детского сада и семьи в преодолении речевых несовершенств детей.

Пропаганда логопедических знаний.


1








лекция


1, 2,


3, 4,


5, 6,


7

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

4.1,

4.3,

5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3






173

Практическое занятие.

Исследование опыта совместной работы детского сада и семьи в преодолении речевых несовершенств детей.


1


практическое занятие


1, 2,


3, 4,


6

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3






174

Практическое занятие.

Знакомство родителей с современными образовательными программами по коррекционной работе с детьми, имеющими трудности в обучении развитию речи.


1


практическое занятие

1, 2,


3, 4,


6, 11

3.5,

4.1,

4.3,

5.1,

5.3

И-Р1


И-Р2


И-Р3






175 - 178

Раздел 2. Использование технических средств обучения.


Тема 2.1. Основные виды ТСО и их применение.

Виды ТСО и их применение на занятиях по развитию речи. Использование экранных средств, телепередачи, радио и звукозаписи, фонохрестоматии, магнитных и лазерных дисков в работе с детьми. Интерактивное оборудование в ДОУ. Требования к организации работы с ним. Электронные учебные пособия, мультимедийные презентации, компьютерные игры на занятиях по развитию речи.


4


урок


1, 2,


3, 4,


6


3.1,


3.2,


3.4,


3.5,


5.1,


5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3

Использование информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ.



2

Защита рефератов


179 - 180

Практические занятия.

Использование электронных учебных пособий, мультимедийных презентаций, компьютерных игр на занятиях по развитию речи в ДОУ.


2


практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3






181

Раздел 3. Методическое обеспечение занятий по развитию речи.


Тема 3.1. Виды документации и требования к ее оформлению.

Перспективное планирование.

Планирование работы по развитию речи детей в ДОУ. Виды планирования.

Комплексный подход к планированию работы по развитию речи. Перспективное планирование. Взаимосвязь в планировании занятий и работы с детьми в повседневной жизни.


1


лекция


1, 2,


3, 4

3.1,


3.2,


3.4,


3.5,


5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3






182 - 183

Практические занятия.

Составление перспективного плана работы в книжном уголке.


2

практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3






184

Календарно-тематическое планирование.


Требования к календарному плану. Составление календарных планов. Планирование работы по развитию речи в разные режимные моменты. Отбор программного материала с учетом дидактических и методических положений.

Индивидуальная работа с детьми в плане воспитателя.


1


урок


1, 2,


3, 4

3.1,


3.2,


3.4,


3.5,


5.1,


5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3

















185 - 186

Практические занятия.

Составление календарно-тематического плана занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах.


2

практическое занятие


1, 2,


3, 4

3.1,

3.2,

3.4,

3.5,

5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3






187

Учет работы по развитию речи, его значение.


Оформление плана занятий в дневнике воспитателя. Формы фронтального учета и контроля уровня речевых знаний и умений детей. Учетно-контрольные занятия, их структура и методика проведения.




1







лекция


1, 2,


3, 4


3.5,

5.1,

5.3


И-Р1


И-Р2


И-Р3

Составление планов учетно-контрольных занятий по развитию речи дошкольников.



2

Защита планов

занятий


188

Диагностические методики.


Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.

Принципы организации диагностической работы. Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению.

Обработка и интерпретация результатов диагностирования.


1


урок


1, 2,


3, 4,


5


3.1,


3.2,


3.4,


3.5,


5.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2

Методы диагностики речевого развития дошкольников.



2

Презентация диагностических

методик


189 - 190

Практические занятия.

Защита презентаций диагностических методик для выявления уровня речевого развития детей в подготовительной группе.


2


практическое занятие


3, 4,


5


3.2,

3.4,

3.5,

5.1,

5.3

ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2






191 - 192

Организация методической помощи воспитателям по развитию речи детей.

Задачи методической работы. Обсуждение планов разных форм повышения теоретических знаний и практических умений воспитателей по методике развития речи. Роль методического кабинета в совершенствовании работы по речевому развитию детей, его оформление. Работа ДОУ с родителями, её содержание и формы. Пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей.


2


урок


3, 4,


5


3.2,


3.4,


3.5,


5.1,


5.3


ОИ 1


ОИ 2


ДИ 1


И-Р2


















4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2007.

  2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2008.

  3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие [Текст]  / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2011.

  4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М., 2001.

Основные общеобразовательные программы дошкольного образования

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд., перераб. И доп./Под ред. Л.А. Парамоновой.- М., ТЦ Сфера, 2011.-320 с.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

4. Успех.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. - М. : Просвещение, 2011.

5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ (Н.О.Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч. Рук. А.Г.Асмолов; рук. Авт.коллектива Н.В.Федина).-М.: Просвещение, 2011.-240С.

Дополнительные источники:

  1.  Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. [Текст] – Воронеж: Учитель, 2005.- 270с.

  2.  Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  3.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. [Текст]  —М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  4.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. [Текст]  - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  5.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст]  — М.: Мозаика- Синтез, 2008-2010.

  6.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. [Текст] -М.: Мозаика- Синтез, 2007-2010.

  7.  Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

  8.  Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст] — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.

  9.  Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. [Текст]— М.; Мозаика- Синтез, 2005-2010.

  10. Занятия по обучению грамоте в ДОУ/ сост. Л.А. Кулешова.- Воронеж: Учитель, 2005.- 127с.

  11. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст]  – М.: Сфера, 1998.- 224с.

  12. Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. [Текст]  - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 188с.

  13. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. [Текст]  — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  14. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года[Текст]  / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.

  15. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет[Текст]  / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.

Периодические издания: «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель».

Интернет-ресурсы

  1. Сайт библиотеки для детей и юношества Альберта Лиханова - http://www.lihanov.xost.ru/gnezdo.htm

  2. Детская электронная библиотека  - www.deti-book.info/

  3. Детские писатели - www.kid-author.ru/

  4. О детской литературе - http://bibliogid.ru/

  5. Региональный сайт детских библиотек - http://www.deti.spb.ru/

  6. Сайт «Педагогическая библиотека»- http://www.pedlib.ru/

  7. Сайт «Развитие речи»- http://www.r-rech.ru/

  8. Сайт «Раннее развитие детей»http://www.razumniki.ru/

  9. Сайт «Наши детки»- http://www.ourkids.ru/Logopedia/triz.shtml

  10. Технология составления творческих текстов по картине- http://www.triz.natm.ru/articles/sid003/01.htm

  11. Сайт «Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html

Сайт «Интернет Гномик i-gnom.ru» http://www.i-gnom.ru/project.html

31




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!