СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе. 5 класс.(По учебнику Б.А.Ланина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 5-9 классов составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина "Литература 5-9".учебник под редакцией Б.А.Ланина.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе. 5 класс.(По учебнику Б.А.Ланина)»

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 А,Б класс.

(( к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9-х классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы Б.А.Ланина «Литература 5-9», реализуется по УМК:

1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2015 г.

2.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015г.

Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации; на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).

В основу программы положен принцип вовлечения обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.

Сроки реализации программы:

Программа реализуется в течение одного года.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

Основные критерии отбора художественных произведений:

Художественная ценность

Гуманистическая направленность

Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям

 Культурно-исторические традиции

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.

Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.

Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами (Л.А.Кассиль «Кондукт и Швамбрания», С.П. Алексеев «История крепостного мальчика», Мустай Карим, Ф.А.Искандер, В.Г.Губарев).

Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 5–9 классов (учебник под ред. Ланина Б.А.).

Iэтап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

IIэтап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.

IIIэтап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

IVэтап (10 – 11 классы). Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.

К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».

Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Ведущая тема.

5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.

6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.

7 кл. – литература и действительность.

8 кл. – литература в поисках героя.

9 кл .– личность – история – судьба.

10 – 11 кл. – литература XIX– XX веков в её историческом развитии

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

Предполагаемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Технологии, методики:

 уровневая дифференциация;

 проблемное обучение;

 информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии;

 система инновационной оценки «портфолио»;

 технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

 коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Методы обучения:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

• ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

• ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

• ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Виды деятельности:

• восприятие,

• истолкование,

• оценку литературных произведений,

• различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.)

Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

Место предмета «Литература» в учебном плане

Согласно Основной образовательной программе основного общего образования продолжительность учебного года в 5-9-х классах составляет 35 недель. Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч (3 часа в неделю), в 6 классе — 105 ч (3 часа в неделю), в 7 классе — 70ч (2 часа в неделю), в 8 классе — 70 ч (2 часа в неделю), в 9 классе — 105 ч (3 часа в неделю).

Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).



Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



Предметные результаты:

Литература для 5–9 классов под ред. Ланина Б.А.

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

 Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

 Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

 Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

 Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

 Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся



Содержание курса

5 класс

Фольклор, мифология Задачи: — приобщение к русскому народному творчеству; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: загадки, пословицы, поговорки, сравнение и олицетворение. Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение. Понятия для изучения: фольклор, жанр, миф, олицетворение, пословицы, поговорки, загадки, сравнение, метафора, сказка, зачин, концовка, сюжет, событие — элемент сюжета, сюжет и его отличие от фабулы, повторяющиеся события в сказках. Имена для ознакомления: В.И. Даль, братья Гримм, А.Н. Афанасьев.

Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения

Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки

Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях

Русские народные сказки (повторение изученного в начальной школе)

Волшебные сказки

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)

Бытовые сказки

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)

Сказки о животных

«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)

Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки.

Античная мифология

Боги свои и чужие. Боги и герои

Басни

И.А. Крылов — баснописец Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя) Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.

Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен

Понятия для изучения: басня, мораль в басне, «эзопов (эзоповский) язык», аллегория.

Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп

Литературные сказки: от классики к современности

Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)

«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»

Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека

П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»

Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств

А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)

Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования

В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал» Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?

От сказки — к фантастике

Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время

Среди ровесников

Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)

Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»

Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера

И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)

Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции

Ю.Казаков. «Тихое утро» (главы по выбору учителя)

Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие.

Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении

С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»

История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Приключенческая основа рассказа

Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?

Мир детства и мир взрослых в художественной литературе

Наедине с поэтом. Стихи о природе

Понятие для изучения: особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме и рифме. Повторение и обобщение: эпитет, олицетворение, сравнение.

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв.

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»

С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».

О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»

Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения

Рекомендации для самостоятельного чтения Русская литература П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка» В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками» А.Н. Толстой. «Приключения Буратино» Зарубежная литература В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце» А. Дюма. «Три мушкетёра» Дж.Р. Киплинг. «Маугли» Дж.Ф. Купер. «Зверобой»

А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все…» Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

В том числе Внеклассное чтение

Введение

1



Фольклор.

2



Русские народные сказки.

6



Мифы

5

1


Басни.

6


1

Литературные сказки.

22

3


От сказки к фантастике

5



Среди ровесников

37

3


Наедине с поэтом.

16


1

1

Повторение и обобщение разделов учебника. Список литературы на лето.

5




Итого

105

8

2



Учебно-методическое обеспечение

1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2015 г.

2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015г.

Дополнительная учебная литература

1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.

8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

9. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.

10. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006

Справочные пособия

1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Список литературы

1. Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – М. : Вента-Граф, 2015.

2. standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

3. УМК: 1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2015 г.

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015г.













Тема урока.

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Кол-во часов

Дата

план.

Дата

факт

1

Вводный урок. Напутствие.

Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека

Литература, художественные приемы.


Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.

Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

1

5а-02.09


5б-03.09


Устное народное творчество - фольклор.- 8 часов

2-3

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Обучение устному пересказу

фольклор, его жанры пословицы и поговорки,

загадки афоризмы, сравнение

олицетворение

метафора

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок

Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

2

5а-05.09

07.09

5б-04.09

07.09


4-5

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора.

Виды народных сказок

фольклор, его жанры

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений.

Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки

2

5а-09.09

12.09


5б-10.09

11.09


6-7

«Царевна-лягушка»

Волшебные сказки.

Зачин, концовка, сюжет, устойчивые эпитеты

Сказочные формулы

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение стихотворных вставок в художественную ткань произведения.

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

2

5а-14.09

16.09


5б-14.09

17.09


8-9

«Каша из топора». «Кот и лиса»

Бытовые сказки, сказки о животных

Зачин, концовка, сюжет, устойчивые эпитеты

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки; уметь отличать виды сказок.

Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Создавать сказку, учитывая особенности жанра


2

5а-19.09

21.09


5б-

18.09

21.09


Мифы – 5 часов

10-13

Мифы Древней Греции

Дельфы. Боги свои и боги чужие

Познакомить с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах

мифы и легенды

Знать происхождение мифов, их отличительные возникновения и цель создания особенности; своеобразие

Отличие и сходство мифов и сказок

Выделять отличительные черты мифа и сказки

4

5а-

23.09

26.09

28.09

30.09

5б-

24.09

25.09

28.09

01.10


14

Р.Р Проектная работа. Презентация. О мифах Древней Греции, славянских божествах.

Познакомить с понятием проект, презентация.

Мифы и легенды.

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности

Понятие легенды. Истоки появления мифов древних славян, особенности композиции и языка произведений. Отличительные особенности мифов древних славян

Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа.

1

5а-03.10


5б-02.10


Басни – 6 часов

15-16

Басня как жанр литературы.И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. Крылатые выражения из басен.

Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.

Басня, мораль, аллегория

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл

Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни.

2

05.10

07.10


5б-

05.10

08.10




17-19

Свинья под дубом

Демьянова уха

Волк на псарне.

Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.


Басня, мораль

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Содержание и композиция басен. История создания басен.

Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню.

3

5а-

10.10

12.10

14.10

5б-

09.10

12.10

15.10


20

Вн. чт.

Басни Эзопа и Лафонтена.

Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения

Басня, мораль, аллегория

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена


Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни.


1

5а-

17.10


5б-

16.10


Литературная сказка.-22 часа

21

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной..

Показать отличие народной сказки от литературной.


сюжет, завязка

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками.

Находить отличительные особенности литературных сказок.

1

5а, 5б-

19.10


22-27

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.Олицетворение добра и зла в поэме «Руслан и Людмила».Тема верности и любви в поэме.

Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения

Поэма,

сюжет, завязка

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”

Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки.

Находить сказочные образы и мотивы в произведении.

6

5а-

21.10

24.10

26.10

28.10

31.10

11.11

5б-

22.10

23.10

26.10

29.10

30.10

12.11



28-30

Х.К.Андерсен

Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Тема самопожертвования ради ближнего в сказке. Снежная королева как символ бездушия и порабощения.

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева».

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями

3

5а-

14.11

16.11

18.11

5б-

13.11

16.11

19.11


31

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.

Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста.





1

5а-

21.11

5б-

20.11


32

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное

Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям

Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.


1

5а-

23.11

5б-

23.11


33-35

П.П.Бажов Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра. «Синюшкин колодец».

Честность и бескорыстие - важные человеческие качества.

Знакомство с жанром сказа, обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

сказ

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма;.

Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу

особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к сказу

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

3

5а-

25.11

28.11

30.11

5б-

26.11

27.11

30.11


36-38

А.П.Платонов.Сведения о писателе.Сказка-быль «Солдат и царица»Сказочное и реальное в сюжете произведения.

Знакомство с жанром сказки-были, обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся

Сказка-быль

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки-были

Понятие сказки-были, основные факты жизненного и творческого пути писателя,

особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к сказу

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

3

5а-

02.12

05.12

07.12

5б-

03.12

04.12

07.12


39-42

В.Г.Губарев. «Королевство кривых зеркал». Образ зеркала в сказках.Борьба за справедливость.Дружба и взаимлвыручка – необходимые качества для победы над силами зла.

обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся

сказка

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос

работать с книгой;

развивать коммуникативность учащихся, умение активно вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждение и доказывать свою правоту

4

5а-

09.12

12.12

14.12

16.12

5б-

10.12

11.12

14.12

17.12


От сказки – к фантастике - 5 часов

43-47

Е.Л. Шварц Сведения о жизни писателя. «Сказка о потерянном времени» Сказочные образ потерянного времени и его поиска.Приключения героев сказки.Фантастическое и реальное в сказке.

Развивать навыки выразительного чтения

фантастика

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок

5

5а-

19.12

21.12

23.12

26.12

28.12

5б-

18.12

21.12

24.12

25.12

28.12


Среди ровесников – 37 часов

48-50

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».Образы крестьянских детей.Авторское размышление о радостях и горестях детей.

Развивать навыки выразительного чтения. Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался его характер


Тема, идея

Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев

Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета как средств художественной выразительности.

Передать сюжет стихотворения, выделять образность языка, находить образные ср-ва выразительности

3

5а-

13.01

16.01

18.01

5б-

14.01

15.01

18.01


51-55

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)тема дружбы, готовности к самопожертвованию ради друзей. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

Р.Р.- Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Тема, идея, главный герой, комическое в литературе

Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Сюжет и герои художественного произведения

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.

5

5а-

20.01

23.01

25.01

27.01

30.01

5б-

21.01

22.01

25.01

28.01

29.01



56-59

В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Тема становления человеческого характера

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Сюжет композиция

повесть

Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Пейзаж и его композицион-

ная роль в повести

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.

4

5а-

01.02

03.02

06.02

08.02

5б-

01.02

04.02

05.02

08.02




60-62

И.С .Шмелев «Лето Господне»(главы из романа) Рождение религиозного чувства у ребенка.

Р.Р.-Ребенок и национальные традиции

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Роман,

тема и идея произведения

Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка)

Национальные традиции в главах романа

Личностные УУД:

формировать уважение к религиозному чувству человека.

Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

3

5а-

10.02

13.02

15.02

5б-

11.02

12.02

15.02



63-66

М.Карим «Радость нашего дома».Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды.Война как воплощение зла.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Тема и идея произведения

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Трагические мотивы повести, юмористические и лирические страницы повести.

Личностные УУД: формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

4

5а-

17.02

20.02

22.02

24.02

5б-

18.02

19.02

22.02

25.02



67-70

Ю.Казаков. «Тихое утро». Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Юмор в рассказе

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Трагические мотивы повести, юмористические страницы повести.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

4

5а-

27.02

29.02

02.03

05.03

5б-

26.02

29.02

03.03

04.03



71-74

Л.Кассиль

«Кондуит и Швабромания».Страна, придуманная детьми.Конфликт между взрослыми и детьми.

Р.Р.-Образы главных героев

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Фантастика,

Приключение,

юмор

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения


Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

4

5а-

07.03

09.03

12.03

14.03

5б-

07.03

10.03

11.03

14.03


75-78

С.П.Алексеев

«История крепостного мальчика».

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом

повесть как литературный жанр.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения

Исторические приметы эпохи в повести

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ

Личностные УУД: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.


4

5а-

16.03

19.03

30.03

02.04

5б-

17.03

18.03

31.03

01.04


79-82

В.Астафьев. «Васюткино озеро». Приключенческая основа рассказа.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом

рассказ как литературный жанр.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения

Приключенческая основа рассказа

Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

4

5а-

04.04

06.04

09.04

11.04

5б-

04.04

07.04

08.04

11.04


83-84

Ф.Искандер.

«Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом

рассказ как литературный жанр

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения, уметь анализировать прочитанное

Мир детства и мир взрослых в литературе

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ

Личностные УУД: осуществлять рефлексию..

2

5а-

13.04

16.04

5б-

14.04

15.04



Наедине с поэтом. Стихи о природе – 16 часов.

85-86

А.С Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.


Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Познавательные УУД: давать определения понятиям.

2

5а-

18.04

20.04

5б-

18.04

21.04


87-88

Ф.И.Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимой».

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

5а-

23.04

25.04

5б-

22.04

25.04


89-90

А.А.Фет. «Осенняя роза»

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

5а-

27.04

30.04

5б-

28.04

29.04



91-92

О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

5а-

04.05

07.05

5б-

05.05

06.05


93-94

С.А.Есенин. « Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты»

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.


Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

2

5а-

11.05

14.05

5б-

12.05

13.05


95-96

Н.А.Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

5а-

16.05

18.05

5б-

16.05

19.05



97







98

Б,Л.Пастернак. «Золотая осень»






Р.Р. Анализирование стих-й

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

5а-

21.05

23.05

5б-

20.05

23.05


99








100

Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина»







Вн.ч. Красота поэзии.

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.


Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


2

5а-

25.05

28.05

5б-

26.05

27.05


Повторение и обобщение изученного в 5 классе – 5 часов.

101-104

Резервные уроки. Аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения.






4



105

Итоговый урок. Список

литературы

на лето.




1

5а,б-30.05


Оценка результатов деятельности



НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!