Календарно-тематическое планирование по литературе 5 А,Б класс.
(( к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9-х классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы Б.А.Ланина «Литература 5-9», реализуется по УМК:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2015 г.
2.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015г.
Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации; на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
В основу программы положен принцип вовлечения обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».
Общие цели учебного предмета для ступени обучения:
1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.
5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.
7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в течение одного года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
Основные критерии отбора художественных произведений:
Художественная ценность
Гуманистическая направленность
Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям
Культурно-исторические традиции
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.
Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.
Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.
Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами (Л.А.Кассиль «Кондукт и Швамбрания», С.П. Алексеев «История крепостного мальчика», Мустай Карим, Ф.А.Искандер, В.Г.Губарев).
Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.
Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 5–9 классов (учебник под ред. Ланина Б.А.).
Iэтап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.
IIэтап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.
IIIэтап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.
IVэтап (10 – 11 классы). Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.
К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».
Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Ведущая тема.
5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.
6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.
7 кл. – литература и действительность.
8 кл. – литература в поисках героя.
9 кл .– личность – история – судьба.
10 – 11 кл. – литература XIX– XX веков в её историческом развитии
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Предполагаемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.
Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.
1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.
3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.
4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).
Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.
Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.
Методы обучения:
• ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
• ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
• ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
• ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Виды деятельности:
• восприятие,
• истолкование,
• оценку литературных произведений,
• различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.)
Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.
Место предмета «Литература» в учебном плане
Согласно Основной образовательной программе основного общего образования продолжительность учебного года в 5-9-х классах составляет 35 недель. Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч (3 часа в неделю), в 6 классе — 105 ч (3 часа в неделю), в 7 классе — 70ч (2 часа в неделю), в 8 классе — 70 ч (2 часа в неделю), в 9 классе — 105 ч (3 часа в неделю).
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
Литература для 5–9 классов под ред. Ланина Б.А.
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Содержание курса
5 класс
Фольклор, мифология Задачи: — приобщение к русскому народному творчеству; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: загадки, пословицы, поговорки, сравнение и олицетворение. Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение. Понятия для изучения: фольклор, жанр, миф, олицетворение, пословицы, поговорки, загадки, сравнение, метафора, сказка, зачин, концовка, сюжет, событие — элемент сюжета, сюжет и его отличие от фабулы, повторяющиеся события в сказках. Имена для ознакомления: В.И. Даль, братья Гримм, А.Н. Афанасьев.
Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения
Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки
Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях
Русские народные сказки (повторение изученного в начальной школе)
Волшебные сказки
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)
Бытовые сказки
«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)
Сказки о животных
«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)
Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки.
Античная мифология
Боги свои и чужие. Боги и герои
Басни
И.А. Крылов — баснописец Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя) Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.
Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен
Понятия для изучения: басня, мораль в басне, «эзопов (эзоповский) язык», аллегория.
Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп
Литературные сказки: от классики к современности
Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»
Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека
П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»
Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств
А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)
Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования
В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал» Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?
Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?
От сказки — к фантастике
Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка
Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время
Среди ровесников
Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)
Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»
Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера
И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)
Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции
Ю.Казаков. «Тихое утро» (главы по выбору учителя)
Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие.
Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)
Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении
С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»
История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Приключенческая основа рассказа
Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?
Мир детства и мир взрослых в художественной литературе
Наедине с поэтом. Стихи о природе
Понятие для изучения: особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме и рифме. Повторение и обобщение: эпитет, олицетворение, сравнение.
Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв.
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»
С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».
О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»
Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»
Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения
Рекомендации для самостоятельного чтения Русская литература П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка» В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками» А.Н. Толстой. «Приключения Буратино» Зарубежная литература В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце» А. Дюма. «Три мушкетёра» Дж.Р. Киплинг. «Маугли» Дж.Ф. Купер. «Зверобой»
А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все…» Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи | В том числе Внеклассное чтение |
Введение | 1 | | |
Фольклор. | 2 | | |
Русские народные сказки. | 6 | | |
Мифы | 5 | 1 | |
Басни. | 6 | | 1 |
Литературные сказки. | 22 | 3 | |
От сказки к фантастике | 5 | | |
Среди ровесников | 37 | 3 | |
Наедине с поэтом. | 16 | 1 | 1 |
Повторение и обобщение разделов учебника. Список литературы на лето. | 5 | | |
Итого | 105 | 8 | 2 |
Учебно-методическое обеспечение
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2015 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015г.
Дополнительная учебная литература
1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
9. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
10. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006
Справочные пособия
1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Список литературы
1. Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – М. : Вента-Граф, 2015.
2. standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
3. УМК: 1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2015 г.
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015г.
№ | Тема урока. | Решаемые проблемы | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт |
1 | Вводный урок. Напутствие. | Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека | Литература, художественные приемы. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета. | Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. | 1 | 5а-02.09 5б-03.09 | |
Устное народное творчество - фольклор.- 8 часов |
2-3 | Фольклор. Малые жанры фольклора. Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. | Обучение устному пересказу | фольклор, его жанры пословицы и поговорки, загадки афоризмы, сравнение олицетворение метафора | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. | 2 | 5а-05.09 07.09 5б-04.09 07.09 | |
4-5 | Народные сказки Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. | Виды народных сказок | фольклор, его жанры | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. | Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки | 2 | 5а-09.09 12.09 5б-10.09 11.09 | |
6-7 | «Царевна-лягушка» | Волшебные сказки. | Зачин, концовка, сюжет, устойчивые эпитеты Сказочные формулы | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение стихотворных вставок в художественную ткань произведения. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | 2 | 5а-14.09 16.09 5б-14.09 17.09 | |
8-9 | «Каша из топора». «Кот и лиса» | Бытовые сказки, сказки о животных | Зачин, концовка, сюжет, устойчивые эпитеты | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки; уметь отличать виды сказок. | Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Создавать сказку, учитывая особенности жанра | 2 | 5а-19.09 21.09 5б- 18.09 21.09 | |
Мифы – 5 часов |
10-13 | Мифы Древней Греции Дельфы. Боги свои и боги чужие | Познакомить с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах | мифы и легенды | Знать происхождение мифов, их отличительные возникновения и цель создания особенности; своеобразие | Отличие и сходство мифов и сказок | Выделять отличительные черты мифа и сказки | 4 | 5а- 23.09 26.09 28.09 30.09 5б- 24.09 25.09 28.09 01.10 | |
14 | Р.Р Проектная работа. Презентация. О мифах Древней Греции, славянских божествах. | Познакомить с понятием проект, презентация. | Мифы и легенды. | Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности | Понятие легенды. Истоки появления мифов древних славян, особенности композиции и языка произведений. Отличительные особенности мифов древних славян | Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа. | 1 | 5а-03.10 5б-02.10 | |
Басни – 6 часов |
15-16 | Басня как жанр литературы.И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. Крылатые выражения из басен. | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Басня, мораль, аллегория | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни. | 2 | 5а 05.10 07.10 5б- 05.10 08.10 | |
17-19 | Свинья под дубом Демьянова уха Волк на псарне. | Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Басня, мораль | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Содержание и композиция басен. История создания басен. | Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню. | 3 | 5а- 10.10 12.10 14.10 5б- 09.10 12.10 15.10 | |
20 | Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена. | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения | Басня, мораль, аллегория | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена | Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни. | 1 | 5а- 17.10 5б- 16.10 | |
Литературная сказка.-22 часа |
21 | Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.. | Показать отличие народной сказки от литературной. | сюжет, завязка | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками. | Находить отличительные особенности литературных сказок. | 1 | 5а, 5б- 19.10 | |
22-27 | А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.Олицетворение добра и зла в поэме «Руслан и Людмила».Тема верности и любви в поэме. | Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя; Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения | Поэма, сюжет, завязка | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” | Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки. | Находить сказочные образы и мотивы в произведении. | 6 | 5а- 21.10 24.10 26.10 28.10 31.10 11.11 5б- 22.10 23.10 26.10 29.10 30.10 12.11 | |
28-30 | Х.К.Андерсен Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Тема самопожертвования ради ближнего в сказке. Снежная королева как символ бездушия и порабощения. | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева». | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями | 3 | 5а- 14.11 16.11 18.11 5б- 13.11 16.11 19.11 | |
31 | Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. | Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | 1 | 5а- 21.11 5б- 20.11 | |
32 | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | Развивать навыки выразительного чтения | сказка | Понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное | Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям | Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики. | 1 | 5а- 23.11 5б- 23.11 | |
33-35 | П.П.Бажов Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра. «Синюшкин колодец». Честность и бескорыстие - важные человеческие качества. | Знакомство с жанром сказа, обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. сказ | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма;. | Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос | работать с книгой; определять принадлежность художественного произведения к сказу строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | 3 | 5а- 25.11 28.11 30.11 5б- 26.11 27.11 30.11 | |
36-38 | А.П.Платонов.Сведения о писателе.Сказка-быль «Солдат и царица»Сказочное и реальное в сюжете произведения. | Знакомство с жанром сказки-были, обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся | Сказка-быль | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки-были | Понятие сказки-были, основные факты жизненного и творческого пути писателя, особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос | работать с книгой; определять принадлежность художественного произведения к сказу строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | 3 | 5а- 02.12 05.12 07.12 5б- 03.12 04.12 07.12 | |
39-42 | В.Г.Губарев. «Королевство кривых зеркал». Образ зеркала в сказках.Борьба за справедливость.Дружба и взаимлвыручка – необходимые качества для победы над силами зла. | обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся | сказка | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос | работать с книгой; развивать коммуникативность учащихся, умение активно вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждение и доказывать свою правоту | 4 | 5а- 09.12 12.12 14.12 16.12 5б- 10.12 11.12 14.12 17.12 | |
От сказки – к фантастике - 5 часов |
43-47 | Е.Л. Шварц Сведения о жизни писателя. «Сказка о потерянном времени» Сказочные образ потерянного времени и его поиска.Приключения героев сказки.Фантастическое и реальное в сказке. | Развивать навыки выразительного чтения | фантастика | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | . Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. | Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок | 5 | 5а- 19.12 21.12 23.12 26.12 28.12 5б- 18.12 21.12 24.12 25.12 28.12 | |
Среди ровесников – 37 часов |
48-50 | Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».Образы крестьянских детей.Авторское размышление о радостях и горестях детей. | Развивать навыки выразительного чтения. Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался его характер | Тема, идея | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев | Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета как средств художественной выразительности. | Передать сюжет стихотворения, выделять образность языка, находить образные ср-ва выразительности | 3 | 5а- 13.01 16.01 18.01 5б- 14.01 15.01 18.01 | |
51-55 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)тема дружбы, готовности к самопожертвованию ради друзей. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Р.Р.- Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | Тема, идея, главный герой, комическое в литературе | Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту | Сюжет и герои художественного произведения | Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения. | 5 | 5а- 20.01 23.01 25.01 27.01 30.01 5б- 21.01 22.01 25.01 28.01 29.01 | |
56-59 | В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Тема становления человеческого характера | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | Сюжет композиция повесть | Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту | Пейзаж и его композицион- ная роль в повести | Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения. | 4 | 5а- 01.02 03.02 06.02 08.02 5б- 01.02 04.02 05.02 08.02 | |
60-62 | И.С .Шмелев «Лето Господне»(главы из романа) Рождение религиозного чувства у ребенка. Р.Р.-Ребенок и национальные традиции | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | Роман, тема и идея произведения | Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка) | Национальные традиции в главах романа | Личностные УУД: формировать уважение к религиозному чувству человека. Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. | 3 | 5а- 10.02 13.02 15.02 5б- 11.02 12.02 15.02 | |
63-66 | М.Карим «Радость нашего дома».Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды.Война как воплощение зла. | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | Тема и идея произведения | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Трагические мотивы повести, юмористические и лирические страницы повести. | Личностные УУД: формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения. Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | 4 | 5а- 17.02 20.02 22.02 24.02 5б- 18.02 19.02 22.02 25.02 | |
67-70 | Ю.Казаков. «Тихое утро». Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие. | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | Юмор в рассказе | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Трагические мотивы повести, юмористические страницы повести. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | 4 | 5а- 27.02 29.02 02.03 05.03 5б- 26.02 29.02 03.03 04.03 | |
71-74 | Л.Кассиль «Кондуит и Швабромания».Страна, придуманная детьми.Конфликт между взрослыми и детьми. Р.Р.-Образы главных героев | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | Фантастика, Приключение, юмор | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Воспринимать текст литературного произведения | | Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | 4 | 5а- 07.03 09.03 12.03 14.03 5б- 07.03 10.03 11.03 14.03 | |
75-78 | С.П.Алексеев «История крепостного мальчика». | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом | повесть как литературный жанр. | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Воспринимать текст литературного произведения | Исторические приметы эпохи в повести | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ Личностные УУД: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. | 4 | 5а- 16.03 19.03 30.03 02.04 5б- 17.03 18.03 31.03 01.04 | |
79-82 | В.Астафьев. «Васюткино озеро». Приключенческая основа рассказа. | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом | рассказ как литературный жанр. | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Воспринимать текст литературного произведения | Приключенческая основа рассказа | Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | 4 | 5а- 04.04 06.04 09.04 11.04 5б- 04.04 07.04 08.04 11.04 | |
83-84 | Ф.Искандер. «Мальчик и война» Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом | рассказ как литературный жанр | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Воспринимать текст литературного произведения, уметь анализировать прочитанное | Мир детства и мир взрослых в литературе | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ Личностные УУД: осуществлять рефлексию.. | 2 | 5а- 13.04 16.04 5б- 14.04 15.04 | |
Наедине с поэтом. Стихи о природе – 16 часов. |
85-86 | А.С Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро» | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Ямб, хорей, размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. Философская глубина, афористичность стихотворений поэта. | Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям. Познавательные УУД: давать определения понятиям. | 2 | 5а- 18.04 20.04 5б- 18.04 21.04 | |
87-88 | Ф.И.Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимой». | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | 2 | 5а- 23.04 25.04 5б- 22.04 25.04 | |
89-90 | А.А.Фет. «Осенняя роза» | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | 2 | 5а- 27.04 30.04 5б- 28.04 29.04 | |
91-92 | О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…» | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | 2 | 5а- 04.05 07.05 5б- 05.05 06.05 | |
93-94 | С.А.Есенин. « Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты» | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. Философская глубина, афористичность стихотворений поэта. | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | 2 | 5а- 11.05 14.05 5б- 12.05 13.05 | |
95-96 | Н.А.Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке» | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | 2 | 5а- 16.05 18.05 5б- 16.05 19.05 | |
97 98 | Б,Л.Пастернак. «Золотая осень» Р.Р. Анализирование стих-й | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | 2 | 5а- 21.05 23.05 5б- 20.05 23.05 | |
99 100 | Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина» Вн.ч. Красота поэзии. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. Философская глубина, афористичность стихотворений поэта. | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | 2 | 5а- 25.05 28.05 5б- 26.05 27.05 | |
Повторение и обобщение изученного в 5 классе – 5 часов. |
101-104 | Резервные уроки. Аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения. | | | | | | 4 | | |
105 | Итоговый урок. Список | литературы | на лето. | | | | 1 | 5а,б-30.05 | |
Оценка результатов деятельности
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.