№п/п, № в теме | Тема урока | Количество часов | Тип, форма урока, способы контроля | Планируемые результаты освоения материала | Теоретико-литературные понятия | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
Введение-1ч | |
1/1 | Вводный урок. Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Этапы развития историко - литературного процесса Литературные направления, школы, движения. Роды и жанры литературных произведений. | 1 | Лекция с элементами беседы | Уметь строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи Знать роды и жанры литературных произведений Уметь определять жанровое своеобразие того или иного произведения | Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темя, мотивы. Роды и жанры. | Стр. 3-5, перечитать трагедию «Гамлет, принц Датский». | | |
Из зарубежной литературы – 4ч. |
2/1 | Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедии «Гамлет, принц Датский». | 1 | Лекция с элементами беседы | Уметь вести дискуссию. | Драматургия. Мистерия. Сага. Эпоха Возрождения. | Конспект лекции, инд. сообщения об основных образах трагедии. | | |
3/2 | Центральный конфликт пьесы. Система образов. | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности трагедии. | Трагедия. | Инд. сообщение о драматурге(Мольере), перечитать комедию «Мнимый больной». | | |
4/3 | Краткие сведения о Мольере. Тематика и проблематика комедии «Мнимый больной» | 1 | Комбинированный урок | Знать особенности комедии. | Комедия. | Инд. сообщение о Гётё, выразительное чтение по ролям. | | |
5/4 | И.В. Гете. Краткие сведения о поэте. Гете – выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» Гете – вершина философской литературы. И.В. Гете в России. | 1 | Лекция с элементами беседы | Знать особенности трагедии. | Эпоха Просвещения. Трагедия. | Стр. 10-12 В. 1 стр. 26 Прочитать «Слово о полку Игореве», подготовить выразительное чтение речи Святослава. | | |
Из древнерусской литературы – 5ч. |
6/1 | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | Урок-беседа | Знать историческую основу «Слова», жанр и композицию произведения, Уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности | Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование. Летопись. | Стр.6-10, подготовить пересказ понравившегося эпизода. | | |
7/2 | История написания и публикации «Слова о полку Игореве». Историческая основа «Слова». | 1 | Усвоение нового материала. | Уметь работать с текстом. | Психологический параллелизм, рефрен | Стр. 10 – 15. В. 1 | | |
8/3 | Основная проблематика «Слова о полку Игореве», система образов. | 1 | Комбинированный, | Знать: нравственно-патриоическую идею «Слова». Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Психологический параллелизм, рефрен | Стр. 16 – 22. В. 6 | | |
9/4 | «Слово о полку Игореве»-призыв к единению русской земли. Проблема ответственности за судьбу Руси. Художественное совершенство «Слова…» | 1 | Комбинированный, | Уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль | Психологический параллелизм, рефрен | Стр. 26 В.2,4,7 Устный ответ «Каким я представляю себе автора «Слова…»». | | |
10/5 | Образ автора в «Слове…». Значение «Слова..» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы. | 1 | Комбинированный. Тест. | Знать героев «Слова» Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план | Образ автора | Стр. 23 – 27. Выучить наизусть «Плач Ярославны…» | | |
Из литературы – XVIII века – 2ч. |
11/1 | Общая характеристика литературы 18 века. Основные вехи биографии Радищева. Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. | 1 | Лекция с элементами беседы | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм | Стр. 74 – 84. В.4 (инд-но), 6. | | |
12/2 | А. Н. Радищев. Основная проблематика книги «Путешествие из Петербурга в Москву». | 1 | Изучение нового материала | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. | Жанр путешествия | Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…». | | |
Из литературы XIX века – 54ч. + 8Р/Р |
13/1 | Литературный процесс конца XVIII - начала XIX века. | 1 | Изучение нового материала | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Классицизм. Сентиментализм Романтизм | Стр. 30-35, 92 – 94. Индивидуально: подготовить сообщения о А.С. Грибоедове. | | |
14/2 | А.С. Грибоедов (5+2р/р.) Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Творческая история комедии «Горе от ума». | 1 | Изучение нового материала | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. | | Стр. 115-122. Прочитать 1 действие, | | |
15/3 | Своеобразие конфликта. Сюжет, композиция, система образов. Анализ 1 действия. | 1 | Комбинированный | Знать сюжет комедии, особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, определять элементы сюжета в драматическом произведении, анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Стр. 122 – 129. В. 1,2 Прочитать 2-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова | | |
16/4 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2-го действия. Чацкий и Молчалин. | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. | Элементы классицизма в комедии. Монолог. | Прочитать 3-е действие. | | |
17/5 | Любовная интрига в комедии. Анализ 3-го действия. Личное и социальное в конфликте. | 1 | Комбинированный | Знать развитие конфликта Чацкий – Софья – Молчалин Уметь выступать с монологическую речь, анализировать эпизод. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Стр. 129-132. Словесный портрет гостей. | | |
18/6 | Фамусовское общество. Анализ 4-го действия. Смысл заглавия и проблема ума в комедии. Своеобразие языка. | 1 | Комбинированный | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты; выступать монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст | Комедия. Монолог. Конфликт. Вне | Стр. 132-140. В. 8 Стр. 146 Статья Гончарова «Мильон терзаний». | | |
19/7 | Обучение сжатому изложению критической статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». | 1Р/Р | Практикум | Знать основные положения статьи. Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». | Конспект, компрессия | Закончить работу над конспектом. | | |
20/8 | Подготовка к сочинению. Работа над планом. Чтение наизусть. | 1Р/Р | Практикум. Сочинение. | Знать содержание комедии. Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | | Домашнее сочинение Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А. Жуковского. Перечитать балладу «Светлана», «Лесной царь» | | |
21/9 | Поэты пушкинского круга (3 + 1р/р.). Становление и развитие русского романтизма. Основные темы творчества В.А. Жуковского | 1 | Лекция с элементами беседы. | Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к 2романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Романтизм. Романтический герой. | Стр. 92-94, 98-110 (ч.1), наизусть. Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове. | | |
22/10 | К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности» | 1 | Лекция. | Уметь выполнять тезисную запись лекции. | «Школа гармонической личности» | Стр.94-98(ч.1), наизусть. Групповые проекты, презентации, доклады, сообщения. | | |
23-11 | Творчество поэтов пушкинского круга (А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова). | 1 | Урок-семинар. | Уметь работать в группах | «Лёгкая поэзия» Идиллия Элегия | | | |
24/12 | Конкурсное чтение наизусть. чтение наизусть | 1Р/Р | Урок выразительного чтения наизусть. | Уметь передать свои эмоции | Выразительные средства. | Индивидуально: сообщения (презентации): этапы жизни и творчества А.С. Пушкина (в. 2, стр. 112, в. 9, стр. 115) | | |
25/13 | А. С. Пушкин (14ч + 2 р/р) Жизненный и творческий путь поэта. Тема лицейской дружбы. Мотивы и жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина. | 1 | Комбинированный | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, основные черты реализма как литературного направления, адресаты пушкинской дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь создавать презентацию информационного проекта; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма Дружеское послание | Стр. 19-26 (ч.2) Выучить наизусть одно из стихотворений | | |
26/14 | Свободолюбивая лирика Пушкина | 1 | Изучение нового материала | Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Политическая ода. | Стр. 27-34. Выучить наизусть одно из стихотворений. | | |
27/15 | Любовная лирика Пушкина. Анализ лирического стихотворения | 1 | Практикум. | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | Выразительные средства языка. | Стр. 53- 59. Выучить наизусть одно из стихотворений. | | |
28/16 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | 1 | Комбинированный | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 46-52 Выучить наизусть «Я памятник…» | | |
29/17 | Романтические поэмы Пушкина. «Цыганы»: основная проблематика поэмы в контексте дискуссий времени, художественные особенности поэмы. | 1 | Изучение нового материала | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта | Стр. 35-45. | | |
30/18 | Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей…». Центральная проблематика. | 1 | Изучение нового материала | Уметь устно размышлять о поступках героев. | Реализм | Стр. 76-86. | | |
31/19 | Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания, жанр. | 1 | Изучение нового материала | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | Роман в стихах. «Онегинская строфа» | Стр. 93-97. В. 16,17 (стр. 113) Прочитать главу 1. | | |
32/20 | Онегин в Петербурге. | 1 | Комбинированный | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Реализм. | Стр. 87-90 Составить сравнительную характеристику Ленского и Онегина. | | |
33/21 | Онегин в деревне. Онегин и Ленский. | 1 | Комбинированный | Знать авторское отношение к героям. Уметь давать характеристику героя произведения | Антитеза, сравнительная характеристика | Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину» | | |
34/22 | Онегин и поместное дворянство. | 1 | Комбинированный | Уметь сопоставить петербуржский, московский и провинциально-дворянский быт. | Роман. Связь с историей, лирические отступления. | Устный ответ столичное и провинциальное дворянство | | |
35/23 | Татьяна и Ольга. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность характера героини. | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь анализировать эпизод, работать в парах, запись выводов. | Антитеза. | Стр. 106-111. В. 20 (стр. 113) Цитатная характеристика героев. | | |
36/24 | Духовные искания Онегина. Татьяна и Онегин. Аналитическое чтение 8 главы. | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Композиция. | Ответ на вопрос: «Каким вы увидели автора» произведения | | |
37/25 | Образ автора в романе. Лирические отступления. | 1 | Комбинированный | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя. | Лирические отступления | | | |
38/26 | Художественное своеобразие романа. | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь работать с текстом, конспектировать. | Проблематика | | | |
39/27 | «Энциклопедия русской жизни». Белинский о романе. (Работа со статьями Белинского. Тезисный план фрагментов статей) | 1 Р | Комбинированный | Знать основные положения статьи. Уметь отбирать материал из статьи «Энциклопедия русской жизни» Белинский и Писарев о романе. | Реализм, критическая статья | Закончить составление плана. | | |
40/28 | Сочинение-эссе «Мой Пушкин». | 1Р | Практикум. Сочинение. | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Индивидуально: Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. | | |
41/29 | М. Ю. Лермонтов (8ч. + 2р/р) Творческая биография М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». | 1 | Изучение нового материала | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы. Знать понятия: мотив, лирический герои, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики; понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности; Уметь находить их в тексте, анализировать стихотворения. | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | Стр.117-126. Наизусть. | | |
42/30 | Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Образ поэта в представлении Лермонтова. | 1 | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам. | Байронизм в поэзии. | Стр. 127-144. Наизусть. Индивидуально: «Творческая история лермонтовского романа» (от «Княгини Лиговской» к «Герою нашего времени») | | |
43/31 | Роман «Герой нашего времени». Сюжет, фабула, композиция. | 1 | Изучение нового материала | Знать понятия роман, социально-психологический роман, содержание романа. историю создания романа, его идеи и роль композиции. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Социально-психологичес кий роман. | Устный ответ «Каким я увидел лермонтовско-го героя. | | |
44/32 | Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личные и социальные истоки. Анализ повести «Бэла». | 1 | Комбинированный | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Социально-психологичес кий роман | Стр.145-154, перечитать главу «Максим Максимыч». «Тамань». | | |
45/33 | Печорин в ряду других персонажей романа. Анализ повести «Максим Максимыч». Место и значение повести в романе. | 1 | Комбинированный | Знать содержание «Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Социально-психологичес кий роман, психологичес- кий портрет, образ рассказчика. | Стр. 154-156. Перечитать главу «Тамань». | | |
46/34 | Тамань». Печорин и контрабандисты. Обучение анализу эпизода. | 1 Р/Р | Комбинированный | Знать текст повести; понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета. Уметь анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода | Социально-психологичес кий роман, романтизм, реализм. | Стр. 154-157. Перечитать главу «Княжна Мэри». | | |
47-48/35-36 | Мастерство психологической обрисовки характеров. Анализ повести «Княжна Мэри». | 2 | Комбинированный | Знать понятие «двойник», содержание повести. Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой». | Социально-психологичес кий роман, психологичес- кий портрет, романтизм, реализм. | Стр.157-163. | | |
49/37 | Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». Противоречивость характера и одаренность Печорина. Смысл названия романа. (Оценка романа в русской критике) | 1 | Комбинированный | Знать содержание . Уметь работать с текстом, словарями, опорными схемами | Выразительные средства языка | Стр. 164 169. Законспектировать статью Белинского о романе. | | |
50/38 | Роман в оценке Белинского. Подготовка к сочинению | 1Р/Р | Урок закрепления и обобщения знаний. Сочинение. | Уметь конспектировать статьи, работа с цитатами, составлять связный рассказ | Конспект | Домашнее сочинение. Индивидуально: сообщения по биографии Н.В. Гоголя. | | |
51/39 | Н.В. Гоголь (7 + 2Р/Р) Творческая биография Н. В. Гоголя. Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника. История создания. Сюжет. Система образов. | 1. | Изучение нового материала. | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя; историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь выделять главное, воспринимать художественное произведение в контексте эпохи. | Повесть Поэма в прозе, композиция, образ. | Стр. 173-186. Прочитать главу 1. «Мёртвых душ» | | |
52/40 | Образы чиновников уездного города. Анализ 1 главы. | 1 | Комбинированный | Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов чиновников; Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Образ. Слово Гоголя: метафора и сравнение. Художественная деталь. Ирония. | Стр. 186-189 Составить портретную характеристику чиновников. Прочитать главу 2. «Мёртвых душ» | 14.03 | |
53/41 | Русь помещичья. Характеристика Манилова. Средства создания образа. Анализ 2 главы. | 1 | Комбинированный | Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Образ. Образ символ, сатира. | Стр.190-191 Прочитать главы 3,4. «Мёртвых душ» | 18.03 | |
54/42 | Чичиков у Коробочки и Ноздрева. Анализ 3,4 глав. | 1 | Комбинированный | Знать характеристику Коробочки и Ноздрёва. Уметь составлять план, характеристику персонажа, работа в группах | Типизация, художественная деталь, антитеза, композиция. Сатира, обобщающая характеристика. | Стр. 191-194 Прочитать главы 5,6. «Мёртвых душ» | 20.03 | |
55/43 | Характеристика Собакевича, Плюшкина. Анализ 5,6 глав. | 1 | Комбинированный | Знать текст произведения. Уметь анализировать эпизод, характеризовать, персонажей поэмы, определять позицию автора. | Образ. Сатира, обобщающая характеристика. Сатирический гротеск. Фантазия. | Стр. 194-205 Составить устный рассказ «Чичиков -каков он?» Прочитать главы 7-11. «Мёртвых душ» Групповые задания: 1гр. – образ Родины в поэме; 2 гр. Характеристика крестьян. | 21.03 | |
56/44 | Русь чиновничья и Русь народная. | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний. | Знать текст поэмы; понимать: способы создания образа. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образы крестьян, . определять позицию автора, составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности. | Образ. Сатира, обобщающая характеристика. | Стр.202-205 | | |
57/45 | Художественные особенности поэмы. Тематика и роль лирических отступлений. Образ автора. Смысл названия | 1 | Комбинированный | Знать текст произведения; причины незавершенности поэмы; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, вы- являя проблематику, авторскую позицию. | Сатира, образ-символ. Лирические отступления. | Выучить наизусть «Эх, тройка! Птица- тройка…» | 1.04 | |
58/46 | РР. Поэма в оценке Белинского Подготовка к сочинению. Сбор материала. | 1Р/Р | Развитие речи | Знать критическую оценку поэмы В.Г. Белинским. Уметь составлять цитатный план, работа с текстом | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Конспект критической статьи. Подготовиться к сочинению. | 3.04 | |
59/47 | РР. Сочинение-характеристика по поэме Гоголя «Мертвые души» | 1Р/Р | Развитие речи. Практикум. Сочинение. | Знать текст произведения | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Индивидуальные задания: сообщения (презентации) по биографии Тютчева и Фета. | 8.04 | |
60/48 | Ф.И. Тютчев 2ч. Основные вехи биографии Ф.И. Тютчева, вечные темы, мотивы: лирика размышлений и философская лирика | 1 | Изучение нового материала | Знать основные вехи биографии Ф.И. Тютчева, вечные темы. Уметь конспектировать лекцию. | Мироощущение, лирическая миниатюра, поэтический фрагмент | Стр. 234-235 Выучить наизусть одно из стихотворений | 10.04 | |
61/49 | Нравственная позиция поэта. Художественное своеобразие стихотворений | 1 | Комбинированный | Уметь анализировать лирический текст, определять его особенности | Философская лирика | Стр. 196- | 11.04 | |
62/50 | А.А. Фет – 2ч. Основные вехи биографии А. Фета, темы и мотивы лирики. | 1 | Изучение нового материала. | Знать основные вехи биографии, темы и мотивы лирики А. Фета. Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | Медитативная лирика. | Стр. 234- 235 | | |
63/51 | Художественное своеобразие лирики А. Фета. Анализ стихотворений. | 1 | Комбинированный | Уметь анализировать лирический текст, определять его особенности | Лирика. | Выучить наизусть одно из стихотворений Фета (по выбору). | | |
64/52 | Н.А. Некрасов – 1 + 1Р/Р. Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции: «Памяти Добролюбова». | 1 | Комбинированный | Знать содержание произведений литературы первой половины XIX века и соотносить его с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни. Уметь делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений поэтов первой половины XIX века | Гражданская лирика. | Выучить наизусть стихотворение «Памяти Добролюбова». | 15.04 | |
65/53 | Конкурсное чтение стихотворений Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова. | 1Р/Р | Развитие речи. (Урок выразительного чтения) | Уметь передать свои эмоции | Выразительные средства. | Прочитать автобиографию Достоевского. | 17.04 | |
66/54 | Ф.М. Достоевский(4ч) Основные вехи биографии. | 1 | Изучение нового материала | Знать основные вехи биографии Достоевского. Уметь составлять хронологическую таблицу. . | | Стр. 230-232 | 18.04 | |
67/55 | Роман «Бедные люди» Ф.М, Достоевский. Основная тема и особенности создания образов в повести «Бедные люди». Особенности эпистолярного жанра | 1 | Изучение нового материала. | Знать текст произведения | Роман | Составить план характеристики образа. | | |
68/56 | Автор и его герои в повести «Белые ночи». | 1 | Комбинированный | Знать текст произведения Уметь высказывать свою точку зрения на прочитанное, аргументировать, делать выводы, оценивать поступки и слова героев. | Позиция писателя. Герой-мечтатель. | Устный ответ «Моё представление о главном герое повести «Бедные люди» | | |
69/57 | Развитие темы «маленького человека». Достоевский и Гоголь. | 1 | Комбинированный. Тест. | | Маленький человек в литературе. | Подготовить творческую биографию Л.Н. Толстого. | | |
70/58 | Л.Н. Толстой (4 + 1ч). Основные вехи биографии Л.Н. Толстого. Автобиографическая проза: повесть «Юность». | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Психологизм прозы | Прочитать главу «Я проваливаюсь». | 22.04 | |
71/59 | Нравственные идеалы, мечты, реальность, становление личности в повести. | 1 | Комбинированный | Знать содержание главы. Уметь находить прием психологического анализа | Автобиографическая проза. | | 24.04 | |
72-73/60-61 | Особенности повествования Л.Н. Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь» | 2 | Практикум, самостоятельный анализ эпизода | Знать содержание главы. Уметь анализировать эпизод. | Выразительные средства языка. | Сочинение-размышление | | |
74/62 | Итоговая аттестационная работа. | 1 | | | | | | |
Из литературы XX века – 22 + 3Р/Р |
75/1 | Литературный процесс начала XX века. | 1 | Изучение нового материала. (Лекция) | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Авангардизм, модернизм, фольклор и литература | Индивидуально: подготовить сообщение о творчестве А.М. Горького. Прочитать рассказ «Челкаш» | | |
76/2 | М. Горький (4ч.) Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказ «Челкаш». | 1 | Комбинированный | Знать раннее творчество писателя. Уметь дать оценку ранее изученным произведениям | Романтическое и реалистическое движение, новый тип героя | «Супруги Орловы» | | |
79-78 3-4 | Рассказ «Супруги Орловы». Люди «дна» и проблема человеческого в человеке; художественная идея. | 2 | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь анализировать прозаическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам | Реализм. | Выразительное чтение «Песни о Буревестнике». | | |
79/5 | Анализ «Песни о Буревестнике». | 1 | Комбинированный | Уметь анализировать прозаическое произведение. | Реализм. | Устное размышление «Только ли о революции «Песня…» М. Горького? Выучить наизусть отрывок из «Песни о Буревестнике» (по желанию) | | |
80/6 | Из поэзии Серебряного века (5ч + 1Р/Р) Многообразие поэтических голосов эпохи. Основные темы и мотивы поэзии А. Блока. «В поэтической мастерской поэта» | 1 | Комбинированный | Знать литературные направления Серебряного века; основные факты биографии поэта. Уметь выступать перед аудиторией, анализировать лирический текст, выразительно читать наизусть стихотворения А. Блока | Символизм, акмеизм, футуризм Авангардизм, модернизм, фольклор и литература. | Стр. 243 -246 Выучить наизусть одно из стихотворений. | | |
81/7 | Основные темы и мотивы поэзии С. Есенина | 1 | Комбинированный | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы. | Символизм, акмеизм, футуризм | Стр. 248 Выучить наизусть одно из стихотворений. | | |
82/8 | Основные темы и мотивы поэзии В. Маяковского. | 1 | Комбинированный | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. | Символизм, акмеизм, футуризм | Индивидуально: подготовить сообщение о М. Цветаевой. | | |
83/9 | Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой | 1 | Комбинированный | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Символизм, акмеизм, футуризм | Индивидуально: подготовить сообщение об А. Ахматовой, познакомиться с её стихотворениями | | |
84/10 | Основные темы и мотивы поэзии А. Ахматовой | 1 | Комбинированный | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Символизм, акмеизм, футуризм | Выучить стихотворение Ахматовой. | | |
85/11 | Устное сочинение «Строки, дорогие сердцу…»(по стихам поэтов Серебряного века) | 1Р/Р | Развитие речи. | Сочинение. | | Индивидуально: подготовить сообщение о М. Булгакове. | | |
86/12 | М. Булгаков (4ч) Основные вехи биографии М.А. Булгакова. Общий обзор содержания повести «Собачье сердце». | 1 | Комбинированный | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести. понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, определять нравственную проблематику повести. | Сатира, сарказм. | | | |
87/13 | Основная проблематика и образы повести «Собачье сердце». | 1 | Комбинированный | Знать особенности булгаковской сатиры. Уметь использовать разные виды пересказа. | Сатира, сарказм | Подготовиться к дискуссии «Почему живучи швондеры и шариковы?» | | |
88/14 | Художественные приемы создания образа новоявленного человека. Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. | 1 | Комбинированный. Тест. | Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, определять нравственную проблематику повести. | Сатира, сарказм. Нарицательные персонажи повести. | Подготовить рассказ о судьбе А. Соколова. | | |
89/15 | Пафос произведения и авторская позиция | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний. | Уметь использовать разные виды пересказа | Авторская позиция. | Индивидуально: подготовить сообщение о М. Шолохове. | | |
90/16 | М.А. Шолохов (2 + 1 Р/Р) Основные вехи биографии М.А. Шолохова. Проблема человека на войне в рассказе «Судьба человека». | | | Знать основные вехи биографии Шолохова. | | Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека», Судьба Ванюшки до встречи с Соколовым | | |
91/17 | М.А. Шолохов «Судьба человека»: образы в рассказе. Роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать содержание рассказа «Судьба человека», особенности композиции. Уметь характеризовать образ главного героя | Сюжет, композиция | Стр. 251-253 | | |
92/ 18 | Подготовка к сочинение «Героизм русского человека на войне», «День Победы в моей жизни» (По выбору учащихся) | 1Р/Р | Урок развития речи. Практикум. | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | | Домашнее сочинение Индивидуально: подготовить сообщение о Твардовском. | | |
93/19 | А.Т. Твардовский (2ч). Сведения о поэте. Военная тема в лирике Твардовского. | 1 | Комбинированный | Знать основные сведения о жизни и творчестве поэта. | | Стр. 253 | | |
94/20 | Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике Художественное своеобразие лирики Твардовского. | 1 | Комбинированный | Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения (проводить исследовательскую работу с текстом) | | Выучить наизусть одно из стихотворений. Индивидуально: подготовить сообщение об А.И. Солженицыне. | | |
95/21 | А.И. Солженицын (2+1р/р) Основные вехи биографии А. Солженицына. А.Т. Твардовский в писательской судьбе А.И. Солженицына. Творческая история рассказа «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Некрасова. | 1 | Комбинированный | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. | Реальное Символическое | Прочитать рассказ «Матренин двор» | | |
96/22 | Образы Матрены и рассказчика. | 1 | | Уметь анализировать прозаический текст | | Цитатный план характеристики образа | | |
97/23 | Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль» | 1Р/Р | Практикум. Самостоятельная работа. | Уметь анализировать прозаический текст | | Индивидуально: подготовить сообщение О Ч. Айтматове. Прочитать повесть «Джамиля» | | |
98/24 | Ч. Айтматов. Автобиография писателя. Этапы творческого пути. Повесть «Джамиля». Проблематика, образы, основной конфликт, своеобразие композиция. | 1 | Комбинированный | Знать основные этапы творческого пути писателя. Уметь характеризовать образы главных героев, определять тематику и проблематику произведения. | Повесть | Индивидуально: подготовить сообщение О В.С. Высоцком. | | |
99/25 | Авторская песня – новое явление в русской поэзии 20 века. Основные темы и мотивы авторской песни. Основные вехи творческой биографии В.С. Высоцкого, тематика его песен. | 1 | Изучение нового материала | Знать основные темы и мотивы авторской песни. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения поэта. | | | | |
100/1 | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 | Укор обобщения и закрепления знаний | | | | | |
101-102 | Резервные часы | 2 | | | | | | |
График контрольных работ.