Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для 4 класса «Информатика» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений (программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы: Москва. Бином. Лаборатория знаний 2012), авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Цветкова М.С.
Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в начальной школе в двух аспектах. Первый – с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, обществе, техники. Второй аспект пропедевтического курса информатики – освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных технологий.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере. Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс – это необходимый шаг в развитии общего образования.
Цели программы:
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе.
Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.
Задачи программы:
- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Всё это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса информатики и информационных технологий для 4-х классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Модуль «Теоретическая информатика». Основные понятия: звук, виды информации, компьютер и информация, носители информации, алфавит, компьютерный язык, объект, алгоритм, кодирование информации, число, язык, текст, память компьютера, шрифт
Модуль «Средства информатизации» Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, операционная система.
Модуль «Социальная информатика» Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика, понятие объекта
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем обязательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для изучения «Информатики» в 4 классе - 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю. Программой предусмотрено проведение:
Практических работ – 15; Контрольных работ – 4.
.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
-основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
-ценностей семьи и общества и их уважение,
-чувства прекрасного и эстетических чувств,
-способности к организации своей учебной деятельности,
-самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
-целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
-готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты
-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
-начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
-поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
-использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
-подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Содержание программы
Глава 1. Повторение. (7 часов).
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов).
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем.
Практические работы
«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
«Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
«Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»
«Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»
Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».
Глава 3. Мир моделей(8 часов).
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Повторение, работа со словарем. Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем.
Практические работы
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».
«Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».
Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».
Глава 4. Управление(10 часов)
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Повторение, тестирование, игры и эстафеты.
Практические работы
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».
«Рисунок на свободную тему»
Контрольная работа №4 по теме: «Управление».
Повторение: 2 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
.В результате изучения информатики ученик должен:
Знать/понимать:
в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником, и приемником информации;
данные – это закодированная информация;
тексты и изображения – это информационные объекты;
одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, числом, таблицей;
как записывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, текста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности.
Уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде числа, текста, рисунка, таблицы;
кодировать информацию различными способами и декодировать ее, используя кодовую таблицу соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами на экране компьютера);
осуществлять поиск, простейшие преобразование, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, интернет;
называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, калькулятором и компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск и запуск программ);
запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Количество часов | В том числе |
Изучение материала | Практическая часть | Контроль |
1 | Повторение | 7 | 3 | 3 | 1 |
2 | Суждение, умозаключение, понятие | 9 | 4 | 4 | 1 |
3 | Мир моделей | 8 | 3 | 4 | 1 |
4 | Управление | 10 | 5 | 4 | 1 |
| Итого: | 34 | 15 | 15 | 4 |
Календарно – тематический план
№ | Тема урока, раздела программы | Кол-во часов | дата | личностные | регулятивные | познавательные |
Повторение (7 час.) |
1 | Человек в мире информации. Техника безопасности при работе на компьютере | 1 | | развитие мотивов учебной деятельности; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | правильно оформлять и вести тетрадь, понимать последовательность действий, сравнивать полученные результаты с учебной задачей, ставить учебную задачу. | развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста |
2 | Действия с данными | 1 | |
3 | Объект и его свойства | 1 | |
4 | Отношения между объектами | 1 | |
5 | Компьютер как система | 1 | |
6 | Повторение, компьютерный практикум. | 1 | |
7 | Работа со словарем. Контрольная работа «Человек и информация» | 1 | |
Суждение, умозаключение, понятие (9 час.) |
8 | Мир понятий. | 1 | | развитие мотивов учебной деятельности; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | правильно оформлять и вести тетрадь, понимать последовательность действий, сравнивать полученные результаты с учебной задачей, ставить учебную задачу. | развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста |
9 | Деление понятий. | 1 | |
10 | Обобщение понятий. | 1 | |
11 | Отношения между понятиями. | 1 | |
12 | Понятия «истина» и «ложь» | 1 | |
13 | Суждение | 1 | |
14 | Умозаключение | 1 | |
15 | Повторение, компьютерный практикум. | 1 | |
16 | Работа со словарем. Контрольная работа «Суждение, умозаключение, понятие» | 1 | |
Мир моделей (8 час.) |
17 | Модель объекта | 1 | | развитие мотивов учебной деятельности; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | правильно оформлять и вести тетрадь, понимать последовательность действий, сравнивать полученные результаты с учебной задачей, ставить учебную задачу. •использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов | развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста |
18 | Текстовая и графическая модели. | 1 | |
19 | Алгоритм как модель действий. | 1 | |
20 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. | 1 | |
21 | Исполнитель алгоритма | 1 | |
22 | Компьютер как исполнитель. | 1 | |
23 | Повторение, работа со словарем. | 1 | |
24 | Работа со словарем. Контрольная работа «Модель и моделирование» | 1 | |
Управление ( 10 час.) |
25 | Кто кем и зачем управляет. | 1 | | развитие мотивов учебной деятельности; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | правильно оформлять и вести тетрадь, понимать последовательность действий, сравнивать полученные результаты с учебной задачей, ставить учебную задачу. | развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста |
26 | Управляющий объект и объект управления. | 1 | |
27 | Цель управления. | 1 | |
28 | Управляющее воздействие. | 1 | |
29 | Средство управления. | 1 | |
30 | Результат управления | 1 | |
31 | Современные средства коммуникации. | 1 | |
32 | Работа со словарем. Контрольная работа «Управление» | 1 | |
33 | Резерв | 1 | | | |
34 | Резерв | 1 | | | | |
Список литературы
Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова Программа курса «Информатика» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы, Москва, БИНОМ, лаборатория знаний, 2012.
Бородин М.Н. «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 классы». - 2-е изд. испр. и доп. --- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 594с.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: учебник для 4 класса (ч1, ч2), – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Матвеева Н.В. Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса (ч1, ч2), – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика. 4 класс: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
9