№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания Основные виды учебной деятельности. | Требования к результату и уровню подготовки учащихся | Вид контроля. | Оборудование Демонстрации Видеоматериал Презентации | Дата проведения |
план | факт |
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч) Основные виды учебной деятельности Поиск примеров подтверждающих, практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса |
1/1 | Что изучает астрономия | Урок изучения нового материала | Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Фронтальный опрос | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
2/2 | Наблюдения — основа астрономии | Комбинированный урок | Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
Практические основы астрономии (5 ч) Основные виды учебной деятельности Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. |
1/3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | Урок изучения нового материала | 1. Определение понятия «звездная величина». 2. Введение понятия «созвездие». 3. Экваториальная система координат, точки и линии на небесной сфере. | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах. | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
2/4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | Комбинированный урок | Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восхо- дящее светило», «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности. | -воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация звезд; -объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах. | Фронтальный опрос. Самостоятельная. | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
3/5 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | применение знаний и умений | Введение понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия «эклиптика». Исследование движения Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года. | -воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика; -объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах, | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
4/6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны | Комбинированный урок | Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунно- го затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли. | -объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
5/7 | Время и календарь | Урок контроля | Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Введение понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь. | - воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время; - объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; - определять время по расположению светил на небе | Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах. | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
Строение Солнечной системы (7 ч) Основные виды учебной деятельности Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач |
1/8 | Развитие представлений о строении мира | Урок изучения нового материала | Становление системы мира Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея. Достоинства системы и ее ограничения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Проблемы принятия гелиоцентрической системы мира. Преимущества и недостатки системы мира Коперника. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. Подтверждение гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии. | -воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
2/9 | Конфигурации планет. Синодический период | Комбинированный урок | Конфигурации планет как различие положения Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет. | - воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
3/10 | Законы движения планет Солнечной системы. | применение знаний и умений | Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеплера | -воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица; -формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
4/11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | Комбинированный урок | Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация. Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции. | -воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта; -вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
5/12 | Практическая работа с планом Солнечной системы | Урок контроля | Определение расстояний до планет Солнечной ситемы с использованием справочных материалов. Определение положения планет Солнечной системы с использованием данных «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. Графическое представление положения планет Солнечной системы с учетом масштаба и реального расположения небесных тел на момент проведения работы. | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах. | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
6/13 | Открытие и применение закона всемирного тяготения | Урок изучения нового материала | Аналитическое доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Явление возмущенного движения как доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Применение закона все- мирного тяготения для определения масснебесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление приливов как следствие частного проявления закона всемирного тяготения при взаимодействии Луны и Земли. | -описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; -объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; -характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
7/14 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | Комбинированный урок | Общая характеристика орбит и космических скоостей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в космических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Пилотируемые полеты и высадка на Луну. История исследования и современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
Природа тел Солнечной системы (8 ч) Основные виды учебной деятельности Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета». Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метеора и болида. Описание и сравнение природы планет земной группы. Участие в дискуссии. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними |
1/15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | Урок изучения нового материала | Современные методы изучения небесных тел Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Солнечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы. | - формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; -определять понятия: Солнечная система, планета; -объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
2/16 | Земля и Луна — двойная планета | Комбинированный урок | Определение основных критериев характеристики и сравнения планет. Характеристика Земли согласно выделенным критериям. Характеристика Луны согласно выделенным критериям. Сравнительная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий различия. Сравнительная характеристика рельефа планет. Сравнительная характеристика химического состава планет. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной системы. | -определять и различать понятия: планета, ее спутники; -описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; | Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах. | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
3/17 | Две группы планет | Комбинированный урок | Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются. | - определять понятия: планеты земной группы; -перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; -проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
4/18 | Природа планет земной группы | Урок изучения нового материала | Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутников. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
5/19 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» | Комбинированный урок | Физические основы возникновения парникового эффекта. Естественный парниковый эффект и его проявления на Венере и Марсе. Искусственный (антропогенный) парниковый эффект и его последствия для Земли. Региональные особенности проявления факторов, способствующих возникновению антропогенного парникового эффекта. Основные направления снижения последствий антропогенного парникового эффекта. | | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
6/20 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | Комбинированный урок | Основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение. Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет-гигантов и их особенности. Происхождение колец. | -описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
7/21 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | применение знаний и умений | Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Проблема астероидно-кометной опасности для Земли. | -определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; -характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; -описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; -описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; -объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. | Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах. | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
8/22 | Метеоры, болиды, метеориты | Комбинированный урок | Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Гео- логические следы столкновения Земли с метеоритами. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
Солнце и звезды (6 ч) Основные виды учебной деятельности На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю. Определение понятия «звезда».Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость». На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволюции звезд. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач |
1/23 | Солнце: его состав и внутреннее строение | Урок изучения нового материала | Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца. | -определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; -характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; -описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; -объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; -описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
2/24 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | Комбинированный урок | Формы проявления солнечной активности. Распространение излучения и потока заряженных частиц в межзвездном пространстве. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
3/25 | Физическая природа звезд | Комбинированный урок | Астрономические единицы измерения расстояний. Аналитическое соотношение между светимостью и звездной величиной. Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллаксом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр — светимость». Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом изучения двойных систем. Модели звезд. | -определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год; -вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; - называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
4/26 | Переменные и нестационарные звезды | применение знаний и умений | Основы классификации переменных и неста- ционарных звезд. Затменно-двойные системы. Цефеиды — нестационарные звезды. Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. Значение переменных и нестационарных звезд для науки. | -объяснять причины изменения светимости переменных звезд; -описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; -оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; -описывать этапы формирования и эволюции звезды; -характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
5/27 | Эволюция звезд | Комбинированный урок | Оценка времени свечения звезды с использованием физических законов и закономерностей. На- чальные стадии эволюции звезд. Зависимость «сценария» эволюции от массы звезды. Особенности эволюции в тесных двойных системах. Графическая интерпретация эволюции звезд в зависимости от физических параметров. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
6/28 | Проверочная работа «Солнце и Солнечная система | Урок контроля | Применение закономерностей, характеризующих тела Солнечной системы. Применение закономерностей, характеризующих диаграмму «спектр — светимость». Применение закономерностей для определения масс звезд системы. Использование элементов схемы, отражающей эволюцию звезд в зависимости от массы. | | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
Строение и эволюция Вселенной (5 ч) Основные виды учебной деятельности Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Объяснение на основе знаний по физики различных механизмов радиоизлучения. Определение типов галактик. Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними |
29 | Наша Галактика | Урок изучения нового материала | Наша Галактика на небосводе. Строение Галактики. Состав Галактики. Вращение Галактики. Проблема скрытой массы. | - характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; - определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; - распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные; | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
30 | Наша Галактика | Комбинированный урок | Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь различных видов туманностей с процессом звездообразования. Характеристика излучения межзвездной среды. Научное значение исследования процессов в разреженной среде в гигантских масштабах. Обнаружение органических молекул в молекулярных облаках. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
31 | Другие звездные системы — галактики | Урок изучения нового материала | Типы галактик и их характеристики. Взаимодействие галактик. Характеристика активности ядер галактик. Уникальные объекты Вселенной — квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Пространственная структура Вселенной. | - объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; - сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; - обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; - формулировать закон Хаббла; - определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; -оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; - интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; -классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; - интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна; -систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
32 | Космология начала ХХ в. | Комбинированный урок | «Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы общей теории относительности А. Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее подтверждение. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
33 | Основы современной космологии | Урок изучения нового материала | Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной.Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |
34 | Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | Урок контроля | Ранние идеи существования внеземного разума. Представление идей внеземного разума в работах ученых, философов и писателей-фантастов. Биологическое содержание термина «жизнь» и свойства живого. Биологические теории возникновения жизни. Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы поиска сигналов разумных существ. Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет. | | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы. | | |