СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование по астрономии для 11 класса.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование составлено по УМК А. Б. Воронцова  - Вильяминова, Е.К. Страута.2017г

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование по астрономии для 11 класса.»

Календарно - тематический план

учебного предмета « Астрономия» 11класс,

Воронцов , Видьяминов

(3ч. в неделю, всего 102 ч.)


урока


Тема урока


Тип урока


Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности.



Требования к результату и уровню подготовки учащихся



Вид контроля.



Оборудование

Демонстрации

Видеоматериал

Презентации


Дата проведения


план


факт



Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

Основные виды учебной деятельности

Поиск примеров подтверждающих, практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса


1/1

Что изучает астрономия


Урок изуче­ния нового материала

Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями.

Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

Фронтальный опрос

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



2/2

Наблюдения — основа астрономии


Комбиниро­ванный урок

Понятие «небесная сфера», основные линии и

точки, горизонтальная система координат. Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды

телескопов и их характеристики.

Фронтальный опрос. Работа с учебником.

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



Практические основы астрономии (5 ч)

Основные виды учебной деятельности

Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.

Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц.


1/3

Звезды и созвездия.

Небесные координаты. Звездные карты

Урок изуче­ния нового материала

1. Определение понятия «звездная величина».

2. Введение понятия «созвездие».

3. Экваториальная система координат, точки и

линии на небесной сфере.


Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах.

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



2/4

Видимое движение звезд

на различных географических широтах

Комбиниро­ванный урок

Исследование высоты полюса мира на различных

географических широтах. Введение понятий «восхо-

дящее светило», «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой

местности.


-воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация звезд;

-объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах.

Фронтальный опрос. Самостоятельная.

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



3/5

Годичное движение Солнца.

Эклиптика


применение знаний и умений

Введение понятий «дни равноденствия» и «дни

солнцестояния», анализ астрономического смысла

дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия «эклиптика». Исследование движения Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности

в течение года.

-воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика;

-объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах,


Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



4/6

Движение и фазы Луны.

Затмения Солнца и Луны


Комбиниро­ванный урок

Анализ модели взаимодействия Земли и Луны.

Сравнительная характеристика физических свойств

Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунно-

го затмений, условия их наступления и наблюдения

на различных широтах Земли.


-объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



5/7

Время и календарь


Урок кон­троля

Периодические или повторяющиеся процессы

как основа для измерения времени. Древние часы.

Введение понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и

научное понятие «местное время». Летоисчисление

в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей.

Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь.


- воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время;

- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

- определять время по расположению светил на небе

Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах.

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



Строение Солнечной системы (7 ч)

Основные виды учебной деятельности

Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения

возмущений и приливов. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач


1/8

Развитие представлений

о строении мира


Урок изуче­ния нового материала

Становление системы мира Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея. Достоинства системы и ее ограничения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Проблемы принятия гелиоцентрической системы мира. Преимущества и недостатки

системы мира Коперника. Границы применимости

гелиоцентрической системы мира. Подтверждение

гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии.


-воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



2/9

Конфигурации планет.

Синодический период


Комбиниро­ванный урок

Конфигурации планет как различие положения Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет.

- воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет


Учебник, звездная карта. Небесная сфера.



3/10

Законы движения планет

Солнечной системы.


применение знаний и умений

Эмпирический характер научного исследования

Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера.

Значение и границы применимости законов Кеплера


-воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица;

-формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



4/11

Определение расстояний

и размеров тел

в Солнечной системе

Комбиниро­ванный урок

Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация. Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции.

-воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта;

-вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



5/12

Практическая работа

с планом Солнечной системы


Урок кон­троля

Определение расстояний до планет Солнечной ситемы с использованием справочных материалов.

Определение положения планет Солнечной системы

с использованием данных «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год.

Графическое представление положения планет Солнечной системы с учетом масштаба и реального расположения небесных тел на момент проведения работы.

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах.

Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



6/13

Открытие и применение закона

всемирного тяготения


Урок изуче­ния нового материала

Аналитическое доказательство справедливости

закона всемирного тяготения. Явление возмущенного движения как доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Применение закона все-

мирного тяготения для определения масснебесных

тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление

приливов как следствие частного проявления закона всемирного тяготения при взаимодействии Луны и

Земли.

-описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

-объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

-характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



7/14

Движение искусственных

спутников и космических аппаратов (КА)

в Солнечной системе


Комбиниро­ванный урок

Общая характеристика орбит и космических скоостей искусственных спутников Земли. История

освоения космоса. Достижения СССР и России в космических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Пилотируемые полеты и высадка на Луну. История исследования и современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами.



Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Основные виды учебной деятельности

Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета». Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метеора и болида. Описание и сравнение природы планет земной группы. Участие в дискуссии. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними

1/15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение


Урок изуче­ния нового материала

Современные методы изучения небесных тел Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Солнечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы

происхождения Солнечной системы.


- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

-определять понятия: Солнечная система, планета;

-объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



2/16

Земля и Луна — двойная планета


Комбиниро­ванный урок

Определение основных критериев характеристики и сравнения планет. Характеристика Земли

согласно выделенным критериям. Характеристика Луны согласно выделенным критериям. Сравнительная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий различия. Сравнительная характеристика рельефа планет. Сравнительная характеристика химического состава планет. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной системы.

-определять и различать понятия: планета, ее спутники;

-описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах.

Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



3/17

Две группы планет


Комбиниро­ванный урок

Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством

происхождения тел Солнечной системы. Выделение

критериев, по которым планеты максимально отличаются.



- определять понятия: планеты земной группы;

-перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

-проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



4/18

Природа планет земной группы


Урок изуче­ния нового материала

Основные характеристики планет земной группы

(физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутников. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли.



Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



5/19

Урок-дискуссия «Парниковый

эффект: польза или вред?»


Комбиниро­ванный урок

Физические основы возникновения парникового

эффекта. Естественный парниковый эффект и его

проявления на Венере и Марсе. Искусственный (антропогенный) парниковый эффект и его последствия для Земли. Региональные особенности проявления факторов, способствующих возникновению антропогенного парникового эффекта. Основные направления снижения последствий антропогенного парникового эффекта.




Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



6/20

Планеты-гиганты,

их спутники и кольца


Комбиниро­ванный урок

Основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение. Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение

спутников. Кольца планет-гигантов и их особенности. Происхождение колец.


-описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



7/21

Малые тела Солнечной системы

(астероиды, карликовые планеты и кометы)


применение знаний и умений

Астероиды и их характеристики. Особенности

карликовых планет. Кометы и их свойства. Проблема астероидно-кометной опасности для Земли.


-определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты;

-характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

-описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

-описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

-объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Работа с учебником и звездной картой. Работа в группах.

Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



8/22

Метеоры, болиды, метеориты


Комбиниро­ванный урок

Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере

Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности

явления болида и характеристики метеоритов. Гео-

логические следы столкновения Земли с метеоритами.



Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



Солнце и звезды (6 ч)

Основные виды учебной деятельности

На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности на основе

знаний о плазме, полученных в курсе физики. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю.

Определение понятия «звезда».Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость». На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса; оценка времени

свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволюции звезд.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач


1/23

Солнце: его состав и внутреннее

строение


Урок изуче­ния нового материала

Современные методы изучения Солнца. Энергия

и температура Солнца. Химический состав Солнца.

Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца.


-определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость;

-характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

-описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

-объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

-описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



2/24

Солнечная активность

и ее влияние на Землю


Комбиниро­ванный урок

Формы проявления солнечной активности. Распространение излучения и потока заряженных частиц в межзвездном пространстве. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы.

Физические основы воздействия потока солнечного

излучения на технические средства и биологические

объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях.



Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



3/25

Физическая

природа звезд


Комбиниро­ванный урок

Астрономические единицы измерения

расстояний. Аналитическое соотношение между

светимостью и звездной величиной. Абсолютная

звездная величина. Ее связь с годичным параллаксом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр —

светимость». Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом изучения двойных систем. Модели звезд.


-определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год;

-вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

- называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



4/26

Переменные и нестационарные

звезды


применение знаний и умений

Основы классификации переменных и неста-

ционарных звезд. Затменно-двойные системы. Цефеиды — нестационарные звезды. Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. Значение переменных и нестационарных звезд для науки.


-объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

-описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

-оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

-описывать этапы формирования и эволюции звезды;

-характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр



Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



5/27

Эволюция звезд


Комбиниро­ванный урок

Оценка времени свечения звезды с использованием физических законов и закономерностей. На-

чальные стадии эволюции звезд. Зависимость «сценария» эволюции от массы звезды. Особенности эволюции в тесных двойных системах. Графическая

интерпретация эволюции звезд в зависимости от физических параметров.


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



6/28

Проверочная работа

«Солнце и Солнечная система


Урок кон­троля

Применение закономерностей, характеризующих

тела Солнечной системы. Применение закономерностей, характеризующих диаграмму «спектр — светимость». Применение закономерностей для определения масс звезд системы. Использование элементов схемы, отражающей эволюцию звезд в зависимости от массы.




Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Основные виды учебной деятельности

Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Объяснение на основе знаний по физики различных механизмов радиоизлучения. Определение типов галактик. Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними

29

Наша Галактика


Урок изуче­ния нового материала

Наша Галактика на небосводе. Строение Галактики. Состав Галактики. Вращение Галактики. Проблема скрытой массы.


- характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика;

- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

- распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные;


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



30

Наша Галактика


Комбиниро­ванный урок

Состав межзвездной среды и его характеристика.

Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь

различных видов туманностей с процессом звездообразования. Характеристика излучения межзвездной среды. Научное значение исследования процессов в разреженной среде в гигантских масштабах.

Обнаружение органических молекул в молекулярных облаках.



Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



31

Другие звездные системы —

галактики


Урок изуче­ния нового материала

Типы галактик и их характеристики. Взаимодействие галактик. Характеристика активности ядер галактик. Уникальные объекты Вселенной — квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Пространственная структура Вселенной.


- объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;

- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

- формулировать закон Хаббла;

- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

-оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

-классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;

- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна;

-систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



32

Космология начала ХХ в.


Комбиниро­ванный урок

«Красное смещение» в спектрах галактик. Закон

Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы общей теории относительности А. Эйнштейна. Теория

А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее

подтверждение.



Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



33

Основы современной

космологии


Урок изуче­ния нового материала

Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной.Темная энергия и ее характеристики. Современная

космологическая модель возникновения и развития

Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение.



Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.



34

Урок-конференция

«Одиноки ли мы во Вселенной?»


Урок кон­троля

Ранние идеи существования внеземного разума. Представление идей внеземного разума в работах ученых, философов и писателей-фантастов. Биологическое содержание термина «жизнь» и свойства

живого. Биологические теории возникновения жизни. Уникальность условий Земли для зарождения

и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы

поиска сигналов разумных существ. Перспективы

развития идей о внеземном разуме и заселении других планет.


Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Таблицы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!