№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Деятельность обучающихся | Виды, формы контроля |
| Введение (1час) | | | |
Формирование УУД Личностные: осваивают личностный смысл учения, желание учиться. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
1 | Лирические жанры (эпос, лирика, драма) | 1 | Знакомство с учебником, беседа | Коллективный |
| Устное народное творчество(6ч) | | | |
2 | Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | Комментированное чтение, составление таблицы, анализ былины | Коллективный, индивидуальный |
3 | Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник». Образ Ильи Муромца | 1 | Анализ былины, творческая работа | Коллективный, групповой |
4 | Образы былинных богатырей в литературе, живописи, музыке. Урок-игра по былинам об Илье Муромце | 1 | Литературная игра «Умники и умницы» по былинам | Коллективный, индивидуальный |
5 | Русская народная песня РС Обрядовый фольклор. Календарная обрядовая поэзия. Семейные обряды. | 1 | Анализ песенного жанра в фольклоре | |
6 | «Повесть временных лет», её значение. | 1 | Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта | Коллективный, индивидуальный |
7 | Вн/чт «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе | 1 | Сообщение подготовленного ученика, чтение повести, составление таблицы | Коллективный, индивидуальный |
| Из русской литературы XVIII века (4ч) | | | |
Личностные: любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. Познавательные: формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание в устной форме |
8 | М. В. Ломоносов. Оды. Теория о трех штилях. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист» | 1 | Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам Проверка знания наизусть текстов М.Ломоносова; Беседа о его заслугах перед наукой. | Коллективный, групповой, индивидуальный |
9 | Г.Р. Державин. Краткие сведения о поэте. «Властителям и судиям» | 1 | Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя | Коллективный, индивидуальный |
10-11 | РС Ф.А.Абрамов «Безотцовщина», «Трава-мурава» Рассказы Ф.Абрамова | 1 | Аналитическая беседа | Коллективный, индивидуальный |
| Из русской литературы XIX века (27ч) | | | |
Личностные: любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание в устной форме |
12-13 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» Своеобразие, основ ной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык). Образование и образованность; воспитание и семья | 2 | Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя | Коллективный |
14 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава». («Полтавский бой»). Образ Петра Первого. | 1 | Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения | Коллективный, индивидуальный |
15 | «Песнь о вещем Олеге».Особенности жанра песни. | 1 | Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа | Коллективный, индивидуальный |
16 | Р.Р. Аудиторное сочинение на тему «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 | Аналитическая беседа, творческая работа | Индивидуальный |
17 | Вн.чт. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин» | 1 | Выступление учащихся, литературоведчес- кий анализ | Индивидуальный, контрольный |
18 | М. Ю. Лермонтов Краткий рассказ о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение | Индивидуальный, контрольный |
19 | Историческая эпоха в «Песне...» Иван Грозный в изображении М.Ю Лермонтова | 1 | Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ | Коллективный, индивидуальный |
20 | Вн.чт. «Москва Ивана Грозного». Заочная экскурсия в историко-литературный музей | 1 | Выступление подготовленных учащихся | Коллективный |
21-22 | Н.В.Гоголь в Петербурге. «Шинель»: основ ной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». | 2 | Комментированное чтение, словарная работа | Коллективный |
23 | Р.Р. Аудиторное сочинение на тему «Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»» | 1 | Творческая работа | Индивидуальный |
24 | Вн.чт. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино) | 1 | Аналитическая беседа | Коллективный |
25-26 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант. «Певцы»:основная тема рассказа Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха. | 2 | Комментированное чтение | Коллективный, индивидуальный |
27-28 | Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга | 2 | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Коллективный, индивидуальный |
29 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» Особенности сказки. | 1 | Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей | Коллективный |
30 | Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев | Индивидуальный, коллективный |
31 | РС Б. Шергин «Для увеселения» | 1 | Комментированное чтение | Коллективный |
32 | Контроль уровня литературного образования | 1 | | Тест |
33 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце» | 1 | Словарная работа, комментированное чтение, беседа | Составление цитатного плана Составление рассказа очевидца |
34-35 | Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. | 2 | Своеобразия стиля повести | Коллективный |
36 | Вн.чт. Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века РР. Урок по теории литературы. В мире художественного слова А.А.Фета | 1 | Прослушать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова; беседа | Индивидуальный |
37 | А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказов «Хамелеон», «Смерть чиновника» | 1 | Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения | Коллективный |
38 | Вн.чт. «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков. | 1 | Чтение стихотворений наизусть, защита рисунков | Индивидуальный, коллективный |
| Русская литература XX века (22ч) | | | |
Личностные: освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. Знание основных принципов и правил отношения к природе. Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию. Выделяют и формулируют проблему. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: составляют план и последовательность действий. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: интересуются чужим мнением и высказывают свое. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Умеют слушать и слышать друг друга. |
39 | И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа | 1 | Комментированное чтение, аналитическая беседа | Коллективный |
40 | А.И.Куприн. «Чудесный доктор», «Allez!» | 1 | Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведения | Коллективный |
41 | А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Трилогия «Детство». | 1 | Комментированное чтение, беседа | Индивидуальный, коллективный |
42 | Народная Россия в изображении М.Горького. гуманистическая направленность повести | 1 | Анализ, ответы на вопросы | Индивидуальный, коллективный |
43 | М.Горький. «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко» | 1 | Комментированное чтение, беседа | Индивидуальный, коллективный |
44 | В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче». РР. Урок по теории литературы. В мире художественного слова В.В.Маяковского | 1 | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой | Индивидуальный, коллективный |
45 | С.А.Есенин. Рассказ о поэте. «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» | 1 | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой | Групповой |
46 | И.С.Шмелев. «Русская песня», «Лето господне», «Яблочный спас» | 1 | Словарная работа, беседа по тексту, анализ произведения | Коллективный |
47 | М.М.Пришвин. «Москва-река» . РР. Урок по теории литературы. В мире художественного слова М.М.Пришвина | 1 | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа | Индивидуальный, коллективный |
48 | К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Обыкновенная земля | 1 | Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа | Индивидуальный, коллективный |
49 | Р.Р. Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться». Аудиторная творческая работа | 1 | Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Индивидуальный |
50-51 | А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями» «Василий Теркин»- поэма про бойца | 2 | Чтение стихотворения, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Индивидуальный, коллективный |
52 | Вн.чт На дорогах войны. | 1 | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Индивидуальный |
53-54 | Б.Л.Васильев «Летят мои кони».«Экспонат №…» | 2 | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа | Индивидуальный коллективный |
55 | В.М.Шукшин. Слово о малой Родине. «Чудик» | 1 | Знакомство с творчеством автора, аналитическая работа | Коллективный |
56 | Вн.чт. Талант, согретый любовью к людям. Жизнь и творчество В.М.Шукшина | 1 | Комментированное чтение, беседа | Индивидуальный, коллективный |
57 | РР. Урок по теории литературы. Художественно-выразительные средства. Русские поэты XX века о России. | 1 | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Индивидуальный |
58 | РС. Н.М.Рубцов «Звезда полей», «В горнице», «До конца» | 1 | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами | |
59-60 | РС. Е.С. Коковин. «Детство в Соломбале», «Вожак санитарной упряжки» | 2 | Анализ произведений, отзыв | |
| Зарубежная литература (8ч) | | | |
61 | Сонеты У.Шекспира | 1 | Чтение,анализ, работа с лексикой | Коллективный, индивидуальный |
62 | Мацуо Басё. Японские хокку. | 1 | Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа | Индивидуальный, коллективный |
63 | Стихотворения Р. Бёрнса | 1 | Выразительное чтение стихотворений анализ | Индивидуальный |
64 | Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» | 2 | Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа | Коллективный, индивидуальный |
65 | А.де Сент-Экзюпери «Планета людей». Р.Р. Аудиторная творческая работа | 1 | Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица | Коллективный, индивидуальный |
66 | Творчество Янки Купала | 1 | Словарная работа, комментированное чтение | Коллективный, индивидуальный |
67 | Контроль уровня литературного образования | 1 | | Тест |
68 | Рекомендации на лето | 1 | Знакомство с книгами | |
1. Обрядовый фольклор. Календарная обрядовая поэзия. Семейные обряды.
2. Б.В.Шергин «Для увеселения»
3-4. Е.С. Коковин. «Детство в Соломбале», «Вожак санитарной упряжки»
5-6. Ф.А.Абрамов «Безотцовщина», «Трава-мурава»
7. Н.М.Рубцов «Звезда полей», «В горнице», «До конца»